Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Риторические навыки и умения



2020-02-04 432 Обсуждений (0)
Риторические навыки и умения 0.00 из 5.00 0 оценок




Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений.
К основным кавыкам оратора относятся следующие:

  • навык отбора литературы,
  • навык изучения отобранной литературы,
  • навык составления плана,
  • навык написания текста речи,
  • навык самообладания перед аудиторией,
  • навык ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения оратора. Он должен уметь:

  • самостоятельно готовить выступление,
  • доходчиво и убедительно излагать материал,
  • отвечать на вопросы слушателей,
  • устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией,
  • применять технические средства, наглядные пособия и т. д.

Если какие-либо навыки или умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со слушателями может оказаться неэффективным.
Например:
- если человек хорошо пишет текст речи, но не умеет просто и ясно излагать его в аудитории.
- если ему удается заинтересовать своим выступлением аудиторию, но он не научился укладываться в отведенное для выступления время и не успевает высказать основные положения речи, он теряется, отвечая на вопросы слушателей.

Это снижает качество ораторской речи.

Успех публичного выступления во многом зависит от того, как выступающий знает предмет речи. Только в том случае, если оратор хорошо разбирается в теме своего выступления, если он сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые неизвестные аудитории факты, если ему удастся ответить на возникшие вопросы, он может рассчитывать на внимание слушателей.


14. Индивидуальные способности оратора

Следует также учитывать, что каждый выступающий имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления.

Поэтому теоретики ораторского искусства издавна выделяли разные типы ораторов. Так, Цицерон в труде «Об ораторе» называл три типа:

1. Ораторы «велеречивые, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений».

2. Ораторы «сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие

3. «Средний и как бы умеренный род. Он соприкасается с обоими, но не выдается ни в ту, ни в другую сторону».

Характеристика индивидуальных речевых типов, предложенных С. Ф. Ивановой в книге «Специфика публичной речи»:

1. Рационально-логический тип. К этой группе относятся люди, эмоциональная сфера которых часто остается скрытой от постороннего взгляда, хотя их сдержанность вовсе не означает отсутствия эмоциональности.

2. Эмоционально-интуитивный тип. Люди этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами и каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами».

3. Философский тип. Люди, относящиеся к этой группе, труднее всего поддаются описанию, так как бывают более или менее эмоциональны, более или менее склонны к анализу; иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскапывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей.

4. Лирический, или художественно-образный тип. Натуры художественные мыслят более образами, чем логическими категориями, хотя это вовсе не означает, что логика в их рассуждениях отсутствует.


15. Особенности подготовки к публичным выступлениям

Ораторская лихорадка – патологическое чувство страха (физического проявления).

Немецкий исследователь Отто Эрнст перечисляет основные причины страха перед публичн. выступлениями и предлагает варианты пути его преодоления:

1. Чрезмерное погружение в собственные переживания (в этом случае рекомендуется максимально сконцентрировать свое внимание на содержании речи)

2. Недооценка собственных возможностей (важна вера в себя, оратор должен заставить себя поверить в то, что он может сообщить слушателям что-то важное и полезное)

3. Волнение из-за недостатка опыта (нужно набрать необходимый опыт, как можно чаще участвовать в дискуссиях, выступлениях перед аудиторией)

4. Страх повторной неудачи из-за плохого предыдущего выступления (даже у опытных ораторов бывают неудачи, поэтому важно смириться с тем, что какое-то выступление может оказаться плохим)

5. Недостаточная подготовленность оратора к выступлению (невидимый ни для кого труд – основа уверенности оратора).

Дейн Карнеги: «Многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь».


16. Повседневная подготовка к выступлениям
 

Такая подготовка – непрерывный процесс работы оратора над совершенствованием своего мастерства.
1. Самообразование – приобретение новых знаний и сведений из различных областей науки, получение инфы из СМИ, чтение научной/публицистической/художественной лит-ры (и не просто чтение, а осмысливание и анализ прочитанного)

2. Создание собственного архива – это необходимо тем, кто часто выступает публично (вырезки из журналов, интересные факты из интернета, цитаты из книг и т.д.)

3. Овладение техникой речи – оратору важно владеть основными элементами речевой техники (речевое дыхание, голос, дикция)
- чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состоянии, оратор должен регулярно выполнять упражнения по технике речи)

4. Постоянная работа над повышением культуры речи оратор – важно в любой ситуации говорить четко и ясно, хорошо формулировать мысли (помогает чтение, участие в беседах, конференциях, выступлениях и т.д.)

5. Критический анализ различных выступлений (анализ чужих выступлений, что нравится, что не нравится)


17. Подготовка к конкретному выступлению

1. Определение темы будущей речи – при выборе темы оратор должен ориентироваться на свой личный опыт и знания по выбранной теме (важно, чтобы тема представляла интерес для вас и слушателей)
 
2. Выбрав тему, нужно кратко ее сформулировать
– название должно отражать содержание текста и привлекать внимание

Ошибки:
- длинные формулировки
- названия, включающие непонятные слова (аббревиатуры, узкоспециальные термины, слишком общие формулировки)

3. Определение целы выступления – нужно ясно представлять, с какой целью человек произносит речь, какой реакции от слушателей он ожидает.

4. Подбор материалов для ораторской речи – выделяют основные источники для взятия примеров речи:
- официальные документы
- научная, научно-популярная лит-ра
- справочная лит-ра (энциклопедии, статистические сборники)
- худож. лит-ра
- статьи из газет, журналов
- результаты социологических опросов
- собственные знания
- личные беседы, интервью
- размышления и наблюдения

При подготовке к выступлению нужно помнить о «местном» материале (имеющем отношение к жизни слушателей, региону, городу) – такой материал оживляет выступление, вызывает интерес.

Также на этом этапе формируется необходимый для оратора навык отбора литературы.

5. Изучение отобранное литературы – оратору необходимо выбрать из лит-ры то, что он будет выделять в тексте


Виды чтения:
- сплошное
- выборочное
- комбинированный вид

Во время чтения важно уметь осмысливать прочитанное и соединять это с полученными ранее знаниями.

Признаком понимания прочитанного является умение передать содержание своими словами.

Пересказ прочитанного – хорошая тренировка для оратора.

6. Обязательные записи прочитанного – «Найденная, но не записанная мысль – этой найденный и потерянный клад» (с) Менделеев.


18. Виды подготовки к выступлению

Нужно ли предварительно составлять письменный текст будущей речи?

1. Античные теоретики ораторского искусства считали написание текста единственным методом подготовки.

2. Многие опытные ораторы, судебные и политические деятели считают, что речь должна быть импровизированной.

Подготовка письменного текста имеет много преимуществ:
- написанную речь можно исправлять, проверять, показывать специалистам/коллегам.
- написанная речь лучше запоминается и дольше удерживается в памяти.
- написанный текст дисциплинирует оратора, дает возможность избежать повторений, оговорок, делает его речь более уверенной.


19. Правила построения речи

Ножин выделил несколько практических советов, которые следует помнить и которыми необходимо руководствоваться во время выступления:

* Будьте последовательны в своей речи. Не переходите к следующему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.

* Начинайте выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное.

* Не тратьте время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении.

* Не повторяйтесь. Если считаете необходимым повторить сказанное, оговорите это специально. Дайте понять, что это намеренное повторение.

* Не уходите в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекайтесь на посторонние, малозначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры и т.п.

* В конце выступления обобщите сказанное и сделайте выводы.

20. Элементы композиции

1. Вступление:

От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит его выступление.

В начале создается атмосфера, в которой должно быть комфортно и оратору, и слушателям.

Преследуются 2 цели во вступлении:

а) психологическая – завладеть вниманием аудитории, вызвать интерес, установить психологический контакт.

б) организационная – показывание актуальности темы, ее значение для аудитории.

Особое внимание уделяется первым фразам.

Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с шутки/анекдота, НО чтоб это было к теме (можно использовать цитату).

Можно задавать вопросы аудитории (позволяют оратору втянуть слушателей в активную умственную деятельность) – НО много вопросов быть не должно.


2. Основная часть:

Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивают ус­пеха выступления. Бывает, оратор оригинально начал свое вы­ступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их вни­мание ослабевает, а затем и пропадает. Перед выступающим стоит очень важная задача— не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наи­более ответственной является главная часть ораторского вы­ступления.

В главной части излагается основной материал, доказываются выдвинутые положения, слушатели подводятся к необходимым выводам.

В главной части выступления необходимо строго соблю­дать основное правило композициилогическую по­следовательность и стройность изложения материала.М. М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» утвер­ждал: «Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтоб одна мысль содержала в себе, так сказать, се­мя другой».

Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать матери­ал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого по­ложения, какие ораторские приемы использует с целью при­влечения внимания слушателей. Оратору необходимо умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти мето­ды сформировались на базе многовековой ораторской практи­ки, описаны в различных риторических пособиях, активно ис­пользуются современными ораторами:


- Индуктивный
- Дедуктивный
- Метод аналогии
- Концентрический
- Ступенчатый
- Исторический


3. Заключение

Известно, что в процессе восприятия ораторской речи дей­ствует «закон края», т.е. лучше запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения. Поэтому рекомендуется в заклю­чении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключе­нии подводятся итоги сказанного, делаются выводы, прогнозы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления.

Продумывая заключение, особенно тщательно надо по­работать над последними словами выступления. Если первые слова оратора должны при­влечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления.

Последние слова оратора должны мобилизовать слушате­лей, воодушевлять их, призывать к активной деятельности. Ес­ли речь заканчивается лозунгом, призывом, то она произносит­ся высоким тоном, эмоционально.


21. Методы преподнесения материала

Индуктивный метод— изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам.

Дедуктивный метод— изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положе­ния, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.

Метод аналогии— сопоставление различных явлений, со­бытий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хоро­шо известно слушателям. Это способствует лучшему понима­нию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод— расположение материала во­круг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступаю­щий переходит от общего рассмотрения центрального вопро­са к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод— последовательное изложение од­ного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод— изложение материала в хроноло­гической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течени­ем времени.

 

22. Ораторские приемы привлечения внимания аудитории

1. В первую очередь зрительное внимание слушателей привлекает внешний вид оратора:
- подобающая одежда
- прическа
- макияж
- аксессуары и т.д.

2. Поза:
- во время выступления оратор должен добиться устойчивости, равновесия, подвижности и естественности перед аудиторией (чел, стоящий на месте – вызывает тоску, который много двигается – раздражение)
- обычно шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного момента речи, акцентирует на нем внимание
- отступая назад оратор дает возможность аудитории расслабиться.
- если оратор опирается на переднюю ногу, то создается ощущение, что он приближается к аудитории.

3. Жесты:
- они должны быть естественными
- не должны быть непрерывными
- рекомендуется вносить разнообразие в свою жестикуляцию
- кол-во жестов и их интенсивность должны соответствовать хар-ру речи и аудитории (взрослые не любят активную жестикуляцию, дети – наоборот)
- во время речи не следует думать о жестах, кроме тех случаев, когда их много и их нужно сокращать.

4. Голос:
- хорошо поставленный голос дает возможность передать мельчайшие смысловые оттенки, создает определенный эмоциональный настрой.
- наоборот тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро притупляет восприятие слушающих, мешает вникнуть в суть дела. 

5. Задавание вопросов.


23. Контакт со слушателем в публичном выступлении:

Заветная мечта каждого выступающего – контакт со слушателем, поскольку любая речь произносится для того, чтоб ее воспринимали и запоминали.

Если оратора не слушают, то эффективность такого выступления сводится к нулю.

Контакт – общность психического состояния оратора и аудитории, взаимопонимание меж. выступающими и слушающими.

Общность психического состояния возникает на основе совместной мыслительной деятельности.

Совместная мыслительная деятельность оратора и аудитории – это интеллектуальное сопереживание (оратор и аудитория говорят и думают об одном и том же).

Для возникновения контакта важно эмоциональное сопереживание (оратор и слушатели должны испытывать схожие чувства и эмоции), а так же настоящее, искреннее уважение оратора к слушателям, признание в них партнеров по общению.

Главные показатели внимания со стороны слушателей:
- поза;
- сосредоточенный взгляд;
- кивки головой;
- возгласы одобрения;
- аплодисменты;
- «рабочая тишина в зале».

Оратор нашел нужный подход к аудитории, если:
- говорит уверенно;
- ведет себя естественно;
- часто обращается к слушателям;
- держит весь зал в поле зрения.

Оратор, который не смог установить контакт с аудиторией:
- говорит сбивчиво, невыразительно;
- не видит своих слушателей;
- не реагирует на их поведение.

Контакт – величина переменчивая, он может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления.

На установление контакта влияют:
- актуальность обсуждаемого вопроса;
- новизна в освещении проблемы;
- интересное содержание выступления;
- личность оратора, его репутация, сложившееся о нем общественное мнение.


24. Звучащая речь и ее особенности:

Журналистика – профессия повышенной речевой ответственности

В ее основе лежит вербальное общение (словесное, речевое)

Не важно, печатное или электронное СМИ представляет человек, т.к. речевое общение сопровождает и газетного журналиста в процессе сбора инфы и постоянного общения с людьми.

Для журналиста в любой ситуации важно:

1. Умение свободно владеть предметом речи
2. Умение прочитывать речевую ситуацию
3. Умение понимать собеседника, нести речевую ответственность за общение
4. Умение корректировать, выбирать оптимальный вариант результативного общения.

Одним из важнейших компонентов звучащей речи является голос.

Идеальных голосов в природе практически не существует, этот инструмент нуждается в тщательной обработке и шлифовке.

Всю массу голосов можно разделить на две группы:
1. Бытовые (80%)
2. Профессиональные (20%)
- ораторы, актеры, певцы, журналисты, дикторы, ведущие.

25. Спор, дискуссия, полемика:

1. Дискуссия (лат. «исследование, рассмотрение») – публичный спор, цель которого выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск правильного решения спорного вопроса.

- она считается эффективным способом убеждения, т.к. ее участники приходят сами к тому или иному выводу.

2. Диспут (лат. «рассуждать») – первоначально так называлась публичная защита научного исследования, кандидатской или докторской диссертации.

- сегодня этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.

3. Полемика (греч. «воинственный», «враждебный») – это спор, при котором имеется противостояние, противоборство сторон, идей и речей.

- это борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу с целью защитить, отстоять свою точку зрения, опровергнуть оппонента.

*УЧАСТНИКИ ДИСКУССИИ И ДИСПУТА СТАРАЮТСЯ НАЙТИ ОБЩЕЕ МНЕНИЕ, НАЙТИ РЕШЕНИЕ.

*УЧАСТНИКИ ПОЛЕМИКИ СТРЕМЯТСЯ ОДЕРЖАТЬ ПОБЕДУ НАД ПРОТИВНИКОМ, ОТСТОЯТЬ И УТВЕРДИТЬ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ.

4. Дебаты (франц. «спор», «прения») – это обмен мнениями по каким-либо актуальным вопросам

5. Премия – это обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо актуальным темам.

- активно использовалось в лексиконе 17 века


26. Культура спора: основные правила его ведения:

1. Не спорьте с теми, кто не стремится к поиску истины

2. Твердо понимайте цель спора

3. Хорошо знайте предмет спора

4. Умейте выслушивать аргументы противника не перебивая

5. Выражайте свои аргументы ярко, кратко, метко, избегая многословия

6. Не теряйте в споре достоинство и самообладание

7. Избегайте излишних категоричных суждений, особенно на начальных этапах спора

8. Умейте правильно задавать вопросы

9. Проявляйте уважение к идеям противника (это показатель воспитанности и развитости ума)

10. Используйте в споре правила и законы логики.

 




2020-02-04 432 Обсуждений (0)
Риторические навыки и умения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Риторические навыки и умения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)