Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Объекты промышленной собственности



2020-02-04 173 Обсуждений (0)
Объекты промышленной собственности 0.00 из 5.00 0 оценок




Изобретением признается техническое решение, обладающее новизной и существенными отличиями. Под техническим решением в широком смысле понимается практическое средство удовлетворения определенных потребностей. Например, отдельные способы лечения болезней не относятся к технике в общепринятом понимании, но поскольку они предполагают применение некоторых лечебных средств в строго установленных дозах, в течение конкретного времени, с соблюдением определенного порядка, то имеет место техника лечения, которая в этом смысле и рассматривается как техническое решение.

В отличие от объектов авторского права охрана изобретений и других объектов промышленной собственности гораздо сильнее (как правило, запрещается несанкционированная имитация охраняемых признаков). Критериями охраноспособности изобретения обычно являются новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость (либо их аналоги в законодательстве других стран). Эти критерии вводятся специальным законодательством и уточняются в нормативных актах патентного ведомства (специального государственного органа, обеспечивающего охрану прав на объекты промышленной собственности; в Российской Федерации таким ведомством является Роспатент).

Изобретение является новым, если оно не известно из уровня техники. Понятие уровня техники определено как некий набор знаний, получаемый путем сбора и анализа общедоступных сведений со всего мира. В Российской Федерации (как и во многих развитых странах) действует критерий абсолютной мировой новизны. В других странах новизна может быть локальной или относи тельной мировой.

Изобретение имеет изобретательский уровень, если оно для специалиста явным образом не следует из уровня техники.

Отнесем к промышленно применимым объекты (устройства, способы, вещества, штаммы микроорганизмов, культуры клеток Растений и животных, а также применение известных ранее устройств, способов, веществ, штаммов по новому назначению) которые могут быть использованы в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности.

Оформляя свои права на изобретение, авторы в специальном документе, называемом формулой изобретения, перечисляют основные признаки изобретения (в Российской Федерации — отличительные особенности по сравнению с ранее известными решениями). Эта формула после уточнения в патентном ведомстве и определяет объем правовой охраны, предоставляемой изобретению

К полезной модели, иногда называемой малым изобретением относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. В отличие от трех критериев патентоспособности изобретения у полезной модели их всего два: новизна и промышленная применимость.

Предъявляя к новым разработкам ослабленные по сравнению с критериями изобретательской деятельности требования, государство предоставляет им и более слабую, чем изобретениям, правовую защиту. При этом для изобретателей привлекательны упрощенный механизм оформления своих прав и соответственно меньшая сумма затрат на приобретение этих прав. Данный способ защиты технических решений существует не во всех странах (в Российской Федерации он имеется) [12, с. 584].

Полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники. Термин «существенные признаки» так же, как и в предыдущих случаях, определяется в нормативных актах патентного ведомства.

Уровень техники обычно включает ставшие общедоступными до даты приоритета полезной модели опубликованные в мире сведения о средствах того же назначения, что и заявленная полезная модель, а также сведения об их применении.

Критерий промышленной применимости аналогичен соответствующему критерию для изобретений.

Промышленным образцом признается новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. При помощи промышленного образца устанавливается монополия на форму (орнамент) продуктов труда. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым (критерии охраноспособности в других странах аналогичны).

Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков, определяющих эстетические и (или) эргономические особенности изделия, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца.

Промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки обусловливают творческий характер эстетических особенностей изделия.

Промышленный образец признается промышленно применимым, если он может быть многократно воспроизведен путем изготовления соответствующего изделия.

Товарный знак — это зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одних предприятий от однородных товаров других предприятий. Товарные знаки обычно имеют буквенное или графическое изображение [12, с. 585]. Для идентификации услуг применяются знаки обслуживания. Правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его государственной регистрации на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, а в отдельных случаях (например, общеизвестные знаки) без нее. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения (звуковые, световые, цветовые и др.) или их комбинации.

Предпринимателю важно знать основания признания товарного знака недействительным, поскольку через суд иногда предпринимаются попытки отмены чужого товарного знака (обычно конкурента).

Товарный знак может быть признан недействительным, если незаконно зарегистрирован или с течением времени утрачены основания для дальнейшего поддержания в силе его государственной охраны — например, он вошел во всеобщее употребление как обозначение товара определенного рода (например, «Аспирин», «Ксерокс» и др.).

Чтобы подробнее изучить проблему запрета на регистрацию товарных знаков, необходимо обратиться к действующему на территории регистрации товарного знака законодательству и документам соответствующего патентного ведомства.

Владелец товарного знака может по лицензионному договору предоставить другому лицу право на использование товарного знака.

Термин ноу-хау впервые был применен в США. В буквальном переводе с английского он означает знать как, что являетcя сокращением выражения знать, как это сделать. Первоначально в лицензионные соглашения включались условия, предусматривающие передачу покупателю технических знаний и опыта как производственных секретов продавца, необходимых для реализации права на использование изобретения [17, с. 357]. Однако с развитием техники значение передачи этой информации стало так велико, что ноу-хау превратилось в самостоятельный объект лицензионных соглашений. В отличие от запатентованного изобретения ноу-хау не пользуется особой правовой охраной, и поэтому наилучшей формой защиты подобных знаний является коммерческая тайна.

Ноу-хау могут включать:

- предметы — образцы изделий, незапатентованные промышленные образцы, машины, приборы, запасные части, инструменты, приспособления и т.д.;

- техническую документацию — формулы, расчеты, чертежи, схемы, незапатентованные изобретения и т.д.;

- инструкции — пояснения, касающиеся конструкции производства или применения изделия, процесса производства, производственных навыков, практических советов; сведения об организации работы и данные, помогающие в решении экономических вопросов.

Таким образом, понятие ноу-хау достаточно широко, оно охваты­вает всевозможную техническую и иную информацию, необходимую, прежде всего для производства какого-либо изделия, и представляет собой определенную экономическую ценность.

В международной практике наиболее часто встречаются патент­ные лицензии с одновременной передачей ноу-хау и оказанием тех­нической помощи в налаживании производства. Второе место зани­мают лицензии на ноу-хау и только третье — чисто патентные ли­цензии, не предусматривающие передачи ноу-хау. Это объясняется, в частности, тем, что при современном уровне развития техники освоение большей части изобретений без предоставления ноу-хау, т. е. опыта и знаний, которыми располагает фирма-продавец, либо вообще невозможно, либо ведет к непроизводительным затратам времени и средств, поэтому ноу-хау являются основным объектом не только лицензий, но и других форм передачи технологии [17, с.358].

При заключении договоров на ноу-хау не действует патентная за­щита, поэтому особое значение в данном виде лицензионных согла­шений имеют условия о неразглашении ноу-хау как в период срока действия лицензионного соглашения, так и после его окончания. В этой связи иногда в соглашении даже оговаривается порядок оз­накомления с ноу-хау сотрудников лицензиата.

Наиболее характернымиусловиями лицензионных соглашений, ограничивающими лицензиата в использовании ноу-хау, являются:

– не передавать приобретенные знания и опыт третьей стороне в течение срока действия соглашения и в среднем до 5 лет после окон­чания этого срока;

– указывать в рекламных документах или на выпускаемой продукции, что она изготовлена по лицензии другой фирмы;

– не предоставлять сублицензии на ноу-хау, так как это может повлечь за собой его утрату.

Достаточно хорошо известно, что без ноу-хау в большинстве случаев невозможно воспроизвести промышленно освоенную новую технику и тем более невозможно совершенствование, а также создание ее последующих поколений. В настоящее время, не обладая ноу-хау, практически невозможно применять изобретения, права на которые приобретены у сторонних лиц, являющихся разработчиками (авторами). Поэтому ноу-хау приобретает значительную ценность и может являться объектом купли-продажи



2020-02-04 173 Обсуждений (0)
Объекты промышленной собственности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Объекты промышленной собственности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)