Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| УУД
|
1.Организационный этап.
(2 мин.)
| -Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь, поздоровайтесь с ними.
-Ребята, какое у вас сегодня настроение?Покажите и расскажите.
Я настрой себе нашел
Чтобы быть везучим,
Повторю сто раз его-
Разойдутся тучи.
У меня всё хорошо,
А будет еще лучше!
-Итак, начинаем урок!
| Включение в деловой ритм
| Личностные: мотивация на успех
|
2.Постановка цели урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
(7 мин.)
| Ребята, посмотрите на экран.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
|
| Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение полно и точно излагать свои мысли.
|
-Прочитайте эти строчки жужжащим чтением (хором)
|
Дети читают.
|
-Прочитайте это четверостишье , выделяя голосом глаголы.
-А теперь прочитайте еще раз, но уже красиво, соблюдая интонацию.
-Внимание на экран ( на экране отрывок из поэмы Пушкина "Руслан и Людмила . У Лукоморья дуб зеленый").
-Как Вы думаете, кто автор этих строк?
-Вспомните, из какого это произведения ?
Внимание, посмотрите на экран
(слайд- Л.Н.Толстой, М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин)
-Перед Вами 3 портрета великих русских классиков . Найдите портрет А.С.Пушкина .
-Итак, а как Вы думаете , чему будет посвящен наш урок?
.-Да, мы сегодня будем говорить с Вами о сказках А.С.Пушкина
|
-А.С.Пушкин
ученик выходит к компьютеру и нажимает на портрет
-Наш урок будет посвящен творчеству А.С.Пушкина и его сказкам
|
3.Работа по теме урока.
(3 мин.)
| -Вашему вниманию предлагается творческая работа Елизаветы Ш. "Мой Пушкин".
-А с чего же всё начиналось у Александра Сергеевича?
-Кто рассказывал Пушкину сказки?
| Выступление ученицы с творческой работой.
-Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили
бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая
по-русски, и няня Арина Родионовна.
-Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок ( в стихах)
| Коммуникативные:умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать.
Познавательные: получение новой информации.
|
4.Работа со сказками.
Работа в парах.
(5 мин.)
| Предлагаю Вам задание, которое определит "Лучшего знатока сказок А.С.Пушкина ".
Вы работаете в парах, время работы 1 минута
Включить интерактивную доску
Задание «Узнайте сказку Пушкина по рисункам».
1. «Сказка о попе и о работнике его Балде»
2.«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»
3.«Сказки о рыбаке и рыбке»
4.«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
5.«Сказка о золотом петушке»
СЛАЙД 10.11,12,13,14 . (с названиями всех сказок Пушкина).Проверка.
-Перечислите названия сказок.
-Сколько всего сказок написал А.С.?
-А я Вам , ребята, открою тайну, есть ещё одна малоизвестная сказка А.С.Пушкина , с которой мы сегодня познакомимся на уроке - «Сказка о медведихе»
| Проверка и самостоятельное оценивание своих достижений.
Ответы детей.
-А.С.Пушкин написал 5 сказок
| Коммуникативные:умение работать в парах.
Регулятивные: выполнять действия в соответствии с поставленной задачей
|
5.Знакомство с новым произведением.
(прослушивание 5 мин.+ знакомство с новыми словами -4 мин.)
| Возьмите тексты сказки, возьмите в руки карандаши, слушаем сказку о медведихе. Текст читает актёр -Александр Синица.
Языковые особенности сказки.
Слова, требующие комментария.
Заря́ — свечение неба перед восходом и после заката солнца, вызываемое отражением солнечных лучей от верхних слоёв атмосферы.
Промеж-между
Отколь-откуда
Рога́тина (рогатыня) — славянское тяжёлое копьё для рукопашного боя или для охоты на крупного зверя.
Выем-выйду,покажусь
На дыбы подымалася - принять позу.
Байбак – степной сурок, впадающий в спячку на зиму.
Гумно – площадка для молотьбы сжатого хлеба.
Игумен – настоятель православного монастыря.
Казначеиха – хранительница церковных ценностей.
Подьячий – помощник дьяка, делопроизводитель и писец в приказной канцелярии. Дьяк (от греч. διάκονος, diakonos — служитель): государственный служащий (госл), начальник органа управления (приказа) или младший чин в боярской думе .
Подьячиха – его жена.
Смерд – крестьянин. Крестьянин
Лицо, принадлежащее к низшему податному сословию земледельцев
Целовальник (цаловальник) – должностное лицо, дающее присягу целованием креста, выполняющее работу по сбору податей, хранению казенной собственности.
| Читают текст
Работа с незнакомыми словами
| Коммуникативные: умение слушать
|
6.Физминутка.
(2 мин.)
| Возьмите зеркала. Выполняем упражнение глядя в зеркало.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Поморгаем,
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
| Выполняют движения.
Повторяют движения
|
|
7.Работа по сказке.
(4 мин.)
| -Каковы главные герои данной сказки?
-Перечислите зверей, которые пришли посочувствовать медведю?
Этот прием очеловечивает зверей. Олицетворения в каждой строке, поскольку с самого начала звери заявлены не просто на равных с людьми, но и играют человеческие социальные роли: белочка княгинечка, скоморох горностаюшка. Даже сам медведь — вдовец.
Это усиливает сопереживание героям.
- Что же хотел сказать поэт в "Сказке о медведихе"?
-Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку?
-А какие пословицы о семье вы знаете?
| Ответы детей.
-В этой сказке поднимается тема семьи. О том, как мужик не пожалел ее и детенышей только ради того, чтобы нажиться.Мужик не понимал того, что разрушает и приносит горе в медвежью семью.
-Оказывается, что иногда звери могут быть добрее, чем человек. Ведь все лесные обитатели пришли выразить сочувствие медведю. Даже волк и лисица. Потому что они понимали, какую утрату он переживает.
-Когда семья вместе, и сердце на месте.
-Без семьи нет счастья.
-Мать приветная, ограда каменная.
-У ребёнка заболит пальчик, у матери сердце.
| Регулятивные: умение высказывать свое предположение на основе работы со сказкой.
|
8.Работа в группах.
(5 мин.)
| Сказочный предмет.
Предлагаю Вам волшебный сундучок, вы будете работать в группах(по 4 чел.), назвать сказку ,в которой встречается данный предмет .
-Яблоко;
-орех ;
-верёвка ;
-мешок;
-прялка .
-Кто сможет зачитать отрывок или рассказать наизусть?
| Ответы детей
«Сказка о мёртвой царевне…»
«Сказка о царе Салтане»
«Сказка о попе и работнике его Балде»
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Зачитывают отрывки наизусть.
| Коммуникативные:
-умение работать в группах;
-умение оформлять свои мысли в устной форме;
-сотрудничество со сверстниками;
-умение слушать и вступать в диалог.
|
9.Физминутка.
( 2 мин.)
| Давайте поиграем в игру «Верю, не верю».
Встаньте все. Я буду задавать вам вопросы, если вы верите мне - вы должны поднять руки вверх и хлопнуть в ладоши 3 раза, если не верите - присесть:
- Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон (-, указ)
-Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна(+)
-Над лебедью носился в море орёл (- Коршун)
-Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем.(+)
-Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян (- Буян)
-Гвидон сам построил город на острове(- лебедь помогла)
-Гвидон трижды летал к Салтану(+)
-О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи. (- От корабельщиков)
-Лебедь стала женой князя Гвидона.(+)
-Старик прожил со своею старухой 30 лет и 3 года (+)
| Выполняют задания
| Личностные: уметь принимать правильные решения.
|
10.Рефлексия.
(4 мин)
| -Как вы думаете, зачем нам нужен был этот урок?
- Наш урок подошел к концу , но у нас есть еще один сюрприз, его подготовили Елизавета Ш.и
Дарина Ш.
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Читайте Пушкина, друзья,
Вот Вам подсказка!
И пронёсете сквозь года
Вы радость сказки!
| Ответы детей.
Ирина Акулинина "Пушкинские сказки"
К нам приходят пушкинские сказки Яркие и добрые, как сны. Сыплются слова, слова-алмазы На вечерний бархат тишины. Шелестят волшебные страницы, Всё быстрей нам хочется узнать... Вздрагивают детские ресницы, Верят в чудо детские глаза. Даже если мы уже не дети, В 20, 30 лет и в 45… Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
| Личностные: чуткость и внимание к окружающим.
Регулятивные:самооценка
|
11.Домашнее задание.
(2 мин)
| -Кто хочет еще больше познакомиться с творчеством Александра Сергеевича, предлагаю Вам пойти в школьную библиотеку или в библиотеку № 13 города, которая расположена на улице Бочарова, и взять любой томик стихотворений А.С.Пушкина, выучить к следующему уроку одно наизусть.
Спасибо за урок, урок окончен.
|
|
|