Образование и просвещение
В 20-50-е годы изменилось отношение правительства к задачам, которые должна была решать школа в системе просвещения. Если в начале XIX в. приоритетным было общее образование, то теперь школа прежде всего способствовала восприятию нравственности, основанной на религиозных чувствах. В утвержденном в 1828 г. Уставе учебных заведений целью обучения считалось "при нравственном образовании доставлять юношеству средства к приобретению нужнейших по состоянию каждого познаний". В этот период усиливается сословность в системе образования, нарушается преемственность обучения в общеобразовательной школе, что прежде декларировать в правительственных постановлениях. Типы школ сохранялись, но каждый из них становился сословно-обособленным. Приходские одноклассные училища предназначались для детей "самых низших сословий", в них обучали закону божьему, грамоте и арифметике. Уездные трехклассные училища создавались для детей "купцов, ремесленников и других городских обывателей", в их программе были русский язык, арифметика, начала геометрии, история и география. В гимназиях, которые имели семь классов, получали образование главным образом дети дворян, чиновников, богатых купцов. Рескрипт правительства 19 августа 1827 г. еще раз подтверждал, что крепостные крестьяне не должны допускаться в гимназии и университеты, они могут обучаться только в школах, где "предметы не выше тех, кои преподаются в училищах уездных". Все эти меры правительства были направленны на укрепление сословных различий. В одном из циркуляров попечителям учебных округов министр народного просвещения С. С. Уваров подчеркивал, что "при возрастающем повсюду стремлении к образованию наступило время пещись о том, чтобы чрезмерным стремлением к высшим предметам учения не поколебать некоторым образом порядок гражданских сословий". Однако помимо идеологической направленности, в деятельности Министерства народного просвещения было немало сделано для улучшения системы образования: увеличилась численность училищ и гимназий, проведена университетская реформа (1835). Жизнь вносила коррективы в принципы сословности образования. С развитием экономики, увеличением сфер жизни, требующих грамотных, образованных людей, возрастал авторитет знания и необходимость их приобретения. В 30-е годы появилось много ведомственных школ (Министерства финансов, Государственных имуществ, Военного, Духовного ведомств и др.). В 40-50-е годы было создано около 3 тыс. волостных училищ Министерства государственных имуществ. Это была наиболее многочисленная сельская школа в дореформенной России. К первой половине XIX в. относятся попытки участия общественности в распространении образования. В 1819 г. было создано "Общество учреждения училищ по методу взаимного обучения", которое стремилось организовать систему ланкастерских школ. Первоначально правительство поддерживало эту инициативу общественности. Но после того, как ланкастерские школы стали использоваться декабристами (М.Ф.Орлов, Н.Н.Раевский) для целей революционной пропаганды, они были закрыты. Общественной организацией был Комитет грамотности, созданный в 1845 г. при Московском обществе сельского хозяйства. Задачей его было всестороннее распространение грамотности на религиозно-православной основе среди сельского населения. В целом следует отметить известный рост начальной школы. Так, если в начале XIX в. в стране существовало 158 училищ (32 гимназии и 126 уездных училищ), то к середине 50-х годов в каждой губернии было в среднем около 130 начальных школ. Однако подавляющее большинство училищ было сосредоточено в городах. Дореформенная школа была явлением городской культуры. К середине XIX в. в начальных училищах обучалось примерно 0,7 %; в столицах, в некоторых губернских городах - 3-5 % всех жителей. Правда, эта общая картина состояния грамотности может быть несколько скорректирована с учетом различных общественных форм обучения (школы, содержавшиеся на общественные капиталы, частные пансионы, школы грамотности, в том числе среди крестьян-старообрядцев). Однако принципиально изменить средний показатель грамотности в дореформенной России эти данные не могут. Университеты, число которых было прежним, продолжали оставаться основной формой высшей школы в России. Помимо университетов существовали и другие высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия и Главный педагогический институт в Петербурге, Лазаревский институт восточных языков в Москве, духовные, военные, технические училища и академии, многие из которых носили характер закрытых учебных заведений. Во второй четверти XIX в. возникли старейшие в нашей стране технические заведения: Петербургский практический технологический институт (1828 г., ныне - Технологический институт им. Ленсовета), Московское ремесленное училище (1830 г., в настоящее время - Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана). С 30-х годов при гимназиях и уездных училищах открывались реальные классы для изучения технических и коммерческих наук, появились фабричные школы при некоторых текстильных мануфактурах и фабриках, в университетах фабрикантам читались публичные лекции по технической химии, технология производства и т. д. В 1822 г. по инициативе Московского общества сельского хозяйства в России была открыта Земледельческая школа — первое в стране сельскохозяйственное учебное заведение. В 40-е годы широкую известность получила издательская деятельность А.Ф.Смирдина (1795-1857). Он выпустил в свет более 70 собраний сочинений русских писателей, среди них А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, В.А.Жуковского , М.Ю.Лермонтова , И.А.Крылова . Упрощая оформление , увеличивая тираж, Смердин снижал розничные цены, делал книги доступными "для небогатых людей" и тем способствовал их распространению. Смердин впервые ввел в практику книгоиздательского дела писательские гонорары; до этого сочинительство считалось развлечением и почти не оплачивалось. Его заслугой было издание журнала "Библиотека для чтения" (с 1834 г.), который продавался в основном в провинции. Тираж журнала - 5-6 тыс. - был довольно большим для того времени. Развитие библиотечного дела в этот период было связано с открытием публичных библиотек в некоторых губернских и уездных городах. Эти библиотеки, как правило, возникали благодаря усилиям местной общественности, без поддержки правительства. В середине 50-х годов примерно из 40 публичных библиотек, открытых в 30-е годы, продолжали действовать немногим более 10. И все же, несмотря на неблагоприятные условия, публичные библиотеки содействовали распространению книг и журналов. Во многих провинциальных городах они стали важными культурными центрами. Одной из форм распространения книг, периодических изданий становится почта. В середине 40-х годов было положено начало городской почте; наряду с письмами стала осуществлятся пересылка газет. В 1857 г. в России выпущены первые почтовые марки (первая почтовая марка в Западной Европе появилась в Англии в 1840 г.). Достаточно широкое развитие получили художественные выставки. Помимо академических выставок, начало которых относится ко второй половине XVIII в., с 20-х годов XIX в. стали проводится выставки Общества поощрения художеств В Петербурге, с 30-х годов — Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1829 г. в Петербурге и Москве устраивались всероссийские промышленные выставки, в1846 г. была организована первая сельскохозяйственная выставка. Эти выставки освещались в печати и вызывали интерес. НО эти выставки проводились только в столицах. Успехи научной мысли
Общие социально- экономические процессы предреформенного времени оказывали благоприятное влияние на научную мысль. В результате экспедиций русских путешественников были сделаны важнейшие географические открытия. В 1819-1821 гг. в ходе научной экспедиции М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллингаузена была открыта Антарктида. Русские ученые исследовали острова Тихого, Ледовитого океанов, Аляску, нижнее течение Амура. В 1845 г. было создано Русское географическое общество, одно из старейших географических обществ мира. Оно внесло крупный вклад в изучение географии России и других стран. Настоящий переворот в научных представлениях о природе пространства совершил профессор Казанского университета И.И.Лобачевский, открыв новую геометрическую систему, получившую название неевклидовой геометрии (1826). Это открытие ученого создавало предпосылки для обоснования математических концепций современной физики. Развитию технической мысли способствовал рост промышленности. В области электротехники физик, академик Петербургской Академии наук В.В.Петров (1761-1834), демонстрировавший в 1802 г. явление вольтовой дуги, выдвинул идею о ее практическом применении для сварки и плавлений металлов. П.Л.Шиллинг (1786-1837) сконструировал и осуществил в1832 г. в Петербурге первую линию электромагнитного телеграфа. Б.С.Якоби (1801-1874) успешно работал в области создания электродвигателя и основ гальванотехники. Практический опыт, накопленный русской металлургией, послужил основой для появления в этой области крупных специалистов. Выдающимся металлургом был П.П.Аносов (1799-1851). Сделанные им открытия положили начало металлургии высококачественной литой стали. Он раскрыл утерянный в середине века секрет изготовления булатной стали. В 30-е годы на Нижнетагильском металлургическом заводе крепостными механиками Е.А и М.Е. Черепановыми (отец с сыном), была построена паровая железная дорога. Быстрое развитие текстильной, в первую очередь хлопчатобумажной, промышленности содействовало успехам в химии. С именами профессоров Казанского университета Н.Н.Зинина (1812-1880), А.М.Бутлерова (1828-1886) связано создание химической школы, давшей науке много талантливых исследователей. Русская наука первой половины XIX в. имела значительные успехи в развитии медицины, в частности в хирургии. Н.И.Пирогов (1810-1881), профессор Медико-хирургической академии, стал основоположником военно-полевой хирургии, анатомо-эксперементального направления в этой области медицины. В период Крымской войны он впервые применил наркоз при операции на поле боя, неподвижную гипсовую повязку. Четырехтомный атлас Н.И.Пирогова " Типографическая анатомия" получил мировую известность. Общественные науки в первой половине XIX в., несмотря на зависимость от официальной идеологии и политики, отразили в своем развитии социально-экономические противоречия предреформенного времени. Это нашло выражение в обращении экономической науки к конкретному исследованию процессов, происходивших в экономике России. Интерес к отечественной истории, усиливавшийся в это время, был закономерным явлением национального самосознания. " Никогда изучение русской истории не имело такого серьезного характера, какой приняло оно в последнее время, - писал В.Г.Белинский. - Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем".
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |