Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Неполная семья как объект социальной работы



2020-02-03 349 Обсуждений (0)
Глава 2. Неполная семья как объект социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1. Основные направления социальной работы с неполными семьями

 

В России неполные семьи являются традиционным объектом социальной работы.

Сегодня в Российской Федерации таких семейных социальных служб насчитывается уже более 1200. Практически в каждом российском регионе существует развитая сеть территориальных служб (центров, отделений) социальной помощи семье и детям.

Неполные семьи являются одним из основных объектов осуществляемой ими социальной работы. Анализ структуры категорий семей, обслуживаемых в территориальных центрах и отделениях социальной помощи семье и детям, показывает, что каждая пятая семья из всех обслуживаемых в них семей является неполной (см. табл. 2.1).

 

Структура категорий семей, обслуженных в 2008г. в территориальных центрах (отделениях) социальной помощи семье и детям                               

                                                                                  Таблица 2.1

 

Категории семей Количество, ед.   Доля, %  
семьи с детьми-инвалидами       13648           8,13%  
многодетные семьи         27520           16,39%  
малообеспеченные семьи   89881           53,53%  
  семьи беженцев и вынужденных переселенцев            251     0,15%  
неполные семьи 36596           21,80%  

 

 

На сегодняшний день в этих центрах и отделениях социальной помощи семье и детям накоплен достаточно обширный опыт социальной работы с неполными семьями. Он включает в себя деятельность по оказанию различных видов и форм социальной поддержки неполных семей, включая оказание материальной и бытовой поддержки, консультативной помощи (юридической, социально-педагогической, психологической и пр.), оказание социальной поддержки в рамках патронажа, привлечение детей и родителей из неполных семей в специально организуемые для них клубы общения, «службы знакомств» и т.д.

Суть этой широкой и многоплановой деятельности – оказание помощи одинокому родителю и его ребенку  на личностном уровне в решении любых проблем их жизнедеятельности, начиная от получения положенного по закону пособия, содействия в трудоустройстве до оказания психологических, юридических, социально-бытовых и иных услуг. Как правило, потребность в этих услугах возникает в периоды кризисного состояния, при возникновении каких-либо затруднений (в семье, школе, на работе, с ближайшим окружением), при появлении различных психологических проблем и т.д.

В целом можно выделить четыре основных направления, сложившиеся на сегодняшний день в практике социальной работы с неполными семьями учреждений социальной защиты:

1. Оказание экстренных, неотложных мер, направленных на выживание семьи;

2. Среднесрочные меры различного характера, направленные на поддержание стабильности неполной семьи;

3. Долгосрочные меры различного характера, направленные на социальное развитие неполной семьи и ее членов;

4. Профилактические меры различного характера, направленные на предотвращение возникновения «случайных» неполных семей.

Экстренные меры включают в себя экстренную помощь, оказание разовой или регулярной материальной поддержки неполной семье, предоставление натуральной помощи (детская одежда, обувь, школьные принадлежности и т.п.).

Экстренные меры также необходимы в тех ситуациях, когда обнаруживается, что в неполной семье дети подвергаются жестокому обращению со стороны одинокого родителя, оставлены им без родительского попечения и т.п. Мерами экстренного реагирования в этих случаях должно быть немедленное удаление детей из неблагополучной семьи, предоставление им убежища через помещение их на временное пребывание в социальный приют, постановка перед органами опеки и попечительства вопроса о лишении такого одинокого родителя родительских прав, сбор необходимых для этого документов.

К сожалению, применение последнего вида экстренных мер происходит не так уже редко. Как уже отмечалось выше, неполные семьи входят в группу высокого социального риска. Женщины в этих семьях часто не справляются со своей высокой родительской нагрузкой. Многие из них постепенно просто спиваются и, в конце концов, опускаться на самое социальное дно. Поэтому значительная часть из неполных семей находится на специальном учете в органах социальной защиты как семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а их несовершеннолетние члены – дети и подростки - как находящиеся в социально опасном положении.

Среднесрочная социальная и психологическая работа, ориентированная на стабилизацию семейных отношений, на социальное развитие неполной семьи и ее членов, включает в себя нормализацию и гармонизацию отношений между членами семьи, взаимоотношений всех членов семьи с окружающими. По мере достижения конкретных результатов, эта работа может вылиться в программу более долгосрочного характера, направленную на постепенное повышение психологической устойчивости матери и ребенка, формированию у них навыков здорового образа жизни, выработке активной социальной позиции, навыков самодостаточности и т.д. Мероприятия, проводимые центрами и отделениями социальной помощи семье и детям в этих случаях, включают в себя, как правило, и «детские», и «взрослые», и совместные мероприятия, акции, групповые занятия.

Важно отметить, что социальная работа с неполными семьями имеет ярко выраженный межведомственный характер. Социальному работнику, осуществляющему поддержку конкретной неполной семьи, часто приходится взаимодействовать с социальными службами различной ведомственной подчиненности (школа, служба занятости, детская комната милиции и пр.), а также с общественными и религиозными организациями. И с самыми разными людьми - учителями, соседями и др. При этом схема действий социального работника не должна ограничиваться только организацией разовой материальной помощи, но и дополняться решением педагогических, психологических и иных проблем семьи.

Одним из значимых направлений поддержки неполных семей в рамках среднесрочной и долгосрочной работы является оказание им психологической помощи и поддержки. Дети и подростки, растущие в неполных семьях, особенно в неблагополучных, в большинстве случаев остро нуждаются в проведении с ними постоянной психологической работы. Как правило, острую потребность в психологической поддержке испытывают и их одинокие родители и опекуны.

Следует отметить, что оказание подобной индивидуальной психологической помощи неполным семьям проводится в рамках среднесрочной и долгосрочной социальной работы, через социальный патронаж и по отдельным индивидуальным запросам. В каждом центре и отделении социальной помощи семье и детям работают психологи. Они берут на себя основную ответственность за психологическое состояние своих подопечных, в числе которых дети и родители и из семей после развода, и семей одиноких родителей, никогда не состоявших в браке, и из многодетных неполных семей, и из опекунских. Число проживающих в неполной семье лиц, обращающихся за психологической поддержкой из года в год растет, что говорит о большой значимости такого вида социальной работы.

 

Кроме того, особым направлением социальной работы является профилактика возникновения «случайных» неполных семей. В свою очередь, это направление делится на две основные ветви:

1. Проведение профилактической работы с детьми и подростками, особенно с девушками, по их половому воспитанию;

2. Семейное консультирование; психосоциальная работа с конфликтными семьями, семьями, находящимися на грани распада.

Проведение профилактической и просветительской работы с подростками, направленной на их половое воспитание, повышение сексуальной грамотности - это одна из актуальных задач современной социальной работы. Социологические опросы, проводящиеся среди старшеклассников, показывают, что только 22% подростков получают первые сведения об интимной жизни от родителей, в первую очередь – от матери; более 40% - от друзей и в компаниях. В половине случаев родители признаются, что их дети им никогда не задавали вопросов на эту тему. Как правило, большинство опрашиваемых подростков признаются, что практически всем им не хватает информации о контрацепции и в этом вопросе они неграмотны, при этом большинство из них отмечают, что очень хотели бы, чтобы их кто-то просвещал 

[7;c 3].

Прежде в России, по традиции, над вопросами, как предупредить самоубийства и ранние беременности и аборты, думали (и отвечали за последствия!) только медики. А в цивилизованных странах – специальные социальные службы и социальные работники. Ведь в действительности эта проблема – не медицинская, а социальная.

Сегодня для российских социальных служб это направление является одним из приоритетных. Утилитарные задачи проведения профилактической работы с подростками, особенно с девушками, - просветить их в вопросах планирования семьи, методах предотвращения нежелательной беременности; в целом помочь им стать сексуально образованными и воспитать у них половую культуру, и, тем самым, предотвратить их риск оказаться в юношеском возрасте брошенными «мадоннами». Одновременно с предоставлением подросткам чисто утилитарных знаний о том, как лучше предохраняться от беременности, необходимо также воспитывать в них уважение к духовным началам отношений полов, пропагандировать такие понятия, как «гордость», «девичья честь», «мужское поведение» и т.п.

Эффективность подобных мероприятий во многом зависит от того, насколько они носят регулярный характер. Поэтому сегодня социальные работники центров помощи семье и детям стараются проводить не отдельные разовые акции, а внедрять регулярные формы общения с подростками на эти темы [13;c.82].

Другим направлением профилактики является проведение семейной социально-психологической работы с полными семьями, находящимися в группе риска распада брака. Сюда входит психологическое консультирование молодых пар, недавно вступивших или еще только вступающих в брак; семейное консультирование и психотерапия в полных конфликтных семьях, находящихся на грани развода, в полных семьях с детьми-инвалидами и т.д.

Одной из самых эффективных форм работы с неполными семьями является клубная форма. Клуб – это своеобразное творческое пространство, объединяющее заинтересованных людей, которые соединены общими проблемами и какой-либо деятельностью. В рамках клуба можно организовать «службу знакомств» для одиноких родителей, и просто, подвигнуть их на взаимное сплочение для оказания друг другу взаимной поддержки. Дети приходят сюда самоутверждаться, здесь формируется их уважение к самим себе на основе уважения окружающих; здесь они приобретают социальные знания и умения, «оттаивают» душой, забывают про личные трагедии. Взрослые (одинокие родители, опекуны, дедушки и бабушки) могут здесь найти советы по вопросам воспитания, получить консультации специалистов центра, специалистов, приглашенных из других организаций, занимающихся проблемами семьи [18; 78].

В целом весь арсенал видов, форм, методов и технологий, используемых центрами и отделениями социальной помощи семье и детям при проведении конкретной практической социальной работы с неполными семьями, достаточно разнообразен. Как правило, их использование зависит от местной специфики, реалий и наиболее актуальных потребностей жителей конкретных населенных пунктов.

Не меньше заботы проявляется и о неполных семьях с детьми-инвалидами. К сожалению, дети-инвалиды часто растут без отца, который уходит из семьи, не выдерживая трудностей воспитания ребенка-инвалида. Для них организовываются льготные курсы лечения в различных санаториях, при необходимости оказывается спонсорская помощь для их выездов на обследования в другие города, выделяется разовая материальная помощь. К детям приходят учителя-надомники, обучая их основным предметам. Для детей-инвалидов организуются различные творческие фестивали, спортивные мероприятия и пр.

 

2.2. Основные формы и методы социальной работы с неполными семьями

 

В зависимости от характера семейных проблем, их сложности, остроты или запущенности, в работе с каждой конкретной неполной семьей используются различные формы и методы социальной работы. Это, и индивидуальная, и групповая (клубная) социальная работа, работа в рамках семейного консультирования (семейной терапии) и социального патронажа, работа отдельно с ребенком, с родителем или с ними обоими одновременно.

В случае, если неполная семья попала в поле зрения социальной службы из-за проблем, связанных с девиантным поведением ребенка (плохая успеваемость в школе, приводы в детскую комнату милиции, подозрения на употребление наркотиков и т.п.), усилия социальной службы направляются, прежде всего, на проведение социальной работы с неполной семьей в контексте оказания помощи данному ребенку. Для этого специалисты социальной службы проводят обследование неполной семьи и по ее результатам разрабатывают индивидуальную программу социальной реабилитации  несовершеннолетнего.

Разработка и проведение индивидуальной программы реабилитации ребенка из неполной семьи включает в себя диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети подростка, обязательный анализ его медико-социального и психологического статуса, определение степени развития его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. На основе данных, полученных в ходе этой комплексной диагностики, составляется индивидуальная программа работы с ребенком, включающая меры по разрешению школьных проблем ребенка, вовлечению его в более благоприятное социальное окружение, разрешению его психологических проблем, содействие в преодолении у него девиантных наклонностей.

При сборе информации о ребенке во внешней среде (в школе, среди соседей и пр.) должны проявиться особые профессиональные качества социального работника: способность к наблюдению, коммуникабельность, умение анализировать ситуацию и делать выводы [6; 57]. При общении с лицами, способными дать необходимую информацию, необходимо соблюдать особенный такт: не дать повода соседям, учителям или др. собеседникам для лишних сплетен [15; 191].

Специалисту следует разобраться, не является ли девиантное поведение ребенка демонстративным, с подсознательной целью привлечь к себе внимание взрослых и тем самым компенсировать недостающее ему внимание.

Параллельно с этими мероприятиями должна быть осуществлена социальная и психологическая диагностика семейной ситуации ребенка. В нее должны быть включены мероприятия по обследованию условий проживания ребенка в семье, а также должно быть проведено собеседование с его матерью (отцом) с целью выявления существующих в семье экономических, жилищных, бытовых, педагогических, психологических, проблем с трудоустройством и т.п.

Следует отметить, что сбор информации об образе жизни семьи сопряжен со значительными трудностями, связанными с необходимостью контактов с семьей для получения данных о ее ценностных ориентациях, духовных потребностях, нравственных принципах.

При проведении собеседования с родителем ребенка социальный работник должен преследовать главную цель: выявить проблемные зоны в жизнедеятельности неполной семьи, коррекция которых может помочь ребенку и семье в целом выйти из трудной жизненной ситуации.

В процессе последующей коррекции, в зависимости от того, командой или единственным специалистом совместно с членами семьи принимаются решения, выделяются следующие подходы к выбору используемых средств и методов:

- Согласие. Специалист принимает условия, поставленные семьей, безоговорочно, в отсутствие всякой критики, ничего, не подвергая сомнению, то есть, следуя принципу «клиент всегда прав». Данный подход малоэффективен, когда речь идет о кризисном состоянии семьи и осуществлении ее патронирования. Однако его использование целесообразно на начальных этапах работы, при наличии острого, почти стрессового состояния в целях имитации согласия с противоречивыми объектами.

- Соглашение. У семьи узнают, чего бы она хотела «на выходе», договариваются о характере желаемого результата и необходимых совместных действиях. Подход называется договорным или контрактным, хотя рабочий альянс этим не ограничивается.

-Указание. Социальный работник, педагог или психолог самостоятельно решает, что именно необходимо данной семье, и старается убедить ее в своей правоте [1; 109-110].

 

Следует отметить, что социальная работа с неполными семьями не должна ограничивается только лишь вниманием к их дезадаптированным представителям. Даже если неполная семья относительно гармонична и достаточно хорошо справляется со своими основными функциями, она все равно нуждается время от времени в социальной и психологической поддержке.

При этом, конечно, любая семья может столкнуться и с неожиданными событиями: финансовые трудности, ранняя подростковая беременность и т.п. Такие кризисы нарушают нормальный ход развития семьи и неизбежно приводят к изменению взаимоотношений внутри семейной системы. Как «кризисы развития», так и неожиданные события ставят семью перед необходимостью отказаться от решения новых ситуаций прежними способами и усложнить своей приспособительный реакции

Развод или преждевременная смерть одного из супругов являются одними из самых острых проявлений подобных семейных кризисов. Образовавшаяся неполная семья подвергается тяжелым психологическим испытаниям. Согласно исследованиям, по крайней мере один год после развода все без исключения члены семьи пребывают в состоянии стресса. Относительное же равновесие восстанавливается не менее чем через 2 года [19; 171].

Чтобы преодолеть это стрессовое состояние, требуется приложить немало усилий. Специалисты считают, что в идеале для преодоления стресса после развода или преждевременной смерти одного из супругов все оставшиеся члены ставшей теперь неполной семьи – взрослые, и дети - должны решить для себя следующие задачи:

1) пережить утрату семьи как целого;

2) принять долю своего участия в распаде семьи;

3) восстановить социальные связи;

4) внести свою лепту в перестройку родительско-детских отношений.

В результате этих взаимных и согласованных усилий, как взрослые, так и дети должны прийти к обоюдному пониманию, что распад («смерть») прежней семейной структуры одновременно означает и рождение новой семьи. В новой семье должны быть пересмотрены прежние правила, возникнуть новые паттерны взаимодействий, способствующие преодолению кризисного состояния и началу формирования новых семейных стратегий.

Все эти, простые на первый взгляд, действия могут помочь ставшим неполными семьям избежать большинства психологических ловушек. К сожалению, однако, во многих семьях перспектива необходимых изменений очень часто встречается с ригидностью, нежеланием перемен. Многие семьи, ставшие неполными в результате развода или смерти одного из родителей, еще долгое время по инерции пытаются сохранить «старый» жизненный цикл ядерной семьи. Ощущение внезапной утраты, страх перед незнакомым и непредсказуемым будущим вызывает чувство бессилия и мешает матери (отцу) адекватно реагировать на новую семейную реальность. Возникает симптом сопротивлениям изменениям, который выражается в подсознательном и тщетном стремлении членов семьи предотвратить изменения, возвратить паттерн отношений в семье в прежнее состояние.

Такие установки могут лишь законсервировать то изначальное стрессовое состояние, которое было вызвано разводом или смертью одного из родителей, и усугубить психологические проблемы семьи. В будущем они, скорее всего, лишь усилятся, и, в конечном итоге, отразятся на ребенке (детях), его социальном и психическом благополучии.

Нежелание принять наступившие изменения - это и есть самая главная психологическая ловушка, стоящая перед ставшими по воле случая или судьбы неполными семьями. Попавшие в нее матери (отцы) обречены на последующие ошибки в воспитании детей, установлении и поддержании с ними интеллектуального и эмоционального контакта.

Одним из наиболее эффективных методов социальной работы с неполной семьей, испытывающей временные социальные, психологические и иные трудности, является метод семейной терапии. Под семейной терапией принято понимать комплекс психологических методов и приемов, направленных на психологическую коррекцию индивидуума в семье и при помощи семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений [19; 169].

Показанием к семейной терапии является ситуация, когда неполная семья не справляется с выполнением основных функций. Психологическая работа с семьей начинается с диагностического периода. Обычно не диагностируется один член семьи, так как он рассматривается, только лишь как выразитель проблем семьи, как целого организма, и индивидуальная работа именно с ним может усилить мнение всей семьи, что проблема заключается именно в нем. При работе с семьей у социального работника обязательно должен присутствовать образ целостной семьи, даже если семья пришла на встречу в неполном составе.

Обследование семьи должно включать в себя получение картины о сильных и слабых сторонах семьи, областях эффективного функционирования и дисфункциональных областях, а также поиск происхождения рассматриваемой проблемы. С целью выявления дисфункциональных областей используется наблюдение за паттернами взаимодействия членов семьи между собой, а также за взаимодействием семьи с внешним миром.

В процессе семейной социальной терапии выделают 4 этапа:

1. Присоединение социального работника или психолога к семье.

2. Постановка целей.

3. Реконструкция семейных взаимоотношений.

4. Завершение семейной социальной терапии.

Задача специалиста на первом этапе – объединение с семьей. Технический прием, используемый на первом этапе семейной терапии, - положительное эмоциональное подкрепление самой попытки обратиться за помощью. С помощью приема подражания специалист старается вступить в общение на том языке, который понятен и свойственен членам данной семьи. На первых консультациях не следует анализировать мотивацию поведения участников, пользоваться оценочными суждениями, так как это, с одной стороны, блокирует личностный рост членов семьи, а с другой – усиливает механизм как индивидуальной, так и групповой психологической защиты.

На втором этапе задача специалиста – выявление правил и системы убеждений семьи, с помощью которых происходит регуляция семейных отношений. Для успешности семейной терапии необходимо согласие в формулировании и достижении цели между членами и специалистом. Поэтому важной задачей на данном этапе работы является совместное формулирование психологического запроса, перевод манипулятивного запроса («Сделайте так, чтобы мой ребенок стал другим») на уровень осознавания истинных проблем в семье. В этот момент важно перевести психологическую работу из плоскости изучения прошлого в плоскость «здесь и сейчас». Исследуются цели, которые поставлены каждым членом семьи и которых они хотят достигнуть в ходе терапии. Формулирование целей каждого члена семьи приводит к формулированию целей семьи как единого психологического организма.

Не менее важной задачей специалиста на этом этапе явления дисфункциональных шаблонов поведения семьи, а также существующих правил и семейных убеждений, которые мешают оптимальным взаимоотношениям.

Критерием оценки того, что семья готова работать со своими неосознаваемыми проблемами, служат доверительность и свобода, с которой члены семьи начинают рассказывать о себе, приводить такие факты, которые раньше вызвали у них выраженные негативные реакции. Поэтому на третьем этапе – этапе реконструкции семейных отношений - специалист путем присоединения к различным семейным подсистемам создает ситуации фрустрации с целью инициировать переход семьи на иной, более сложный уровень функционирования. Содержанием семейной терапии в этом случае является анализ взаимодействия всех членов семьи в ситуации «здесь и сейчас». Терапевтические действия основаны на принципе «действие предшествуют пониманию»: именно действие ведет к новому опыту, новым переживаниям и, как следствие, к пониманию необходимости изменений.

 

Используемые приемы: рассаживание членов семьи по-другому, разъединение различных членов семьи и объединение в новые коалиции, положительное подкрепление участников одних подсистем и блокировка других.

Актуализация и структурирование полученного материала осуществляется с помощью:

-  разыгрывания ролевых ситуаций;

-       построения семейной скульптуры;

-  рисования семейного рисунка;

-  видеотехник;

-  переформулирования проблемы (рефрейминг).

Эффективен также метод «домашних заданий». Домашние задания можно разделить на 3 вида: прямые директивы, метафорические, парадоксальные. Цель этих заданий:

-  изменение поведения членов семьи;

-  придание дополнительного стимула к построению отношений между членами семьи и социальным работником;

-  изучение реакций членов семьи при выполнении ими заданий;

- осуществление социальным работником поддержки членов семьи, так как во время выполнения задания специалист как бы незримо присутствует среди них.

Работа специалиста на этом этапе способствует установлению границ между подсистемами, усилению функционирования одних и связанному с этим ослаблению функционирования других подсистем. Например, если раньше мать и ребенок большую часть времени занимались обвинением друг друга, то в процессе семейной терапии произойдет их переориентация на конструктивное взаимодействие, нацеленное на обретение смысла семьи как единого целого [16;192].

Наконец, четвертый этап – это завершение терапии. Об его наступлении свидетельствует согласие членов семьи о том, что сформулированные цели терапии достигнуты. Основная задача при этом – взаимное отсоединение семьи и специалиста друг от друга.

 

 2.3. Результаты социологического опроса

С целью изучения социального положения неполных семей, социально-психологического самочувствия одиноких матерей и их основных социально-экономических, бытовых, социально-педагогических и психологических проблем в рамках данной курсовой работы был проведен социологический опрос среди одиноких матерей, являющихся клиентками Центра социальной помощи семье и детям.

Всего в опросе приняли участие 18 женщин, воспитывающих своих детей без участия их отцов. Из них 11 являются матерями-одиночками, никогда не состоявшими в браке (61,1%), а остальные 7 (38,9%) – разведены. Как показали результаты проведенного опроса, большинству одиноких женщин, воспитывающих детей, мужчины, являющиеся биологическими отцами их детей, материально никак не помогают, даже не платят алименты, не говоря уже ни о каких других видах материальной поддержки.

 

Образец анкеты

Уважаемые женщины!

Просим Вас принять участие в опросе, целью которого является изучение социальных проблем, с которыми сталкиваются матери, воспитывающие детей без отцов.

Анкета анонимная, поэтому фамилию ставить не нужно. В каждом вопросе подчеркните или обведите «кружком» не более 1 варианта ответа.

1. Если Вы воспитываете ребенка (детей) одна, то помогает ли Вам его (их) отец материально (алименты и др.)?

- да  

- нет 

2. Если да, то насколько регулярна эта материальная помощь?

- регулярно (ежемесячно)

- нерегулярно, с частыми перерывами (по два-три-четыре месяца)

- один-два раза в год

- один раз в несколько лет

- никогда

- другое (напишите) ________________________________________________

3. Достаточно ли Вам этой помощи?

- да, вполне достаточно

- нет, на достойную жизнь этих денег не хватает

- нет, этих денег не хватает даже на самое необходимое для ребенка

4. Если Вы воспитываете ребенка (детей) одна, то помогает ли Вам отец в его (их) воспитании?

- да, помогает активно

- да, иногда        

- нет

5. Вообще, встречается ли Ваш ребенок (дети) со своим отцом?

- да, регулярно  

- да, иногда        

- нет

6. Как вы считаете, достаточно ли Вашему ребенку (детям) мужского общения?

- моему ребенку (детям) мужского общения вполне достаточно

- такого общения ему (им) не хватает

- такое общение ребенку совсем необязательно

- затрудняюсь ответить

7. Хватает ли у Вас времени на занятия, игры с ребенком (детьми)?

- да, всегда

- да, но не всегда

- нет, на это времени почти никогда нет

8. А остается ли у Вас время на себя?

- да, всегда

- да, но не всегда

- нет, на это времени почти никогда нет

9. в каком режиме Вы работаете?

- неполный день (½ ставки)

- на одной работе полный рабочий день

- подрабатываю на нескольких работах

- другое

10. Должно ли государство оказывать одиноким матерям материальную помощь?

-да

-нет

-скорее да, чем нет

-затрудняюсь ответить

11. Вы испытываете чувство одиночества?

- да, очень часто

- да, иногда        

- нет, почти никогда

12. Есть ли у Вас время, чтобы общаться с друзьями (подругами)?

- да, всегда

- очень редко     

- нет, на это времени практически нет

13. Вы счастливы?

- да  

- скорее нет, чем да     

- затрудняюсь ответить

- скорее да, чем нет     

- нет 

14. Как вы считаете, справедливо ли мнение о том, что в неполных семьях дети часто растут психологически ущербными?

- да  

- скорее нет, чем да     

- затрудняюсь ответить

- скорее да, чем нет     

Ответы на вопросы

Ответы на вопрос: 1. «Если Вы воспитываете ребенка (детей) одна, то помогает ли Вам его (их) отец материально (алименты и др.)?»

              Кол-во ответов, ед.                       Частота, %

- да              7                                                       38,9        

- нет          11                                                        61,1

 

Ответы на вопрос: 2. «Если да, то насколько регулярна эта материальная помощь?»

              Кол-во ответов, ед.                       Частота, %

- регулярно (ежемесячно) 3                                14,3

        

- нерегулярно, с частыми перерывами (по два-три-четыре месяца)   

                                             6                                 28,6                                                                                       

- один-два раза в год     2                                  9,5

- один раз в несколько лет 1                                 4,8

- никогда                           9                                42,9     

 

Ответы на вопрос: 3. «Достаточно ли Вам этой помощи?»       

              Кол-во ответов, ед.                        Частота, %

- да, вполне достаточно       0                                     0,0      

- нет, на достойную жизнь этих денег не хватает     

                                       4                                   22,2

- нет, этих денег не хватает даже на самое необходимое для ребенка

                                      17                                  77,8

 

Ответы на вопрос: 4. «Если Вы воспитываете ребенка (детей) одна, то помогает ли Вам отец в его (их) воспитании?»

 

               Кол-во ответов, ед.                              Частота, %

- да, помогает активно 0                                                   0,0

- да, иногда                        1                                                  5,5

- нет                             10                                                55,6

- другое (или нет ответа) 7                                                38,9

 

Ответы на вопрос: 5.«Вообще, встречается ли Ваш ребенок (дети) со своим отцом?» 

               Кол-во ответов, ед.                               Частота, %

- да, регулярно           1                                                  5,6

- да, иногда                        3                                                16,7

- нет                             14                                                77,8

 

Ответы на вопрос: 6. «Как вы считаете, достаточно ли Вашему ребенку (детям) мужского общения?» 

              Кол-во ответов, ед.                               Частота, %

- моему ребенку (детям) мужского общения вполне достаточно        

                                  3                                                16,7

- такого общения ему (им) не хватает    

                                12                                                66,7

- такое общение ребенку совсем необязательно      

                                   1                                                 5,5

- затрудняюсь ответить    2                                               11,1

 

Ответы на вопрос: 7. «Хватает ли у Вас времени на занятия, игры с ребенком (детьми)?»

              Кол-во ответов, ед.                                 Частота, %

- да, всегда                      5                                              27,78

- да, но не всегда            9                                               50,00

- нет, на это времени почти никогда нет

                                   4                                                22,2

 

Ответы на вопрос: 8. «А остается ли у Вас время на себя?»     

             Кол-во ответов, ед.                                   Частота, %

- да, всегда                          2                                                11,11

        

 

- да, но не всегда           5                                                  27,78

- нет, на это времени почти никогда нет

                                 11                                                  61,11

 

Ответы на вопрос: 9. В каком режиме Вы работаете?

- неполный день (½ ставки)

- на одной работе полный рабочий день        

- подрабатываю на нескольких работах

 

                 Кол-во ответов, ед.                                   Частота, %

- неполный день (½ ставки)                  1                        5,6

- на одной работе полный рабочий день    9                      50,0

- подрабатываю на нескольких работах  5                      27,8 

- другое                                                         3                     16,7

 

Ответы на вопрос: 10. «Должно ли государство оказывать одиноким матерям материальную помощь?            

                 Кол-во ответов, ед.                                     Частота, %

- да                                                  14                                   77,8

- скорее да, чем нет              2                                   11,1                                   

- нет                                            0                                     0,0

-затрудняюсь ответить                    2                                   11,1

 

Ответы на вопрос: 11. «Есть ли у Вас время, чтобы общаться с друзьями (подругами)?»   

                  Кол-во ответов, ед.                                      Частота, %

- да, всегда                                               5        



2020-02-03 349 Обсуждений (0)
Глава 2. Неполная семья как объект социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Неполная семья как объект социальной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (349)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)