Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Происхождение, расселение на Крайнем Севере



2020-02-04 258 Обсуждений (0)
Происхождение, расселение на Крайнем Севере 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Предки ненцев и других самодийцев в 1-ом тысячелетии нашей эры под давлением кочевых скотоводческих племен из таежных и лесостепных районов Прииртышья, Притоболья, предгорий Алтая и Саян переселились на север и смешались с коренным охотничье-рыболовецким населением, т.н. племенем сихиртя - «людей, живущих в сопках». Затем в состав ненецкого этноса влились энецкие и угорские племена.

Изначально ненцы, по-видимому, знакомые с оленеводством, вели кочевой образ жизни. Основой их хозяйства были пастушеское оленеводство, сухопутная и морская охота, рыболовство.

Приведенные ниже данные археологических раскопок на полуострове Ямал подтверждают предположения ученых о расселении предков ненцев на крайнем Севере России.

Первые племена людей появились на территории Ямала на рубеже 2-3 тысячелетий до нашей эры. Поселения возникали на берегах рек и озер, где можно было найти постоянное пропитание. Расселялись на берегах рек: Еркута-Яха, Пыри-Яха /Щучья/, озерах Ярого и на мысу Яр-Саля. С наступлением бронзового века /12 тыс. до н.э./ существовало несколько культур, сменявших друг друга. Это ортинская, тазовская и хэяхинская в районах Ортина возле г. Нарьян-Мар, устья реки Таз и на Хэ-Яхэ - притоке р. Щучья.

 

Каким же образом происходило заселение Ямала? Существовало два пути. Первый проходил с запада на восток - по приморской тундре, вдоль побережья северных морей, от низовьев Печеры через Полярный Урал к юго-западным тундрам Ямала. Второй путь был связан с Обью, по течению и берегам которой достигали юга полуострова жители западносибирской тайги. Поэтому в культуре древнего населения Ямала много общего с культурами европейской тундры и сибирской тайги.

Основными занятиями древних жителей были рыболовство, ловля морского

зверя, промысел дикого оленя. В летнее время ямальцы ходили в море, а зимой самым удобным средством передвижения являлись собачьи упряжки. Население вело полуоседлый образ жизни, т. к. оленеводство в то время еще не получило должного развития.

Относительная обособленность отдельных племен, а также удаленность их друг от друга привели к возникновению удивительной самобытности этих культур.

 

В 1990 году обнаружено поселение древних ненцев - городище Яртье в устье реки Юрибей. Это уникальный археологический памятник субарктики. Время его возникновения относится к IX-ХIII вв. Оно представляет собой обнесенное оборонительным валом поселение, где жилищами служили каркасные полуземлянки, укрытые шкурами и дерном, скрепленные рогами, кожанами и травяными веревками. Среди найденных предметов были наконечники стрел, обломки луков, части кольчуги, ножи, топорики /это говорит о наличии опасности и необходимости защиты/, деревянная и берестяная посуда, культовые вещи и многое другое. Жители городища Ярте занимались охотой и рыболовством, собирательством.

Большое количество культурных предметов дает возможность предполагать о высоком уровне развития духовной и художественной культуры, искусства, где человек гармонично связан с природой и ее явлениями, а также о религии шаманизма. О существовании воинственных племен свидетельствуют остатки оружия и оборонительные рвы тундровой крепости. Название городища в переводе означает «сопкастое», то есть поселение, расположенное на сопках. Таким образом, подтверждается исторический факт существования легендарного племени сихиртя - «людей, живущих в сопках».

Еще в начале XX в. кочевой образ жизни, пережитки родовых отношений, нищета, невежество приводили к быстрому вымиранию коренного населения Севера, поэтому для сохранения ненцев как народа, их своеобразной культуры их быта на территориях компактного проживания народа были созданы национально-территориальные образования: Ненецкий округ - в 1929 г., Таймырский /Долгано-Ненецкий/  в 1930 г., Ямало-Ненецкий - в 1930 г.

 

Материальная культура

 

По преимущественному расположению ненцев в двух природных зонах, ненцы делятся на тундровых /основная масса/ и лесных /около 2 тыс. /,  каждая группа со своим диалектом и соответствующим природным условиям укладом жизни.

Природа земель, на которых живут ненцы, сурова - тундра, лесотундра, тайга. Поселки всегда расположены у воды - на берегу озера, залива, реки. И это не случайно, именно по воде завозят все необходимое: товары, уголь, бензин. За короткую навигацию нужно успеть доставить все для долгой зимы. В остальное время поселок связан с миром только вертолетом.

Жители поселков работают на зверофермах, где разводят норок и песцов, или в пошивочной мастерской - здесь шьют национальную одежду. Все в национальном поселке и почта, и магазин, и бревенчатые рубленые дома такие же, как в русском поселке.

В основе же национального существования ненцев, их самобытности лежит как раз то, что находится не в поселке, а в окружающей его тундре и тайге. Здесь работает не так много людей, но именно они занимаются традиционными для ненцев видами хозяйственной деятельности. Это - оленеводы, большую часть года вместе с семьями живущие в тундре со стадами оленей и лишь пару раз в год заглядывающие в свои сельские дома. Это охотники, которые проводят в тундре или тайге весь охотничий сезон, возвращаясь домой время от времени. От одного охотничьего урочища к другому они добираются пешком, на оленях, на собаках, а в наши дни моторных снегоходах. И, наконец, рыбаки в путину /период активной ловли рыбы/, живущие вдали от поселка, «на песках», т.е. на участках берегов рек и озер, особенно удобных для рыбной ловли. Береговые ненцы выезжают охотиться на морского зверя на дальние острова и мысы.

Здесь, на берегу реки или моря, в тайге и тундре, идет настоящая жизнь- жизнь оленеводов, рыбаков, охотников. Она идет в значительной мере так, как шла и сто, и двести лет назад - с соблюдением традиционных обычаев, обрядов, правил взаимоотношений между людьми.

 

Ненцы, также как и саамы, оленьи чукчи, коряки, северные селькупы и ханты - отменные оленеводы. Они имеют крупные стада оленей, для себя и на продажу, получая от оленей мясо, шкуры, молоко. Используются олени как транспортные животные.

Лесные ненцы, в основном, занимаются охотой и рыболовством.

Охота происходит в течение всего года. Зимой охотник выходит в тайгу на широких лыжах, нехитрое снаряжение погружено на сани, которые помогает тащить собака.

Традиционная кухня ненцев соответствует требованиям климата. Рыба и мясо - основная пища. Когда они свежие, их охотно едят в сыром виде /отсюда русское дореволюционное название ненцев - самоеды/, лишь чуточку присаливая; пьют свежую, еще теплую оленью кровь. Чтобы избежать заражения личинками глистов, мясо некоторых видов рыб и животных варят или длительно провяливают /жарить у ненцев не принято/. Топленый тюлений /нерповый/ жир могут пить чашками, на нем пекут лепешки и в него, как в соус, макают куски мяса. Зимой рыбу замораживают и затем едят в сыром виде, отрезая тончайшие кусочки  /строганина/.

Хотя сырое или полусвареное мясо содержит все необходимые витамины, жители Севера остро ощущают нехватку растительной пищи. Поэтому женщины выходят в тундру и в тайгу собирать дикорастущие травы и ягоды /морошку, голубику, клюкву, бруснику, водянику/. Их едят свежими и заготавливают на зиму. И ягоды, и съедобные травы /дикий щавель и лук, молодые побеги полярной ивы / консервируют в кожаных мешках - бурдюках, залив растопленным жиром. Зимой их используют как приправу к мясу. Местный деликатес - моржатина, мелкими кусочками тушеная в жиру с листьями ивы.

В тундре и тайге в изобилии растут грибы, которые с удовольствием едят олени, но ненцы по традиции, грибов не едят.

С 30-40-х гг. XX в. в питании народов Севера произошли существенные изменения. Сегодня даже оленеводы и охотники и дня не могут прожить без хлеба, крупы, чая, соли, сахара. Привычка к сладкому влияет на здоровье детей и молодежи: раньше у местных жителей совсем не было кариеса, а сейчас им страдают - с раннего возраста.

 

Оленеводы и рыбаки, как правило, кочуют и селятся по три-четыре семьи. Самое обычное переносное жилище почти всех народов Севера - чум. Чум - конический шатер несколько метров высотой. Основу его составляют 16-20 сходящихся вершинами шестов. Чум обтягивают нюками - покрывалами, сшитыми из оленьих шкур, брезента или иной непромокаемой ткани. Шесты и нюки перевозят с места на место на санях, запряженных оленями. Ставить чум считается женским делом, и 2-3 женщины справляются с этой работой меньше чем за час. Посредине чума горит костер или стоит жестяная печка. Справа и слева от входа на плетеных из ветвей ивы подстилках, накрытых шкурами, устроены лежаки. Напротив входа священное место, где стоит сундучок с ценностями, висят мешочки с амулетами, у крещеных иконы. Если печка гаснет, то в чуме становится сразу холодно.

Существуют зимний и летний чумы. Различие в том, что в зимнем чуме устраивается как бы 2 полог, отделяющий вход в чум от центра, где стоит печь. У рыбаков чумы иногда могут быть покрыты не шкурами, а тиской - пластинами, сшитыми из желто-коричневых кусков вываренной березовой коры. Переезжают рыбаки с места на место летом на лодках, зимой - на нартах с собачьей упряжкой, а в последние годы -  на снегоходах.

В чуме в кочевых условиях можно жить достаточно комфортно, только нужно уметь обустроиться. Молодежь, возвращающаяся в стойбище после учебы в интернате, плохо владеет навыками, необходимыми для этого. Потому им зачастую трудно включиться в традиционное хозяйство.

 

Испокон веку считалось, что жилище ненцев - это их одежда. Она является одной из самых совершенных одежд в защитном и эстетическом смысле во всей Арктике. Обычно она подразделяется по назначению: рабочая, повседневная, «танцевальная», праздничная, погребальная. Орнамент тоже не случаен. На охоте обходились без него, от зверя ни худого, ни доброго не жди, но когда наведывались в гости, т.е. подразумевается контакт с людьми, от которых все можно ожидать, то одевались с орнаментом. Он имел и охранное и опознавательное предназначение. Наиболее распространенные в орнаменте одежды - полоски, этот элемент трактуется как символ сверхъестественного существа, отожествляющегося с пургой, непогодой.

Ненецкие женщины обладают даром удивительно красочно и нарядно украшать свою одежду и обувь. Особенно хороши мозаичные узоры на парках, тубах сапогах, используя цветные полоски оленьего меха с отделкой цветным сукном. Раньше ненки применяли костяные иглы и жилы оленей вместо ниток.

 

Из шкуры оленя ненцы шьют одежду и обувь. Самые мягкие оленьи шкурки - пыжики - от оленят, рожденных в мае, идут на чулки, детские пеленки и одеяла, шапки. Неблюй /молодой олень/ идет на женские малицы, шубы, мешки. Из зимнего меха оленя с длинным ворсом шьют сокуп /верхняя одежда/, подбивают им женские шубы, покрышки для чума.

Женщина шьет одежду и обувь чаще всего в зимнее время. Но выделкой оленьих шкур она занята и зимой и летом.

Ненцы носят глухую, без разрезов одежду. Это малица, сокуп и парка; она широкая, прямого покроя, расширенная к низу, длинная с капюшоном и пришивными рукавами. Малицу шьют мехом внутрь. Чтобы не повредить кожу малицы /лиздну/, на нее надевают такую же широкую и прямую маличную рубашку из яркого ситца. Когда на оленях отправляются в дальний путь, поверх малицы надевают сокуп. Его шьют мехом наружу из шкуры с длинным ворсом. В такой двухслойной одежде можно спать даже на снегу.

Парку шьют из шкур красивой расцветки с коротким ворсом и украшают по подолу меховой мозаикой. Весной и осенью, прохладным летом мужчины носят глухую одежду из сукна, а женщины - суконные халаты. Ненецкая обувь тоже двухслойная: в меховые сапоги мехом наружу надевают меховые чулки мехом внутрь. Обувь тоже красиво расшита меховой мозаикой, цветным сукном.

 

 Этот тип одежды, скорее всего, древнего происхождения. Глухой тип одежды характерен для арктических народов. Она настолько тепла, удобна и приспособлена к суровым условиям Севера, что ее восприняло и пришлое русское население, используя на промысле или в дороге.

 

 

Духовная культура

 

Духовная культура ненцев интересна и многообразна. Формировалась она в условиях традиционного уклада жизни и хозяйствования, поэтому на всем - от религии до праздников, от искусства до образования лежит печать суровой природы Севера и непосредственность ее детей - ненцев.

В прошлом ненцы являлись приверженцами шаманизма. В XVI - начале XIX веков они были обращены в православие. В советское время церквей и священников на Севере почти не осталось, но, тем не менее, часть ненцев до сих пор хранят иконы и молитвенники, соблюдают христианские обряды. Однако, таких меньшинство.

Еще суровее, чем христианство, советские власти преследовали шаманство, однако оно, будучи традиционной формой религии, все же сохранилось. Правда, нынешние шаманы обходятся без традиционного для камлания /заклинания духов/ бубна и без особого костюма, хотя на время .совершения обряда по -прежнему надевают подвески и амулеты.

 

Самое захватывающее зрелище - гонки на оленьих упряжках: вихрем несутся пять оленей, лихо подгоняет их седок, покрикивая: «Хэй! Хэй! Хэй!». Мелькает хорей в его руках, скрипит, рассыпаясь искрами, снег под полозьями. На седоках длинные праздничные маличные сорочки из яркого зеленого атласа или сиреневого бархата. Это уже новая мода: раньше такие сорочки шили только из ситца или сатина. Нарядны меховые сапоги, перевязанные длинными завязками из цветной шерсти, с пышными кистями на концах.

Очень своеобразны  состязания в прыжках через нарты. Нарты поставлены в ряд друг за другом, боком одна к другой. Ловкие юноши прыгают через них - кто перепрыгнет через большее число нарт сразу, подряд без остановки. Один из местных рекордов - стол пятьдесят четыре нарты. Для этого надо иметь очень сильные и крепкие ноги, чтобы по целым дням бегать в тундре за оленями.

Виды спорта, зародившиеся на Севере, - метание пастушьего топора, прыжки через нарты, метание аркана на хорей - теперь включены в программу зимних и летних спартакиад.

Одним из удивительных проявлений духовной культуры является резная скульптура из мамонтовой кости, зуба кашалота и других природных материалов. Работы современных ненецких скульпторов экспонируются в музеях Тобольска. Тюмени, Омска, Москвы и Санкт- Петербурга.

 

У ненцев специфический фольклор, в частности, песни /сюдбабац/. Основоположники профессиональной ненецкой литературы - знаменитый художник и сказитель Тыко Выяка, Н. Выяка, известные писатели - И. Истомин, Л. Лапцуй, И. Юган-пелик, В. Ледков; художники И. Худи, Г. Хартаганов.

Сейчас после большого перерыва вновь издаются учебники , газеты, начинают появляться книги, ненецкий язык изучается с 1 по 9 классы в школах, идут радиопередачи.

Прежде национальные культурные кадры готовили и обучали в Институте народов Севера в Ленинграде, то ныне во всех крупных городах национальных округов открыты средние и высшие заведения, в которых обучаются талантливые ненецкие юноши и девушки.

 

 



2020-02-04 258 Обсуждений (0)
Происхождение, расселение на Крайнем Севере 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Происхождение, расселение на Крайнем Севере

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)