в соответствии с ФГОС НОО
Формирование метапредметных и личностных результатов Младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО Любовь Ивановна Денисова, методист МКУ «НМЦ г. Курска»; Ирина Ивановна Белая, заместитель директора по УВР, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Курска
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. В современной школе важно не просто дать школьнику новые знания, а научить их применять, развивать и умело использовать. Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Сейчас особое внимание стало уделяться развитию личности ребёнка, которое является результатом образовательного процесса, построенного с учетом требований к предметным, личностным и метапредметным достижениям. Сегодня учитель достаточно четко представляет, что метапредметные и личностные результаты обучения развиваются на основе предметных достижений и от того, как будет построен процесс перевода предметных результатов в метапредметные и личностные, зависит и реализация стандарта. Работая в начальной школе, приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее ярко проявляется при переходе учащихся начальной школы на основную ступень обучения. Еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и представить. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету. Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы. Целью достижения личностных и метапредметных результатов на выходе из начальной школы является ученик, который: – обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания; – владеет обобщённым целостным представлением о мире (картиной мира); – привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность; – усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации; – толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живёт и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать своё мнение и уважать мнение других; – эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей; – способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему. Это обеспечивается целостной системой работы с учениками, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Формирование личностных и метапредметных результатов проходит, прежде всего, через систему учебных предметов. Средствами достижения метапредметных результатов являются: – предметное содержание учебных предметов; – образовательные технологии деятельностного типа; – продуктивные задания. На протяжении многих лет наша школа работает по УМК "Школа России". В структуру и содержание учебников данного УМК заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и формирования способности самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию—умение учиться. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у учащихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. К регулятивным УУД относятся: • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Регулятивные УУД достигаются посредством системы заданий, направленных на: • формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т. д.); Целеполагание, как осмысление предложенной цели, очень важно для организации учебной деятельности. При этом надо отметить, что цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя – есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности. Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?» Например: «Ребята, зачем нужно знать новый звук и новую букву?» Перечислю приёмы организации принятия цели, выделенные к. пед. н., доцентом З. А. Кокаревой: - опора на личный жизненный опыт учащихся; - использование занимательного игрового материала; - создание проблемной ситуации в процессе целеполагания; - выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели; - моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»; - постановка цели, в том числе и на длительный период времени, с помощью карты знаний, маршрута движения. Приняв и осознав цель, необходимо составить план своих действий по решению учебной задачи: познакомимся с новым звуком; узнаем букву этого звука; научимся читать слоги и слова с новой буквой, тексты. Для формирования планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы: - обсуждение готового плана решения учебной задачи; - работа с деформированным планом решения учебной задачи; - использование плана с недостающими или избыточными пунктами; - составление своего плана решения учебной задачи. Для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, уместен графический план урока из условных обозначений учебника. План урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия. Такая работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции. Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Наша задача — научить учеников самостоятельно оценивать свой труд. Каждый ученик должен пройти все этапы оценочной деятельности для того, чтобы осознать: 1) что нужно оценивать; 2) зачем оценивать; 3) какие формы оценок существуют. Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев в сотрудничестве с учителем, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. При безотметочном обучении используются разнообразные приёмы оценочной деятельности: оценивание работы по заданным учителем критериям, используя разные знаково-символические средства (лесенка, светофор, смайлики, дерево достижений и т.д.) Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но и прохождение всей темы. Несоответствие оценки ученика и оценки учителя – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае можно использовать работу в парах двумя способами: 1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты. 2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре. Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся. Особое внимание нужно уделять прогностической оценке. Для этого можно использовать знаки: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. Обычно после объяснения и закрепления нового материала учитель спрашивает у детей, все ли было понятно на уроке? Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для данного утверждения как раз и является прогностическая оценка. Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему. После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика. Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником. Организации контрольно-оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции способствуют задания рубрики «Проверь себя», «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения», «Наши достижения. Проверь себя», которые завершают урок, тему, раздел в учебниках. Познавательные УУД включают в себя: Общеучебные : - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - использование знаково – символических средств (графики, модели, схемы, таблицы); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - ориентировка на разнообразие способов решения задач; - структурирование знаний. Логические: - основы смыслового чтения (умение выделять существенную информацию из текстов разных видов); - умение осуществлять анализ объектов (выделение существенных признаков); - умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - умение устанавливать причинно – следственные связи; - умение строить рассуждения, доказательства, выдвигать гипотезы и их обоснование. Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Методика изучения каждого предмета формирует познавательные учебные действия : использование знаково-символических средств (модели, схемы, таблицы);операций мышления (группировка или классификация, сравнение, сопоставление, анализ, обобщение полученной информации). Система заданий на уроках математики должна быть направлена на развитие логического стиля мышления, в частности, на формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между объектами и величинами, аргументировать предлагаемый ход решения того или иного вопроса, задачи. Можно использовать следующие задания на уроках математики: «Рассмотри ...», «Сравни: чем похожи, чем отличаются ...», «Проанализируй ...», «Объясни, почему ...», «Сделай вывод ...», «Выбери верный ответ ...», «Найди и исправь ошибки ...» и др. На уроках русского языка решаются учебные задачи лексического, фонетико-графического, грамматико-орфографического, синтаксического, коммуникативного характера. В процессе решения таких задач школьники учатся анализировать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы как звуки, буквы, части слов, части речи, члены предложения, простые и сложные предложения и др., объяснять, рассуждать, сопоставлять, делать выводы, проводить лингвистические опыты. На уроках окружающего мира предлагаются задания, развивающие умение провести сравнение, простейшую классификацию, установить аналогии. Например, задания на сравнение объектов окружающего мира , различных средств транспорта, животных разных групп и т.п.; анализ схемы связей неживой и живой природы, обобщение представлений о погодных явлениях и пр., построение рассуждений об экологических связях по аналогии с прочитанным рассказом, установление причинно-следственных связей при знакомстве с сезонными изменениями в природе, при изучении исторических событий; различные задания на классификацию живых организмов; сравнение изучаемых природных зон, природных сообществ. Методом формирования многих учебных операций является метод создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Этот метод успешно применяется на всех уроках. Это позволяет при организации дидактического процесса уйти от репродуктивного способа обучения («послушай-запомни-воспроизведи»). Примеры заданий, предлагающих использовать средства ИКТ: «Из сообщений радио, телевидения, Интернета узнай о действиях МЧС по ликвидации последствий экологических катастроф в нашей стране и за рубежом» (3 класс, тема «Экономика и экология»); «С помощью Интернета подготовь сообщение о любом из городов Золотого кольца» (3 класс, тема «Золотое кольцо России»); «С помощью Интернета подготовь сообщение о каком-либо выдающемся памятнике истории и культуры, про который не написано в учебнике» (3 класс, тема «По знаменитым местам мира»); «Найди в Интернете информацию о работе международных экологических организаций в России. Подготовь сообщение» (4 класс, тема «Мир глазами эколога»); «С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовить сообщение об одном из объектов Всемирного наследия (по своему выбору)» (4 класс, тема «Сокровища Земли под охраной человечества»); «С помощью Интернета совершим воображаемое путешествие в национальный парк «Лосиный остров». Какие программы и экологические проекты сотрудники национального парка предлагают детям?» (4 класс, тема «Лес и человек»). Коммуникативные УУД: 1.Развитие умения слушать и понимать других. 2.Построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами. 3.Оформление своих мыслей в устной форме, аргументированное отстаивание своей точки зрения. 4.Умение работать в паре, группе. Активному использованию речевых средств и средств ИКТ способствует широкое применение таких организационных форм как работа в парах и группах, выполнение заданий в сотрудничестве со взрослыми, реализация учебных проектов. Такая работа является основой для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого. Учебный процесс направлен на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы: 2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Личностные результаты важны, так как благодаря им отражается отношение ребёнка к социальным ценностям в обществе.
Младший школьник должен: · Установить связь и принадлежность не только к своему народу, но и к государству. · Понимать, уважать ценности и культуры других национальностей. · Интересоваться культурой народа и страны, в которой он родился и живет. · Уметь различать главные нравственно-этические нормы и понятия. · Идентифицировать поступки и действия с моральными нормами; чувствовать, как он поступил – «хорошо» или «плохо». · Понимать и ощущать эмоциональное состояние окружающих, и с учетом этого строить с ними конструктивный диалог. · Анализировать ситуации и события с точки зрения морали и этики. · Объяснять свои действия, проявлять в ситуациях такие чувства, как доброжелательность, внимательность, доверие и так далее. · Личностные результаты отражают отношение ребенка к учебному процессу. Младший школьник должен: · Понимать речь учителя и одноклассников. · Стремиться к процессу познания, то есть ребёнок должен удивляться и интересоваться, проявлять внимание и желать узнать как можно больше. · Давать оценку своим действиям. · Уметь сотрудничать с одноклассниками. Иными словами, принимать мнение оппонента во время спора или дискуссии, быть терпеливым и доброжелательным, проявлять доверие к участнику или собеседнику общего дела, а также считаться с точкой зрения другого человека. В курсе «Окружающий мир» достижению результата будут способствовать темы «Природа России», «Страницы истории Отечества», «Родной край — часть большой страны», «Современная Россия», «Жизнь города и села», «Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?»,«Россия на карте». Курс «Русский язык» предусматривает разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети смогут познакомиться с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, русскими умельцами, руками которых созданы Царь-пушка и Царь-колокол, церковь Покрова на Нерли и др., узнают о великом достоянии нашего народа — русском языке. В этой связи даны тексты И.Д. Тургенева, А.И. Куприна, А.Н. Толстого, Д.С. Лихачёва, М.М. Пришвина, И.С. Соколова-Микитова, К.Г. Паустовского и др., поэтические строки А.С. Пушкина, И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова, Н.М. Рубцова, Н.И. Сладкова, С.Я. Маршака и др., убеждающие учащихся в красоте, образности, богатстве русского языка. В процессе работы ученики будут составлять тексты, рассказы о своей малой родине — крае, городе, селе, об их достопримечательностях, природных и культурно-исторических особенностях. В курсе «Математика» — в сюжетах текстовых задач (например, в 3 и 4 кл.) предусмотрены сведения из исторического прошлого нашей страны — о продолжительности Великой Отечественной войны и о победе в ней, о школьном музее боевой славы и о помощи ветеранам, о возрасте Российского флота, о современных достижениях России в области космонавтики; об отраслях промышленности, о богатом культурном наследии страны. Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило», - писал Антуан де Сент-Экзюпери.
Литература: 1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.Асмолов// - М.: Просвещение, 2008. -151 с. 2. Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч./ М.Ю.Демидова//- М.: Просвещение, 2009. 3. Кокарева З.А. Использование в работе с младшими школьниками листов оценки достижения метапредметных результатов обучения./ З.А.Кокарева// Управление начальной школой. - 2013. -№11. – С. 21-26. 4. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (140)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |