Применение графического способа при решении задач с параметрами.
Пример 11. Решить уравнение х2-4х+2=а. Рассмотрим функцию у1= х2-4х+2, графиком которой является парабола, ветви направлены вверх. Для удобства построения выделим полный квадрат у=(х-2)2-2. Вершиной параболы является точка с координатами (2;-2). Рассмотрим функцию у2=а. Графиком этой функции является прямая, параллельная оси ОХ. Так как параметр содержится в уравнении прямой, то решение уравнения будет зависеть от расположения данной прямой. Построим графики рассматриваемых функций: у1= х2-4х+2 и у2=а. По графикам построенных функций можно сделать следующий вывод: при а<-2 уравнение не имеет корней; при а=-2 уравнение имеет единственный корень, х=2; при а>-2 уравнение имеет два корня. При графическом способе решения данного уравнения мы легко определили количество корней в зависимости от значения а. Однако не всегда удается найти их аналитическое значение, как в случае при а>-2. Найдем значение этих корней аналитическим способом. Если а>-2, то D > 0. Находим корни по формуле: х1,2=
х1,2=2± Ответ: если а<-2, то уравнение не имеет корней; если а=-2, то х=2; если а>-2, то х1,2=2± .
Пример12 . Найти все значения параметра а, для которых вершины парабол у1= х2-2(а+1)х+1 и у2= ах2-х+а лежат по разные стороны от прямой у= . Решение данной задачи начнем с анализа графической модели. Рассмотрим функцию у1= х2-2(а+1)х+1, графиком которой является парабола, ветви направлены вверх. Графиком функции у2= ах2-х+а является парабола, направление ветвей которой будет зависеть от значения параметра а.
Найдем координаты вершин парабол: хв1=а+1; ув1=1-(а+1)2.
хв2= ; ув2= 4а2-14а. Согласно схематичным чертежам записываем четыре системы неравенств:
Пример 13. Найти все значения параметра а, при которых корни уравнения х2+х+а=0 действительные, различные и оба больше а. Рассмотрим функцию у= х2+х+а, графиком которой является парабола. Ветви параболы направлены вверх. Абсцисса вершины параболы хв=- . По условию задачи уравнение имеет два различных действительных корня, которые одновременно больше а, тогда и только тогда, когда: D>0,fa>0,xв>a;⇒ D>0,fa>0,xв>a; Ответ: (- ; -2).
Пример 14. Найти все значения параметра а, при которых корни уравнения ах2+2(а+3)х+а+2=0 неотрицательны. Корни уравнения неотрицательны, значит они могут принимать значения больше либо равные нулю, не сказано, что корни различны, следовательно это могут быть два совпавших корня. Графическая интерпретация данной задачи:
Чтобы выполнялось условие задачи, необходимо и достаточно D≥0,f0≥0,xв>0, a>0. или D≥0,f0≤0,xв>0, a<0. Решая системы методом интервалов, получаем, что решением первой системы является пустое множество, а решением второй системы - -2,25;-2 Ответ: а -2,25;-2.
Пример15. Найти все значения параметра а, при которых корни уравнения ах2-(а+1)х+а+3=0 имеют разные знаки. Для того, чтобы парабола, являющаяся графиком функции у= ах2-(а+1)х+а+3, пересекала ось абсцисс в точках, между которыми располагается начало координат, необходимо и достаточно, чтобы квадратный трехчлен ах2-(а+1)х+а+3 принимал в точке х = 0 отрицательное или положительное значение, в зависимости от направления ветвей параболы. Графическая интерпретация данной задачи: Тогда искомое условие задачи имеет вид: Ответ: а (-3;0). Пример16. При каких значениях параметра а, корни уравнения х2-ах+2=0 принадлежат отрезку ? При требуемом условии расположения корней квадратного трехчлена х2-ах+2 соответствующая парабола располагается следующим образом: Решение данной задачи определяется условием: D≥0,f0≥0; f3≥0,0≤xв≤3;⇔ а2-8≥0,11-3а≥0,0≤а2≤3. Решаем систему методом интервалов, откуда получаем, что а 22;113 . Ответ: а 22;113 .
Заключение. Таким образом, я рассмотрела часто встречающиеся типы уравнений и системы уравнений с параметрами и сделала следующие выводы: · при решении многих задач с параметрами удобно воспользоваться геометрическими интерпретациями. Это часто позволяет существенно упростить анализ задач, а в ряде случаев представляет собой единственный «ключ» к решению задачи; · существенным этапом решения задач с параметрами является запись ответа. Особенно это относится к тем задачам, где решение как бы «ветвится» в зависимости от значения параметра. В подобных случаях составление ответа – это сбор ранее полученных результатов.
Подготовка реферата позволила мне узнать много нового и интересного, подробно познакомиться с вопросами, которые на уроках изучаются кратко. Оформление реферата способствовало совершенствованию и закреплению полученных мною на уроках информатики умений и навыков по редактированию и форматированию текстовых документов. Я могу сказать, что научилась решать уравнения с параметрами, но не хочу останавливаться на достигнутом и в следующем году собираюсь продолжить работу по этой теме и рассмотреть примеры тригонометрических, логарифмических и показательных уравнений с параметрами. Список литературы. 1. Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. – М.: Просвещение, 1990. 2. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач.Учеб. пособие для 10 кл. средней школы – М.: Просвещение, 1989. 3. Васильев Ю.С., Витовтов П.Г. и др. Математика. Система дистанционного образования. Часть 1. Учебно-практическое пособие. – Челябинск: 2000. 4. Горнштейн Ш. Квадратные трехчлены и параметры. – Математика. -1999, №5. 5. Мещерякова Г.В. Задачи с параметрами, сводящиеся к квадратным уравнениям. –Математика в школе. №5, 2001. 6. Большой энциклопедический словарь. Математика. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |