Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Процедура составления бухгалтерской отчетности



2020-02-03 253 Обсуждений (0)
Процедура составления бухгалтерской отчетности 0.00 из 5.00 0 оценок




Помимо допущений и требований в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности зафиксирован ряд правил, соблюдение которых необходимо при составлении бухгалтерской отчетности.

Первое, не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. Так, нельзя производить зачет сумм дебиторской и кредиторской задолженности, учтенной на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», сумм штрафных санкций, подлежащих уплате и получению.

Второе, бухгалтерский баланс включает числовые показатели в нетто-оценке, то есть за минусом регулирующих величин. Так, основные средства, нематериальные активы и доходные вложения в материальные ценности показываются по остаточной стоимости (первоначальная (восстановительная) стоимость за минусом сумм начисленных соответствующих амортизационных отчислений). Дебиторская задолженность показывается за минусом сумм начисленных резервов по сомнительным долгам.

Третье, статьи бухгалтерской отчетности должны подтверждаться результатами инвентаризации имущества и финансовых обязательств, иными словами, учетные данные корректируются в соответствии с выявленными, суммами излишков и недостач ценностей, проверенными расчетами. Это одно из важнейших условий соблюдения требования достоверности.

Показатели бухгалтерской отчетности формируются в системе бухгалтерского учета.

Цикл учетной работыза любой месяц в межотчетном периоде можно разделить на три этапа:

1) обработка первичных документов (реестров первичных документов), представляемых материально ответственными лицами, составление накопительных и группировочных ведомостей;

2) систематизация первичных документов в учетных регистрах;

3) формирование информации об объектах бухгалтерского учета на счетах Главной книги на основании итоговых данных учетных регистров. Показатели Главной книги (обороты по дебету и кредиту счетов, остатки), а в необходимых случаях и показатели регистров аналитического учета используются для составления бухгалтерской отчетности.

Процедура составления бухгалтерской отчетности

включает:

1) проверку записей на счетах бухгалтерского учета и исправление ошибок;

2) уточнение оценки отраженных в бухгалтерском учете активов и пассивов;

3) отражение финансового результата деятельности организации;

4) заполнение форм бухгалтерской отчетности.

Для проверки полноты и правильности записейпо счетам бухгалтерского учета используются различные приемы, которые в значительной мере зависят от применяемой в организации формы бухгалтерского учета.

Обычно проверку записей на счетах бухгалтерского учета проводят

по следующим направлениям:

- сравнивают обороты по каждому синтетическому счету с итогами документов, послуживших основаниям для записей;

- сравнивают между собой обороты и остатки по всем синтетическим счетам (суммарно);

- сверяют обороты и остатки по каждому синтетическому счету с соответствующими показателями аналитического учета.

- При составлении бухгалтерского отчета должно быть обеспечено:

- полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;

- полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета;

- регистрация хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации;

- правильная оценка статей баланса.

Составлению отчетности должна предшествовать подготовительная работа, которую ведут по заранее составленному специальному графику. Важный этап подготовительной работы – закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. Но до этого должны быть сделаны все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах, включая результаты инвентаризации, проверена их правильность.

Закрывая счета, следует иметь в виду, что современные производства находятся в сложных и многообразных связях с другими подразделениями предприятия. При взаимном использовании продукции и услуг цехами и участками невозможно во всех случаях отнести на все объекты калькуляции фактические затраты. Часть затрат по некоторым объектам калькуляции приходится отражать в плановой оценке. Именно по этой причине особенно важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.

На практике закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное число потребителей и минимальные встречные затраты, а заканчивают закрытие счетами с минимальным числом потребителей и максимальным числом встречных затрат. Делают это так. Вначале исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства». Затем распределяют расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрывают счета 31 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство»; списывают затраты со счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», производят записи на счетах по учету капитальных вложений, определяют финансовый результат от деятельности организации и закрывают счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и 48 «Реализация прочих активов», распределяют прибыль и закрывают счет 80 «Прибыли и убытки».

Отражение финансового результата деятельности организации

при составлении годовой бухгалтерской отчетности включает:

- закрытие субсчетов, открытых к счету 90 «Продажи» (90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы»), на субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»;

- закрытие субсчетов, открытых к счету 91 «Прочие доходы и расходы» (91-1 «Прочие доходы», 91-2 «Прочие расходы»), на субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»;

- начисление налога на прибыль, а также сумм причитающихся налоговых санкций;

- списание чистой прибыли (убытка) на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Процедура заполнения форм бухгалтерской отчетностипредставляет собой перенос сгруппированных по элементам отчетности данных из бухгалтерских регистров в соответствующие разделы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других форм бухгалтерской отчетности. Основным учетным регистром, на основании которого заполняются отчетные формы, является Главная книга. Некоторые показатели форм бухгалтерской отчетности определяются по данным аналитического учета. Важным контрольным моментом при заполнении форм бухгалтерской отчетности является взаимоувязка показателей форм отчетности, под которой понимается сопоставление показателей, демонстрирующих оценку одних и тех же элементов финансового положения организации в разных формах бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский баланс – это собранные в определенном порядке и обобщенные сведения о средствах предприятия и их источниках на конкретный момент времени.

В балансе отражают результаты хозяйственной деятельности предприятия, его взаимоотношения с бюджетом, кредиторами, другими предприятиями и организациями, покупателями и продавцами, взаимоотношения с рабочими, служащими и учредителями.

Баланс позволяет судить о деятельности предприятия, его обеспеченности собственными средствами, о фактическом наличии основных средств и запасах материальных ценностей.

В то же время баланс как бы подводит итог деятельности предприятия за определенный календарный период.

Баланс составляют на конец отчетного периода. Это значит, что в балансе представлено состояние дел на предприятии в конкретный момент, а не дана картина деятельности в течение месяца. Например, в течение месяца в кассе совершались различные операции с наличными деньгами: их получали, тратили, снова получали, а на момент составления баланса в кассе не оказалось ничего. В балансе будет отражено отсутствие денег, а все, что происходило с наличностью в течение этого месяца, останется за пределами баланса.

Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для создаваевых организаций считается период с момента их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Вновь созданным организациям после 1 октября можно считать первым отчетным годом период с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Показатели вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. Причины изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года следует объяснить.

Данные представляемой бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организация, имеющая существенные обороты продаж, обязательств и т.п., может приводить данные в миллионах рублей без десятичных знаков.

В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок.

Изменения в отчетности, относящиеся к текущему и к прошлому году (после ее утверждения), производят в отчетности, которая составляется за отчетный период. Исправления ошибок подтверждают подписью лиц, которые вносили исправления, указывается дата исправления.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером предприятия. В организации, в которой бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем этой организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Коротко остановимся на остальных составляющих бухгалтерской отчетности.

Отчет о прибылях и убытках содержит сравнение суммы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятель­ности за период с начала года. Результатом данного сравнения является валовая (балансовая) прибыль или убытки за период. Для инвесторов и аналитиков отчет о финансовых результатах во многих отношениях документ более важный, чем баланс предприятия, поскольку в нем содержится не застывшая, одномоментная, а динамическая информация о том, каких успехов достигло предприятие в течение года и за счет каких укрупненных факторов, каковы масштабы его деятельности. Отчет о финансовых результатах дает представление о тенденциях развития предприятия, его финансовых и производственных возможностях не только в прошлом и настоящем, но и в будущем.

В статье «Выручка (Нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязатель­ных платежей)»  указывается поступившая на счета предприятия в банках либо в кассу выручка от реализации готовой продукции (работ), услуг, от продажи това­ров, за вычетом стоимости акцизов, налога на добавленную стоимость и дру­гих обязательных платежей.

Показатель «Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг» со­держит информацию о сумме расходов, понесенных предприятием на производство продукции (работ, услуг) без учета сумм, отраженных по статье «Управленческие расходы».

По статье «Коммерческие расходы» отражаются затраты по сбыту, учиты­ваемые на счете 43 «Коммерческие расходы» и относящиеся к реализованной про­дукции (работам, услугам).

По статье «Управленческие расходы» отражаются суммы, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» в соответствии с установленным порядком и списы­ваемые с него при определении финансовых результатов непосредственно на дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».

По статьям «Проценты к получению» и «Проценты к уплате» отражаются суммы, причитающихся в соответствии с договорами к получению дивидендов (подлежащих к уплате процентов) по облигациям, депозитам и т.д.

При финансовых вложениях в ценные бумаги других организаций доходы, полу­чаемые предприятием по акциям, отражаются в статье «Доходы от участия в других организациях».

По статьям «Прочие операционные доходы» (строка 090) и «Прочие операцион­ные расходы» (строка 100) отражаются данные по операциям, связанным с движе­нием имущества организации (основных средств, запасов, денежных средств, цен­ных бумаг и т.п.).

По статьям «Прочие внереализационные доходы» (строка 120) и «Прочие вне­реализационные расходы» (строка 130) показываются результаты от операций, не нашедших отражения в предыдущих статьях формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

По статье «Налог на прибыль» (строка 150) показывается отраженная в бухгал­терском учете сумма налога на прибыль (доход), исчисленная предприятием в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, подлежащая перечислению (перечисленная) в бюджет за счет прибыли в порядке ее распределения и учтенная на счете 81 «Использование прибыли».

В отчете о движении капитала(форма №3) содержится информация об изменениях собственных средств, целевых поступлений и оценочных резервах. Так, в разделе “Собственный капитал” отражают данные о движении уставного (складочного) капитала организации, уставного фонда унитарного предприятия, добавочного капитала, резервного капитала, фондов организации, образуемых в соответствии с учредительными документами и принятой учетной политикой, а также средств целевых финансирования и поступлений.

В отчете о движении денежных средствприводят информацию о приходе, расходе и остатках на счетах бухгалтерского учета 50, 51, 52 и 55 в рублях. При наличии денежных средств в иностранной валюте сначала составляют расчет в иностранной валюте по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета пересчитывают по курсу Центрального банка РФ на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируют.

В форме №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» дается характеристика заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых вложений, имущества, социальных показателей и др.

Таким образом, главным источником информации об имущественном положении организации является бухгалтерский баланс. Полную и достоверную информацию о деятельности организации дают показатели отчета о прибылях и убытках (форма № 2). Важно отметить, что форма № 2 является основным источником информации о доходности предприятия. Информацию об источниках формирования собственного капитала за отчетный период и причинах его изменения предоставляют показатели отчета об изменении капитала (форма № 3). Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств» дополняет основные формы отчетности и поясняет изменения, произошедшие с денежными средствами организации за отчетный период.

Теперь перейдем к рассмотрению порядка представления бухгалтерской отчетности.

 

 



2020-02-03 253 Обсуждений (0)
Процедура составления бухгалтерской отчетности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Процедура составления бухгалтерской отчетности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)