Выбор материалов и определение допускаемых напряжений
Курсовой проект Привод с цилиндрическим одноступенчатым вертикальным косозубым редуктором
Екатеринбург 2010 Введение
Редуктором называют механизм, состоящий зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата. Редуктор предназначен для понижения угловой скорости и повышения крутящего момента ведомого вала по сравнению с ведущим. Редуктор состоит из корпуса (литого чугунного или сварного стального), в котором помещают элементы передачи – зубчатые колеса, валы, подшипники и т.д. Чаще всего в технике применяются цилиндрические зубчатые передачи из-за ряда преимуществ: 1. Компактность. 2. Возможность передачи больших мощностей. 3. Постоянство передаточного отношения. 4. Применение недефицитных материалов. 5. Простота в обслуживании. Шевронные зубчатые колёса из-за сложности изготовления применяются реже, главным образом для тяжело нагруженных передач и в тех случаях, когда недопустима осевая нагрузка на опоры.
Выбор электродвигателя и расчет кинематических параметров привода Требуемая мощность электродвигателя
Pтр= ,
где T-крутящий момент на валу исполнительного механизма, Т=Н•М; n – частота вращения вала исполнительного механизма, n=120 об/мин; з0 – общий КПД привода, з0= зред* зц.п. ззп – кпд зубчатой передачи, ззп =0,98; зпк – кпд пары подшипников качения, зпк=0,99; зц.п = кпд цепной передачи зц.п.=0,92 зред = зз. п. * зп.к.2 =0,98*0,992=0,96 з0=0,96*0,92=0,88 Pтр = =6,8 кВт.
Выбор электродвигателя
Марка электродвигателя 132M6 Мощность Pэ=7,5 кВт. Синхронная частота nc= 1000 об/мин. Скольжение S=3,2%. Диаметр вала электродвигателя dэ=32 мм. Расчет привода выполнен по кинематической схеме привода
Частоты вращения валов
Вала электродвигателя nэ = nc•(1 – (0.01•S)) =1000*(1 – (0,01*3,2))=968 об/мин. Валов редуктора: быстроходного nб=968 об/мин; тихоходного nт= nб / Uред. =968/3,55=272,6 об/мин. Вала исполнительного механизма (расчетная) nк= nт/Uц.п.=272,6/2,5=109,07 об/мин.
Передаточные числа
Редуктора Up=nб/nт=968/272,6=3,55 Передач: UЗ.П.=3,2; UЦ.П.=2,5; UПРИВОДА=8,06 UЗ.П.(ТАБЛ.)=3,55
Крутящие моменты на валах
Вал электродвигателя Tэ=9550*6,8/968=67,09 Н•М. Валы редуктора: быстроходный Tб=9550*6,8/968=67,09 Н•М, тихоходный Tт= 9550*6,5/272,6=227,7 Н•М. Вал исполнительного механизма Tк=9550*5,98/109,07=523,6 Н•М.
2. Расчет цилиндрической зубчатой передачи
Выбор материалов и определение допускаемых напряжений
Определяем размеры характерных сечений заготовок по формулам (1), принимая, что при передаточном числе зубчатой передачи u > 2.5 шестерня изготавливается в виде вал-шестерни. Тогда
Dm1=20• = 20• =53,27 мм,
Sm2= 1.2• = 1.2• • = 14.54 мм. Диаметр заготовки для колеса равен dк = u•Dm1= 3,55•53.27=189,1 мм. Выбираем для шестерни Сталь 45, термообработка улучшение, твердость поверхности зуба шестерни 262 НВ, Dm=125 мм > Dm1. Выбираем для колеса Сталь 45, термообработка нормализация, твердость поверхности зуба шестерни 207 НВ Механические свойства материалов: Шестерня Материал Сталь 45 Термическая обработка Улучшение Твердость поверхности зуба 235–262 НВ Колесо Материал Сталь 45 Термическая обработка нормализация Твердость поверхности зуба 179–207 НВ Расчет допускаемых контактных напряжений
,
где j=1 для шестерни, j=2 для колеса; sH lim j -предел контактной выносливости, SHj - коэффициент безопасности, КHL - коэффициент долговечности;
КHLj = ,
NHOj – базовое число циклов при действии контактных напряжений (табл. 4), NHO1= циклов, NHO2 = циклов Коэффициент эквивалентности при действии контактных напряжений – h, определим по табл. 6 в зависимости от режима нагружения. Режим нагружения, 4 – легкий h = 0,125 th – суммарное время работы передачи в часах;
th = L•365•24•Kг•Кс•ПВ;
Kг – коэффициент использования передачи в течение года; Kс – коэффициент использования передачи в течение суток; L – срок службы передачи в годах; ПВ – продолжительность включения; Кг= 0.5, Кс= 0.8, L= 10 лет, ПВ=70%=0.7, th = 24528 ч. NSj - суммарное число циклов нагружения, NSj = 60•nj•c•th; с – число зацеплений колеса за один оборот, с = 1; nj – частота вращения j-го колеса, n1= 968 об/мин, n2= 272,6 об/мин; NS1= 60•968•1•24528 = 1424586240=1,4•109, NS2= 60•272,6•1•24528 = 401179968 =0.4•109 NHEj – эквивалентное число циклов контактных напряжений; NHE j= NУj h; NHE1=178073280 =0,18•109, NHE2= 50147496 =0.05•109 Коэффициенты долговечности: КHL1= 1, КHL2= 1. Значения sH lim j и SHj найдем по табл. 5: sHlim1= 2 НВ1 + 70=2•262+70=594 МПа, sHlim2= 2 НВ2 + 70=2•207+70=484 МПа, SH1= 1.1, SH2=1.1 Допускаемые контактные напряжения: sHP1= 540 МПа, sHP2=440 МПа. Допускаемые контактные напряжения для косозубой передачи sHP=0.45 (sHP1+sHP2) 1.23•sHP2, sHP=0.45 (540+440)=441 МПа, s =1.23•sHP2=541.2 МПа. Учитывая, что sНР ≤ 1.23•sHP2, окончательно принимаем sHP=441 МПа. Расчет допускаемых напряжений изгиба
,
где sF lim j - предел выносливости зубьев при изгибе (табл. 7), sF lim 1 =1.75•HB1=1.75•262 = 458.5 МПа, sF lim 2 = 1.75•207 = 362.25 МПа. SFj - коэффициент безопасности при изгибе (табл. 7): SF1= 1.7, SF2=1.7 KFLj - коэффициент долговечности при изгибе:
КFLj = ,
qj – показатели степени кривой усталости: q1 = 6, q2 = 6 (табл. 6); NFO – базовое число циклов при изгибе; NFO = 106. NFEj – эквивалентное число циклов напряжений при изгибе; NFE j= NУj Fj. Коэффициент эквивалентности при действии напряжений изгиба – Fj определяется по табл. 6 в зависимости от режима нагружения и способа термообработки: F1 =0.038, F2 = 0.038, NFE1 = 1424586240•0.038 = 54134277,12; NFE2 = 401179968•0.038 = 15244838,78 Поскольку NFE > NFO, принимаем КFL1 = 1, КFL2 = 1; KFCj - коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки для реверсивного привода, KFC1= 0.65, KFC2= 0.65. Допускаемые напряжения изгиба: sF P 1 = 175.309 МПа, sF P 2 = 138.507 МПа. Межосевое расстояние определяем из условия контактной прочности:
aw = Ka•(u + 1) , редуктор передача электродвигатель агрегат где Ka – коэффициент вида передачи, Ka = 410 для косозубых передач, шba – коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию, выбираем из ряда по ГОСТ 2185–66 с учетом расположения опор относительно зубчатого венца шba = 0.4, КН - коэффициент контактной нагрузки, принимаем на этапе проектного расчета КН =1.2. Расчетное межосевое расстояние aw = 123.69 мм. Полученную величину округлим до ближайшего стандартного значения (табл. 2): aw =125 мм. Находим ширину колеса и шестерни по формулам: bw2 = шba aw=0.4•125=50, bw1 = bw2 +2…5=50+4 =54. Полученные значения округляем до ближайшего числа из ряда нормальных линейных размеров по ГОСТ 6636–69: bw1 = 54 мм, bw2 = 50 мм. Модуль выбираем из диапазона m=(0.01…0.02)•aw=(1,25…2,5) и округляем до стандартного значения по ГОСТ 9563–60 (табл. 1), учитывая, что применение модуля меньше 2 мм для силовых передач не рекомендуется: m= 2,5. Для косозубых передач стандартизован нормальный модуль mn =m = 2,5. Суммарное число зубьев: для прямозубой передачи Z = , для косозубой передачи Z = , где b1 – начальный делительный угол наклона зуба( =12 для косозубых передач). Суммарное число зубьев получим округлением Z =97,81 до ближайшего целого числа: ZУ = 98. Для косозубых и шевронных передач определяем делительный угол наклона зуба по формуле = 11028’42’’. Число зубьев шестерни и колеса, а также уточненное передаточное отношение равны:
, Z2= Z -Z1, ;
Z1 = 22, Z2 = 76, Uф = 3,46. Если Z1> 17, то принимают коэффициенты смещения x1=0, x2=0, суммарный x = 0. При u 4.5 отличие фактического передаточного числа от номинального должно быть не больше 2.5%.
u=100 =100 =2.5%≤2.5%.
Определение диаметров окружностей зубчатых колес. Делительные окружности косозубых колес dj= , d1 = 56,122 мм, d2 = 193.8778 мм. Окружности впадин зубьев: dfj = dj- (1.25 – xj), df1 = 49.872 мм, df2 = 187.6268 мм. Окружности вершин зубьев: da1 = 2• aw – df2 – 0.5•m = 61.1232 мм, da2 = 2• aw – df1 – 0.5•m = 198.878 мм. Окружная скорость в зацеплении V= = 2.845 м/с. Для полученной скорости назначим степень точности передачи nст=8 (табл. 8), учитывая, что nст=9 для закрытых зубчатых передач применять не рекомендуется.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (146)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |