Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.



2020-02-04 229 Обсуждений (0)
Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок




В хрестоматии возрастной и педагогической психологии И.В. Дубровина и В.В. Прихожан дается описание эмоционально – психическому состоянию ребенка младшего школьного возраста, что «…взволнованность, эмоциональная приподнятость должны служить отправной точкой учебно-воспитательной работы. Чем моложе ребенок, тем это положение имеет большое значение. Для учащихся I - II классов включение игровых моментов в процесс обучения создает тот эмоциональный настрой, который облегчает им усвоение учебного материала, заинтересовывает их.» [Дубровина И.В., Прихожан В.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / М.: «Академия», 2001.]

М.И. Еникеев младший школьный возраст определяет как « - дети в возрасте 6-10 лет, обучающиеся в начальной школе. Ведущим видом их деятельности становится учение, учебная деятельность, систематическое усвоение культурно-исторического опыта человечества, выраженного в системе научных знаний; формируются и закладываются основы духовного и физического развития ребенка, научно-теоретического и логического мышления, развиваются предметные и умственные действия посредством решения задач и выполнения других учебных заданий. У ребенка развивается способность корректировать свои текущие действия в соответствии с запланированным результатом, критически оценивать итоги своей деятельности..» [Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 560 с.]

Младшие школьники по своей психофизиологической природе очень эмоциональны. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

 

По мнению И. Вартановой, эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники (особенно ученики I и II классов) не умеют сдерживать чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность младших школьников выражается в их большой эмоциональной неустойчивости частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. .[ Вартанова И. Формирование у школьников опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Воспитание школьников, 2002.]

В методической литературе  Л. Кравчука зафиксировано, что в младшем школьном возрасте успешно происходит и художественно-эстетическое развитие детей. Дети обычно очень интересуются рисованием, лепкой, пением, музыкой; на основе соответствующей деятельности и восприятия художественных произведений (стихотворений, музыки, картин, скульптур) у них формируются эстетические чувства.[Кравчук Л. Комплексное освоение искусства. Воспитание школьников. 1999, № 6.  ] Поэтому мы считаем, что от учителя музыки в начальной школе зависит качество и перспектива музыкально-образовательного процесса.

Большие возможности открывает младший школьный возраст для развития музыкальных способностей. По мнению Г.М. Цыпина, музыкальные способности могут начать проявляться раньше каких-либо других. Различный ход развития музыкальных способностей у разных детей обусловливают очень многообразные причины, связанные с разными сторонами личности ребёнка и со всей историей его воспитания. Возможность раннего проявления музыкальных способностей зависит не только от задатков ребёнка, но и от степени «музыкальности» того окружения, в котором ребёнок проводит свои первые годы жизни. У многих детей музыкальные способности впервые начинают развиваться лишь в результате планомерной педагогической работы, но это ни в коем случае не свидетельствует о слабости этих способностей.[Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности, 2003.] Нам представляется, что развитие музыкальных способностей на уроках музыки в общеобразовательной школе у младших школьников зависит от уровня воспитания эмоциональной культуры.

Таким образом, возрастные психические возможности детей младшего школьного возраста позволяют считать начальный период обучения наиболее благоприятным для воспитания эмоциональной культуры.Исходя из  выше изложенного мы пришли к выводу,  что младший школьный возраст как и любое переходное состояние, богат скрытыми возможностями эмоционально-психического развития. Основы многих эмоционально-психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Поэтому уроки музыки имеют огромное значение и потенциальные возможности для воспитания эмоциональной культуры у младших школьников.


 

Содержание эмоциональной культуры младших школьников.

Эмоциональная культура является важной составляющей в развитии младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Многие ученные работали над проблемой воспитания эмоциональной культуры у младших школьников. Особый вклад в решении этой проблемы внесла Сергеева О.А.. Она говорит, что высокий уровень эмоциональной культуры обеспечивается целостным формированием компонентов социокультурного, поведенческого, мотивационного, этико-нравственного, которые находят выражение в следующем:

− опоре на собственные нравственные принципы при выборе эмоций; − соответствии эмоций требованиям, предъявляемым по отношению к себе;

− соответствии эмоционального реагирования возрастным особенностям;

− адекватности эмоциональной реакции социокультурным нормам;

− осознанности эмоционального реагирования[Сергеева О.А. Воспитание эмоциональной культуры школьников// Гуманизация образования (научно-практический журнал), - 2008- №6  ].

По мнению Сергеевой О.А. эмоциональная культура младшего школьника включает эмоциональную компетентность и эмоциональную грамотность. Под эмоциональной грамотностью при этом понимается целенаправленное повышение эмоциональной компетентности, а под эмоциональной компетентностью – осведомленность об эмоциях, эмоциональных типах, эмоциональных реакциях, а также наличие умений, позволяющих определить и проанализировать их.[Сергеева О.А. Воспитание эмоциональной культуры школьников // Ярославский педагогический вестник, - Ярославль, 2009- № 1 (58) ]

Эмоциональная культура включает эмоциональную компетентность и эмоциональную грамотность. При этом под эмоциональной грамотностью нами понимается целенаправленное повышение эмоциональной компетентности, а под эмоциональной компетентностью владение методикой, личностную и интеллектуальную готовность, возможность справиться с данной профессиональной задачей, что включает все стороны деятельности: и знаниевую, и операционально-технологическую, и мотивационную.

Таблица 1.3.

Эмоциональная культура
Эмоциональная грамотность Эмоциональная компетентность
показ связи ума и тела распознавание и понимание собственных чувств и эмоций
обучение навыкам самоконтроля управление эмоциями
выражение собственных эмоций развитие эмпатийных способностей
обмен опытом управление чувствами других
внимательное осмысление  
обсуждение эмоций на примере фотографий или историй  

 

Работа с детьми младшего школьного возраста, по нашему мнению, это процесс, который требует осторожности и деликатности. Число методов, приемов и технологий облегчающих детям выражение их чувств с помощью музыки, бесконечно.

Хочется отметить позицию О.А. Сергеевой по отношению к младшим школьникам, которая характеризуется следующими понятиями:

− эмоциональная реакция, которая возникает либо непроизвольно, либо по воле ученика;

− эмоциональный отклик, под которым понимается «вызванная педагогом желаемая эмоциональная реакция на какие-либо факты, события, коллективные дела» и который представляет собой кратковременную реакцию на какую-либо деятельность или информацию;

− эмоциональное настроение коллектива, группы или отдельного ученика, которое, в отличие от эмоционального отклика, предполагает длительную реакцию на какую- либо деятельность или информацию. [Сергеева О.А. Воспитание эмоциональной культуры школьников // Ярославский педагогический вестник, - Ярославль, 2009- № 1 (58) ]

По мнению М.Г. Яновской, эмоциональная культура младших школьников является устойчивым состоянием в определенных условиях положительного эмоционального отклика[Яновская М.Г. «Эмоциональные аспекты нравственного воспитания»- 1986 ]. Однако эмоциональное настроение может быть и отрицательным, поэтому в качестве определяющего фактора М.Г. Яновская предлагает не только общий психологический настрой, но и продолжительность его реализации.

Мы остановимся на тех музыкальных средствах, которые, по нашему мнению, способствуют формированию умения управлять эмоциями, а значит, и воспитанию эмоциональной культуры.

1. Комическое:

− педагогический парадокс;

− доведение до абсурда;

− педагогическое сравнение по отдаленному или случайному признаку;

− повторение как прием создания комического;

− обратное сравнение;

− остроумие нелепости;

− педагогический псевдоконтраст или ложное противопоставление;

− педагогический намек;

 − саморазоблачение собственных недостатков, которые могут вызвать смех;

− мнимое игнорирование того, что может вызвать смех;

− утрирование определенных черт, сторон поведения;

− знакомство учащихся с собственным эмоциональным состоянием через указание на тот или иной факт в содержании учебного материала.[Сергеева О.А. Эмоциональная культура как компонент педагогической деятельности // Высшее образование сегодня – 2009 -№6]

   В содержании эмоциональной культуры имеет огромное значение эмоциональном стимул, который служит для активизации внимания детей, их внешней и внутренней активности, заинтересованности вслушиваться в музыку, стимулирования у детей познавательного интереса к уроку музыки.

«Эмоциональный стимул» – «стимул, который в наибольшей мере воздействует на эмоциональную сферу школьников, вызывая у них ответные чувства: эмоциональный отклик, сопереживание и, как наивысший результат, формирование общественно ценного и личностно значимого поведения» [Яновская, М. Г. «Эмоциональные аспекты нравственного воспитания» кн. для учителя / М. Г. Яновская. – М.: Просвещение, 1986.].

М.Г. Яновская предлагает следующие классификации эмоциональных стимулов:

1. Эмоциональные стимулы, основанные на использовании дидактического материала:

− анализ содержания пословиц, поговорок, афоризмов.

2. Эмоциональные стимулы, основанные на анализе произведений искусства: − анализ художественных произведений; − кинофрагментов; − произведений живописи.

3. Эмоциональные стимулы, основанные на использовании метода обучения:− мозговая атака; − проблемно-поисковый метод; − диспуты, дискуссии.

4. Эмоциональные стимулы, основанные на межличностном взаимодействии: − игра; − соревнование.[Яновская М.Г. «Эмоциональные аспекты нравственного воспитания»- 1986 ]

Итак, мы считаем, что содержание эмоциональной культуры младших школьников предполагает формирование у детей в процессе музыкальной деятельности способности переживать настроения музыкальных произведений, умения сопереживать композитору, умения координировать свои эмоциональные состояния с эмоциями музыки, эстетическая отзывчивость на музыку.

 



2020-02-04 229 Обсуждений (0)
Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)