Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ф.И.Тютчев.Весенние воды



2020-02-04 257 Обсуждений (0)
Ф.И.Тютчев.Весенние воды 0.00 из 5.00 0 оценок




Малые жанры фольклора- это небольшие по объёму фольклорные произведения: колыбельная песня, потешка , прибаутка, пословицы, считалка, игры, скороговорка, загадки, песни

Колыбельная песня – это песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка.

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.

 «Сорока»

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?[1]
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку

Пословицы

Друзья познаются в беде.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь..

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игреАты-баты, это я!

2.Дайте определение «басня», «мораль».(На примере одной из басен И. Крылова, М. Ломоносова) Басня - краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл, моральный вывод .                                                                                             Мораль – нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни (логический, поучительный вывод из чего-нибудь).

 Аллегория (в переводе с греческого – иносказание) – изображение человека или иного предмета через другого человека или другой предмет: лиса – хитрый человек, заяц, ягнёнок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек.

Олицетворение – присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.

 Эзопов язык - речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла.

Басней называется стихотворное или прозаическое литературное произведение, которое носит поучительный сатирический характер. Причем действующими лицами в баснях чаще всего выступают не люди, а животные. И свойственны этим животным вполне человеческие качества: лисе - хитрость, сове - мудрость, ракам - упрямство, а обезьяне - глупость..

Чему учат басни?В первую очередь, басни высмеивают людские пороки: ложь, безнравственность, лень, глупость, хвастовство, невежество. В героях басен каждый человек находит животного, похожего на себя. Ситуации, описываемые авторами в баснях, всегда очень жизненны, и потому любой человек способен перенести их на свою собственную жизнь, а значит, найти у себя один из пороков и исправить его.

 

3.Прочитайте наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева (на выбор).
Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят —
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед».
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!

 

                                                  Билет № 2

1.Кто главные герои сказки «Царевна-лягушка»? Дайте характеристику Василисе Премудрой. Сравните ее с другими женами, представленными в сказке. Что олицетворяет этот положительный персонаж?                                                                                                                                                                     В этой сказке есть два главных героя – Иван Царевич и Василиса Премудрая, вокруг которых и происходит весь сюжет. Василиса Премудрая - главная героиня сказки "Царевна Лягушка" в начале сказки предстает перед нами в образе лягушки, которая поймала стрелу Иван-Царевича и может разговаривать с ним человеческим голосом. Ничто не выдает в этой лягушке красавицу-царицу, заколдованную злым Кощеем.                                        Между тем, Василиса даже в образе лягушки ведёт себя как любящая и верная жена. Она успокаивает мужа Ивана Царевича после получения им поручений царя, с которыми он даже не предполагал справиться. А когда Иван-Царевич засыпал, Василиса Прекрасная все выполняла лучше и быстрее других невесток.

На званый пир Василиса Премудрая приехала в коробчонке, с громом и молниями, прятала косточки и останки еды в рукава. Жёны братьев Ивана-царевича пытались ей во всём подражать, но у них ничего не вышло, только всех насмешили, а царя разгневали.

 Василиса мудра. Она не упрекает Ивана за его поспешное решение сжечь лягушачью шкурку, хотя ей и приходится возвращаться к Кощею. Она верит в своего мужа, который действительно приходит и спасает ее. И все заканчивается очень хорошо - любимые вместе и все счастливы. Этот положительный персонаж олицетворяет мудрость, верность, любовь.

2. Назовите роды и жанры литературы.

Есть три литературных рода: эпос, лирика и драма.                                                                                                                                   Эпос (от греч. "повествование") - обобщённое название произведений, в которых изображаются внешние по отношению к автору события.

Лирика (от греч. "исполняемое под лиру") - обобщённое название произведений - как правило, поэтических, в которых нет сюжета, а отражены мысли, чувства, переживания автора (лирического героя).

Драма (от греч. "действие") - обобщённое название произведений, в которых жизнь показана через конфликты и столкновения героев. Драматические произведения предназначены не столько для чтения, сколько для инсценироваия. В драме важно не внешнее действие, а переживание конфликтной ситуации. В драме эпос (повествование) и лирика слиты воедино.

У каждого рода литературы выделяют жанры - исторически сложившиеся виды произведений, характеризующиеся определёнными структурными и содержательными признаками

ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА
эпопея ода трагедия
роман элегия комедия
повесть гимн драма
рассказ сонет трагикомедия
сказка послание водевиль
басня эпиграмма мелодрама

 

Лиро -

Эпические

Жанры

поэма
баллада

Трагедия (с греч. «козлиная песня») – драматическое произведение с непреодолимым конфликтом, где изображается напряжённая борьба сильных характеров и страстей, завершающаяся гибелью героя.

Комедия (с греч. «весёлая песня») – драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.

Драма – это литературное произведение в форме диалога с серьёзным сюжетом, изображающее личность в её драматических отношениях с обществом.

Водевиль – лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.

Фарс – театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.

Ода(с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня, произведение, воспевающее, восхваляющее какое-либо значительное событие или героическую личность.

Гимн (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера. Первоначально гимны посвящались богам. В настоящее время гимн является одним из национальных символов государства.

Эпиграмма (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.

Элегия – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.

Послание – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание.

Сонет (от прованс. «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х катренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).

Поэма (с греч. «делаю, творю») – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.

Баллада – лиро-эпический жанр, сюжетная песня драматического содержания.

Эпопея – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.                                                                                                                                    Роман– большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.                                                                                         Повесть – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.

Рассказ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.

Сказка – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.

Басня – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.

3. Прочитайте наизусть отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Найдите в нем сказочных героев и сюжеты. ( У Лукоморья дуб высокий..)

                                              Билет № 3

1.Определите тип сказки «Иван- крестьянский сын».. Это ВОЛШЕБНАЯ сказка. Признаки волшебной сказки

Иван-крестьянский сын смелый и находчивый, он догадался бросить чуду-юду песок в глаза. Сказа про Ивана-крестьянского сына учит добру, смелости и находчивости и умению помогать ближнему.Сказка относится к волшебно-героическому жанру.                                                            Зачин сказки "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" рассказывает, как братья выросли в крестьянской семье и как они оправились биться с чудо-юдом.                                                      Мудрость сказки заключена в мысли, что любому врагу можно дать отпор, грубую физическую силу можно победить умом и смекалкой. Не надо идти на верную смерть, надо подумать, как выйти победителем из трудной ситуации, поразмышлять.

2. Дайте определения тропам «эпитет», «метафора». Приведите примеры.

ЭПИТЕТЫ – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными. Например, добрый молодец, красна девица, ясно солнышко
МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (другими словами – неназванное сравнение)
По форме (кольцо на рукекольцо дыма) ;
По цвету (золотой медальон – золотые кудри) ;
По впечатлению (черное покрывало – черные мысли)
По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы)
и тд
3. Прочитайте наизусть отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «Мороз, Красный

нос». ( Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел, был сильный мороз...)

Однажды, в студёную зимнюю пору Я из лесу вышел; был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! «Здорово, парнище!» — «Ступай себе мимо!» — «Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки?» — «Из лесу, вестимо, Отец, слышишь, рубит, а я отвожу». (В лесу раздавался топор дровосека.) — «А что, у отца-то большая семья?» — «Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я...» — «Так вон оно что! А как звать тебя?» — «Власом». — «А кой тебе годик?» — «Шестой миновал... Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом, Рванул под уздцы и быстрей зашагал...

                                              Билет № 4

 1. Проанализируйте сказку «Журавль и цапля» или «Солдатская шинель». (Сюжет, герои, мораль) (на выбор) Анализ сказки «Журавль и цапля»

Главные герои русской народной сказки «Журавль и цапля» — две болотные птицы. Живут они хоть и на одном болоте, но на разных его концах, далеко друг от друга. А в одиночку жить скучно. Первым об одиночестве задумался журавль. Он решил жениться на цапле и пошел к ней свататься.

Однако, когда журавль предложил цапле жить вместе, цапля отказала журавлю, сославшись на неприемлемый для нее внешний вид журавля – ноги у того длинные, а платье коротко. Но когда обиженный журавль ушел, цапля засомневалась в правильности своего поступка. Ей тоже было скучно жить одной, но когда она отказывала журавлю, то об этом не подумала. Пришла цапля к журавлю и предложила жить вместе. Обиженный журавль тоже отказал цапле и прогнал ее. Расстроенная цапля в слезах вернулась к себе домой. Теперь пришла очередь сомневаться журавлю. Он опять вспомнил, как скучно жить одному и снова отправился к цапле. Но на повторное предложение руки и сердца журавль снова получил отказ. У этой истории нет логического завершения. В сказке говорится, что журавль и цапля так и ходят по очереди друг к другу и никак не могут прийти к согласию.                                                                                                              Мораль этой сказки состоит в том, что сомнения и нерешительность могут завести кого угодно в тупик.                                                                                                                   Главный смысл сказки «Журавль и цапля» состоит в том, что решение по любому вопросу должно быть обдуманным и взвешенным. Нельзя принимать решение, основываясь только на эмоциях. Для того, чтобы совместная жизнь была счастливой и гармоничной, важно уметь находить компромиссы, как-то договариваться друг с другом. В противном случае, несговорчивые люди так и будут обижать друг друга, как журавль с цаплей.                    

О чём сказка «Журавль и цапля»?
О проблеме выбора. Ни цапле, ни журавлю не стоило было делать упор на идеального супруга, в каждом есть что-то положительное и отрицательное.                                          Какие пословицы подходят к сказке «Журавль и цапля»?                                          Несчастен тот, кто сомневается.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.                                                                          «Солдатская шинель»-это бытовая сказка. В ней два героя - находчивый солдат и барин. Мы радуемся смекалке солдата и смеёмся над растяпой барином. Предметом торга между ними становится солдатская шинель. Мы узнаём, что служба солдата в царские времена была суровой, что во времена похода не было удобств и приходилось использовать для сна то, что было под рукой. Поэтому шинель для солдата служила не только одеждой, но и постелью. Барин жил в других условиях, спал на кровати, на перине, голова на подушке, укрывался одеялом. Не работал, и не знал тягот солдатской жизни. Об этой разнице нам и рассказывает сказка. Из этого можно сделать вывод: вот как поработаешь, да долго не поспишь, так и на камне уснёшь, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснёт!
 2. Рифма, способы рифмовки (на примере 1-2 стихотворений)                                                          Рифма — это созвучие окончаний стихотворных строк. По-гречески слово «рифмос» означает «стройность», «соразмерность». В стихотворении, в песне очень часто одинаково звучат окончания последних слов в определённых строках, расположенных рядом или через строчки. Рифмующиеся строки могут располагаться по-разному. Это зависит от системы рифмовки. Наиболее часто поэты применяют перекрёстную, парную, опоясывающую рифмовку. Возьмём отрывки из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».Там есть перекрёстная рифма — рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки (1и 3, 2и 4):

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...                                                                                                                                                      Парная — рифмуются две строки подряд:                                                                                                             Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой..                                                                                                                 Опоясывающая — рифмуются первая и четвёртая строки:                                                                                            И там я был, и мёд я пил,
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

 3. Прочитайте наизусть отрывок из стихотворения М.В.Лермонтова «Бородино».

                                               Билет № 5

1.Рассмотрите репродукцию картины И. Иванова «Подвиг молодого киевлянина». Какому произведению она посвящена? Таким ли вы представляете себе героя?

 На картине «Подвиг молодого киевлянина». Художник А. Иванов в классической античной манере раскрывает перед зрителями образ молодого воина. Юноша полуобнажен, его тело едва прикрывает красный плащ. В руке он держит уздечку. Рядом с главным героем художественного полотна изображено горячее и кровопролитное сражение: лежат на земле тела убитых воинов, видно, что вдалеке идет битва Описание картины говорит нам о том, что художник изображает какой-то важный момент в истории этого юноши Разберем его более подробно. Автор изображает событие, которое имело место в русской истории. Летописи рассказывают нам, что в 968 году русский город Киев подвергся страшной осаде печенегов. Защитить родной город было некому, потому что князь Святослав в это время находился в военном походе. Киевляне бы погибли, если бы не смелый поступок одного из юношей. Он знал печенежский язык, поэтому, взяв в руки уздечку, смело пошел через печенежский лагерь к реке. Когда его окликали, спрашивая, куда он направляется, юноша отвечал, что идет на поиски своего убежавшего коня. С помощью такой хитрости юноша добрался до реки, а оттуда смог отправиться к дружине князя и позвать ее на помощь. Таким образом,робкий юноша превращается в настоящего воина, который смог совершить подвиг и спас своих соплеменников. С помощью его поступка Киев был спасен.

Данное полотно «Подвиг молодого киевлянина »сегодня хранится в Русском музее. Зрители всегда обращают на него внимание, ведь выполнено оно в характерной манере романтизма. Следует отметить, что это достаточно ранняя работа художника. Написана она в 1810 году. Тогда много силы и романтического восторга вложил в свое произведение молодой А. Иванов. Смысл произведения: человек, который смел и уверен в успехе своего предприятия, может очень многое преодолеть. Эта картина о любви к своему народу и любви к своей Родине, поэтому она всегда остается актуальной.

 2. Дайте определение художественным средствам: сравнение, гипербола.                          

Приведите примеры.

 

НАПУГАТЬ ДО СМЕРТИ
ТЫСЯЧА ИЗВИНЕНИЙ
ХОТЬ ЗАЛЕЙСЯ
РЕКИ КРОВИ
ГОРЫ ТРУПОВ
ЖДУ ЦЕЛУЮ ВЕЧНОСТЬ
ЕХАТЬ ЗА ТЫСЯЧУ КИЛОМЕТРОВ
ВЕСЬ ДЕНЬ ПРОСТОЯЛА
КУЧА ДЕНЕГ
ПИР НА ВЕСЬ МИР
МОРЕ СЛЕЗ
НЕ ВИДЕЛИСЬ 100 ЛЕТ
Сравнение – это образное выражение. Часто используется в литературе, в случае, когда необходимо показать, что явления, предметы или лица, о которых идет речь, имеют какие-либо общие черты. Например:Под голубыми небесами Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит (здесь снег сравнивается с коврами)

3. Прочитайте наизусть басню « Случились вместе два Астронома в пиру…».

М.В.Ломоносов

Случились вместе два Астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;

Другой, что Солнце все с собой планеты водит:

Один Коперник был, другой слыл Птолемей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: "Ты звезд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?"

Он дал такой ответ: "Что в том Коперник прав,

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такова,

Который бы вертел очаг кругом жаркова?"

 

 

                                            Билет № 6

1.Расскажите об Иване Андреевиче Крылове. О чём его басни?

Иван Андреевич Крылов (1769 - 1844) – русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов . Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.
Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени, занимался самообразованием, изучал литературу и математику, французский и итальянский языки. После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать, писцом в Тверском суде.
Вся забота о матери досталась ему. В1782 г. они переехали в Петербург в поисках более доходной работы. В столице тоже ничего не удалось добиться, но для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. Кроме того он стал заниматься литературным трудом. На протяжении 1786 — 1788 Крылов написал трагедии "Клеопатра" и "Филомела" и комедии "Бешеная семья", "Проказники". Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах.
В 1789 г. Крылов издает журнал «Почта духов», в котором публикует сатирические послания, обличавшие злоупотребления государственных чиновников.
В 1792 г. , в 23 года, Крылов выходит в отставку, печатает в купленной им типографии сатирический журнал «Зритель».Занимаясь политической сатирой, Крылов продолжает дело Н.И. Новикова.
Однако его творчество вызывает недовольство Екатерины II, Крылову приходится на время покинуть Петербург и жить в Москве, а потом и в Риге.                                                                В 1805 году Иван Андреевич перевёл на русский язык две басни Лафонтена и просто влюбился в этот жанр. Лишь в 36 лет Крылов понял, что басни – это его призвание и до конца своих дней предпочёл заниматься именно баснями. Его первые басни печатались без подписи. Взлет его писательской карьеры пришелся на 1809 год. Он выступал не только как моралист ( высмеивал пороки людей: жадность, трусость, глупость, невежество, лень), но и как обличитель "сильных" мира сего, угнетающих народ. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих 236 басен , составляют басенное наследство Крылова. В 1811 году он избран членом Российской Академии, а 14 января 1823 года получает от неё золотую медаль за литературные заслуги. При преобразовании Российской Академии в отделение русского языка и словесности академии наук (1841) был утверждён ординарным академиком.
Вообще, биография Крылова примечательна книгами, которые он страстно любил
Он продолжал заниматься этим творчеством до конца своих дней, 30 лет, несмотря на немалый успех в драматургии. Он любил русский народ. Разъезжая по бескрайним просторам своей родины писал замечательные басни, подмечая тончайшие особенности человеческого поведения.
В 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет.Крылов не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.
Умер в возрасте 75 лет от двустороннего воспаления легких 9 ноября 1844 года. Похоронен 13 ноября 1844 года на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Из наиболее известных басен Крылова можно назвать: «Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и Моська», «Мартышка и очки», «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица». Его творчество интересно и актуально и сейчас.

2.Назовите особенности древнерусской литературы (эпоха возникновения, жанры, темы)

Древнерусской (или русской средневековой, или древней восточнославянской) литературой называют совокупность письменных произведений, написанных на территории Киевской, а затем Московской Руси в период с 11 по 17 века. Древнерусская литература является общей древней литературой русского, белорусского и украинского народов.
Крупнейшими исследователями древнерусской литературы являются академики Дмитрий Сергеевич Лихачёв, Борис Александрович Рыбаков, Алексей Александрович Шахматов.

Жанр Определение Примеры
ЛЕТОПИСЬ Описание исторических событий по «летам», то есть по годам. Восходит к древнегреческим хроникам. «Повесть временных лет», «Лаврентьевская летопись», «Ипатьевская летопись»
ПОУЧЕНИЕ Духовное завещание отца детям. "Поучение Владимира Мономаха"
ЖИТИЕ (АГИОГРАФИЯ) Жизнеописание святого. "Житие Бориса и Глеба", "Житие Сергия Радонежского", "Житие протопопа Аввакума"
ХОЖДЕНИЕ Описание путешествий. "Хождение за три моря", "Хождение Богородицы по мукам"
ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ Описание военных походов. "Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище"
СЛОВО Жанр красноречия. "Слово о Законе и Благодати", "Слово о погибели Русской земли"

 

Древнерусская литература не являлась результатом художественного вымысла и обладала рядом особенностей.
1. Вымысел в древнерусской литературе не разрешался, так как вымысел – это ложь, а ложь греховна. Поэтому все произведения носили религиозный или исторический характер. Право на вымысел было осмыслено лишь в 17 веке.
2. В древнерусской литературе отсутствовало понятие авторства, так как произведения либо отражали реальные исторические события, либо представляли собой изложение христианских книг. Поэтому у произведений древнерусской литературы есть составитель, переписчик, но не автор.
3. Произведения древнерусской литературы создавались в соответствии с этикетом, то есть по определённым правилам. Этикет складывался из представлений о том, как должен разворачиваться ход событий, как должен вести себя герой, как составитель произведения обязан описывать происходящее.
4. Древнерусская литература развивалась очень медленно: за семь веков было создано лишь несколько десятков произведений. Это объяснялось, во-первых, тем, что произведения переписывались от руки, а книги не тиражировались, так как до 1564 года на Руси не существовало книгопечатания; во-вторых, число грамотных (читающих) людей было очень мало.

Жанры древнерусской литературы отличались от современных.

3.Прочитайте наизусть стихотворение русских поэтов XIX века о Родине, родной природе (на выбор)

 

Ф.И.Тютчев.Весенние воды

 

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят —
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед».
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!

                                              Билет № 7

1.Сравните две сказки: В. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». В чем сходство и в чем различие (сюжеты, герои, жанр и т.д.) У Жуковского - «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). У Пушкина - «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название)
Различия в сюжете сказок:
- Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея - злая колдунья - она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
- У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).
- У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) - у Жуковского уснула (романтические мотивы).
- У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского - 300 лет спала.
Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку) - царевичу Жуковского помогает старик.
- Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте - у Жуковского спит дома.
- Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок) – у Жуковского - веретено.
- Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) - у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы).
-У Пушкина зло наказано - мачеха от злости умерла - у Жуковского злая колдунья исчезла.
В сказках разные места действия: у Жуковского - дворец, бор - у Пушкина: дворец, терем в лесу, пустая гора.
Различный сюжет.
Королевич и царевна в "Спящей царевне" не знакомы, а у Пушкина они жених и невеста.
Разные мотивы поцеловать царевну.
Разное отношение к действиям злой колдуньи ( у Жуковского она хочет убить царевну из мести, а у Пушкина - из зависти).
У Пушкина Елисей повсюду ищет невесту, а у Жуковского царевич из любопытства приходит во дворец.                                                                                                     Одинаковая (по смыслу) концовка "Я там был, мёд-пиво пил"...
Чтобы разрушить чары, в обоих случаях нужно было поцеловать царевну
                                                                                                                     2.Что такое ритм? Стихотворная и прозаическая речь.

Ритм — это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке).

Явления ритма окружают нас всюду: ритмично бьётся наше сердце, ритмично сменяются день и ночь, времена года...

Чёткий ритм присущ стихотворной речи. Конечно, ритм есть и в прозе, но всё-таки прозаическая речь производит впечатление естественной, как в жизни, текущей речи. Стихотворная речь особенная. Она отличается и более чётким ритмом, и необычайной лаконичностью, краткостью. Кроме того, в стихотворной речи обычно есть рифма.

Ритм создаёт определённое настроение, окрашивает стихотворение или отрывок единым тоном. Обратите внимание, какой разный ритм в следующих стихотворных отрывках. Как подчёркивает он характеры героинь?

Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого...

* * *

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь...

Ритм второго отрывка более быстрый, резкий, и это соответствует его содержанию.

Стихотворная речь предполагает организованность, порядок, чему способствуют и ритм, и рифма, и другие особенности такой речи.

Свободную речь, то есть речь, свободно движущуюся от предложения к предложению, называют прозаической речью, а речь, подчинённую определённому порядку, ритму, строю, — стихотворной.

 

3.Прочитайте выразительно главу «Кукла» из повести «В дурном обществе» В.Г. Короленко. О чем эта глава? IX. КУКЛА

Ясные дни миновали, и Марусе опять стало хуже. На все наши ухищрения, с целью занять ее, она смотрела равнодушно своими большими потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали ее смеха. Я стал носить в подземелье свои игрушки, но и они развлекали девочку только на короткое время. Тогда я решился обратиться к своей сестре Соне. У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне ее на время. Я так убедительно просил ее об этом, так живо описал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала мне ее и обещала в течение двух-трех дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле. Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своею новою знакомой... Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собою свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлепая по полу слабыми ногами. Зато мне эта кукла доставила очень много тревожных минут. Прежде всего, когда я нес ее за пазухой, направляясь с нею на гору, в дороге мне попался старый Януш, который долго провожал меня глазами и качал головой. Потом дня через два старушка няня заметила пропажу и стала соваться по углам, везде разыскивая куклу. Соня старалась унять ее, но своими наивными уверениями, что ей кукла не нужна, что кукла ушла гулять и скоро вернется, только вызывала недоумение служанок и возбуждала подозрение, что тут не простая пропажа. Отец ничего еще не знал, но к нему опять приходил Януш и был прогнан на этот раз с еще бо́льшим гневом; однако в тот же день отец остановил меня на пути к садовой калитке и велел остаться дома. На следующий день повторилось то же, и только через четыре дня я встал рано утром и махнул через забор, пока отец еще спал. На горе дела опять были плохи. Маруся опять слегла, и ей стало еще хуже; лицо ее горело странным румянцем, белокурые волосы раскидались по подушке; она никого не узнавала. Рядом с ней лежала злополучная кукла, с розовыми щеками и глупыми блестящими глазами. Я сообщил Валеку свои опасения, и мы решили, что



2020-02-04 257 Обсуждений (0)
Ф.И.Тютчев.Весенние воды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ф.И.Тютчев.Весенние воды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)