Обязанности учителя-логопеда
В обязанности учителя-логопеда дошкольного учреждения, руководящего педагогической практикой студентов, входит: . - ознакомление студентов с составом детей специальной дошкольной группы, с перспективными, календарными и текущими планами коррекци-онной работы, необходимой документацией и оборудованием логопедического кабинета; - проведение показательных занятий для студентов; - распределение тематики фронтальных и подгрупповых логопедических занятий, проводимых студентами в период педагогической практики; - прикрепление к студентам по 2-4 ребенка для индивидуальной кор-рекционной работы; - оказание на всех этапах практики методической помощи студентам; - посещение и проведение анализа всех занятий, проведенных студентами; - обеспечение контроля за педагогической работой студентов по выполнению индивидуального плана практики; - участие в методических совещаниях, проводимых методистом; - внесение предложений по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов. Приложение 1 Оформление дневника педагогической практики (примерный образец) Титульный лист Дневник педагогической практики студента________ группы дефектологического факультета МПГУ_________________:____. Педагогическая практика проводится в детском саду для детей с нарушениями речи № ___ __________________учебного округа г. "" . г. . по.
1 страница Методист кафедры Заведующая детским садом. Воспитатель-методист. Психолог. Логопед группы № __ для детей с фонетико-фоне магическими нарушениями речи _______________________________ Воспитатели группы. Логопед группы № __ для детей с общим недоразвитием речи Воспитатели группы. Логопед группы № __ для заикающихся детей Воспитатели группы . Музыкальный руководитель. Руководитель по физическому воспитанию . Психоневролог. Медицинская сестра . Адрес детского сада . № телефона . 2 страница Индивидуальный план работы на период педагогической практики 3 страница (и далее) Фиксируется ежедневная работа. Записи ведутся в свободной форме. Приложение 2 Оформление конспекта занятия (примерный образец) Титульный лист КОНСПЕКТ логопедического занятия, проведенного студенткой __ группы дефектологического факультета МПГУ ___________________ в старшей группе № __ для детей с общим недоразвитием речи детского сада № __ ____,________ учебного округа г. ————————————— _________(пята проведения) ________(время проведения) 1 страница 1. Тема и цель занятия 2. Основные задачи занятия 3. Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки и др.) 4. Лексико-грамматический материал 5. План занятия 6. Ход занятия (с указанием инструкций логопеда, предполагаемых ответов детей, основных методических приемов) 7. Использованная литература Приложение 3 Анализ логопедического занятия (примерная схема протокола) 1. Место данного занятия в системе занятий по теме. Соответствие материала занятия программе, речевым и возрастным особенностям детей данной группы. Объем материала и его доступность для детей. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим. 2. Правильность постановки цели и задач занятия. Соответствие цели и задач теме и содержанию занятия. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Адекватность выбора речевого материала задачам занятия. 3. Организация занятия: количество детей, поведение; эстетическое оформление занятия, используемое оборудование, качество наглядных пособий и дидактического материала. 4. Структура занятия: основные этапы, их логическая последовательность, четкость перехода от одного этапа к другому, продолжительность занятия и его этапов; соотношение времени, отведенного на фронтальную и индивидуальную работу, соотношение речевых и неречевых заданий (по количеству и отведенному времени), высказываний логопеда и детей. Соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины. 5. Анализ этапов занятия. Содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу. Реализация дидактических принципов обучения. Методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия. Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приемов обучения. Особенности применения методических приемов логопедом, знание материала занятия, владение методами и приемами работы на занятии, осуществление •;оррекционных приемов обучения, умение использовать методические пособия. Характеристика применяемых методических приемов (приемы привлечения внимания, приемы активизации познавательной деятельности и др.), использование разнообразных форм активности детей (двигательной, зрительной, слуховой) с целью предупреждения утомляемости детей. Обеспечение положительного эмоционального фона в процессе занятия и интереса дошкольников к заданиям. Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы. Использование воспитательных моментов занятия, использование специальных методических приемов. Контроль за речью детей, исправление допущенных детьми ошибок. Адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребенка. Доступность и четкость инструкций и вопросов логопеда, использование различных видов вопросов (наводящие, альтернативные и др.). Включение элементов рациональной психотерапии на занятии. Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей. 6. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии; активность, проявление интереса, степень сформированности структуры деятельности, уровень сосредоточенности на заданиях, устойчивость внимания в начале занятия и на отдельных'его этапах, возможности переключения внимания от одного к другому заданию, причины отклонений в деятельности и поведении детей, качество знаний, умений и навыков, полученных или закрепленных детьми на занятии. 7. Характеристика логопеда. Возможности контакта с группой детей, умение владеть вниманием детей и организовать их для работы, владение приемами повышения активности, интереса и внимания детей дошкольного возраста, практическое осуществление индивидуального подхода к детям с учетом их личностных особенностей, настойчивость в достижении цели, проявление педагогического такта. Речь логопеда (доступность, логичность, мелодико-интонационная выразительность и эмоциональность, особенности дикции, силы, голоса, темпа и ритма). Внешний вид логопеда, его поведение в процессе общения с детьми. 8. Результаты занятия. Достижение цели, выполнение намеченного плана, эффективность использованных методов и приемов. Оценка занятия в соответствии с возможностями детей. Характер деятельности детей в процессе занятия (степень самостоятельности, уровень активности, темп работы). 9. Педагогические выводы, пожелания к совершенствованию занятия. Приложение 4 Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста с нарушением речи (ориентировочная схема) Психолого-педагогическая, характеристика ребенка группы № детского сада № . учебного округа г. (фамилия, имя). I Общие сведения о ребенке (дата рождения, дата поступления в группу, кем направлен, жалобы родителей, заключения специалистов: отоларинголога, офтальмолога, психоневролога, педиатра, психолога, логопеда, заключение психолого-медико-педагогической комиссии). II Анамнестические данные (со слов родителей): данные о протекании беременности и родов, вес и рост при рождении, вид вскармливания ребенка до года, развитие ребенка в первые годы жизни (сон, аппетит, психомоторное развитие); раннее речевое развитие (время появления и особенности гуления, лепета, первых слов, фразовой речи; характер затруднений при переходе к фразовой речи, дальнейшее речевое развитие; характер звукопроизношения; факторы, препятствовавшие нормальному речевому развитию (тяжелые соматические заболевания, травмы и пр.); в случае заикания, необходимо уточнить, форсировалось ли его речевое развитие; указать, в каком возрасте начали читать ребенку книги, отметить частоту и объем чтения, соответствие предлагаемой детской литературы возрастным и речевым возможностям ребенка; выяснить, как происходил процесс разучивания с ребенком стихов и сказок (с какого возраста, в каком объеме); отметить время появления заикания, характер его течения, возможные причины возникновения заикания, его ослабления или усиления; выявить, обращались ли родители за логопедической помощью, продолжительность и результативность занятий . III Характеристика условий воспитания: где воспитывался ребенок до поступления в специальную группу (дома с родителями, матерью, бабушкой, в детских яслях, в общеобразовательном детском саду); особенности речевой среды (расстройства речи у членов семьи; темп речи людей, окружающих ребенка; наличие билингвизма; длительное общение с заикающимся и др.); социо-культурный статус семьи (характер взаимоотношений, возможные конфликты и реакция на них ребенка; тип воспитания ребенка - авторитарный, демократический; гипо- или гиперопека; есть ли единство требований при воспитании ребенка; возможности членов семьи и домашние условия для общего психического и речевого развития ребенка); отношение членов семьи к речевому нарушению (безразличное, болезненное, постоянная фиксация на дефектах речи, предъявление высоких требований к речи ребенка и др.). IV Данные о состоянии общего психического, моторного и речевого развития ребенка. 1. Состояние представлений об окружающем, особенности детских видов деятельности: характер сведений о самом себе, понимание родственных связей, степень ориентировки в окружающем мире и точность доступных возрасту представлений о нем; уровень владения программным материалом, навыками и умениями по всем разделам обучения в детском саду (трудности при овладении элементарными математическими представлениями, изобразительной и конструктивной деятельностью, особенности игровой и элементов трудовой деятельности и др., особенности поведения при выполнении различных видов деятельности). 2. Характеристика высших психических функций: особенности восприятия (зрительного и слухового); уровень развития внимания (непроизвольного и произвольного), характеристика основных свойств внимания (объема, устойчивости, переключаемости, распределяемости); особенности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, элементов логического мышления. 3. Уровень развития эмоционально-волевой сферы: особенности проявления эмоций и чувств (преобладающий тип настроения: подавленное или радостное, устойчивое или неустойчивое, легко изменяющееся от незначительных причин), волевых качеств (целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, слабость волевого напряжения и др.). 4. Особенности характера и поведения ребенка (контактность: легко вступает со всеми в контакт или смущается в незнакомой обстановке; спокойный или беспокойный, конфликтный в поведении, в процессе общения со сверстниками, взрослыми; добрый, ласковый; аккуратный или не-ряшлизый и др.). 5. Развитие двигательных функций ребенка (состояние общей и мелкой моторики, характеристика ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и др.; тип ведущей руки, наличие амбидекстрии; развитие двигательных умений, связанных с самообслуживанием - завязывание и развязывание шнурков, застегивание и расстегивание пуговиц и пр.). 6. Состояние речи ребенка: импрессивная сторона речи (понимание диалога, связной речи, предложений, грамматических категорий и форм); экспрессивная сторона речи (общее звучание речи: внятность, темп, ритм, интонационная выразительность, особенности речевого дыхания и характеристика голоса; уровень развития связной речи, объем и типы употребляемых предложений, количественная и качественная характеристика активного словарного запаса, грамматическое оформление речи, особенности звукопроизношения), степень сформированности фонематического восприятия, строение подвижность артикуляционного аппарата; заключение логопеда о состоянии речи и перспективный план логопедической работы. 7. Подробный педагогический анализ результатов коррекционной работы, выполненной студентом (указать период времени, в течение которого осуществлялась работа с ребенком, количество проведенных индивидуальных занятий и их конкретные результаты; содержание и результаты бесед „ и консультаций с родителями ребенка; рекомендации по проведению дальнейшего воспитания и обучения ребенка). Характеристика составлена студентом __ труппы дефектологического факультета МПГУ (фамилия, имя, отчество)
Приложение 5 Отчет студента-практиканта (примерная схема) ОТЧЕТ о педагогической практике студента __ группы отделения логопедии дефектологического факультета МПГУ (ф.и.о.) _______________ № __ для детей для детей с нарушениями речи . учебного округа г.Москвы .в период с "__" •. по "__" _____________ 199__г.
I Выделить основные этапы практики (дать краткую характеристику). II Определить объем и раскрыть содержание педагогической работы, выполненной в процессе практики. 1 Количество проведенных фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий в каждой из специальных групп. Указать количество и темы зачетных логопедических занятий. Обозначить типы трудностей при проведении занятий, определить их причины. Использование в работе специальной и дошкольной научно-методической литературы, наглядных пособий и дидактического материала. Отметить характер и степень помощи логопедов и методиста. 2. Оценить степень сформированности своих навыков оценки занятий, указать количество посещенных и проанализированных занятий. 3. Указать количество и дать краткую характеристику психомоторного и речевого развития детей, с которыми проводились индивидуальные логопедические занятия. Рассказать о результатах индивидуальных занятий. Оценить свои умения, связанные с психолого-педагогическим изучением детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями и составлением на его основе подробного заключения. 4. Охарактеризовать свое участие в процессе анализа и обсуждения' сложных речевых расстройств у детей (указать количество детей, психолого-медико-педагогическое заключение о состоянии их общего психического и речевого развития). 5. Привести основные данные о содержании и результатах научно-исследовательской работы, выполненной в период педагогической практики. 6. Рассказать о формах и методах проведенной воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Назвать темы и количество подготовленных и проведенных воспитательных мероприятий. Раскрыть особенности воспитательной работы с детьми, имеющими разные типы речевых нарушений, отметить основные ее результаты. 7. Проанализировать содержание и основные результаты работы с воспитателями и родителями. Указать количество открытых занятий, проведенных для родителей, бесед (семинаров, консультаций и пр.) для воспитателей и родителей. Рассказать о своем участии в работе педагогического совета детского сада, в подготовке и проведении родительских собраний в группах (количество, название группы, темы), оформлении наглядных и методических материалов для родителей. 8. Представить сведения об изготовленных наглядных пособиях и дидактическом материале (указать количество, название, цель использования). 9. Перечислить документы, подготовленные к окончанию практики (название, количество, сроки выполнения). 10. Сформулировать выводы и рекомендации по подготовке студентов к практике (содержание и методика преподавания отдельных дисциплин, овладение методикой логопедической и воспитательной работой, связь с педпрактикой предыдущих лет обучения и т.д.), выбору дошкольных учреждений для проведения практики, объему и содержанию практики, работе логопедов и методиста. Сделать предложения по совершенствованию организации и содержания процесса педагогической практики студентов. Литература (рекомендуется студентам для самостоятельного изучения в период педагогической практики в детском саду для детей с нарушениями речи)
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |