Зарождение ранних религиозных верований
На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов – древних людей, живших 80 – 50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали из камня, кости и дерева. Одеждой служили звериные шкуры, хорошо защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик – Коба и Тешик – Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик – Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили, что это даст убитым животным вновь вернуться к жизни. Этот обычай (сохранять кости убитых животных) долго существовал у народов Севера и Сибири. В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения – это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ. Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека – вот причина, которая породила религию. Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным – гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха. Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития. Между учеными и богословами давно идет спор о том, какими были ранние религиозные обряды. Богословы говорят, что у человека с самого начала существовала вера в Бога. Монотеизм (единобожие) они объявляют первой, самой ранней формой религии. Ученые говорят обратное. Обратимся к фактам, созданным на основании раскопок и изучении древних рукописей. Религия существует в многообразных формах. Наиболее известными первоначальными формами религии являлись: - тотемизм (англ, totem из языка индейцев означающее «его род») -поклонение рода, племени - животному, растению, предмету или явлению природы, которое считается своим предком; - анимизм (латин. anima - душа) - вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; - фетишизм (франц. fetiche - амулет) - вера в сверхъестественные свойства особых предметов; - магия (греч. mageia - волшебство) - вера в действенность особых обрядов на окружающую действительность с целью ее изменения (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.). В первобытный период культуры высока степень зависимости людей от природы, поэтому первым этапом в развитии архаического мышления становится анимизм (лат. "душа") – одушевление природы. Не выделяя себя из природы, человек отождествляет себя с ней, распространяет свой духовный мир, свои состояния и настроения на природу: в его понимании следующий день, желанная погода или долгожданное время года могут "забыть" наступить, окружающий мир может "показать" собственное отношение к человеку и т. д. Если, действуя необходимым образом, человек не получает ожидаемого результата, значит, некие силы противостоят ему. Древние считали одушевленными все существа, явления природы, различные материальные объекты. Это отношение расширилось до верования в духов, населяющих весь мир. Духи местности, духи сил природы, духи вещей, добрые и злые, – все требуют особых ритуалов, целью которых становится достижение желаемых результатов деятельности. Одно из частных проявлений анимизма – фетишизм (фр. "амулет, идол, талисман"), вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Фетишем может стать любой предмет, но из множества предметов выбираются такие, которые с точки зрения древнего человека выступают как вместилище души, охраняя его или помогая ему в различных видах деятельности (камни, куски дерева и пр.). От фетиша до идола (греч. "образ, подобие, изображение"; ср. эйдос) всего лишь один шаг: нужно только придать предмету какую-либо внешность. Следующим шагом в развитии архаического сознания становится представление о своем родстве с природой. Это отношение с миром и лежит в основе тотемизма. Постепенно архаическое сознание логически приходит к очеловечиванию природы – антропоморфизму (греч. "человек" + "форма"). Важной стадией развития архаического сознания становится персонификация (лат. "лицо" + "делаю") сил природы, которые теперь выступают как боги с определенными функциями и особым происхождением, многие из них имеют человекоподобный облик. Так складывается языческий политеизм (многобожие), который существовал на всех континентах и у всех народов мира. Пройдет много веков, пока сознание не обратится к единому богу – творцу, защитнику, судье с карающей десницей. Для первобытной культуры характерно, что в ней трудно отделить религиозное сознание от повседневной деятельности людей. Проблемы выживания и продолжения своего рода решались доступными людям средствами. Таким образом, первобытный человек сам создавал собственную систему ценностей, которая в свою очередь формировала и закрепляла особенности его сознания. В архаическом сознании не разделяются внешние и внутренние стороны предметов и отношений мира, представление о внутреннем складывается на основе внешнего, существенные признаки не отличаются от несущественных, а часть – от целого, отождествляются также предмет и его имя. Так постепенно развивается магия (греч.) – система определенных манипуляций и слов, с помощью которой люди надеются заставить природу, людей, духов и богов произвести желательные для них действия.
Заключение
Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. Существует археологическая периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Она включает в себя разделение на: - каменный век (800 - 4 тыс. до н. э.); - бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.); - железный век (1 тыс. до н. э.). В целом принято делить древнейший период человеческой культуры на эпоху палеолита (800–13 тыс. лет до н.э.), мезолита (13–6 тыс. лет до н.э.), и неолита (6–4 тыс. лет до н.э.) Антропологический – подход к изучению первобытной культуры. Содержание данной науки (антропологии) состоит в изучении биологической эволюции и социокультурного развития человека и его рас. Миф - это фантастическое эмоционально-образное повествование о деяниях богов, подвигах правителей и героев. В истории культуры миф, был первой формой существования истины, первым типом текста, который объяснял людям устройство мира, их самих и их место в этом мире. Мифы систематизировали коллективный опыт людей, воплощали его в наиболее сжатом, концентрированном и универсальном виде. Изготовление орудий труда, возникновение захоронений, появление членораздельной речи, переход к родовой общине и экзогамии, создание предметов искусства явились основными вехами на пути формирования человеческой культуры. Понятие "первобытная культура" отражает длительный и противоречивый период становления и развития человечества. Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытное искусство – только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности: – каменная скульптура; – наскальная живопись; – глиняная посуда. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение, выполняли культовую функцию. Религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно. Первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы. Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью. На смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстрактного орнамента, нанесенного на глиняную посуду. В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений. На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов – древних людей, живших 80 – 50 тыс. лет назад. Религия существует в многообразных формах. Наиболее известными первоначальными формами религии являлись: - тотемизм (англ, totem из языка индейцев означающее «его род») -поклонение рода, племени - животному, растению, предмету или явлению природы, которое считается своим предком; - анимизм (латин. anima - душа) - вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; - фетишизм (франц. fetiche - амулет) - вера в сверхъестественные свойства особых предметов; - магия (греч. mageia - волшебство) - вера в действенность особых обрядов на окружающую действительность с целью ее изменения (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.). ЛИТЕРАТУРА
1. Кравченко А. И., Культурология Учебное пособие для вузов – 4-е изд – М.: Академический Проект, Трикста, 2003 – 496 с 2. Лапина С.В., Культурология: учебное пособие для вузов/ С.В. Лапина, Е.М. Бабосов, А.А. Жарикова и др.; под общ. ред. С.В. Лапиной. – 3-е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2006.-496 с. 3. Радугин А.А., Культурология: Учебное пособие/ Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 304 с. 4. Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под. ред. проф. А.Н. Марковой.– 3-е изд.– М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000.– 319 с. 5. Самохвалова В.И., Культурология: краткий курс лекций. – М.: Юрайт – Издат, 2002. – 269 с. Тесты
Теория и история культуры 1. Предмет теории и истории культуры - это: a. культура как универсальная системная целостность, b. культура определенной исторической эпохи, c. культура отдельной личности.
Ответ: a. культура как универсальная системная целостность
2. В структуру теории и истории культуры входят (укажите все верные варианты): a. философия культуры, b. история культуры, c. культура Возрождения, d. социология культуры, e. культурная антропология, f. сравнительный анализ культур, g. теория культуры.
Ответ: a. философия культуры, b. история культуры, d. социология культуры, g. теория культуры.
3. Термин «культура» появился: a. В Древней Греции, b. в Древнем Риме, c. в эпоху эллинизма.
Ответ: b. в Древнем Риме
4. В средневековом понимании культуры преобладает: a. космоцентризм, b. теоцентризм, c. антропоцентризм, d. технократизм, e. гуманизм.
Ответ: b. теоцентризм,
5. В эпоху Просвещения возникают следующие подходы в понимании культуры (укажите все верные варианты): a. диалектический, b. натуралистический, c. рационалистический, d. стихийный.
Ответ: c. рационалистический,
6. Иррациональное понимание культуры развивали (укажите все верные варианты): a. Шопенгауэр, b. Энгельс, c. Ницше, d. Гегель, e. Данилевский, f. Гурджиев. Ответ: a. Шопенгауэр, c. Ницше,
7. Какие характеристики свойственны «дионисийскому » началу культуры в концепции Ницше (укажите все верные варианты): a. темное, b. индивидуалистическое, c. трагедийное, d. гармоническое, e. единство человека и природы, f. неумеренность. Ответ: a. темное, c. трагедийное, f. неумеренность.
8. Критика культуры как репрессивного начала содержится в концепциях (укажите все верные варианты): a. Фрейда, b. Ясперса, c. Хейзинги, d. Маркса, e. Делеза. Ответ: a. Фрейда,
9. Ценностный аспект культуры отражен в функции: a. регулятивной, b. информационной, c. эстетической, d. аксиологической.
Ответ: d. аксиологической.
10. Расположите культурные нормы по мере увеличения жесткости требований: a. религиозные заповеди, b. нравственные нормы, c. «Уголовный кодекс», d. этикет, e. табу.
Ответ: c. «Уголовный кодекс», b. нравственные нормы, a. религиозные заповеди, d. этикет, e. табу.
11. Язык как средство социокультурной коммуникации относится к способам передачи информации: a. рефлексивным, b. нерефлексивным, c. общепринятым.
Ответ: c. общепринятым.
12. Какие виды языков относятся к искусственным: a. язык жестов, b. русский, c. английский, d. C++, e. эсперанто.
Ответ: d. C++, e. эсперанто.
13. Циклическую модель развития культуры предложили (укажите все верные варианты): a. Ясперс К., b. Бердяев Н.А., c. Леви-Строс К., d. Шпенглер О., e. Данилевский Н., f. Вебер М.
Ответ: d. Шпенглер О., e. Данилевский Н.,
14. Понятие «культурного прогресса» совпадает: a. с прогрессом техники, b. с прогрессом науки, c. духовно-нравственным развитием, d. общественным прогрессом.
Ответ: d. общественным прогрессом.
15. Какие типы культур относятся к этнонациональным (укажите все правильные ответы): a. религиозная, b. русская, c. мировая, d. субрегиональная, e. национальная, f. белорусская.
Ответ: b. русская, f. белорусская.
16. Молодежная культура относится к: a. субкультуре, b. контркультуре, c. массовой культуре, d. инновационной культуре.
Ответ: a. субкультуре.
17. Распределите культуры по принадлежности: 1) доминирующие культуры 2) субкультуры a. русская, b. цыганская, c. студенческая, d. христианская, e. тюремная, f. буддистская, g. исламская.
Ответ: 1) доминирующие культуры: a. русская, d. христианская, f. буддистская, g. исламская.
2) субкультуры: b. цыганская, c. студенческая, e. тюремная, f. буддистская, g. исламская
18. Основу выделения исторических типов культур в учении П.А.Сорокина составляет принцип: a. религиозный, b. аксиологический, c. нормативно-регулятивный, d. креативный.
Ответ: b. аксиологический,
Тестовые задания по теме контрольной работы: «Первобытная культура как исторический тип»
22. С точки зрения археологического подхода, в первобытной культуре можно выделить этапы: a. палеолит, b. дикость, c. неолит, d. варварство, e. цивилизация, f. мезолит.
Ответ: a. палеолит, c. неолит, f. мезолит.
23. Выберите черты, характерные для первобытного сознания: a. традиционализм, b. символизм, c. конкретность, d. рационализм, e. синкретизм, f. абстрактность.
Ответ: a. традиционализм, b. символизм, e. синкретизм.
24. Миф присутствует (укажите все верные варианты): a. в формальной логике, b. политической культуре, c. науке, d. втором законе Ньютона, e. религии.
Ответ: e. религии.
25. Найдите соответствия следующим понятиям: Анимизм, упорядоченная система действий, имеющих сакральный смысл Ритуал, форма познания и объяснения действительности с помощью чувственно-наглядных образов Космос, бесконечное мировое пространство, выступающее как порождающее начало Хаос, упорядоченное существование мира Миф, одушевление фрагментов космоса
Ответ: Анимизм – одушевление фрагментов космоса Ритуал – упорядоченная система действий, имеющих сакральный смысл Космос – упорядоченное существование мира Хаос – бесконечное мировое пространство, выступающее как порождающее начало Миф – форма познания и объяснения действительности с помощью чувственно-наглядных образов
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |