Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы страхования гражданской ответственности перевозчиков и пути их решения



2020-02-03 280 Обсуждений (0)
Проблемы страхования гражданской ответственности перевозчиков и пути их решения 0.00 из 5.00 0 оценок




С увеличением количества перевозок, осуществляемых пассажирским транспортом, все более актуальным становится понятие ответственности перевозчиков, возникающей в рамках гражданского законодательства за вред, причиненный жизни, здоровью либо имуществу пассажиров и третьих лиц. Тем более что возмещение вреда не всегда осуществляется в полном объеме и своевременно. К тому же очевидны и проблемы, стоящие перед перевозчиками — сложность и продолжительность судебных процедур, зачастую отсутствие у транспортников необходимых средств для возмещения причиненного вреда. Поэтому в ряде стран в течение последних 20—30 лет были приняты законы об обязательной финансовой ответственности перевозчика за вред, причиненный пассажирам и третьим лицам.

В постсоветской России, как известно, после появления пассажирских перевозчиков различных форм собственности был ослаблен контроль, как за качеством предоставляемых услуг, так и за обеспечением безопасности перевозок. Это касается всех видов транспорта общего пользования: и автомобильного, и воздушного, и водного, и железнодорожного. В результате увеличилась аварийность на пассажирском транспорте. В первую очередь по вине негосударственных перевозчиков. В то же время доля таких перевозчиков, в том числе физических лиц, с каждым годом растет. В целом же только на автомобильном транспорте к 1 января 2003 г. количество действующих лицензий на перевозку пассажиров и грузов превысило 424 тысячи. И это при том, что лишь в течение 2002 г. на лицензируемом автотранспорте произошло 7443 ДТП, в которых погибло 1374 человека [7, стр. 35]. Естественно, ущерб, который несут из—за аварий и катастроф на транспорте конкретные граждане, оказавшиеся в роли пострадавших, а также общество в целом, весьма значителен. И потому сегодня весьма актуален вопрос «Как на практике обеспечить безопасность перевозок, а если несчастье, не дай Бог, произошло, то как возместить ущерб пострадавшим?»

Необходимость обязательного личного страхования пассажиров обусловлена в первую очередь тем, что любой вид транспорта относится к источнику повышенной опасности. Особенное значение обязательное страхование пассажиров приобретает в настоящее время, в условиях возросшего риска совершения террористических актов на транспорте.

В России система обязательного страхования на транспорте начала внедряться в 90—е годы, но лишь в отношении защиты жизни и здоровья пассажиров, перевозимых междугородным транспортом. Указами Президента РФ от 07.07.92 №750 и от 06.04.94 №667 было введено обязательное личное страхование пассажиров, перевозимых междугородным транспортом. Этот вид страхования, несомненно, является важным элементом социальной защиты граждан. Однако система страхования и установленная страховая сумма по возмещению ущерба жизни и здоровью пассажира в объеме 120 МРОТ, не обеспечивает в должном объеме защиту интересов пассажиров. О возмещении вреда имуществу пассажира речь вообще не велась.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, ответственность перевозчика по договору перевозки определяется ГК РФ и транспортными Уставами и Кодексами. В соответствии с ГК РФ перевозка пассажиров, багажа и грузов осуществляется на основании договора перевозки. Если в период его действия будет причинен вред жизни или здоровью пассажира, то перевозчик несет ответственность в соответствии с правилами главы 59 ГК РФ "Обязательства вследствие причинения вреда" [3,гл.59]. Если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность.
   Установлена также ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира и опоздание прибытия пассажира в пункт назначения. Согласно ГК РФ перевозчик несет ответственность за нанесение ущерба грузу или багажу, произошедшее после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или пассажиру, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза (багажа) произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Проект закона «Об обязательном страховании ответственности перевозчиков» предусматривает обязательное страхование ответственности перевозчиков за причинение вреда личности или имуществу гражданина, а также вреда, причиненного имуществу юридического лица при осуществлении деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а именно с использованием транспортных средств для перевозки пассажиров и грузов. Необходимость принятия такого закона обусловлена тем, что по завершению процесса реформирования железнодорожного транспорта на рынке железнодорожных перевозок появляется значительное число частных перевозчиков, финансовые возможности которых несопоставимы с финансовыми возможностями ныне действующих перевозчиков. В такой ситуации причиненный перевозчиком убыток, не может быть им компенсирован своевременно и в полном объеме из-за недостаточности собственных средств. Взыскание же его в суде может привести к банкротству перевозчика. Проектом закона предусмотрено, что страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный вред, составит 400 тысяч рублей. Это позволит обеспечить возмещение ущерба, нанесенного пострадавшим, без обращения взыскания на денежные средства и имущество перевозчика, что позволит перевозчику направить эти денежные средства на модернизацию средств транспорта и систем безопасности.

Принятие закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика» способствует гармонизации российского законодательства с законодательством ряда стран СНГ, а именно с Белоруссией, Казахстаном, Молдовой и Украиной, которые тоже приняли соответствующие законы и постановления. Принятие такого закона станет дополнительной гарантией в рамках международных, в первую очередь европейских стандартов возмещения ущерба, что, в свою очередь, послужит повышению привлекательности российских перевозчиков на международном рынке транспортных услуг [26].

Принятие закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика» позволит создать общегосударственную систему обеспечения гарантий возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу пассажиров и третьих лиц. Она включает в себя следующее:

а) гарантированность прав пассажиров и третьих лиц, которым причинен вред при осуществлении перевозки, на страховое возмещение;

б) единообразие, всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности на всех видах перевозок;

 в) повышение финансовой устойчивости перевозчиков: в пределах страховых сумм, установленных настоящим законом, перевозчики защищены от имущественных претензий со стороны пассажиров и третьих лиц путем уплаты перевозчиком страховых премий, размер которых существенно ниже возможной суммы возмещения по страховому случаю;

г) непрерывность страховой защиты на всех видах перевозок, включая смешанные: ответственность перевозчика перед пассажирами застрахована в любой момент поездки, начиная с посадки и сдачи багажа для перевозки, и заканчивая высадкой и получением багажа, а также в период нахождения пассажира на вокзале в течение одного часа до начала поездки и одного часа после ее окончания. Ответственность перевозчика перед третьими лицами застрахована в течение всего процесса эксплуатации транспортного средства;

д) недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров и третьих лиц. При этом весьма важным, как с точки зрения социальной направленности, так и с целью защиты имущественных интересов транспортников, является распространение действия системы обязательного страхования ответственности перевозчиков на все виды перевозок (междугородние, пригородные, городские) и всеми видами транспорта, включая такси и метрополитен. Предлагаемый проект закона наполнит конкретным содержанием декларативные статьи о необходимости страхования, содержащиеся в транспортных Уставах и Кодексах.

Законопроект также призван дополнить объем страхового покрытия, не предусмотренного законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в части вреда, причиненного перевозимым грузом, введя заодно более четкое разграничение зон действия этих правоустанавливающих документов в отношении причинения вреда пассажирам, находящимся в транспортном средстве, явившимся виновником ДТП [21, стр.99]. Предлагается сохранить за законом о гражданской ответственности автовладельцев покрытие ущерба жизни, здоровью и имуществу лиц, не находящихся в застрахованном транспортном средстве. Тем более что в настоящее время этот закон не дает четкого понятия других лиц, которым может быть причинен ущерб.

 

 

Заключение

 Мировой опыт показывает, что система обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков приносит положительный результат и в отношении обеспечения адекватной, своевременной компенсации ущерба пострадавшим пассажирам, а также третьим лицам, и в плане сохранения финансовой состоятельности перевозчиков.
   Особое значение обязательное страхование пассажиров приобретает в настоящее время в условиях, когда возрастают риски террористических актов на транспорте. Меры по предотвращению этих угроз требуют, естественно, финансирования.

 По данным Ассоциации транспортных страховщиков, за период с 1994 по прошлый год только ее члены израсходовали на финансирование предупредительных и антитеррористических мероприятий порядка 2 миллиардов рублей. А недавно принятой отраслевой программой по повышению безопасности движения на железнодорожном транспорте, которая рассчитана на 5 лет, предусмотрено потратить на эти цели 8 миллиардов рублей, из которых 1 миллиард будет привлечен из средств страховых компаний.

Таким образом, введение обязательного страхования позволит сформировать еще один значительный источник для реализации этих планов.

В условиях рыночной экономики пассажир должен иметь право на выбор вида транспорта, скорости и маршрута движения, наконец, уровня сервиса в зависимости от своей платежеспособности. Пассажир вправе также рассчитывать на полноценное и своевременное возмещение ущерба, причиненного ему в процессе перевозки, вне зависимости от вида транспорта, избранного им. А если более конкретно, то пассажир должен быть уверен, что на любом этапе перевозки и на любом виде транспорта любой ущерб, причиненный его жизни, здоровью и имуществу, будет возмещен — с момента прихода его на вокзал (станцию отправления, остановку и т.д.) и до момента покидания им станции назначения.

Третьи лица, не находящиеся в договорных отношениях с перевозчиком, вправе рассчитывать на полноценное и своевременное возмещение ущерба, который может быть причинен им как в результате эксплуатации собственно транспортного средства, так и перевозимым грузом (контейнером, упаковкой и т.д.).

Отношения по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика регулируются Гражданским Кодексом РФ, Кодексами и Уставами Российской Федерации по отдельным видам транспорта, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены правила иные, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Исходя из вышеизложенного, принципы организации страхования в отношении гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда пассажирам и третьим лицам должны быть едиными. Но хотя ГК РФ не делает различия между видами транспорта в отношении подходов к страхованию, однако в настоящее время на различных видах транспорта такого единообразия не существует. В транспортных Уставах и Кодексах зафиксированы разные подходы, как к объему страхового покрытия, так и к страховым суммам и лимитам ответственности.

 

 

Список литературы

1.  Закон РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-I «Об организации страхового дела Российской Федерации» (с изм. и доп.), ст. 25, п. 1.

   2. “Гражданский кодекс РФ”/часть 2/глава 48: Страхование, 2002

   3. Гражданский Кодекс РФ "Обязательства вследствие причинения вреда", гл.59.

4. "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации"– Федеральный закон от 7.3.2001 № 24-ФЗ.

5.   Сербиновский Б. Ю., Гарькуша В.Н. страховое дело: Учебное пособие для вузов. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д» «Феникс», 2000 – 384с.

6.   Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: Учебное пособие. – М.: ИНФАРА – М, 2004. – 312с. – (Серия «Высшее образование»).

7. Сборники ГИБДД МВД РФ "Дорожно-транспортные происшествия в России".2000 - 2003гг.

8. Шахов В.В. Страхование: учеб. для вузов - М.: 2000. – 311с. ЮНИТИ – ДАНА.

   9. Страхование: Принципы и практика /Д. Бланд, 2000

   10. Теория и практика страхования. Учебник / под ред.Турбиной К.Е. – М. «Анкил 2003»

   11. Гвозденко А.А. Страхование: учеб. – М. : ТК Велби, Изд – во Проспект, Г25 2004 – 464 с.

   12. Страхование: теория, практика и зарубежный опыт./ Под ред Агеева П.П. – М.: 2000. – 376 с.

   13. Справочник по страховому бизнесу./ Под ред. проф. Уткина Э.А. – М.:2000. – 416 с.

 14. Страхование: Учебник / Под ред. Т. А. Федоровой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономист, 2004 – 875 с.

15. Шинкаренко И.Э. страхование ответственности: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 1999. – 352 с.: ил.

16. Долгова А.В. Страховое дело: Курс лекций для студентов ВГЭТК, Специальность: 0606. – Волгоград, ВГЭТК, 2003 – 172 с.

17. Шихов А. К. Страхование: учеб. пособие : - М.:     ЮНИТИ, 2001 – 431 с.

18. Страхование грузов” Базилевич В.Д., Базилевич К. С. , Знання 2000г.

19.Гармаш Д. В. Система страховых рисков профессиональных участников финансового рынка / Страховое дело. № 9. 2004

20. Страхование на транспорте. Сборники нормативно—правовых и информационных материалов .Москва, АССОТ, 2000гг., вып.1—3.

21. Справочник по безопасности дорожного движения руководителя предприятия и предпринимателя, осуществляющего перевозку пассажиров и грузов. Министерство транспорта РФ, ННПФ "Трансконсалтинг", 2003 г.

22. Багларова Л. «Рейтинговая высота», №3, 2004г., с. 5.

23. Табаков А. «Эксперт», №38 от 13.10.2003г., с. 19

24. Багларова Л. «Корпоративные новости», №4, 2004г., с. 5.

25 http://www.barkett.ru

26. http://www.klerk.ru

27. http://www.legislature.ru/fund/index.html

28. http://[email protected]

29. http://www.balva.ru

30. http://www.download.php.cat.ru

 

 



2020-02-03 280 Обсуждений (0)
Проблемы страхования гражданской ответственности перевозчиков и пути их решения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы страхования гражданской ответственности перевозчиков и пути их решения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (280)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)