Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


в соответствии с ФГОС НОО



2020-02-04 140 Обсуждений (0)
в соответствии с ФГОС НОО 0.00 из 5.00 0 оценок




Формирование метапредметных и личностных результатов

Младших школьников в урочной  и внеурочной  деятельности

в соответствии с ФГОС НОО

Любовь Ивановна Денисова,

методист МКУ «НМЦ г. Курска»;

Ирина Ивановна Белая,

заместитель директора по УВР,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17»

г. Курска

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача — помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
Песталоцци И.Г.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

   В современной школе важно не просто дать школьнику новые знания, а научить их применять, развивать и умело использовать. Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Сейчас особое внимание стало уделяться развитию личности ребёнка, которое является результатом образовательного процесса, построенного с учетом требований к предметным, личностным и метапредметным достижениям. Сегодня учитель достаточно четко представляет, что метапредметные и личностные результаты обучения развиваются на основе предметных достижений и от того, как будет построен процесс перевода предметных результатов в метапредметные и личностные, зависит и реализация стандарта.

Работая в начальной школе, приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее ярко проявляется при переходе учащихся начальной школы на основную ступень обучения. Еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и представить.  Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету.

Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы.

Целью достижения личностных и метапредметных результатов на выходе из начальной школы является ученик, который:

– обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;

– владеет обобщённым целостным представлением о мире (картиной мира);

– привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность;

– усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации;

– толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живёт и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать своё мнение и уважать мнение других;

– эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей;

– способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.

Это обеспечивается целостной системой работы с учениками, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Формирование личностных и метапредметных результатов проходит, прежде всего, через систему учебных предметов.

Средствами достижения метапредметных результатов   являются:

– предметное содержание учебных предметов;

– образовательные технологии деятельностного типа;

– продуктивные задания.

На протяжении многих лет наша школа работает по УМК "Школа России". В структуру и содержание учебников данного УМК заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и формирования способности самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию—умение учиться. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у учащихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

К регулятивным УУД относятся:

 • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

 • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

 • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Регулятивные УУД   достигаются посредством системы заданий, направленных на:
• осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения;

• формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т. д.);
• развитие способности к самооценке и самоконтролю (умение младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памяти, при работе с учебником, справочным материалом и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.

Целеполагание, как осмысление предложенной цели, очень  важно для организации учебной деятельности. При этом надо отметить, что цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя – есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой.  Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности. Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?» Например: «Ребята, зачем нужно знать новый звук и новую букву?»

Перечислю приёмы организации принятия цели, выделенные к. пед. н., доцентом З. А. Кокаревой:

- опора на личный жизненный опыт учащихся;

- использование занимательного игрового материала;

- создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

- выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;

- моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»;

- постановка цели, в том числе и на длительный период времени, с помощью карты знаний, маршрута движения.

Приняв и осознав цель, необходимо составить план своих действий по решению учебной задачи: познакомимся с новым звуком; узнаем букву этого звука; научимся читать слоги и слова с новой буквой, тексты.

Для формирования планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:

- обсуждение готового плана решения учебной задачи;

- работа с деформированным планом решения учебной задачи;

- использование плана с недостающими или избыточными пунктами;

- составление своего плана решения учебной задачи.

Для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, уместен графический план урока из условных обозначений учебника.

План урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.

Такая работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.

   Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Наша задача — научить учеников самостоятельно оценивать свой труд. Каждый ученик должен пройти все этапы оценочной деятельности для того, чтобы осознать:

1) что нужно оценивать;

2)  зачем оценивать;

3)  какие формы оценок существуют.

Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев в сотрудничестве с учителем, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. 

 При безотметочном обучении используются разнообразные приёмы оценочной деятельности: оценивание работы по заданным учителем критериям, используя разные знаково-символические средства (лесенка, светофор, смайлики, дерево достижений и т.д.)

Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но и прохождение всей темы. Несоответствие оценки ученика и оценки учителя – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения.

В этом случае можно использовать работу в парах двумя способами:

1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.

2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.

 Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.

Особое внимание нужно уделять прогностической оценке. Для этого можно использовать знаки: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. Обычно после объяснения и закрепления нового материала учитель спрашивает у детей, все ли было понятно на уроке?

Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для данного утверждения как раз и является прогностическая оценка.

Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему.

После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика.

Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.

Организации контрольно-оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции способствуют задания рубрики «Проверь себя», «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения», «Наши достижения. Проверь себя», которые завершают урок, тему, раздел в учебниках.

Познавательные УУД включают в себя:

Общеучебные :

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- использование знаково – символических средств (графики, модели, схемы, таблицы);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- ориентировка на разнообразие способов решения задач;

- структурирование знаний.

Логические:

- основы смыслового чтения (умение выделять существенную информацию из текстов разных видов);

- умение осуществлять анализ объектов (выделение существенных признаков);

- умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- умение устанавливать причинно – следственные связи;

- умение строить рассуждения, доказательства, выдвигать гипотезы и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Методика изучения каждого предмета формирует познавательные учебные действия : использование знаково-символических средств (модели, схемы, таблицы);операций мышления (группировка или классификация, сравнение, сопоставление, анализ, обобщение полученной информации).

 Система заданий на уроках математики должна быть направлена на развитие логического стиля мышления, в частности, на формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между объектами и величинами, аргументировать предлагаемый ход решения того или иного вопроса, задачи. Можно использовать следующие задания на уроках математики: «Рассмотри ...», «Сравни: чем похожи, чем отличаются ...», «Проанализируй ...», «Объясни, почему ...», «Сделай вывод ...», «Выбери верный ответ ...», «Найди и исправь ошибки ...» и др.

На уроках русского языка решаются учебные задачи лексического, фонетико-графического, грамматико-орфографического, синтаксического, коммуникативного характера. В процессе решения таких задач школьники учатся анализировать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы как звуки, буквы, части слов, части речи, члены предложения, простые и сложные предложения и др., объяснять, рассуждать, сопоставлять, делать выводы, проводить лингвистические опыты.
   В учебниках курса «Литературное чтение» заложена система вопросов и заданий, способствующих активизации умственной деятельности учащихся, развитию логического мышления. Например, задания, в которых предлагается установить соответствия, сравнить образы героев, жанры произведений, произведения живописи и т. п.

На уроках окружающего мира предлагаются задания, развивающие умение провести сравнение, простейшую классификацию, установить аналогии. Например, задания на сравнение объектов окружающего мира , различных средств транспорта, животных разных групп и т.п.; анализ схемы связей неживой и живой природы, обобщение представлений о погодных явлениях и пр., построение рассуждений об экологических связях по аналогии с прочитанным рассказом, установление причинно-следственных связей при знакомстве с сезонными изменениями в природе, при изучении исторических событий; различные задания на классификацию живых организмов; сравнение изучаемых природных зон, природных сообществ.

Методом формирования многих учебных операций является метод создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Этот метод успешно применяется на всех уроках. Это позволяет при организации дидактического процесса уйти от репродуктивного способа обучения («послушай-запомни-воспроизведи»).

Примеры заданий, предлагающих использовать средства ИКТ: «Из сообщений радио, телевидения, Интернета узнай о действиях МЧС по ликвидации последствий экологических катастроф в нашей стране и за рубежом» (3 класс, тема «Экономика и экология»); «С помощью Интернета подготовь сообщение о любом из городов Золотого кольца» (3 класс, тема «Золотое кольцо России»); «С помощью Интернета подготовь сообщение о каком-либо выдающемся памятнике истории и культуры, про который не написано в учебнике» (3 класс, тема «По знаменитым местам мира»); «Найди в Интернете информацию о работе международных экологических организаций в России. Подготовь сообщение» (4 класс, тема «Мир глазами эколога»); «С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовить сообщение об одном из объектов Всемирного наследия (по своему выбору)» (4 класс, тема «Сокровища Земли под охраной человечества»); «С помощью Интернета совершим воображаемое путешествие в национальный парк «Лосиный остров». Какие программы и экологические проекты сотрудники национального парка предлагают детям?» (4 класс, тема «Лес и человек»).

Коммуникативные УУД:

1.Развитие умения слушать и понимать других.

2.Построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами.

3.Оформление своих мыслей в устной форме, аргументированное отстаивание своей точки зрения.

4.Умение работать в паре, группе.

Активному использованию речевых средств и средств ИКТ способствует широкое применение таких организационных форм как работа в парах и группах, выполнение заданий в сотрудничестве со взрослыми, реализация учебных проектов. Такая работа является основой для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Учебный процесс направлен на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:
1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.

2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Личностные результаты  важны, так как благодаря им отражается отношение ребёнка к социальным ценностям в обществе.

 

 

Младший школьник должен:

· Установить связь и принадлежность не только к своему народу, но и к государству.

· Понимать, уважать ценности и культуры других национальностей.

· Интересоваться культурой народа и страны, в которой он родился и живет.

· Уметь различать главные нравственно-этические нормы и понятия.

· Идентифицировать поступки и действия с моральными нормами; чувствовать, как он поступил – «хорошо» или «плохо».

· Понимать и ощущать эмоциональное состояние окружающих, и с учетом этого строить с ними конструктивный диалог.

· Анализировать ситуации и события с точки зрения морали и этики.

· Объяснять свои действия, проявлять в ситуациях такие чувства, как доброжелательность, внимательность, доверие и так далее.

· Личностные результаты отражают отношение ребенка к учебному процессу.

Младший школьник должен:

· Понимать речь учителя и одноклассников.

· Стремиться к процессу познания, то есть ребёнок должен удивляться и интересоваться, проявлять внимание и желать узнать как можно больше.

· Давать оценку своим действиям.

· Уметь сотрудничать с одноклассниками. Иными словами, принимать мнение оппонента во время спора или дискуссии, быть терпеливым и доброжелательным, проявлять доверие к участнику или собеседнику общего дела, а также считаться с точкой зрения другого человека.

В курсе «Окружающий мир» достижению результата будут способствовать темы «Природа России», «Страницы истории Отечества», «Родной край — часть большой страны», «Современная Россия», «Жизнь города и села», «Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?»,«Россия на карте».
Для эффективности достижения указанных результатов предусмотрено выполнение школьниками учебных проектов: «Родной город», «Города России», «Кто нас защищает» (знакомство с Вооружёнными Силами России, Государственной службой пожарной охраны, МЧС России) и др.
В курсе «Литературное чтение» это  разделы: «Устное народное творчество», «Летописи, былины, жития», «Родина», «Люблю природу русскую», «Поэтическая тетрадь», «Природа и мы», «Из русской классической литературы», «Литература зарубежных стран» и др., а также тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях её народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости бережного к ней отношения. Система таких заданий позволит учащимся осознавать себя гражданами страны, формировать общечеловеческую идентичность.

Курс «Русский язык» предусматривает разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети смогут познакомиться с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, русскими умельцами, руками которых созданы Царь-пушка и Царь-колокол, церковь Покрова на Нерли и др., узнают о великом достоянии нашего народа — русском языке. В этой связи даны тексты И.Д. Тургенева, А.И. Куприна, А.Н. Толстого, Д.С. Лихачёва, М.М. Пришвина, И.С. Соколова-Микитова, К.Г. Паустовского и др., поэтические строки А.С. Пушкина, И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова, Н.М. Рубцова, Н.И. Сладкова, С.Я. Маршака и др., убеждающие учащихся в красоте, образности, богатстве русского языка. В процессе работы ученики будут составлять тексты, рассказы о своей малой родине — крае, городе, селе, об их достопримечательностях, природных и культурно-исторических особенностях.

В курсе «Математика» — в сюжетах текстовых задач (например, в 3 и 4 кл.) предусмотрены сведения из исторического прошлого нашей страны — о продолжительности Великой Отечественной войны и о победе в ней, о школьном музее боевой славы и о помощи ветеранам, о возрасте Российского флота, о современных достижениях России в области космонавтики; об отраслях промышленности, о богатом культурном наследии страны.

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.

«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило», - писал Антуан де Сент-Экзюпери.

 

Литература:

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.Асмолов// - М.: Просвещение, 2008. -151 с.

2. Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч./ М.Ю.Демидова//- М.: Просвещение, 2009.

3. Кокарева З.А. Использование в работе с младшими школьниками листов оценки достижения метапредметных результатов обучения./ З.А.Кокарева// Управление начальной школой. - 2013. -№11. – С. 21-26.

4. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.



2020-02-04 140 Обсуждений (0)
в соответствии с ФГОС НОО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: в соответствии с ФГОС НОО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (140)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)