Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация лицензионной торговли



2020-02-04 172 Обсуждений (0)
Организация лицензионной торговли 0.00 из 5.00 0 оценок




Существует три основных вида лицензий: простая, исключительная и полная.

При продаже простой лицензии продавец (лицензиар) оставляет за собой право самостоятельно использовать объект лицензии, а также предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам. Простые лицензии обычно предоставляются в сфере производства товаров широкого потребления, где трудно осуществить точный учет производимой продукции, потребность в которой настолько велика, что наличие нескольких покупателей (лицензиатов) на одном рынке не приводит к столкновению их интересов.

При продаже исключительной лицензии лицензиату предоставляются исключительные права на использование объекта лицензии на условиях, определенных в договоре. Лицензиар уже не может предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам, однако может самостоятельно использовать объект лицензии или продавать лицензии третьим лицам на условиях, не противоречащих условиям первого соглашения. Для исключительных лицензий характерно максимальное сужение территории, на которой могут использоваться предусмотренные в соглашении права. Исключительная лицензия наиболее часто применяется в международной практике.

При продаже полной лицензии лицензиар полностью лишается права на использование объекта лицензии в течение срока действия договора. Полные лицензии обычно продаются малыми фирмами [17, с.361].

Продажа лицензий осуществляется посредством заключения ли­цензионного соглашения.

Лицензионное соглашение — это договор, по которому лицензиар (продавец) предоставляет лицензиату (покупателю) разрешение или право на использование объекта лицензии за определенное вознаграждение. При этом право собственности на предмет лицензионного соглашения остается за лицензиаром, а лицензиат получает право на его использование при конкретных условиях в течение определенного срока.

Заключению лицензионного договора предшествует сложная подготовительная работа, так как потенциальный покупатель предъявляет особые требования к объекту лицензии, а продавец — к потенциальному покупателю.

Основными требованиями, предъявляемыми к объекту лицензии, являются:

– высокий технический уровень.

Мировой рынок в настоящее время достаточно освоен и насыщен товарной продукцией, поэтому на успех могут рассчитывать только те продавцы, которые предлагают новшества, обеспечивающие лицензиату значительные экономические выгоды, несмотря на расходы по покупке и освоению лицензии;

– промышленное освоение.

Покупатель приобретает новые технологии, не желая тратить время и средства на собственные разработки, поэтому он хочет убедиться в том, что технология отработана. По условиям большинства лицензионных соглашений лицензиату поставляются образцы продукции, изготовленные на предприятиях лицензиара, а также оказывается техническая помощь для более быстрого освоения технологии.

В ряде случаев при проведении переговоров о продаже лицензии лицензиат не располагает достоверными данными о возможной эффективности объекта лицензии. Подобная ситуация особенно характерна при передаче ноу-хау: лицензиар до заключения соглашения не желает раскрывать сущность ноу-хау, а лицензиат — покупать «кота в мешке». В этом случае партнеры заключают так называемое опционное соглашение, в соответствии с которым лицензиат получает на условиях конфиденциальности доступ к ноу-хау и преимущественное право на покупку лицензии в течение установленного срока, если подтвердятся данные об эффективности объекта лицензии.

Однако в последнее время наметилась тенденция к сокращению цикла жизни товаров, поэтому начали продавать так называемые «сырые» технологии, являющиеся либо результатами НИОКР, которые не вписываются в производственную программу компаний, либо результатами деятельности научных лабораторий, которым необходимы средства на дальнейшие исследования;

– патентная защита объекта.

Чем больше патентов защищают объект лицензии, и чем надежнее защита, тем выше ценность лицензии. Однако в различных отраслях роль патентов неоднозначна. Как правило, они имеют большое значение в отраслях, продукция которых легко копируется, например в фармацевтической промышленности. Там же, где копирование продукции затруднено, чрезмерные затраты на патентование нецелесообразны. Не патентуются также технические решения, обеспечивающие преимущества продукции, сущность которых не может быть раскрыта при ее анализе;

– «технологический пакет» лицензии, т. е. комплекс элементов, обеспечивающих привлекательность объекта лицензии для потребителя: ноу-хау, техническую помощь, обучение персонала и др., т. е. все то, что может ускорить освоение технологии и наладить эффективное производство.

В лицензионной торговле имеется определенный риск, поскольку во многих странах очень сложно осуществлять контроль за передаваемыми техническими разработками, и прежде всего за погашением платежей за лицензии. Иногда продажа лицензии может привести к тому, что лицензиат становится конкурентом лицензиара на рынках третьих стран [17, с.362].

Срок освоения производства по лицензии занимает несколько лет, а в результате изменения рыночной конъюнктуры за это время могут резко снизиться конкурентоспособность товара и спрос на него, поэтому от предприимчивости лицензиата и его коммерческой активности зависят объем и сроки лицензионных поступлений. В связи с этим необходима тщательная проверка сведений о потенциальном партнере (его правовое и финансовое положение, место на рынке, научно-технический уровень производства, перспективы развития и т. д.).

В США при выборе лицензиата принято анализировать многочисленные данные, характеризующие потенциального покупателя:

– правовое положение фирмы и ее репутацию в деловом мире;

– финансовое положение;

– коммерческую деятельность фирмы;

– НИОКР и производство;

– сбытовые возможности;

– информационное обеспечение;

 прочие вопросы.

Важнейшим требованием к потенциальному лицензиату является то, что он должен иметь возможность осваивать новую технологию и организовать рентабельное производство.

При сборе информации используются различные источники: фирменные справочники, публикации фирм (годовые отчеты, каталоги, проспекты, рекламные издания), материалы специализированных информационных компаний и организаций, а также периодической прессы, справки банков.

После проведения переговоров заключается лицензионный договор, который имеет определенную структуру, хотя каждое соглашение является сугубо индивидуальным вследствие различий предметов соглашений, позиций партнеров и др.

Лицензионный договор обычно состоит из следующих разделов:

1.Преамбула.

Содержит сведения о партнерах, их наименовании и юридические адреса.

2.Определения.

Даются определения понятий, использованных в соглашении, с целью исключения их неодинакового толкования. Как правило, определяются следующие термины: способ (технологический процесс); продукция по лицензии; специальная продукция, которая не попадает под определение продукции по лицензии; техническая документация, необходимая для производства продукции по лицензии; оборудование, используемое для осуществления технологического процесса, изготовления продукции; комплектующие изделия; патенты (принадлежащие лицензиару патенты и патентные заявки); ноу-хау, необходимые и достаточные для освоения лицензии; территория (зона исключительного и неисключительного права, зона экспорта); начало коммерческого производства (дата изготовления первого образца или выпуска первой серийной партии продукции по лицензии); отчетный период (период деятельности лицензиата по выполнению условий лицензионного соглашения); продажная цена (цена продукции по лицензии).

3.  Предмет соглашения.

Указываются полное название предмета соглашения и название лицензии по объему передаваемых прав (полная, исключительная, простая), а также номера патентов. Определяется объем передаваемых прав и оговариваются условия предоставления сублицензии третьим лицам.

Если при полной лицензии лицензиату предоставляются все права без ограничений, то при исключительной и простой лицензии в условиях соглашения вводятся те или иные ограничения: территории, срока действия сферы использования, объема производства и реализации продукции, в части приобретения лицензиатом оборудования, комплектующих изделий, сырья, материалов, цены продукции по лицензии.

Сублицензия может предоставляться третьим лицам лицензиатом, купившим полную или исключительную лицензию, если в лицензионном договоре специально оговорена эта возможность. Обычно по объему права сублицензия соответствует простой лицензии. Вознаграждение за сублицензию распределяется между лицензиатом и лицензиаром.

4.  Техническая документация.

Оговариваются сроки представления технической документации для производства продукции по лицензии и требования, которым она должна соответствовать. Перечень технической документации приводится в приложении к соглашению.

5.  Территория действия соглашения.

Определяются территориальные границы действия лицензионного соглашения, указываются страны, где лицензиат получает право производить и продавать продукцию по лицензии.

6.  Гарантия и ответственность.

Определяются гарантии и ответственность сторон по патентно-правовым, техническим и производственным вопросам, вопросам взаимоотношения сторон

7.  Платежи.

Указываются размер лицензионного вознаграждения и условия его оплаты. Оплата технической помощи и поставок оборудования может быть осуществлена отдельно.

8.  Усовершенствования, новые патенты.

Указываются обязательства сторон, касающиеся порядка обмена усовершенствованиями. Обмен может быть совершен как безвозмездно, так и за плату,

9.  Техническая помощь.

Определяются условие и объем оказания технической помощи.

10. Сборы и налоги.

Оговариваются вопросы уплаты сборов и налогов, связанные, с заключением и выполнением условии соглашения, а также с обменом валюты и переводом платежей на счет лицензиара.

11. Информация и отчетность.

Этот раздел включается в договор в случае, когда вознаграждение выплачивается в виде роялти, оговариваются сроки и условия представления бухгалтерских данных о произведенной, проданной и использованной продукции по лицензии, сведения о ценах.

12. Обеспечение конфиденциальности.

Фиксируются обязательства по сохранению конфиденциальности получаемых от партнера сведений различного характера. Это особенно важно в случае, когда предмет лицензии содержит ноу-хау.

13.Разрешение споров.

Прежде всего указывается, что при возникновении споров должны быть приняты все меры к мирному урегулированию разногласий. Определяется порядок рассмотрения споров с привлечением арбитража.

14. Условия вступления соглашения в силу и порядок прекращения его действия.

Указываются срок действия, условия вступления соглашения в силу, порядок расторжения соглашения, последствия окончания срока действия или досрочного прекращения действия.

15. Прочие условия.

В заключительном разделе оговаривается, право какой стороны будет использовано при рассмотрении не полностью урегулированных данным соглашением вопросов. Указывается возможность переуступки прав, перехода прав при реорганизации одной из сторон [17, с.365].

Одним из наиболее сложных вопросов при продаже лицензии является определение цены лицензии. Цена лицензии — это своего рода баланс между интересами продавца и покупателя. Лицензиар стремится получить максимально возможную цену. В свою очередь лицензиат, приобретая лицензию, рассчитывает получить прибыль от будущей продажи товаров с учетом всех затрат на приобретение лицензии (цена лицензии, расходы по освоению производства, сбыту, рекламе и т. д.).

Лицензионные платежи (цена лицензии) подразделяются на периодические (роялти) и единовременные (паушальные).

Периодические платежи (роялти) — это отчисления от дохода покупателя в течение периода действия соглашения, т. е. размер вознаграждения, зависящий от экономического эффекта использования лицензии.

Цена лицензии в этом случае определяется по формуле:

;

где Vi — объем выпуска продукции в i-м году;

Z . — цена единицы продукции в i-м году;

Р. — размер роялти в i-мгоду;

Т — расчетный срок действия соглашения (без учета срока освоения лицензии).

Единовременные (паушальные) платежи не связаны по времени с использованием лицензии, и устанавливаются заранее на основании экспертных оценок. Паушальный платеж является твердо зафиксированной в лицензионном соглашении суммой вознаграждения, осуществляемого единовременно и не зависящего от объема производства или сбыта лицензионной продукции. Он определяется на основе расчетной прибыли и представляет собой среднюю сумму роялти, которые лицензиар ожидает получить за весь срок действия лицензионного соглашения без учета колебаний цен на рынке. Паушальные платежи могут быть осуществлены путем передачи части ценных бумаг лицензиата или встречной передачи технической документации. При передаче части ценных бумаг лицензиата (акций, облигаций) лицензиар стремится установить контроль над производственной деятельностью лицензиата. Как правило, лицензиар получает от 5 до 20% акций, а иногда и больше. Встречная передача технической документации используется при перекрестном лицензировании и предполагает взаимный обмен лицензиями, технологическими знаниями и. опытом.

На практике нередко используются комбинированные платежи, т. е. когда единовременные платежи сочетаются с периодическими отчислениями. Единовременный первоначальный платеж выплачивается обычно до коммерческого использования объекта лицензии и позволяет лицензиару компенсировать затраты на НИОКР и подготовку лицензионного предложения.

На случай неудачной эксплуатации объекта лицензии иногда в соглашениях предусматриваются минимальные гарантированные платежи в зафиксированном размере независимо от состояния производства и сбыта продукции. При минимальном гарантированном платеже для лицензиара снижается степень, риска неполучения вознаграждения за лицензию.

Широко применяются лицензионные платежи на компенсационной основе. В этом случае выплата лицензионного вознаграждения производится в форме поставки продукции, произведенной по лицензии. Часто используют обмен эквивалентными лицензиями, т.е. перекрестными. В последнее время формой лицензионного вознаграждения является также предоставление лицензиару доли акций компании, купившей лицензию [17, с.369].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфика таких товаров, как результаты творческого труда, накладывает отпечаток на функционирование рынка интеллектуальной собственности, обуславливая значительные различия между ним и другими рынками. Так, к особенностям торговли на нем относятся: длительный и многообразный характер сотрудничества; частое использование комбинации нескольких носителей технологии (научно-техническая кооперация, совместное предпринимательство); более сложные процедуры оформления сделок и др.

Приобретая технологии (какие-либо объекты интеллектуальной собственности), фирмы за относительно короткий срок достигают мирового уровня качества и высокой конкурентоспособности производимой продукции, получают новые рынки сбыта и увеличивают объемы экспорта. В то же время, предоставляя технологии, они проникают на рынки стран, куда экспорт товаров затруднен или невыгоден, и таким образом оказывают влияние на цены и конъюнктуру рынка, расширяют поставки сырья, устанавливают контроль над приобретателем технологии.

На данный момент, наиболее дорогостоящими являются не столько сами научные исследования (или какие-либо другие результаты творческого труда), сколько доведение их разработок до непосредственного промышленного применения [15, с.343]. Реализация уже имеющихся научных открытий и новых технологических идей требует огромных средств на создание новых производственных мощностей, реконструкцию оборудования, освоение новой продукции. Затраты на научные исследования в настоящее время весьма значительны, и практически в настоящее время не существует ни одного государства, которое могло бы себе позволить развивать собственные научные разработки, не учитывая преимуществ международного разделения труда в сфере науки и техники, возможности объединенных усилий в рамках мирового сообщества.

Основными формами сотрудничества являются:

— координация научных исследований;

— договорная кооперация;

— проведение совместных исследований и разработок.

Первой, наиболее простой, формой является координация. Она строится на основе рабочих планов, в которых определяются сроки и этапы в проведении совместной научной работы, степень участия в ней сотрудничающих научных учреждений и ожидаемые результаты. Такая форма позволяет в значительной степени избежать дублирования при проведении научных разработок, но материальной или юридической ответственности между участниками сотрудничества не возникает.

Кооперация при проведении научных разработок предполагает договорное распределение взаимной ответственности между партнерами по сотрудничеству. В договорах также отражаются такие вопросы, как финансирование, распределение прибыли, которая может быть получена в результате использования научно-технических разработок, предусматривается материальная ответственность сторон за невыполнение своих обязательств.

Одной из важных форм сотрудничества является проведение совместных исследований и разработок.

Большое значение имеет обмен научно-технической информацией, которая может быть передана партнерам по сотрудничеству полностью, в качестве лицензии, ноу-хау, технологии и т. п.

Существенной особенностью научно-технического обмена является то, что он, в отличие от обмена продуктами, предполагает неоднократное использование объекта обмена. Стоимость продукции, произведенной в сфере науки и техники, в результате использования им не уменьшается, и пределом здесь становится только моральное старение. Возможность многократного использования научно-технических достижений является одной из важных предпосылок для ускорения прогресса науки и техники. Также особенность операций по обмену результатами творческой деятельности заключается в специфики объектов интеллектуальной собственности [15, с.344].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Всемирная конвенция об авторском праве от 6.09.52 г., пересмотрена 24.07.71г.

3. Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г.

4. Закон РФ от 9.07.93 №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах».

5. Закон РФ “О внесении изменений и дополнений в закон об авторском праве и смежных правах” от 19.07.95 // СЗ. 1995. № 30, ст. 2866

6. Указ Президента РФ “О государственной политики в области охраны авторского права и смежных правах” от 7.10.93 г. № 1607 // САПП РФ, 1993, № 417, ст. 3920

7. Указ Президента РФ “О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения” от 5.12.98 г. № 1471 // СЗ, 1998, № 49, ст. 6016

8. Постановление Правительства РФ “О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства” от 21.03.94 г. № 218// САПП, 1994, № 13, ст. 994

9. Акимова И.Р. Практические вопросы составления внешнеторгового договора // Государство и право. – 2000. -№12. – с. 39-46

10. Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. – М.: Экономика, 1999. – 662 с.

11. Бурмистров В.Н. Внешняя торговля Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов Всерос. Акад. Внешней торговли; под ред. В.Н. Бурмистрова. – М.: Юристъ, 2001. – 384 с.

12. Внешнеторговая деятельность предприятия: Учебник для вузов/Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев, Е.А. Паршина и др.; Под ред. Проф. Л.Е. Стровского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 847с.

13. Новокшонов И. Внешнеторговые сделки: практические аспекты //Экономика и жизнь.- 2001. - №27(июнь). – с. 28

14. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 456с.

15. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. – М.: Дашков и К, 2006. – 447с.

16. Семенов К.А. Международные экономические отношения: Курс лекций. – М.: Гардарика, 1999. – 336 с.

17. Фомичев В. И. Международная торговля: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 446с.



2020-02-04 172 Обсуждений (0)
Организация лицензионной торговли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация лицензионной торговли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)