Задачи региональной социальной политики РФ
Региональная политика должна быть направлена на создание в каждом регионе ресурсно-финансового потенциала, достаточного для решения основных задач социально-экономического развития: обеспечение комплексного развития региональных инфраструктурных систем, сокращение разрыва в уровне и качестве жизни в городах различных категорий. В системе внутренней политики регионов особое место занимает социальная политика. Социальная политика – это многомерное понятие, включающее в себя все значимые для жизни людей решения. Социальная политика не имеет жестких пространственных и отраслевых границ. Социальная политика, формирующая социальную среду региона, не существует изолированно от природной и производственной систем. Направления и содержание социальной политики определяются, во-первых, общим уровнем экономического развития государства и, во-вторых, целями социального развития государства, которые приняты и поддерживаются его населением. Экономический кризис, сокращение производства и соответственно валового внутреннего продукта, являющегося экономической основой решения социальных проблем, предопределяют и приоритетные проблемы социального развития, их масштабы и первоочередные задачи социальной политики. В современных условиях России приоритетные направления социальной политики во всех регионах таковы: - стабилизация уровня жизни основной массы населения региона; - сокращение масштабов бедности; - предотвращение роста и сокращение безработицы.
Стратегические цели социальной политики РФ: - достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей; - обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; - гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; - переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи; - нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста; - существенное улучшение социальной инфраструктуры. Необходимыми условиями достижения указанных целей, являются: - Восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников. - Обеспечение справедливого распределения доходов, на основе использования новой системы налогового законодательства, введение эффективного контроля за реальными доходами, получаемыми населением. - Стимулирование использования доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально-значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования. - Проведение взвешенной политики занятости, намечающей с одной стороны, недопущение массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишков рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики. - Усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий. - Создание полноценных условий жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшение условий жизнеобеспечения детей. - Повышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков. - Стабильное финансирование отраслей социальной инфраструктуры и социальных программ, гарантирование всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и спорта.
Развитие конкурентной среды на региональном Потребительском рынке Региональный потребительский рынок представляет собой территориальную организацию сферы обращения, обеспечивающую на основе развитых товарно-денежных отношений удовлетворение потребностей населения при минимальных издержках обращения. Региональный потребительский рынок – сложная пространственно-экономическая система, состоящая из многочисленных элементов и связей между ними, поэтому изучение этого рынка предполагает анализ закономерностей и факторов, определяющих его формирование и развитие, комплексное рассмотрение всех аспектов рынка. Региональный потребительский рынок представляет собой пространственное поле реализации товарно-денежных отношений. Поэтому основные компоненты механизма функционирования регионального потребительского рынка – спрос, предложение, цена и конкуренция – должны рассматриваться в рамках внутреннего экономического пространства. [2, с. 287] Конкурентная среда региональных рынков представляет собой совокупность рыночных сил и факторов, определяющих функционирование хозяйствующих субъектов региональной экономики и их отношения в ходе конкуренции. Конкурентная среда регионального рынка определяется типом и институциональной структурой рынка, развитием различных организационно-правовых форм собственности субъектов рынка, характером государственного управления и регулирования. [1, с. 292] Для уяснения сущности конкурентной среды региональных рынков необходимо выделить две основные концепции, одна из которых делает акцент на поведение продавцов и покупателей, а другая – на институциональной структуре рынка. Согласно первой (поведенческой) концепции сущность конкуренции понимается как совокупность взаимозависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Для изучения региональных рынков более приемлема вторая, (структурная) концепция конкуренции. В современной экономической теории рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный товар, настолько велико, а доля каждой фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж. Институциональная структура регионального рынка включает в себя совокупность субъектов – предприятий и организаций различных видов собственности, конкурирующих друг с другом из-за приобретения индивидуальных потребителей, а также стремящихся максимизировать прибыль. [2, с. 124] Создание необходимых условий для развития конкурентной среды региональных рынков предполагает: - изучение структуры сложившихся региональных рынков, а также экономических интересов и мотиваций, определяющих поведение различных предприятий и их объединений на рынках; - формирование необходимых организационно-экономических предпосылок для эффективной конкуренции на региональных рынках; - совершенствование системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополии в регионе; - формирование правовых и организационно-экономических условий для функционирования рыночных механизмов оптимизации товарных и финансовых потоков в экономике региона, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги; - учет структуры региональных рынков при приватизации предприятий в целях повышения конкурентоспособности и эффективности их деятельности; - стимулирование развития всех форм предпринимательства в регионе. Для развития конкурентной среды на региональных рынках необходима реализация региональных программ демонополизации и развития конкуренции, которые должны входить в состав программ социально-экономического развития региона и являться их неотъемлемой частью. Такие программы должны включать анализ структуры региональных рынков, обоснованные предложения по составу субъектов естественной монополии, планы демонополизации экономики и развития конкуренции на региональных рынках. При разработке программ развития конкурентной среды на региональных рынках должны учитываться следующие требования: - ориентация на создание конкурентных региональных рынков, защиту прав и интересов потребителей; - комплексность решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки региональной экономики; - дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом социальных интересов и региональных особенностей; - взаимосвязанность решения проблем демонополизации и развития конкуренции на федеральном и региональном уровнях; - учет факторов интеграции российской экономики в мировую систему хозяйства, открытости региональных рынков для международной конкуренции в сочетании с мерами по защите отечественных товаропроизводителей; - мониторинг изменения структуры региональных рынков и соответствия программно-реализационного механизма развития конкуренции их структуре; - устранение экономических и административных барьеров для свободного перемещения товаров, услуг и капиталов на рынках Российской Федерации; - снижение финансово-экономических, организационных и правовых барьеров для входа на региональные рынки новых конкурирующих структур. Важным фактором развития конкурентной среды на региональных рынках является увеличение количества хозяйствующих субъектов – производителей (поставщиков) и потребителей (покупателей) товаров. Увеличению количества хозяйствующих субъектов на региональных рынках способствуют следующие меры: - выделение самостоятельных хозяйствующих субъектов из объединений предприятий, производящих взаимозаменяемую продукцию; - выделение самостоятельных хозяйствующих субъектов из объединений предприятий, производящих невзаимозаменяемую продукцию, выделение отдельных участков, цехов в процессе приватизации либо путем принудительного разделения хозяйствующих субъектов; - развитие предпринимательства в соответствии с приоритетами политики демонополизации экономики и развития конкуренции на региональных рынках; - создание конкурирующих производств за счет нового строительства; - диверсификация, перепрофилирование и конверсия производства; - снижение правовых, организационных и экономических барьеров, препятствующих входу новых хозяйствующих субъектов на региональные рынки; - импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, ближнего и дальнего зарубежья. Развитие конкурентной среды региональных рынков во многом зависит от институциональной структуры экономики региона, представленной различными формами хозяйствующих субъектов: государственными, муниципальными, частными предприятиями, иностранными, совместными предприятиями и др. [2, с. 145]
Список литературы 1. Маршалова А.С., Новоселов А.С. Управление экономикой региона: Учебное пособие. – Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. – 404 с. 2. Новоселов А.С. Региональные рынки: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 479 с. 3. http://polbu.ru/gavrilov_reconomy/ch25_all.html 4. http://exsolver.narod.ru/Books/Goveth/Utkin/c10.html
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |