Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ



2020-02-04 217 Обсуждений (0)
МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем «теневой» экономики. Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 — начала 1992г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, — с другой.

Второй – репрессивный - подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы описанного либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства, направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания. В данном подходе основным звеном являются ОВД, на которых возлагается основной объем работы.

Данная работа предполагает рассмотрение деятельности таможенных органов и органов внутренних дел по борьбе с теневым предпринимательством в Российской Федерации.

Таможенный контроль. Осуществляется Государственным таможенным комитетом РФ. Его задачами являются:

- обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;

- защита экономических интересов РФ;

- организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности исходя из приоритетов развития экономики РФ и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мирохозяйственных связях;

- организация и совершенствование таможенного дела в РФ;

- обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ; обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

Функции, права таможенных органов в осуществлении таможенного контроля закреплены Положение о Государственном Таможенном Комитете Российской Федерации.

Наряду с этим указанные органы федеральной исполнительной власти оказывают органам внутренних дел содействие в выявлении и раскрытии преступлений в сфере экономики путем:

- участия в мероприятиях по поиску носителей и источников информации, свидетельствующих о совершенных преступлениях;

- направления (передачи) материалов, в которых усматриваются признаки преступлений;

- производства документальных ревизий, исследований, различных проверок и обследований;

- использования специалистов этих организаций для участия в процессуальных и иных действиях;

- выдачи справок, документов и дачи консультаций по различным вопросам производственно-хозяйственной деятельности и др.

Предупредительная деятельность органов уголовной юстиции.

Рассмотрим ее на примере МВД РФ.

    Одним из направлений деятельности подразделений по экономическим преступлениям является контроль за осуществлением предпринимательской деятельности. Для выполнения возложенных на них обязанностей органам внутренних дел, в том числе и подразделениям по экономическим преступлениям, при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, предоставлены необходимые права (п. 25 ст. 11 Закона РФ "О милиции")[8]

    - беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями;

    - проводить с участием собственника имущества либо его представителей осмотр производственных, складских и других служебных помещений;

    - изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и денежные операции, а также образцы сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей;

 - проводить контрольные закупки; требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий;

    - получать от их руководителей и материально ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства.

    Милиция в целях предупреждения экономических преступлений наделена законодательством также и другими правами (ст. 11 Закона РФ "О милиции"). Органы предварительного следствия и дознания получают полученные в ходе расследования уголовных дел сведения, имеющие значение для предупреждения преступлений. При производстве предварительного следствия и дознания они выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений (п. 1 ст. 10 Закона РФ "О милиции"), и вносят в соответствующие органы и должностным лицам представления о принятии мер к их устранению (п. 13 ст. 11 Закона РФ "О милиции").

Требование о выявлении причин и условий, способствующих совершению преступлений, закреплено и в нормах уголовно-процессуального законодательства (ст. 21, 21', 21'', 68, 140, 213,321, 355 УПК РФ)[9]

    Предупредительная деятельность органов внутренних дел осуществляется также через взаимодействие со специализированными контролирующими государственными органами. Так, в целях содействия стабилизации обстановки на потребительском рынке и обеспечения взаимодействия министерств и ведомств РФ по вопросам защиты прав потребителей создан Межведомственный совет по защите прав потребителей, который возглавляет председатель Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В состав Совета входят и представители Министерства внутренних дел. Повышение эффективности социально-правового контроля над экономической преступностью. Важным условием эффективного контроля над экономической преступностью является гармоничное, сбалансированное сочетание действенного социально-правового контроля за социально-экономическими и политическими процессами в стране и соблюдения фундаментальных прав человека. Успешное достижение этой цели требует реализации комплекса неотложных мер. Среди них специалисты выделяют некоторые наиболее важные.[10]

1. Внедрения открытости ("прозрачности") принятия экономически значимых решений (о приватизации, акционировании, проведении аукционов и т.д.) государственными должностными лицами. Именно несоблюдение этого фундаментального принципа является важнейшим фактором развития коррупции и связанной с ней криминализации финансовой системы государства. По мнению В.М. Егоршин[11], нарушение установленного порядка открытости принятия решения должно рассматриваться в качестве коррупционного деяния, влекущего жесткие санкции. Это должно исключить выгодность подобного поведения.

2. Важнейшим направлением социально-правового контроля является усиление различных видов контроля за социально-экономическими и политическими процессами, за финансовыми и товарными потоками (бюджетного, банковского, валютного, таможенного и других). Причем в среднесрочной перспективе это направление может дать большие результаты, чем контроль за отдельными лицами. а за социально-экономическими процессами. Сложность проблемы состоит в том, что углубление дискреционного контроля является фактором коррупции и экономической преступности.

3. Последовательно вводить ограничения на совмещение должностей в системе государственной службы и в акционерных обществах с долей государственного участия. В настоящее время такое совмещение вполне законно. Так, Указом Президента РФ "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий"[12] утвержден список важнейших отраслей промышленности, где разрешается поручать на контрактной основе представлять интересы государства в советах директоров должностным лицам органов государственного управления за соответствующее вознаграждение. Пользуясь этим, многие высокопоставленные чиновники министерств и ведомств входят в советы директоров различных акционерных обществ. Этот феномен представляет собой не что иное как узаконенную коррупцию.

4. Нуждается в правовой регламентации процесс перехода государственных служащих на должности руководителей коммерческих предприятий. Целесообразно в этом отношении учесть зарубежный опыт урегулирования подобных вопросов. Во многих странах государственное должностное лицо после увольнения со службы в течение установленного периода должно получать разрешение правительства, прежде чем принять приглашение на работу в частном секторе или начать заниматься коммерческой деятельностью, имеющей отношение к его прежней должности. В России подобное, фактически коррупционное поведение является вполне законным.

5. Необходимо закрепить реально действующие формы коррупции в уголовном законодательстве. К ним, в частности, относятся: коррупционный лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, взносы на проведение выборов, предоставление конфиденциальной информации, традиции перехода государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счёт бюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, обучение детей за рубежом за счет спонсоров и многие другие опасные завуалированные формы коррупции.

6. Важной антикриминогенной мерой является скорейшее законодательное решение вопроса о предоставлении государственными должностными лицами сведений об имущественном положении членов семей. Финансовый контроль за доходами и имуществом должностных лиц и их семей существует во всех цивилизованных странах. Это нашло отражение в Международном кодексе поведения государственных должностных лиц.

7. Ввести обязательную криминолого-экономическую экспертизу проектов криминологически значимых законодательных и иных правовых актов в целях недопущения в них положений (пробелов, исключений и иных недостатков), прямо или косвенно способствующих совершению преступлений в сфере экономики. Проект положения о криминологической экспертизе был разработан по распоряжению Совета безопасности РФ более двух лет тому назад, но так и не был принят, тогда как Положение об экологической экспертизе принято.

8. Необходима практическая реализация конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (п. 1 ст. 19 Конституции РФ).[13] Это предполагает принятие законов об уточнении депутатского иммунитета, об ответственности должностных лиц категории "А" (в том числе и руководителей субъектов Федерации) за нарушения законов и о ликвидации необоснованных привилегий.

9. Создание механизма парламентского контроля над уголовной политикой в сфере борьбы с экономической преступностью.

10.  Важным направлением социально-правового контроля над экономической преступностью является эффективное использование гражданско-правовых инструментов. Не будучи связанным с применением уголовно-процессуального законодательства эти меры позволяют на совершенно легитимной основе, без применения сомнительных репрессивных действий существенно подорвать финансово-экономическую основу наиболее опасных видов преступности, в том числе коррупционной.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важная особенность рыночных преобразований в России состо­ит в том, что чиновники используют свои рабочие места (точнее, власть и информацию, с ними связанные) как один из ресурсов для частно­го предпринимательства. Ясно, что осуществляемое ими предприни­мательство носит “теневой” характер так же, как и предприниматель­ство частных фирм, являющихся их партнерами по бизнесу.

Вторая особенность - чрезмерно большая роль государства в экономике. Она находит свое выражение в двух формах. Во-первых, в сохранении значительного государственного сектора без прежних эко­номических и правовых ограничений. Весьма велика доля госсектора в промышленности (большая часть военно-промышленного комплек­са). Осталась государственной существенная часть энергети­ки, топливно-энергетического комплекса. Естественно, госсектору тре­буются прямые или косвенные дотации из бюджета. В свою очередь, на основе распределения бюджетных дотаций вырастает особый сек­тор “теневой” экономики, когда высокопоставленные чиновники через систему “дружественных“ им фирм разворовывают или “прокручи­вают“ государственные деньги. Далее эти деньги “отмываются“, вкла­дываются в экономику или переводятся за рубеж и т.д. Во-вторых, в чрезмерном и практически бесконтрольном вмеша­тельстве государства в экономическую деятельность. К ней относится создание государственных, полугосударственных или негосударствен­ных “уполномоченных“ компаний, через которые частные фирмы обя­заны выполнять какие-либо насущные функции (например, создание муниципального банка, через который все организации региона обя­заны осуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной до­рогой и др.). Функционирование компаний подобного типа - источ­ник “теневой” активности, так как предприниматели, стремясь получить разрешение на свою деятельность или желая обойтись без “уполно­моченных“, вынуждены им платить.

Другой источник теневых отношений - лицензирование разных видов хозяйственной деятельности. Оно ставит частные фирмы в зави­симость от органов власти и отдельных чиновников и дает последним большие возможности для извлечения теневых доходов. Достаточно распространенная практика – выдача лицензий на какую-нибудь дея­тельность частным фирмам (например, аптекам) так, что получившие их становятся монополистами в одном из районов города. Ясно, что для “обхода“ этого положения конкуренты вынуждены платить. Наконец, прямое силовое подавление конкуренции органами власти в пользу “дружественных“ им компаний. Часто это делается в самых прибыльных отраслях (в торговле бензином, метал­лами, нефтью, в строительстве), когда деятельность конкурентов по­давляется с помощью милиции, налоговой полиции, проверок состоя­ния экологической и противопожарной безопасности, запрещения землеотвода или сдачи земли в аренду ит.п. В таком случае органы власти производят принудительное распределение рыночных ниш, отдавая самые выгодные секторы рынка “дружественным“ фирмам, которые, в свою очередь, отчисляют в пользу этих органов и/или отдельных чиновников часть полученной сверхприбыли.

Вмешательство государственных органов в экономику всегда ве­дет к искусственному неравенству в положении различных частных фирм, всегда (прямо или косвенно) приносит выгоды одним и приво­дит к потерям у других. Значит, оно стимулирует обратное влияние частного бизнеса на государственные органы с целью компенсировать потери (у одних) и увеличить выгоды (у других). В российских усло­виях, когда нет общепризнанных цивилизованных законов, традиций и этики во взаимоотношениях бизнеса и государства, это неизбежно ве­дет к росту “теневой” активности (к подкупу чиновников или, наоборот, их заказным убийствам, если их действия могут лишить фирму дохо­дов и т.п.). В результате чрезмерное вмешательство государства в эко­номику при его слабости и зависимости от различных групп интере­сов порождает благоприятные условия для роста “теневой” экономики.

Третья особенность - сохранение прежних (характерных для советской системы) форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранило прямой контроль за работой ряда секторов экономики, это создает монополизм, порождающий теневую активность. Например, сохране­ние государственного контроля за золотодобычей (как и за добычей большинства видов полезных ископаемых) и ограничение доступа туда частного капитала служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, а возможно, и сотни килограммов в год.

Еще один источник монополизма - деятельность бывших мини­стерств, ведомств и их подразделений. Хотя формально РАО “Газ­пром“, РАО “ЕЭС России“ и т.п. - негосударственные структуры, они сохранили прежние связи и влияние в госаппарате, доступ к конфи­денциальной государственной информации. Однако сейчас они не связаны прежними ограничениями, касающимися государственных ведомств.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации гласит, что угрозы в сфере экономики обусловлены «существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы». [14] Большое значение в сложившейся экономической ситуации принадлежит теневой экономике, ее определяющего воздействия.

Сегодня уже очевидно, что значительное расширение сферы теневой, прежде всего фиктивной и криминальной, экономики ведет не к цивилизованному рынку и демократии, а к установлению корпоративно-бюрократического кланового правления, которое, как свидетельствует история, может быть длительным и даже способным обеспечить определенную социальную стабильность. Проблемой России является явно криминальная, замешанная на теневой деятельности окраска складывающихся кланов. В этой связи небезосновательным представляются высказываемые опасения, что на исход выборов в стране сильное влияние будут оказывать криминальные элементы.

Становится понятно, что особая роль в борьбе с теневой экономикой в настоящее время принадлежит ОВД. Таким образом, следует еще раз заострить внимание на выводах из проделанной работы, а именно на чем должна базироваться деятельность ОВД для обеспечения борьбы с «теневой» экономикой.

Как представляется, деятельность ОВД должна базироваться на следующих принципах:

- благоприятные для бизнеса изменения право хозяйственных условий, причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;

- формирование нового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к «новым русским», проживающим за рубежом;

- укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности;

- установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля.

Итак, в России параллельно легальной экономике возникла теневая, сопоставимая с ней по масштабам. Более того, в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценно образования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется специфический набор профессий со своим кодексом поведения, работают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей, создали особые условия работы предприятий. Специалисты, занимающиеся проблемами теневой экономики, стали вести речь даже о «теневом порядке» в российском обществе. Трудно ожидать, что в ближайшие пять-десять лет эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения.

Так, в ближайшее время результаты, достигнутые государством в борьбе с теневым сектором экономики, будут определяющими для выбора пути дальнейшего развития отечественной экономики и общества: либо российская экономика твердо встанет на путь закона, что позволит реализовать огромный потенциал роста, стать эффективной, как в развитых странах, с сильными демократическими традициями и значительными социальными гарантиями, либо её дальнейшее формирование пойдёт по латиноамериканскому образцу с преобладанием узкогрупповых интересов, недоступных силе закона, обрекающему основные массы населения на нищету. Скорее всего, Россию ожидает постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм. Все зависит только от нашего отношения к судьбе страны.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Егоршин В.М. Преступность в сфере экономической деятельности / В.М. Егоршин, В.В. Колесников. - СПб.: Фонд “Университет”, 2000. - 396 с.

2. Есипов В.М. Теневая экономика: Учебное пособие. / В.М. Есипов. - М.: ОНиРИО Московского института МВД России, 1997. – 110 с.

3. Исправников В.О. Теневая экономика: иной путь и третья сила./ В.О. Исправников - М.: "Российский экономический журнал", 1997. – 196 с.

4. Конституция Российской федерации. – М.: Проспект, 2006. – 32 с.

5. Латов Ю.В. Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики / Ю.В. Латов. - М.: МОНФ, 2001. – 344 с.

6. Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России // Д. Макаров // Вопросы экономики. - 1998. - № 3. – С. 46-59.15. Ginsburgh. V. Macroeconomicpolicy in the presence of an irregular sector. In: The economics of the Shadow Economy / V. Ginsburgh., P. Michel - Ed. By W. Gaerther , andWenig., 1985. – 423 с.

7. Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г . № 1300 // Российская газета. - 1997. - № 247.

8. О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003-2005 годы / По материалам Правительства РФ // Деловой Петербург. – 2002. - № 61. – С. 24-27.

9. О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий: Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г . №1392 // Росс. газета. – 1992. – 20 ноября. - № 251.

10. О милиции: закон от 18 апреля 1991 г . № 1026-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. - № 16. - Ст. 503.

11. Райг И.Х. Перестройка: гласность, демократия, социализм. Постижение / И.Х. Райг.- М.: Прогресс, 1989. -397 с.

12. Саморуков Д.И. Теневики. Борьба с дельцами теневой экономики / Д.И. Саморуков. - М., 2007. 237 с.

13. Уголовный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 192 с.

14. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 464 с.

 


[1] Райг И.Х. Перестройка: гласность, демократия, социализм. Постижение / И.Х. Райг.- М.: Прогресс, 1989. - C. 203.

[2] Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России// Д. Макаров // Вопросы экономики. - 1998. - № 3. – С. 46-59.

[3] Есипов В.М. Теневая экономика: Учебное пособие. / В.М. Есипов. - М.: ОНиРИО Московского института МВД России, 1997. – 110 с.

 

[4] Исправников В.О. Теневая экономика: иной путь и третья сила./ В.О. Исправников - М.: "Российский экономический журнал", 1997. – 196 с.

 

[5] Ginsburgh. V. Macroeconomicpolicy in the presence of an irregular sector. In: The economics of the Shadow Economy /V. Ginsburgh., P. Michel - Ed. By W. Gaerther , and Wenig., 1985. – 423 с.

 

[6] Уголовный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 192 с

[7] Саморуков Д.И. Теневики. Борьба с дельцами теневой экономики / Д.И. Самодуров. - М., 2007. 237 с.

[8] О милиции: закон от 18 апреля 1991 г . № 1026-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. - № 16. - Ст. 503.

[9] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 464 с.

[10] Латов Ю.В. Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики / Ю.В. Латов. - М.: МОНФ, 2001. – 344 с.

[11] Егоршин В.М. Преступность в сфере экономической деятельности / В.М. Егоршин, В.В. Колесников. - СПб.: Фонд “Университет”, 2000. - 396 с.

 

[12] "Российская газета". - 20.11.1992. - № 251.

 

[13] Конституция Российской федерации. – М.: Проспект, 2006. – 32 с.

[14] Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г . № 1300 // Российская газета. - 1997. - № 247.

 



2020-02-04 217 Обсуждений (0)
МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)