Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-экономические проблемы на рынке труда и меры их преодоления



2020-02-04 160 Обсуждений (0)
Социально-экономические проблемы на рынке труда и меры их преодоления 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

На основе материалов экспертного опроса (февраль-апрель 2009 г.) руководителей различных уровней и специалистов по управлению персоналом из всех субъектов федерации и федеральных округов были рассмотрены  социально-экономические проблемы на рынке труда и антикризисные меры, предпринимаемые на российских предприятиях.

По мере включения России в "мировое сообщество" все более или менее значительные процессы стали отражаться на состоянии соответствующих сфер российского общества. Не стал исключением и мировой кризис, начало которого условно датируется второй половиной 2008 г. Пока в современной России отсутствует единая программа каких-либо конструктивных действий, направленная на его преодоление, каждый хозяйствующий субъект вынужден удерживаться "на плаву" и биться за "место под солнцем", полагаясь исключительно на собственные интуицию, ресурсы и возможности. Если принять во внимание, что экономика современной России ещё до наступления кризиса носила явно регрессивный характер, который отчётливо проявлялся в быстрой деградации ее технологической структуры, то возникает вопрос: "Насколько успешно российским компаниям удаётся преодолевать трудности и проблемы, связанные с нынешним кризисом?".

На этот вопрос отчасти дают ответ материалы исследования, проведенного Институтом профессионального развития Национального союза кадровиков (февраль-апрель 2009 г.). В число основных целей исследования включались:

1. Определение наиболее острых социально-экономических проблем на рынке труда (август 2008 г. - апрель 2009 г.);

2. Анализ действенности антикризисных мер в области управления персоналом.

В качестве метода исследования использовался опрос экспертной группы всего 236 человек (см.: Приложение), куда входили представители российских специалистов по управлению персоналом компаний. Так, например, по Курской области рассматривались: машиностроение и металлообработка (ОАО "Счетмаш", ПО "Электро-агрегат", ОАО "Агромаш", заводы "Аккумулятор" и "Машдеталь"); электротехническая промышленность (ОАО "Прибор", "Электроаппарат", АОЗТ "Аккумулятор"); добыча и обогащение железных руд (Михайловский ГОК); электроэнергетика (Курская АЗС); химическая промышленность (ЗАО "Курскрезинотехника", ОАО "Курскхимволокно", химико-фармацевтический завод); сельское хозяйство (ГК "Агрохолдинг"); пушное звероводство (песец, норка).

В ходе исследования были выявлены некоторые группы социально-экономические проблем на рынке труда.(Приложение 1)

Первую группу образуют проблемы, которые условно можно назвать классическими, инвариантными, так как они в большей или меньшей степени сопровождают практически любую кризисную ситуацию и не являются специфическими. К ним относятся: неплатежи со стороны контрагентов (80,5%); снижение спроса на продукцию (70,7%); ухудшение условий получения заемных финансовых ресурсов (63,4%); нехватка оборотных средств (53,7%).

Во вторую группу входят достаточно традиционные для кризиса проблемы: сокращение инвестиционных программ компании, перенос их на более поздний срок (39,0%); сокращение объемов производства (34,1%); недоступность заемных финансовых ресурсов (31,7%); социальная напряженность на предприятии (31,7%); ухудшение условий поставки сырья и комплектующих (29,3%).

В содержании проблем третьей группы уже проявляется специфика современного кризиса: задержки платежей в банках (22,0%); валютная нестабильность (19,5%); ужесточение требований ("прессинга") со стороны регулирующих, контрольных и надзорных органов, в том числе налоговых и таможенных органов (17,1%); трудности с иностранными партнерами (12,2%).

Частота проявления комплекса проблем четвертой группы не превышает 10%. Их сочетание, по-видимому, уникально и характерно только для нынешнего кризиса: падение капитализации компании (9,8%); дефолт контрагентов, в том числе технический (7,3%); отказ от выхода на новые рынки сбыта/перенос сроков (7,3%); вывод инвесторами денег из компании (2,4%).

Кризис повлиял и на внешнеэкономическую деятельность подавляющего большинства (83%) компаний. Основные формы его проявления в этой сфере - усиление конкуренции с иностранными компаниями на внутреннем рынке (39%) и сокращение собственного экспорта (37%). Компании столкнулись и с сокращением притока иностранных инвестиций, с усилением торговых ограничений в развитых странах.

Как же решаются эти проблемы, вызванные кризисом? Конкретные формы антикризисных мер (в порядке снижения частоты их реализации) представлены в табл. 2. (Приложение 2)

Отчётливо видно, что к числу наиболее популярных антикризисных мер относятся сокращение расходов на непроизводительные и вспомогательные услуги (71%), на благотворительные социальные программы, реализуемые на территориях присутствия компании (51%). Следующим по частоте реализации является комплекс вполне традиционных мер: снижение цен на собственные продукцию и услуги (46%), требование авансирования со стороны покупателей (46%); экономия на сырье и комплектующих, переход на более дешевые сырье (44%); сокращение расходов на социальные программы, направленные на своих работников (44%). Как видно, частота их реализации находится на одном уровне. Несколько реже используются традиционные меры: сокращение производства (32%); задержки платежей поставщикам (32%); отказ от авансирования поставщиков (27%); сокращение количества социальных программ для работников (24%). Ещё менее популярными являются такие меры как сокращение расходов на исследования и разработки (19%), повышение цен на собственные продукцию и услуги (17%), сокращение номенклатуры производимой продукции/услуг (17%). Действительно, конструктивные меры, которые могли бы существенно помочь выходу из кризиса (увеличение производства и оборота для вытеснения конкурентов с рынка; увеличение расходов на исследования и разработки; реализация программ слияния/поглощения и т.п.), хотя и применяются, но масштабы их использования таковы, что они больше похожи на экзотическое исключение. В целом стратегия борьбы и преодоления проблем, связанных с кризисом, у обследованных компаний преимущественно оборонительная; активного поиска новых направлений, форм, технологий, диверсификации сферы деятельности невыявлено.

Численность компаний, реализующих стратегию освоения новых рынков с новой продукцией, по мнению экспертов, в два с лишним раза меньше тех, которые не решаются обновить номенклатуру своих товаров и услуг. Основные усилия компании (52%) направляют на поиск новых рынков посредством установления контактов с потенциальными партнёрами на высшем уровне; с помощью зарубежных выставок (10%) и лоббирования своих интересов и продукции, через посольства и торгпредства проводится маркетинг (24%). Особое и значительное место в антикризисных мерах занимают программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий (табл. 3).

Таблица 3 - Реализация программ по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий

 

Содержание антикризисных мер

Не реализуются

Уже реализовано

Планируется

Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Сокращение непроизводственных потерь и ужесточение контроля расходования ресурсов (установка счетчиков, повышение энергоэффективности и производительных помещений и т.д.) 11 27 27 66 3 7
Создание системы стимулов для персонала 23 56 17 29 6 14
Приобретение новых, энерго- и ресурсосберегающих технологий, оборудования и т.д. 32 78 7 17 2 5

 

Главную роль (66%), как видно, играют сокращение непроизводственных потерь и ужесточение контроля расходования ресурсов (установка счётчиков, повышение энергоэффективности и т.д.). Значительно меньшее (29%), но всё же заметное место, занимает создание соответствующих стимулов для персонала. Вопреки логике, приобретение новых, энерго- и ресурсосберегающих технологий, оборудования занимает в этом перечне последнее место (17%). Таким образом, и в этой сфере стратегия выхода из кризиса преимущественно оборонительная.

Обобщая данные таблиц 2 - 3, можно сделать следующие выводы.

1. Финансово-экономический кризис проявляется преимущественно в традиционных формах. На долю специфических (уникальных) форм приходится весьма незначительная их часть (менее 10%). К ним относятся падение капитализации компании; дефолт контрагентов (в том числе технический); отказ от выхода на новые рынки сбыта/перенос сроков выхода; вывод инвесторами денег из компании.

2. К наиболее популярным антикризисным мерам относится сокращение расходов на непроизводительные и вспомогательные услуги (71%), а также на благотворительные социальные программы.

3. Стратегия борьбы и преодоления проблем, связанных с кризисом, у обследованных компаний преимущественно оборонительная, активного поиска новых направлений, форм, технологий, диверсификации сферы деятельности не выявлено.

 



2020-02-04 160 Обсуждений (0)
Социально-экономические проблемы на рынке труда и меры их преодоления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-экономические проблемы на рынке труда и меры их преодоления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)