Сущность понятия «эмоциональная культура»
Введение. Актуальность темы. В наш век стремительного развития технического прогресса, когда вокруг нас много механизмов, компьютеров, вычислительных машин, мы забываем о душевной гармонии между человеком и природой. Большую часть своего времени подрастающие поколение находится в образовательных учреждениях поэтому эти заведения несут большую ответственность за духовное развитие не столько человека, сколько эмоционально-устойчивого и активного, неравнодушного к окружающему миру гражданина. В педагогике музыкального образования проблемами, связанными с начальным этапом эстетического воспитания детей, занимались Любова А.Ф., Моисеева Л.В., Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М., Апраксина О.. Из слов Д. Б. Кабалевского: «…все негативные явления, которые, к сожалению, всплывают на поверхность, - это всё результат не того, что плохо учили химии, географии или математике, а того, что не воспитывали душу человеческую, сердце не воспитывали, сознание не воспитывали. Воспитания не было.» [«Искусство в школе»№6 (с.3) 2014 г.] В связи выше сказанным усиливается роль образования и культуры в воспитательном процессе учебных заведений. В начальной школе закладываются основы духовной культуры, музыкальной образованности, формирующие музыкально - эстетические идеалы, вкусы и потребности младших школьников. Большое значение приобретают занятия предметами эстетического цикла, среди которых музыка занимает особое положение. Именно на уроках музыки каждый ребенок приобщается к сокровищам классической и народной музыки, у него формируется эмоционально-личностное отношение к произведениям искусства. Определение значимости музыкального воспитания в развитии детей, формировании их музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, искусству дали в своих исследованиях Д.Б. Кабалевский, Б.М. Теплов, В.Н. Шацкая, М.Г. Рыцарева, Т.В. Челышева и другие. Воспитание эмоциональной культуры представляет собой одну из актуальных и важных социальных и психолого-педагогических задач. В настоящее время в нашей стране ее развитие происходит, в основном, стихийно, что ведет не только к низкому уровню эмоциональной культуры, но и к различным ее дефектам, перекосам, а порой и к нарушениям в эмоциональной сфере личности. Осуществление данной цели возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, в том числе потребности в общении музыкальной культурой, важную роль, в формировании которой играют развитые музыкальные вкусы. Для теории и методики воспитания эмоциональной культуры детей младшего школьного возраста представляют несомненную ценность работы исследователей в области психологии искусства и творчества, диагностики и формирования творческих способностей личности Л.С. Выготского, В.Г. Иванова, А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова, В.Г. Максимова и другими.
Все это, по нашему мнению, является благодатной почвой развития у младших школьников необходимых навыков эмоционального восприятия и воспитания эмоциональной культуры. Поэтому темой нашего исследования мы выбрали: «Воспитание эмоциональной культуры у младших школьников на уроке музыки». Цель нашего исследования: теоретически обосновать возможности воспитания эмоциональной культуры у младших школьников на уроке музыки. Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую и музыковедческую литературу по данной проблеме. 2. На основе анализа систематизировать материал по выбранной теме. 3. Обобщить результаты исследования для разработки внеурочных занятий на тему «Эмоциональный мир музыки» в дипломной работе. Методы теоретического исследования: · анализ литературы по данной теме; · систематизация материалов исследования; · обобщение исследовательских материалов. Объект исследования: процесс воспитания эмоциональной культуры у младших школьников. Предмет исследования: воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроке музыки. В связи выше приведенными доводами мы начали исследование по воспитанию эмоциональной культуры, которая не просто поможет, но и даст ход развитию эмоционально-отзывчивого, гармонично-устойчивого младшего школьника, а в дальнейшем и неравнодушного человека.
Глава I. Теоретические основы воспитания эмоциональной культуры у младших школьников. Сущность понятия «эмоциональная культура» «Добрые чувства, эмоциональная культура — это сосредоточие человечности». В.Сухомлинский. Наше исследование подразумевает рассмотрение таких понятий как «культура» и «эмоции», а в особенности совокупность этих понятий, то есть «эмоциональная культура». В энциклопедических словарях официальные версии этих понятии таковы: Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей [Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991]. Эмоции - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта[Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001]. В современной отечественной науке сформировано много подходов к определению понятия «эмоциональна культура». Анализ психолого-педагогической литературы по данному понятию позволил выявить ряд определений, которые предоставляют ученые в области педагогики и психологии такие как Л.С. Выготский, В.Г. Иванов, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, В.Г. Максимов, П.М. Якобсон, О.А. Сергеева, Л. П. Подуровский и многие другие. Одним из первых дал определение эмоциональной культуры Якобсон П.М.. По его мнению, эмоциональная культура есть комплекс явлений, представляющих собой в значительно мере развитие и совершенствование тех качеств эмоциональной жизни, которые в ограниченном виде проявлялись на более ранней возрастной ступени[М. Якобсон «Эмоциональная жизнь школьника», 1966 ]. В результате анализа музыковедческой и методической литературы мы пришли к выводу, что однозначного мнения по поводу определения понятия эмоциональной культуры не существует. По мнению Г.А. Ястребовой, «эмоциональная культура» – главный определитель успеха взаимодействия, общения, субъект субъектных отношений. Только обладая собственным богатым эмоциональным миром, человек может включить воображение и поставить себя на место другого, не дать отрицательным эмоциям взять верх над разумом, суметь сдерживать гнев, ярость или, наоборот, проявить любовь, страсть, нежность адекватно ситуации. Л.П. Подуровский обобщая имеющиеся в психолого-педагогической литературе сведения, предложил определение понятия «эмоциональная культура» - часть базовой культуры, основополагающее свойство личности, характеризующее направленность личности к эмоционально–творческой деятельности, представленное богатством эмоционального опыта, творчеством, стремлением к совершенствованию своего внутреннего мира на основе эмоционально-чувственного развития, эмпатии. [Л. П. Подуровский. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. - М., 2002 ]. По мнению О.А. Сергеевой «эмоциональную культура» - этоцелостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленное системой знаний о развитии эмоций, умений и способов анализа эмоций, управления ими, направленных на адекватность реагирования, что способствует вербализации эмоций человека, его эмоциональной открытости, эмоциональной эмпатии и оказания эмоциональной поддержки окружающим.[ Сергеева О.А. «Эмоциональная культура и её составляющие», 2013 ]. В результате анализа определения понятия «эмоциональная культура», мы пришли к нашему определению понятия эмоциональной культуры. Итак, эмоциональная культура – это часть базовой культуры, направляющая личность к эмоционально-творческой деятельности и способствующая совершенствованию своего внутреннего мира на основе эмоционально- чувственного развития.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (342)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |