Концепция национальной идеи в рамках учений славянофилов и консерваторов
В ХIХ веке в России выделилось две основные группы мыслителей — западники и славянофилы. Они высказали противоположные версии цивилизационной принадлежности России. Одна версия связывала Россию с общей европейской судьбой. Россия — Европа, но только отстала от нее в развитии. За столетия ига европейское лицо россиян существенно изменилось, и только Петр сумел вырвать страну из отсталости и сна, повернуть ее снова на магистральный путь европейской цивилизации. Будущее России — в примере Европы, в заимствовании ее государственного, общественного, технологического опыта. Русские должны по примеру ведущих европейских стран выстраивать свою государственность, развивать парламентаризм, демократические традиции, повышать культуру. Важное место западники отводили вопросу о том, что россиянин, наконец, должен осознать себя как независимую творческую личность, знающую и уважающую свои права. Славянофилы заняли противоположную позицию. У России — своя судьба, свой путь в истории. Ей не подходят западные порядки и рецепты лечения общественных болезней. Россия — земля не государственная, а общинная, семейная. В ней прежде всего сильны традиции коллективизма, коллективной собственности. Русский народ не претендует на государственную власть, он доверяет ее монарху, который подобен отцу в семье, его слово и воля — живой закон, не подлежащий оформлению в виде конституций и хартий. Важную роль в жизни страны и ее народа играет православная вера. Именно она и указывает россиянам их истинное предназначение — к истинному нравственному самоусовершенствованию. Славянофильство – неотъемлемая органическая часть русской общественной мысли и культуры 19 в. Постоянный и резкий критик славянофилов В. Г. Белинский писал: «Явление славянофильства есть факт, замечательный до известной степени, как протест против безусловной подражательности и как свидетельство потребности русского общества в самостоятельном развитии» . Славянофильство как идейное течение оформилось в первой половине 40-х годов. Его зачатки, однако, обнаруживаются значительно раньше. Они видны еще в суждениях ряда деятелей, которые вслед за событиями 14 декабря 1825 года всё отчетливее определяли свое место в стане противников освободительного движения. Характерно, что в кругу прежних участников общества «любомудров», среди лиц, настойчиво требовавших в последекабрьские годы отказа от борьбы с существующим строем, ратовавших за «уважение к действительности», находились и будущие славянофилы И. В. Киреевский и А. И. Кошелев. Полемика со славянофилами — первая крупная общественно-политическая, философская, литературная дискуссия 40-х годов. В ней нашла свое идейное выражение борьба общественных группировок вокруг вопроса о национальной идее, путях развития России русской культуры, русской литературы,— борьба, всё более обострявшаяся по мере приближения эпохи, идущей на смену крепостничеству. Противниками славянофилов явились деятели, принадлежавшие к различным направлениям. С критикой славянофильских взглядов выступили, с одной стороны, представители так называемой «западнической» группировки, приверженцы принципов буржуазного либерализма, как например П. В. Анненков, В. П. Боткин, К. Д. Кавелин, Н. X. Кетчер, с другой — поборники идей демократизма, материализма и утопического социализма — В. Г. Белинский и А. И. Герцен. Хотя споры представителей западнической группы с кругом Хомякова, Киреевских и Аксаковых постепенно отходили, на второй план, по сравнению с борьбой нарождавшейся революционной демократии с буржуазно-помещичьим лагерем, всё же они, несомненно, сыграли тогда положительную роль, оставив заметный след в идейной жизни России XIX века.
Заключение
В основе формирования современной парадигмы русской национальной идеи лежат принципы, которые, с одной стороны, соответствуют историческим традициям России, а с другой, - открывают перспективы ее будущего развития. На мой взгляд, это, во-первых, принцип суперэтнического универсализма, который опирается на идею единства общечеловеческого содержания отдельных национальных культур. Во-вторых, это принцип народного капитализма, базирующийся на глубоких исторических корнях народного предпринимательства. В-третьих, это принцип духовности, включающий идеи всеединства и гуманизма, восходящий к христианским традициям русской культуры, утверждающей такие ценности человеческой жизни, как любовь, свобода, сострадание, солидарность, цельность духовной жизни, космизм, универсализм, патриотизм и служение. Современную парадигму русской национальной идеи можно назвать цивилизационной. Она формируется в процессе переплетения и усложнения структур трех предшествующих парадигм - политической, идентификационной и культурологической - на основе поиска места и роли российской цивилизации в общем мировом процессе развития.
Список используемой литературы
1. Зезина М. Р. Кошман Л. В. Шульгин В. С. История русской культуры. – М., 1990 2. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1993 3. Сапронов П. А. Культурология (лекции по курсу культурологии). 4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX вв.). СПб. 1994. 5. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века под ред. Н.М. Волынкина. М., 2006. 6. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России: IX-XX вв.:Учебное пособие. М., 1998. 7. История культуры России. - М., "Знание", 1993. 8. Лихачев Д.С. Русская культура в современном мире. // Новый мир. 1991, №1. 9. Милюков П. История русской культуры. В 3-х тт. - М., 1993-1994. 10. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Учебное пособие по культурологи. - М., 1998.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |