Риторические навыки и умения
Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений.
Из приобретенных навыков складываются умения оратора. Он должен уметь:
Если какие-либо навыки или умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со слушателями может оказаться неэффективным. Это снижает качество ораторской речи. Успех публичного выступления во многом зависит от того, как выступающий знает предмет речи. Только в том случае, если оратор хорошо разбирается в теме своего выступления, если он сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые неизвестные аудитории факты, если ему удастся ответить на возникшие вопросы, он может рассчитывать на внимание слушателей.
Следует также учитывать, что каждый выступающий имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. Поэтому теоретики ораторского искусства издавна выделяли разные типы ораторов. Так, Цицерон в труде «Об ораторе» называл три типа: 1. Ораторы «велеречивые, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений». 2. Ораторы «сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие 3. «Средний и как бы умеренный род. Он соприкасается с обоими, но не выдается ни в ту, ни в другую сторону». Характеристика индивидуальных речевых типов, предложенных С. Ф. Ивановой в книге «Специфика публичной речи»: 1. Рационально-логический тип. К этой группе относятся люди, эмоциональная сфера которых часто остается скрытой от постороннего взгляда, хотя их сдержанность вовсе не означает отсутствия эмоциональности. 2. Эмоционально-интуитивный тип. Люди этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами и каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». 3. Философский тип. Люди, относящиеся к этой группе, труднее всего поддаются описанию, так как бывают более или менее эмоциональны, более или менее склонны к анализу; иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскапывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. 4. Лирический, или художественно-образный тип. Натуры художественные мыслят более образами, чем логическими категориями, хотя это вовсе не означает, что логика в их рассуждениях отсутствует.
Немецкий исследователь Отто Эрнст перечисляет основные причины страха перед публичн. выступлениями и предлагает варианты пути его преодоления: 1. Чрезмерное погружение в собственные переживания (в этом случае рекомендуется максимально сконцентрировать свое внимание на содержании речи) 2. Недооценка собственных возможностей (важна вера в себя, оратор должен заставить себя поверить в то, что он может сообщить слушателям что-то важное и полезное) 3. Волнение из-за недостатка опыта (нужно набрать необходимый опыт, как можно чаще участвовать в дискуссиях, выступлениях перед аудиторией) 4. Страх повторной неудачи из-за плохого предыдущего выступления (даже у опытных ораторов бывают неудачи, поэтому важно смириться с тем, что какое-то выступление может оказаться плохим) 5. Недостаточная подготовленность оратора к выступлению (невидимый ни для кого труд – основа уверенности оратора). Дейн Карнеги: «Многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь».
Такая подготовка – непрерывный процесс работы оратора над совершенствованием своего мастерства. 2. Создание собственного архива – это необходимо тем, кто часто выступает публично (вырезки из журналов, интересные факты из интернета, цитаты из книг и т.д.) 3. Овладение техникой речи – оратору важно владеть основными элементами речевой техники (речевое дыхание, голос, дикция) 4. Постоянная работа над повышением культуры речи оратор – важно в любой ситуации говорить четко и ясно, хорошо формулировать мысли (помогает чтение, участие в беседах, конференциях, выступлениях и т.д.) 5. Критический анализ различных выступлений (анализ чужих выступлений, что нравится, что не нравится)
1. Определение темы будущей речи – при выборе темы оратор должен ориентироваться на свой личный опыт и знания по выбранной теме (важно, чтобы тема представляла интерес для вас и слушателей) Ошибки: 3. Определение целы выступления – нужно ясно представлять, с какой целью человек произносит речь, какой реакции от слушателей он ожидает. 4. Подбор материалов для ораторской речи – выделяют основные источники для взятия примеров речи: При подготовке к выступлению нужно помнить о «местном» материале (имеющем отношение к жизни слушателей, региону, городу) – такой материал оживляет выступление, вызывает интерес. Также на этом этапе формируется необходимый для оратора навык отбора литературы. 5. Изучение отобранное литературы – оратору необходимо выбрать из лит-ры то, что он будет выделять в тексте
Во время чтения важно уметь осмысливать прочитанное и соединять это с полученными ранее знаниями. Признаком понимания прочитанного является умение передать содержание своими словами. Пересказ прочитанного – хорошая тренировка для оратора. 6. Обязательные записи прочитанного – «Найденная, но не записанная мысль – этой найденный и потерянный клад» (с) Менделеев.
18. Виды подготовки к выступлению Нужно ли предварительно составлять письменный текст будущей речи? 1. Античные теоретики ораторского искусства считали написание текста единственным методом подготовки. 2. Многие опытные ораторы, судебные и политические деятели считают, что речь должна быть импровизированной. Подготовка письменного текста имеет много преимуществ:
Ножин выделил несколько практических советов, которые следует помнить и которыми необходимо руководствоваться во время выступления: * Будьте последовательны в своей речи. Не переходите к следующему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление. * Начинайте выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное. * Не тратьте время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении. * Не повторяйтесь. Если считаете необходимым повторить сказанное, оговорите это специально. Дайте понять, что это намеренное повторение. * Не уходите в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекайтесь на посторонние, малозначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры и т.п. * В конце выступления обобщите сказанное и сделайте выводы. 20. Элементы композиции 1. Вступление: От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит его выступление. В начале создается атмосфера, в которой должно быть комфортно и оратору, и слушателям. Преследуются 2 цели во вступлении: б) организационная – показывание актуальности темы, ее значение для аудитории. Особое внимание уделяется первым фразам. Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с шутки/анекдота, НО чтоб это было к теме (можно использовать цитату). Можно задавать вопросы аудитории (позволяют оратору втянуть слушателей в активную умственную деятельность) – НО много вопросов быть не должно.
2. Основная часть: Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивают успеха выступления. Бывает, оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их внимание ослабевает, а затем и пропадает. Перед выступающим стоит очень важная задача— не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В главной части излагается основной материал, доказываются выдвинутые положения, слушатели подводятся к необходимым выводам. В главной части выступления необходимо строго соблюдать основное правило композиции— логическую последовательность и стройность изложения материала.М. М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» утверждал: «Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтоб одна мысль содержала в себе, так сказать, семя другой». Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Оратору необходимо умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях, активно используются современными ораторами:
Известно, что в процессе восприятия ораторской речи действует «закон края», т.е. лучше запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения. Поэтому рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, прогнозы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления. Продумывая заключение, особенно тщательно надо поработать над последними словами выступления. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления. Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевлять их, призывать к активной деятельности. Если речь заканчивается лозунгом, призывом, то она произносится высоким тоном, эмоционально.
Индуктивный метод— изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Дедуктивный метод— изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Метод аналогии— сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. Концентрический метод— расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. Ступенчатый метод— последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней. Исторический метод— изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.
22. Ораторские приемы привлечения внимания аудитории 1. В первую очередь зрительное внимание слушателей привлекает внешний вид оратора: 2. Поза: 3. Жесты: 4. Голос: 5. Задавание вопросов. Заветная мечта каждого выступающего – контакт со слушателем, поскольку любая речь произносится для того, чтоб ее воспринимали и запоминали. Если оратора не слушают, то эффективность такого выступления сводится к нулю. Контакт – общность психического состояния оратора и аудитории, взаимопонимание меж. выступающими и слушающими. Общность психического состояния возникает на основе совместной мыслительной деятельности. Совместная мыслительная деятельность оратора и аудитории – это интеллектуальное сопереживание (оратор и аудитория говорят и думают об одном и том же). Для возникновения контакта важно эмоциональное сопереживание (оратор и слушатели должны испытывать схожие чувства и эмоции), а так же настоящее, искреннее уважение оратора к слушателям, признание в них партнеров по общению. Главные показатели внимания со стороны слушателей: Оратор нашел нужный подход к аудитории, если: Оратор, который не смог установить контакт с аудиторией: Контакт – величина переменчивая, он может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления. На установление контакта влияют:
Журналистика – профессия повышенной речевой ответственности В ее основе лежит вербальное общение (словесное, речевое) Не важно, печатное или электронное СМИ представляет человек, т.к. речевое общение сопровождает и газетного журналиста в процессе сбора инфы и постоянного общения с людьми. Для журналиста в любой ситуации важно: 1. Умение свободно владеть предметом речи Одним из важнейших компонентов звучащей речи является голос. Идеальных голосов в природе практически не существует, этот инструмент нуждается в тщательной обработке и шлифовке. Всю массу голосов можно разделить на две группы:
25. Спор, дискуссия, полемика: 1. Дискуссия (лат. «исследование, рассмотрение») – публичный спор, цель которого выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск правильного решения спорного вопроса. - она считается эффективным способом убеждения, т.к. ее участники приходят сами к тому или иному выводу. 2. Диспут (лат. «рассуждать») – первоначально так называлась публичная защита научного исследования, кандидатской или докторской диссертации. - сегодня этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему. 3. Полемика (греч. «воинственный», «враждебный») – это спор, при котором имеется противостояние, противоборство сторон, идей и речей. - это борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу с целью защитить, отстоять свою точку зрения, опровергнуть оппонента. *УЧАСТНИКИ ДИСКУССИИ И ДИСПУТА СТАРАЮТСЯ НАЙТИ ОБЩЕЕ МНЕНИЕ, НАЙТИ РЕШЕНИЕ. *УЧАСТНИКИ ПОЛЕМИКИ СТРЕМЯТСЯ ОДЕРЖАТЬ ПОБЕДУ НАД ПРОТИВНИКОМ, ОТСТОЯТЬ И УТВЕРДИТЬ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ. 4. Дебаты (франц. «спор», «прения») – это обмен мнениями по каким-либо актуальным вопросам 5. Премия – это обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо актуальным темам. - активно использовалось в лексиконе 17 века
26. Культура спора: основные правила его ведения: 1. Не спорьте с теми, кто не стремится к поиску истины 2. Твердо понимайте цель спора 3. Хорошо знайте предмет спора 4. Умейте выслушивать аргументы противника не перебивая 5. Выражайте свои аргументы ярко, кратко, метко, избегая многословия 7. Избегайте излишних категоричных суждений, особенно на начальных этапах спора 8. Умейте правильно задавать вопросы 9. Проявляйте уважение к идеям противника (это показатель воспитанности и развитости ума) 10. Используйте в споре правила и законы логики.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |