Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обязанности учителя-логопеда



2020-02-04 207 Обсуждений (0)
Обязанности учителя-логопеда 0.00 из 5.00 0 оценок




В обязанности учителя-логопеда дошкольного учреждения, руководя­щего педагогической практикой студентов, входит:

. - ознакомление студентов с составом детей специальной дошкольной группы, с перспективными, календарными и текущими планами коррекци-онной работы, необходимой документацией и оборудованием логопедиче­ского кабинета;

- проведение показательных занятий для студентов;

- распределение тематики фронтальных и подгрупповых логопедиче­ских занятий, проводимых студентами в период педагогической практики;

- прикрепление к студентам по 2-4 ребенка для индивидуальной кор-рекционной работы;

- оказание на всех этапах практики методической помощи студентам;

- посещение и проведение анализа всех занятий, проведенных студен­тами;

- обеспечение контроля за педагогической работой студентов по вы­полнению индивидуального плана практики;

- участие в методических совещаниях, проводимых методистом;

- внесение предложений по совершенствованию теоретической и прак­тической подготовки студентов.

Приложение 1

Оформление дневника педагогической практики (примерный образец) Титульный лист

Дневник педагогической практики студента________ группы де­фектологического факультета МПГУ_________________:____.

Педагогическая практика проводится в детском саду для детей с нару­шениями речи № ___ __________________учебного округа г.

"" . г.

. по.

199_

1 страница

Методист кафедры

Заведующая детским садом. Воспитатель-методист.

Психолог.

Логопед группы № __ для детей с фонетико-фоне магическими нару­шениями речи _______________________________

Воспитатели группы.

Логопед группы № __ для детей с общим недоразвитием речи

Воспитатели группы.

Логопед         группы       __     для    заикающихся  детей

Воспитатели группы .

Музыкальный руководитель. Руководитель по физическому воспитанию . Психоневролог.

Медицинская сестра . Адрес детского сада . № телефона .

2 страница Индивидуальный план работы на период педагогической практики

3 страница (и далее) Фиксируется ежедневная работа. Записи ведутся в свободной форме.

Приложение 2

Оформление конспекта занятия (примерный образец) Титульный лист КОНСПЕКТ

логопедического занятия, проведенного студенткой __ группы дефек­тологического факультета МПГУ ___________________ в старшей группе № __ для детей с общим недоразвитием речи детского сада

№ __ ____,________ учебного округа г. —————————————

_________(пята проведения) ________(время проведения)

1 страница

1. Тема и цель занятия

2. Основные задачи занятия

3. Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки и др.)

4. Лексико-грамматический материал

5. План занятия

6. Ход занятия (с указанием инструкций логопеда, предполагаемых от­ветов детей, основных методических приемов)

7. Использованная литература

Приложение 3

Анализ логопедического занятия (примерная схема протокола)

1. Место данного занятия в системе занятий по теме. Соответствие материала занятия программе, речевым и возрастным особенностям детей данной группы. Объем материала и его доступность для детей. Подготов­ленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.

2. Правильность постановки цели и задач занятия. Соответствие цели и задач теме и содержанию занятия. Единство коррекционных, образо­вательных и воспитательных задач. Адекватность выбора речевого мате­риала задачам занятия.

3. Организация занятия: количество детей, поведение; эстетическое оформление занятия, используемое оборудование, качество наглядных по­собий и дидактического материала.

4. Структура занятия: основные этапы, их логическая последователь­ность, четкость перехода от одного этапа к другому, продолжительность занятия и его этапов; соотношение времени, отведенного на фронтальную и индивидуальную работу, соотношение речевых и неречевых заданий (по количеству и отведенному времени), высказываний логопеда и детей. Со­ответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.

5. Анализ этапов занятия. Содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу. Реализация дидактических принципов обучения. Ме­тоды и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия. Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приемов обучения. Особенности применения методических приемов логопедом, знание материала занятия, владение методами и приемами работы на за­нятии, осуществление •;оррекционных приемов обучения, умение исполь­зовать методические пособия. Характеристика применяемых методических приемов (приемы привлечения внимания, приемы активизации познава­тельной деятельности и др.), использование разнообразных форм актив­ности детей (двигательной, зрительной, слуховой) с целью предупрежде­ния утомляемости детей. Обеспечение положительного эмоционального фона в процессе занятия и интереса дошкольников к заданиям. Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы. Использование воспита­тельных моментов занятия, использование специальных методических приемов. Контроль за речью детей, исправление допущенных детьми оши­бок. Адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возмож­ностей и личностных особенностей каждого ребенка. Доступность и чет­кость инструкций и вопросов логопеда, использование различных видов вопросов (наводящие, альтернативные и др.). Включение элементов ра­циональной психотерапии на занятии. Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей.

6. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии; активность, проявление интереса, степень сформированности структуры деятельности, уровень сосредоточенности на заданиях, устой­чивость внимания в начале занятия и на отдельных'его этапах, возмож­ности переключения внимания от одного к другому заданию, причины от­клонений в деятельности и поведении детей, качество знаний, умений и навыков, полученных или закрепленных детьми на занятии.

7. Характеристика логопеда.

Возможности контакта с группой детей, умение владеть вниманием де­тей и организовать их для работы, владение приемами повышения актив­ности, интереса и внимания детей дошкольного возраста, практическое осуществление индивидуального подхода к детям с учетом их личностных особенностей, настойчивость в достижении цели, проявление педагогиче­ского такта. Речь логопеда (доступность, логичность, мелодико-интонационная выразительность и эмоциональность, особенности дикции, силы, голоса, темпа и ритма). Внешний вид логопеда, его поведение в процессе общения с детьми.

8. Результаты занятия.

Достижение цели, выполнение намеченного плана, эффективность ис­пользованных методов и приемов. Оценка занятия в соответствии с воз­можностями детей. Характер деятельности детей в процессе занятия (степень самостоятельности, уровень активности, темп работы).

9. Педагогические выводы, пожелания к совершенствованию занятия.

Приложение 4

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного воз­раста с нарушением речи (ориентировочная схема)

Психолого-педагогическая, характеристика

ребенка                                        группы №            детского сада №

. учебного округа г.

(фамилия, имя).

I Общие сведения о ребенке (дата рождения, дата поступления в груп­пу, кем направлен, жалобы родителей, заключения специалистов: отола­ринголога, офтальмолога, психоневролога, педиатра, психолога, логопеда, заключение психолого-медико-педагогической комиссии).

II Анамнестические данные (со слов родителей): данные о протекании беременности и родов, вес и рост при рождении, вид вскармливания ре­бенка до года, развитие ребенка в первые годы жизни (сон, аппетит, пси­хомоторное развитие); раннее речевое развитие (время появления и осо­бенности гуления, лепета, первых слов, фразовой речи; характер затруд­нений при переходе к фразовой речи, дальнейшее речевое развитие; ха­рактер звукопроизношения; факторы, препятствовавшие нормальному ре­чевому развитию (тяжелые соматические заболевания, травмы и пр.); в случае заикания, необходимо уточнить, форсировалось ли его речевое раз­витие; указать, в каком возрасте начали читать ребенку книги, отметить частоту и объем чтения, соответствие предлагаемой детской литературы возрастным и речевым возможностям ребенка; выяснить, как происходил процесс разучивания с ребенком стихов и сказок (с какого возраста, в ка­ком объеме); отметить время появления заикания, характер его течения, возможные причины возникновения заикания, его ослабления или усиле­ния; выявить, обращались ли родители за логопедической помощью, про­должительность и результативность занятий .

III Характеристика условий воспитания: где воспитывался ребенок до поступления в специальную группу (дома с родителями, матерью, бабуш­кой, в детских яслях, в общеобразовательном детском саду); особенности речевой среды (расстройства речи у членов семьи; темп речи людей, окружающих ребенка; наличие билингвизма; длительное общение с заи­кающимся и др.); социо-культурный статус семьи (характер взаимоотно­шений, возможные конфликты и реакция на них ребенка; тип воспитания ребенка - авторитарный, демократический; гипо- или гиперопека; есть ли единство требований при воспитании ребенка; возможности членов семьи и домашние условия для общего психического и речевого развития ребен­ка); отношение членов семьи к речевому нарушению (безразличное, бо­лезненное, постоянная фиксация на дефектах речи, предъявление высоких требований к речи ребенка и др.).

IV Данные о состоянии общего психического, моторного и речевого развития ребенка.

1. Состояние представлений об окружающем, особенности детских ви­дов деятельности: характер сведений о самом себе, понимание родствен­ных связей, степень ориентировки в окружающем мире и точность до­ступных возрасту представлений о нем; уровень владения программным материалом, навыками и умениями по всем разделам обучения в детском саду (трудности при овладении элементарными математическими пред­ставлениями, изобразительной и конструктивной деятельностью, особен­ности игровой и элементов трудовой деятельности и др., особенности по­ведения при выполнении различных видов деятельности).

2. Характеристика высших психических функций: особенности вос­приятия (зрительного и слухового); уровень развития внимания (непроизвольного и произвольного), характеристика основных свойств внимания (объема, устойчивости, переключаемости, распределяемости);

особенности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, эле­ментов логического мышления.

3. Уровень развития эмоционально-волевой сферы: особенности прояв­ления эмоций и чувств (преобладающий тип настроения: подавленное или радостное, устойчивое или неустойчивое, легко изменяющееся от незна­чительных причин), волевых качеств (целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, слабость волевого на­пряжения и др.).

4. Особенности характера и поведения ребенка (контактность: легко вступает со всеми в контакт или смущается в незнакомой обстановке;

спокойный или беспокойный, конфликтный в поведении, в процессе обще­ния со сверстниками, взрослыми; добрый, ласковый; аккуратный или не-ряшлизый и др.).

5. Развитие двигательных функций ребенка (состояние общей и мел­кой моторики, характеристика ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и др.; тип ведущей руки, наличие амбидекстрии; развитие двигательных умений, связанных с самообслуживанием - завязывание и развязывание шнурков, застегивание и расстегивание пуговиц и пр.).

6. Состояние речи ребенка: импрессивная сторона речи (понимание диалога, связной речи, предложений, грамматических категорий и форм);

экспрессивная сторона речи (общее звучание речи: внятность, темп, ритм, интонационная выразительность, особенности речевого дыхания и харак­теристика голоса; уровень развития связной речи, объем и типы употреб­ляемых предложений, количественная и качественная характеристика ак­тивного словарного запаса, грамматическое оформление речи, особенности звукопроизношения), степень сформированности фонематического вос­приятия, строение подвижность артикуляционного аппарата; заключение логопеда о состоянии речи и перспективный план логопедической работы.

7. Подробный педагогический анализ результатов коррекционной рабо­ты, выполненной студентом (указать период времени, в течение которого осуществлялась работа с ребенком, количество проведенных индивидуаль­ных занятий и их конкретные результаты; содержание и результаты бесед „ и консультаций с родителями ребенка; рекомендации по проведению даль­нейшего воспитания и обучения ребенка).

Характеристика составлена студентом __ труппы дефектологического факультета  МПГУ  (фамилия,  имя,  отчество)

 

Дата.


Подписи.


 

Приложение 5

Отчет студента-практиканта (примерная схема) ОТЧЕТ

о педагогической практике студента __ группы отделения логопедии дефектологического факультета МПГУ (ф.и.о.) _______________

№ __ для детей

для детей с нарушениями речи . учебного округа г.Москвы .в период с "__" •. по "__" _____________ 199__г.

в детском саду

-199.

I Выделить основные этапы практики (дать краткую характеристику).

II Определить объем и раскрыть содержание педагогической работы, выполненной в процессе практики.

1 Количество проведенных фронтальных, подгрупповых и индивиду­альных логопедических занятий в каждой из специальных групп. Указать количество и темы зачетных логопедических занятий. Обозначить типы трудностей при проведении занятий, определить их причины. Использова­ние в работе специальной и дошкольной научно-методической литературы, наглядных пособий и дидактического материала. Отметить характер и сте­пень помощи логопедов и методиста.

2. Оценить степень сформированности своих навыков оценки занятий, указать количество посещенных и проанализированных занятий.

3. Указать количество и дать краткую характеристику психомоторного и речевого развития детей, с которыми проводились индивидуальные лого­педические занятия. Рассказать о результатах индивидуальных занятий. Оценить свои умения, связанные с психолого-педагогическим изучением детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями и со­ставлением на его основе подробного заключения.

4. Охарактеризовать свое участие в процессе анализа и обсуждения' сложных речевых расстройств у детей (указать количество детей, психо­лого-медико-педагогическое заключение о состоянии их общего психиче­ского и речевого развития).

5. Привести основные данные о содержании и результатах научно-исследовательской работы, выполненной в период педагогической практи­ки.

6. Рассказать о формах и методах проведенной воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Назвать темы и количество подготовленных и проведенных воспитательных мероприятий. Раскрыть особенности воспитательной работы с детьми, имеющими разные типы речевых нару­шений, отметить основные ее результаты.

7. Проанализировать содержание и основные результаты работы с вос­питателями и родителями. Указать количество открытых занятий, прове­денных для родителей, бесед (семинаров, консультаций и пр.) для воспи­тателей и родителей. Рассказать о своем участии в работе педагогического совета детского сада, в подготовке и проведении родительских собраний в группах (количество, название группы, темы), оформлении наглядных и методических материалов для родителей.

8. Представить сведения об изготовленных наглядных пособиях и ди­дактическом материале (указать количество, название, цель использова­ния).

9. Перечислить документы, подготовленные к окончанию практики (название, количество, сроки выполнения).

10. Сформулировать выводы и рекомендации по подготовке студентов к практике (содержание и методика преподавания отдельных дисциплин, овладение методикой логопедической и воспитательной работой, связь с педпрактикой предыдущих лет обучения и т.д.), выбору дошкольных уч­реждений для проведения практики, объему и содержанию практики, ра­боте логопедов и методиста. Сделать предложения по совершенствованию организации и содержания процесса педагогической практики студентов.

Литература

(рекомендуется студентам для самостоятельного изучения в период пе­дагогической практики в детском саду для детей с нарушениями речи)



2020-02-04 207 Обсуждений (0)
Обязанности учителя-логопеда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обязанности учителя-логопеда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)