Формирование миссии и стратегического видения компании
Миссия компании представляет собой некую вершину, в соответствии с которой строится бизнес. Миссия имеет структуру [3]: описание вневременной цели компании; обещания разным группам партнерство и потребителей; основные средства (ресурсы) её достижения; ценности компании Миссия должна отличать компанию от конкурентов, вдохновлять сотрудников, отвечать, во имя чего они действуют, соответствовать действиям компании. Процедура разработки миссии, по мнению некоторых консалтинговых агентств, включает следующие этапы [8,9]: . диагностика текущего состояния компании и желаемого состояния в будущем; . выработка у руководства общего видения своего бизнеса; . обсуждение миссии компании среди ключевых людей компании с целью определения подмиссий и средств трансляций разработки целей «вниз»; . литературная обработка; . определение возможностей использования миссии. М. Гринфельд [17] замечает, что «одна из целей миссии - создание приверженности персонала фирме, создание моральных стимулов работ, разработка наиболее оптимальной системы взаимоотношений внутри коллектива и общей идентификации сотрудников». Он выделяет в миссии следующие компоненты: . предназначение; . идентификация; . ценности. Процесс разработки представлен в Таблице 1.1.
Таблица 1.1 Этапы формирования миссии компании
Наиболее типичные ошибки, связанные с формулированием миссией компании [5]: . ситуация, когда стратегические цели и миссия внедряются административным путём; . использование клише, устаревших формулировок; . подмена миссии организации амбициями управленческого аппарата; . подмена миссии стремлением к высокой прибыли; . несоответствие стратегических целей и миссии реальным действиям по их воплощению. В качестве примера удачного подхода компании к разработке миссии и стратегического видения, решению вопросов социальной ответственности хочется привести следующий пример [7]. «С момента своего основания производитель мороженого Ben & Jerry's проявлял социальную ответственность, отчисляя некий процент выручки от продажи определенных сортов мороженого конкретным благотворительным организациям. Так, мороженое "Rainforest Crunch's" является спонсором организаций, защищающих джунгли, а мороженое "Peace Pops" и "Brownie Bar" помогают Фонду защиты детей. Процент от продажи мороженого "Cherry Garcia", получившего название в честь любимого вкуса легенды рока, идет на развитие его детища, фонда Rex Foundation. Эта побочная деятельность компании Ben & Jerry's является важным социальным вкладом и одновременно ее отличительной особенностью. По данным Walker Research Foundation, в 1994 г. 50% американских потребителей выразили готовность платить больше за продукты тех компаний, которые они считали социально ответственными». стратегический миссия рынок технология рост Для формулирования миссии зачастую компании приглашают консультанта, который беседует с руководством; знакомится с фирмой, ее особенностями, историей; изучает традиции других передовых фирм данной отрасли; ситуацию на рынке; потребности клиентов. Затем начинается процесс разработки миссии; состав участников этого процесса разными авторами оценивается по-разному. Одна точка зрения заключается в том, что в разработке должен участвовать чуть ли не весь персонал фирмы (вплоть до уборщиц), либо, по крайней мере, все ключевые сотрудники компании, которые отвечают на вопросы, заполняют анкеты и т.п. Из этих сотрудников формируется группа авторов для создания текста [13]. «Каждое подразделение должно обсудить первый вариант миссии фирмы и дополнить его не менее, чем десятью предложениями со своей стороны. Каждая группа работает в отдельном помещении в течение 20 минут, где пытается ответить на вопросы: . Каково основное качество нашего цеха, отдела, магазина? . В каком отделе, цехе, магазине мне хотелось бы работать? . Какова цель существования нашей организации? Потом для появления новых идей и дополнений, а также резкого повышения интереса сотрудников проводится игра «Миссия ужасной организации». Для выявления подводных камней в решении этой задачи людям предлагается в форме свободной дискуссии ответить на вопросы: . В какой фирме мне не хотелось бы работать? . Как выглядит ужасный магазин, отвратительный цех? . Как там работают люди? . Как относятся друг к другу? . Как относятся к клиентам, подчиненным, начальникам? Затем руководство компании вместе с консультантом отбирают наиболее удачные предложения и проводят литературную обработку текста. Другие авторы считают, что привлекать к разработке миссии сотрудников среднего и низшего звеньев не рекомендуется. Поэтому миссия разрабатывается в режиме «мозгового штурма» топ менеджментом под руководством консультанта. И уже потом до рядовых сотрудников доводится информация о том, какая миссия была сформулирована, какой стратегический план принят [19]. Зачастую, российские компании прибегают к некоторому общепринятому клише. «Мы производим высококачественные (название товаров/услуг), что достигается за счет использования самых передовых технологий, последних достижений научной и инженерной мысли. Мы стремимся к тому, чтобы стать лидером на рынке (название рынка), предоставляя нашим клиентам широкий спектр услуг, дающих уверенность и обеспечивающих комфорт, по доступным ценам. Мы стремимся помогать людям решать проблемы в области (…), получать радость от (…). Мы стремимся сплотить все подразделения компании в единую команду, в которой высоко ценятся квалификация, компетентность, ответственность и беззаветная преданность родной компании. Наша компания - надежный партнер, который вызывает восхищение не только у наших клиентов и партнеров, но и у конкурентов. Мы гордимся нашими успехами…и т.д. [17] Зарубежные компании стремятся создать уникальные миссии. В качестве примера стоит рассмотреть выдержки из декларации об основополагающих морально-этических ценностях компании Procter&Gamble [7]: «Основа Р&G - это ее работники, коллектив в котором работают лучшие специалисты в мире; Мы стремимся быть лидерами, каждый в своей области, и преисполнены решимости добиться наилучших результатов; Мы берем на себя личную ответственность за выполнение задачи Компании, совершенствование ее работы и помощь другим работникам, чтобы повысить эффективность их труда; Наши отношения друг с другом основываются на честности и открытости; Мы преисполнены решимости наилучшим образом выполнять свои задачи, обращая особое внимание на наиболее важные из них; Мы доверяем способностям и намерениям друг друга и считаем, что наиболее эффективно работа идет там, где она основана на взаимном доверии». Компания Р&G ставит в центр своей системы морально-этических ценностей человека, работающего в коллективе предприятия. Такое отношение к профессионалам и просто работникам компании, как считают ее руководители, должно способствовать достижению наилучших результатов в условиях доверия, ответственности и нацеленности каждого работника к совершенству в своей работе. Миссией компании Procter&Gamble стала следующая формулировка: «Производить продукцию наивысшего качества и потребительской ценности, которая способствует повышению жизненного уровня людей в разных странах. Создание организации и условий работы, привлекающих самых достойных людей, обеспечивающих наиболее полное развитие их талантов, свободный и вдохновенный труд на благо процветания дела, сохранение и развитие исторических принципов честного отношения к труду и правильности действий. Успешное применение наших принципов поможет нам занять лидирующее положение наших товаров на рынке по доле и прибыли, что приведет к процветанию общего дела, рабочих и служащих, акционеров и обществ, где мы живем и работаем». Таким образом, миссия как наиболее долгосрочная цель компании позволяет разумно распределить усилия и ресурсы для обеспечения долговременной результативности бизнеса.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |