Жрица искусства» Аркадина
Основа характера Аркадиной — воля к самоутверждению и славе. Всю свою жизнь она поставила на службу профессии. Актерство пронизывает сердцевину ее личности и многое, если не все, определяет в ее характере. Судя по репертуару, Аркадина — актриса «великосветских ролей». Гардероб — половина сценического успеха актрисы этого амплуа. Отсюда пресловутая скупость Аркадиной: «Ведь я артистка; одни туалеты разорили совсем». Отсюда ее «моложавость», необходимая для сцены. Для поддержания профессиональной формы, жизненного тонуса ей необходимо быть постоянно в работе, в движении, в «суете»; необходимо держать себя «в струне»: «Чтобы я вышла в сад непричесанная или в блузе…» Отсюда же ее лидерство в диалогах: она умеет «взять внимание», «задать тон», «захватить площадку», умеет «вести действие». В деревне она «скучает и злится»: для нее «сидеть у себя в номере и учить роль гораздо веселее». Аркадина осмеяла пьесу сына. По словам Треплева, ей ещё до представления досадно, что успех будет иметь не она. Когда Треплев все-таки становится литератором, становится более или менее известным, Аркадина не проявляет к его произведениям никакого интереса. Дорн спрашивает, рада ли она, что её сын писатель, - она отвечает: «Представьте, я ещё не читала. Все некогда». У Аркадиной есть самодовольство. Когда, в сцене ссоры Аркадиной с Треплевым, сын говорит ей, что она играет в жалких, бездарных пьесах, Аркадина отвечает: «Никогда я не играла в таких пьесах!» А ведь она действительно играет в мелких, ничтожных постановках, и это свидетельствует о её непомерном самолюбии и о художнической ограниченности, потому что репертуар тогдашнего театра включал в себя множество «жалких, бездарных пьес», и, конечно, её нередко приходилось играть в них. Треплев прав, обвиняя её в том, что она мирится с этим. Слишком много внимания Аркадина уделяет своим успехам, шумихе, внешней, поверхностной стороне, - недаром она оказывается живой собеседницей беспросветного Шамраева, интересующегося в искусстве только шелухой, чепухой. А она способна со вкусом рассказывать ему, как «её принимали в Харькове», что ей поднесли поклонники её таланта. Все это говорит о том, что для Аркадиной её искусство тоже в известной мере стало обыденщиной. Искусство для Аркадиной это лишь инструмент, с помощью которого она обеспечивает себе безбедное существование, тешит свое тщеславие и черпает жизненную энергию в сценических триумфах у студенческой молодежи. Её привлекает совсем не искусство, как Заречную или Треплева. Театр для Аркадиной только способ вознесения себя самой на ступень выше по сравнению с другими людьми. Ей не нужны высокие чувства, она упивается лишь своей славой и самолюбованием.
Заключение
Пожалуй, ни одна из пьес Чехова не вызывала столько споров как у современников писателя, так и у более поздних исследователей его творчества. Это не случайно, так как именно с “Чайкой” связывают становление Чехова как драматурга, его новаторство в этой области литературы. «Чайка» резко отличается от предыдущих пьес Чехова своим лиризмом, символикой и ярко очерченным столкновением различных концепций искусства, концепций жизни. "Чайка" — произведение для самого Чехова наиболее автобиографическое, личное, раскрывающее лирическое самовыражение автора. В пьесе, написанной в маленьком мелиховском флигеле, Чехов, пожалуй, впервые так откровенно заявил свою жизненную и эстетическую позицию. Пьеса впервые подняла занавес над таинственным миром театра литературы. Чехов откровенно говорит о проблемах современного искусства, изучая его влияние на формирование характеров героев, их судьбу. «Чайка» тесно связана со всеми раздумьями Чехова о сущности таланта. Талант без мировоззрения, без большой художественной мысли – ядовитый цветок, несущий гибель его обладателю. И не смотря на это, совершенно очевидно, что все симпатии Чехова на стороне молодого, ищущего поколения, тех, кто только входит в жизнь. Позиция автора такова, что искусство живёт как единое целое: оно не делится на живопись, вокал, писательство или что-либо другое. Но тем не менее столько различных характеров и творческих концепций представил перед нами автор. Раздумывая о Треплеве и его судьбе, можно сказать: «Талант! Как это ещё мало!» Думая о Нине и о её судьбе, нужно сказать: «Талант! Как это много!». Чехов, конечно, сочувствует Треплеву, быть может, так же глубоко, как сочувствовал он своим братьям, и не только кровным братьям, а и всем братьям по искусству, всем людям таланта. "Сон!" – восклицает Нина в конце второго действия. Что все эти страсти по искусству, как не сон?.. Лишь вполне реальный выстрел в конце пьесы показывает нам, что люди жили, а не играли, что они дорого и реально расплатились за свои сны, что служение Искусству, действительно, требует жертв. И самое болезненное, когда эти жертвы приносят те, кого ты любишь. Анализируя личность каждого из главных действующих лиц, я попыталась отразить их характерные особенности и разницу между собой. Проделав данную работу, я считаю, что смогла раскрыть основные мысли писателя на тему моего исследования. Автор даёт широкую почву для размышлений, поэтому влияние пьесы «Чайка» на мою творческую деятельность неоценимо.
Список использованной литературы
1.А.П. Чехов в воспоминаниях современников. – Москва, 1986. 2.Громов М.П. Книга о Чехове. – Москва, 1989. 3.Захаркин А.Ф. А.П. Чехов. – Москва, 1961. 4.Кулешов В. И. Жизнь и творчество А. П. Чехова. – Москва, 1985 5.Паперный З.С. «Чайка» А. П. Чехова. – Москва, 1980. 6.Смирнова А. С. По страницам жизни и творчества Чехова – Москва, 1993. 7.Чехов А.П. Собрание сочинений: в 12 т. – Москва, 1956. 8.Юшманова Н.Е. А.П. Чехов: уроки нравственности. – Москва, 1985.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |