Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Неполная семья как современная социально-демографическая проблема



2020-02-03 317 Обсуждений (0)
Глава 1. Неполная семья как современная социально-демографическая проблема 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Неполная семья как современная социально демографическая проблема…………………………………………………………………….5

1.1. Неполная семья на современном этапе эволюции института семьи: понятие, характеристика, основные тенденции и факторы роста………5

1.2. Основные типичные проблемы неполных семей……………………8

Глава 2. Неполная семья как объект социальной работы………………12

2.1. Основные направления социальной работы с неполными семьями…………………………………………………………………….12

2.2. Основные формы и методы социальной работы с неполными семьями…………………………………………………………………….20

2.3. Результаты социологического опроса………………………………23

Заключение………………………………………………………………..29

Библиографический список……………………………………………..31

 

Введение

 

Актуальность темы. Семья – важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения, в ней человек рождается, через нее продолжается человеческий род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

На современную семью оказывает влияние множество факторов: индустриализация, урбанизация, образование, религия и др. Являясь основополагающим институтом в структуре общества, семья особенно чувствительна к всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизнедеятельности, ее стабильности и воспитательной дееспособности.    

Тенденции, связанные с трансформацией семьи как социального института, постоянно находятся в фокусе внимания современной науки. В науке изучение семьи выделено в самостоятельную отрасль научного изучения – семьеведение, или фамилистику, которая соединяет и интегрирует в себе знания из различных научных областей (социологии, психологии, педагогики, медицины, права, философии и др.). Наибольшее число работ посвящено вопросам репродуктивного поведения семьи, проблемам совмещения профессиональных и семейных ролей работающих женщин, распределению власти и семейных обязанностей. В то же время некоторые важные проблемы изучены еще явно недостаточно (анализ воспитательной функции семьи, роль мужчины в семье, последствия разводов и т.д.). К числу малоизученных в отечественной науке вопросов относятся также проблемы неполных семей и вопросы теории и практики социальной работы с этой категорией.

Между тем отечественная практика успела уже накопить достаточно богатый опыт социальной работы с этой категорией социально уязвимых семей. Сегодня этот опыт нуждается в тщательном осмыслении и соединении с теоретическими основами социальной работы.

Объект курсовой работы. Неполные семьи как одна из современных форм семейного жизнеустройства и, одновременно, объект социальной работы.

Предмет. Основные направления, формы и методы социальной работы с неполной семьей.

Целью курсовой работы является определение места неполных семей в современном обществе.

Задачи:

1. Раскрыть понятие неполной семьи, представить принятую в специальной литературе характеристику и типологию неполных семей.

2. Изучить законодательные основы и раскрыть правовые особенности мер социальной поддержки неполных семей в России.

3. Выделить и охарактеризовать основные направления социальной работы с неполными семьями в учреждениях социальной помощи семье и детям.

4. Раскрыть основные формы и методы социальной работы с неполными семьями.

5. Провести социологический опрос и на его основе составить социально-психологический портрет и определить основные проблемы одиноких матерей – клиенток Центра социальной помощи семье и детям.

Основной метод исследования, использовавшийся в данной работе, – это системный анализ. Данный метод использовался в сочетании с методами анализа статистических данных, анализа нормативных документов, социологических методов исследования (социологический опрос).

Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы студентами специальности социально-культурный сервис и туризм для более углубленного изучения дисциплины.

 

Глава 1. Неполная семья как современная социально-демографическая проблема

1.1. Неполная семья на современном этапе эволюции института семьи: понятие, характеристика, основные тенденции и факторы роста

 

В человеческом обществе семья представляет собой комплексное социальное образование, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и социальных потребностей. Она представляет собой такую социальную группу, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и вообще со своим существованием. Все это приводит к тому, что по отношению к семье вовсе не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отмечал американский социолог В.Гуд, «мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно» [15; 198].

Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет определенные функции, исторически развивается. Исходя из результатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство ученых сегодня придерживается точки зрения, что семья в своей эволюции прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная, пуналуальная, синдиасмическая и моногамная семья. Общей характеристикой этой эволюции является сужение круга половых партнеров и количества членов семьи, связанных кровным родством, в целом.

Историческая эволюция семьи как социального института привела к тому, что в современном мире какого-либо единого типа семьи не стало. На протяжении последних примерно 150 лет институт семьи подвергся значительным трансформациям, в результате которых брачно-семейная структура современного человечества стала относительно разнообразной.

Факторами трансформации института семьи явилось множество макросоциальных процессов и изменений в области мировой экономики, политики, права, религии, медицины, педагогики и т.д. Безусловное влияние на трансформацию семьи в современном мире оказали:

- государство (смена общественных отношений, политики, идеологии, что привело к изменению образа жизни и сознания многих людей);

- мировые тенденции трансформации института семьи;

- социально-экономическая ситуация.

 

В результате этих объективных и, по существу, прогрессивных процессов, традиционная семья, т.е. семья, основана на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей, была вынуждена значительно потесниться и предоставить место нестандартным типам семейного жизнеустройства и брака.

Традиционный моногамный брак перестал быть основной формой реализации сексуальных инстинктов партнеров. Сегодня реализация сексуальных инстинктов, помимо случайных половых связей, возможна через поддержание постоянных связей в следующих формах брака и семейного жизнеустройства:

-  традиционная моногамия;

-  проживание в одиночестве (холостячество);

-  бездетный брак;

-  одинокие матери;

- сожительство (двое живут вместе без заключения брачного договора и регистрации);

- вторичный брак (после развода);

- групповой брак (один муж с несколькими женами и наоборот). Партнеры принимают моральные обязательства друг другу в плане любви и поддержки, и принимают все виды ответственности традиционного брака;

- открытый брак, когда партнеры без стыда обогащают «друг друга посредством игры в любовь»;

- синергамный брак, близкий к двоеженству, двоемужеству, возможно и двойное двоеженство;

- расширенная семья (добровольно объединяющиеся брачные пары, живущие вместе, хотя и не являющиеся родственниками по крови);

- свингинг и групповой секс (женатые и неженатые пары объединяются и меняются брачными партнерами);

- коммуны (где секс варьируется от пуританства до вседозволенности).

Из всего перечисленного многообразия, нетрадиционных форм брака и семейного жизнеустройства, наиболее распространенными сегодня все же являются: проживание людей в одиночестве или с людьми, которые не являются их родственниками, бездетные браки, внебрачные гетерогенные и гомогенные (однополые) сексуальные союзы, а также семьи с одним родителем и ребенком (детьми), образовавшиеся после разводов, в результате внебрачного сожительства или случайных половых связей.

Последние формы семейного жизнеустройства в литературе и обиходе получили название неполных семей. Под термином «неполные семьи» понимаются такие категории семей, в которых одинокий родитель проживает с ребенком  несовершеннолетнего возраста и несет за него  основную ответственность. Проще говоря, неполные семьи – это семьи с одним родителем (чаще, матерью) и ребенком (детьми).

Неполные семьи можно классифицировать по различным признакам: причинам, вследствие которых они образовались, полу родителя, структуре (количеству детей, наличию или отсутствию совместно проживающих родственников), наличию и мере участия второго родителя в воспитании ребенка (детей), этапу жизненного цикла семьи (определяется как возрастом родителя, так и возрастом детей).

Наиболее полно характеризуют неполные семьи причины их образования. В специальной литературе в зависимости от этих причин выделяются следующие типы неполных семей:

- неполные семьи, образовавшиеся в результате развода родителей;

- неполные семьи, образовавшиеся вследствие внебрачных рождений детей;

- неполные семьи по причине смерти одного из родителей;

- прочие неполные семьи, или расширенные неполные семьи (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки), образовавшиеся в результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников. В последнем случае наиболее частыми бывают случаи, когда детей берут на воспитание их бабушки и дедушки – пенсионеры [14; 75-76].

На практике наиболее частыми причинами образования неполных семей являются развод супругов и внебрачное рождение. Соответственно, такие типы неполных семей сегодня являются доминирующими.

Причины возникновения неполных семей в прежние годы специалисты традиционно связывали с воздействием объективных демографических факторов. Учитывалось также то, что потенциальные женихи часто отставали от своих сверстниц по образовательному и культурному уровню, среди них было немало алкоголиков, бывших заключенных и других категорий, фактически «непригодных» или «малопригодных» к семейной жизни.

В общественном сознании россиян появилось четкое разделение понятий брака, семьи и родительства. Понятие брака перестало ассоциироваться с обязательными звуками «Марша Мендельсона», понятие семьи – с обязательным наличием детей, а понятие родительства перестало рассматриваться только в качестве их атрибута.

Следует отметить еще одну характерную тенденцию, оказавшую значительное влияние на динамику соотношения брачности и разводимости. Официальная статистика могла фиксировать сокращение количества только тех браков, которые были официально зарегистрированы в соответствующих государственных органах (ЗАГСах). Однако на практике большое распространение получили внебрачные семейные союзы, в том числе браки, заключенные по церковному обряду (у православных – венчание, у мусульман – «никах»), и «гражданские браки», юридически определяемые как сожительства.

Продолжает оставаться очень высокой смертность населения трудоспособного возраста, особенно мужского. Причем мужская смертность в значительной степени – это смертность от внешних причин, т.е. от самоубийств, дорожно-транспортных происшествий, утоплений, отравлений. За преждевременной смертью взрослого – отца или матери - в каждом втором случае стоит трагедия его семьи и детей, ставших сиротами.

Данная статистика наглядно доказывает, что тенденция роста количества неполных семей по причине внебрачных рождений, разводов или смерти одного из родителей в XXI веке продолжает усиливаться.

Российские специалисты в области социальной политики полагают, что данная тенденция представляет собой серьезную угрозу для социальной стабильности общества. Практика показывает, что в современных российских условиях семьи с одним родителем не в состоянии создать приемлемые условия для полноценного развития и благополучия детей. По данным медицинских учреждений известно, что дети, рожденные вне брака, как правило, находятся в худших условиях вынашивания, ухода и вскармливания. При этом около 30% из незамужних беременных женщин в дородовый период не встают на учет в женских консультациях, чем подвергают опасности свое здоровье и здоровье будущего ребенка.

 

1.2. Основные типичные проблемы неполных семей

 

Для современных российских неполных семей наиболее острой, как правило, является материально-финансовая проблема. Если в обычной семье зарабатывает только один член семьи, причем не «новый русский», а обычный россиянин со среднестатистической зарплатой, такая семья уже является малообеспеченной. В неполных же семьях такая ситуация усугубляется еще и тем, что, как правило, эта единственная зарплата является еще и «женской». Средняя зарплата женщины в целом по Российской Федерации ниже, чем у мужчин. Поэтому в российской неполной семье основная «кормилица» - мать – чаще всего с огромным трудом содержит себя и ребенка. И в будущем эта ситуация, скорее всего, не изменится.

Если же одинокая мать находится в отпуске по уходу за маленьким ребенком или просто оказалась безработной, то неполная семья, вынужденная жить на пособие по безработице и на детские пособия, как правило, вообще оказывается за чертой бедности. Централизованная государственная поддержка одиноких и вдовых матерей в условиях растущей инфляции не покрывает необходимые расходы на содержание детей [2; 67]. В целом в наихудшем положении чаще оказываются матери с низким собственным доходом (студентки, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; женщины, имеющие низкую зарплату – по разным причинам); а также одинокие женщины с двумя и более детьми.

При этом следует особо отметить, что относить к категории материально нуждающихся все неполные семьи без исключения - неправомерно. Некоторые одинокие матери находятся на грани потери работы, а значит, и полной нищеты, а бывают случаи, когда иные матери-одиночки зарабатывают более чем хорошо. У многих одиноких матерей фактически отсутствует жилье (и перспективы его получения), в то время как другие в этой части вполне обеспечены и т.п.

Волнения по поводу денег – это не единственная проблема, с которой сталкиваются неполные семьи и воспитывающиеся в них дети. Еще одна острая проблема неполных семей, тесно связанная с предыдущей – это совмещение профессиональной и родительской ролей, а также вопрос о распределении домашних обязанностей.

В семье с одним родителем мать обычно вынуждена работать. Кроме того, многие одинокие матери, помимо основной работы, пытаются подрабатывать дополнительно. При этом им, так же, как и всем матерям, приходится выполнять домашние обязанности, причем не в обычном «женском» размере, а в двойном – за себя и за отсутствующего в доме мужчину (если только подросшие дети не берут часть домашних обязанностей на себя). Поэтому, в случае, если одинокая мать не получает помощи со стороны каких-либо родственников, а также со стороны отца, ей крайне трудно работать в режиме полной или даже двойной занятости и одновременно выполнять двойные домашние обязанности, а также двойные обязанности по уходу и воспитанию за ребенком (детьми).

Являясь единственным источником дохода, родитель из неполной семьи не всегда может взять больничный лист по уходу за ребенком, и дети часто остаются недолеченными. И это  происходит на том фоне, что в неполных семьях, по некоторым экспертным оценкам, дети болеют в 1,7 раза чаще и длительнее. Данные медицинских исследований показывают, что неблагоприятные показатели здоровья, уровень общей заболеваемости в неполных семьях выше в 2 раза, а хроническая патология встречается в 3-4 раза чаще, чем в полных семьях.

Зарабатывая средства для детей, одинокая мать вынуждена также лишать их семейного общения и совместных занятий. Чрезмерная занятость и нервные перегрузки матери ведут к снижению качества семейного воспитания. При этом следует отметить, что большинство российских мужчин почти не участвуют в воспитании своих брошенных детей. По данным социологических опросов, среди подростков, проживающих после развода родителей с матерью, только около 34% мальчиков и 19% девочек общаются с неживущим с ними отцом часто; 41% и 56% соответственно - видятся редко и иногда разговаривают по телефону, 23% - не видятся совсем. Среди тех, кто рожден вне брака, практически никто не общается с отцом. При этом, по мнению матерей, инициаторами встреч являются скорее дети, а бывшие мужья чаще всего «не проявляют никакого интереса»[4;c.9].

Российских мужчин пугают не только материальные и бытовые проблемы, но и причины социально-культурного порядка, и прежде всего – то, как неоднозначно воспринимает одиноких родителей сегодня общество. В современном обществе, где пока большинство людей все таки придает браку важное значение, многие одинокие родители, зачастую чувствуют себя униженными. Многие специалисты указывают, что у неполных семей, существует серьезная проблема социокультурного порядка: при отсутствии помощи в воспитании детей со стороны другого взрослого человека многие одинокие родители чувствуют себя отчужденными, т.е. оторванными от общества и возложенная на них обязанность кажется им непосильной [3].

Специалисты отмечают, что в целом и одиноких отцов, и одиноких матерей характеризует ряд общих особенностей: более ограниченная социальная жизнь, несколько более демократический стиль семейной жизни и наличие определенных трудностей при вступлении в новый брак. Наряду с этим у них есть свои специфические социально-психологические трудности.

Одинокие отцы получают больше помощи со стороны друзей и родственников, зато у них сильнее, чем у матерей, сужается круг общения. Если одинокие матери испытывают трудности с выработкой в детях чувства дисциплины, то отцы озабочены нехваткой эмоциональной близости с детьми, особенно с дочерями. Тем не менее, как отмечает известный российский психолог и социолог И. Кон, «хотя в обоих случаях неполная семья создает разного порядка трудности, отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка и какой-то компенсации недостающего отцовского или материнского влияния»[9].

Психологи выделяют следующие типичные ошибки в процессе развития детско-родительских отношений в неполной семье:

- «Гиперопека» матери, когда для оставшейся без мужа матери (или отца) ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных целей и ориентаций. Утрированные формы «слепой» материнской любви и чрезмерной заботы оборачиваются на практике психологическими отклонениями и задержками в интеллектуальном и эмоциональном развитии детей, формируют у них заниженную самооценку, способствуют подавлению их самостоятельности;

- Эмоциональная отстраненность матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке («чтобы он был не хуже, чем другие»). Впоследствии такой ребенок начинает требовать от матери все большего, но поскольку она уже не в состоянии выполнять все возрастающие запросы своего чада, это становится причиной обоюдных переживаний и конфликтов;

- Препятствие контактам ребенка с отцом вплоть до настойчивого «искоренения» унаследованных от него качеств, что обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу. Некоторые женщины пытаются воспитывать у дочерей отрицательное отношение к мужчинам вообще;

- Эмоционально двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в «приступах» чрезмерной любви, то во вспышках раздражения, когда на нем вымещаются собственные беды и разочарования. Такой стиль воспитания чреват впоследствии развитием у ребенка невроза;

- Стремление матери сделать ребенка «образцовым, несмотря на то, что у него нет отца». В такой ситуации мать вместо роли защитника и друга оказывается в роли домашнего надзирателя. Чаще всего она бывает раздосадована результатом, т.к. ребенок противится чрезмерному давлению – он либо становится пассивным, либо начинает «бунтовать», нередко включаясь в жизнь уличных компаний;

- Практическая отстраненность матери от исполнения обязанностей по удовлетворению жизненно необходимых потребностей ребенка (в пище, одежде, уходе и т.п.) и его воспитанию. 

Причины последней ситуации могут носить как объективный, так и субъективный характер. К первым следует отнести хронический алкоголизм одинокой матери (отца), ее тяжкое психическое заболевание, инвалидность, длительное пребывание на лечении, в местах лишения свободы, в длительной командировке, экспедиции и т.п. Во всех этих случаях одинокая мать (отец) не может выполнять свой родительский долг по объективным причинам.

Другие причины могут носить социальный характер. В этих случаях мать-одиночка забывает о своих детях, так как бродяжничает, постоянно пьет, не хочет работать, беспорядочна в сексуальных связях, вплоть до занятий проституцией и т.п. Такое поведение женщины носит асоциальный характер, и, к сожалению, сегодня оно бывает достаточно частым.

В этом случае социальные аномалии, поразившие женщину, достигают того «порога», за которым начинается социальная деградация, фактический распад всей ее семьи. В таких случаях социальные службы совместно с органами по делам опеки и попечительства обязаны принять меры по защите интересов ребенка (детей): изъять его (их) из семьи, поместить его (их) на временное проживание в приют, поставить вопрос о лишении родительских прав, собрать и передать в суд необходимые документы и материалы.

Факт утраты родительского попечения устанавливается органами опеки и попечительства (его представителем) по месту обнаружения ребенка и оформляется в виде акта, который подписывает лицо, проводившее обследование условий жизни несовершеннолетнего [19; 34].

 

Таким образом, подводя выводы по главе, можно сказать, что количество неполных семей с каждым годом увеличивается, растет число разводов и, что необходимы конкретные меры по решению проблем такой слабозащищенной семейной группы, как неполная семья.



2020-02-03 317 Обсуждений (0)
Глава 1. Неполная семья как современная социально-демографическая проблема 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Неполная семья как современная социально-демографическая проблема

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (317)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)