Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследование современных подходов компаний к формированию миссии и стратегического видения



2020-02-04 234 Обсуждений (0)
Исследование современных подходов компаний к формированию миссии и стратегического видения 0.00 из 5.00 0 оценок




По мнению некоторых специалистов, разработка миссии может быть вписана в некоторую систему координат (представлена на Рис. 2.1 - Система координат разработки миссии).

Рис. 2.1 - Система координат разработки миссии

 

Рассмотрим значение основных осей:

. ось «надо» - отражает потребности рынка;

. ось «могу» - определяет возможности компании (уникальность ресурсов и навык);

. ось «хочу» представляет собой философию бизнеса (ожидания, ценности, принципы).

В такой системе координат разработка миссии представляет собой задачу поиска компромисса между потребностями рынка, с одной стороны, и возможностями и желаниям компании - с другой [13]. Как уже упоминалось, конструирование миссии производится поэтапно [5].

Первый этап - описание видения компании относительно самой компании, партнёров, внешней среды. В итоге компания разработает корпоративные ценности и ожидания компании. Все рассматриваемые на этом этапе вопросы обсуждаются в исторической перспективе: текущего состояния дел, прогнозов ближайшего развития, перспектив потенциальных возможностей развития ситуации.

Второй этап - разработка делового кредо компании, когда уточняется социально значимые потребности рынка, которые компания собирается удовлетворять в результате коммерческой деятельности. Основные принципы формирования корпоративного кредо представлены на рис. 2.2 - Трафарет разработки делового кредо.

 

Рис. 2.2 - Трафарет разработки делового кредо

 

Третий этап - описание делового кредо (см. рис. 2.3 - Трафарет описания делового кредо).

 

Рис. 2.3 - Трафарет описания делового кредо

 

Четвертый этап - объявление миссии компании средствами внешнего и внутреннего PR. На основе миссии разрабатывается дерево целей с последующим формированием стратегий, функций, операций, процессов, должностных инструкций и пр. Следует ещё раз подчеркнуть, что профессионально разработанная миссия является определяющим фактором конкурентоспособности компании.

По мнению А. Степанова [10], для формулирования успешной миссии компании, сначала нужно ознакомиться с историей и традициями фирмы, если она уже существует. Для вновь создаваемой фирмы такую же работу следует выполнить относительно перспективных фирм данной отрасли.

Качество сформулированных миссий можно установить по степени их соответствия следующим критериям:

. насколько миссия содействует созданию благоприятного климата на фирме;

. насколько удачно выделено основное направление деятельности фирмы;

. указана ли категория клиентов (потребителей) фирмы;

. указана ли удовлетворяемая потребность;

. существуют ли отличительные признаки, позволяющие выделять данную фирму среди других фирм данной отрасли;

. помогает ли миссия объединять сотрудников на эффективную работу в интересах фирмы;

. помогает ли миссия организовывать целевое управление;

. хорошо ли определена общественная полезность фирмы.

Существует ряд факторов, оказывающих влияние на формулирование миссии (см. Табл. 2.1).

 

Таблица 2.1

Факторы, влияющие на формулирование миссии

Традиционные факторыНовые факторы  
Ориентация на эффективность Ориентация на предвидение
Функциональность Интегрированность, перекрестные функции
Иерархичность Упрощенность, уполномоченность
Местные, региональные, национальные Глобальные
Автономность, вертикальная интеграция Связь с общей сетью
Использование машин Использование информационных технологий
Ориентированность на акционера Ориентированность на акционера
Негибкость и фиксированность Гибкость, адаптивность и обучаемость
Стимулы, диктуемые продуктом Стимулы, диктуемые потребителем
Ориентация на цену и качество продукта Ориентация на добавленную стоимость и на качество
Эффективность и стабильность Инновации и предпринимательство

 

Таким образом, в миссии должны быть указаны [2,5]:

. основное направление деятельности фирмы;

. основная категория клиентов;

. потребности клиентов, удовлетворяемые продукцией фирмы;

. отличительный признак, подчеркивающий особенность фирмы, позволяющий заинтересованным лицам выделять эту фирму среди других;

. сторона деятельности фирмы, которой она обращена во внешнюю среду, благодаря которой видно, в чем общественная полезность фирмы.

Миссия не должна [7]:

. быть зависимой от текущего состояния фирмы, форм и методов ее работы, поскольку в целом миссия-предназначение выражает устремленность в будущее;

. быть обращенной во внутреннюю среду фирмы, на внутренние проблемы, например, повышение прибыли: прибыль как миссия может существенно ограничить спектр возможных направлений развития;

. быть не слишком узкой, ни слишком широкой.

Приведу примеры формулировок миссий некоторых отечественных предприятий [17].

 

Таблица 2.2

Пример миссий российских компаний

Организация Миссия-предназначение
Коммерческий банк Содействие становлению и развитию среднего и малого бизнеса путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников
Ювелирно-художественная фирма Производство и реализация изделий из драгоценных металлов и камней, доступных широкому кругу потребителей с различным достатком
Опытно-конструкторское бюро (государственное предприятие) Деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду
Компания, производящая оборудование для офисов Помогает решать административные, научные и гуманитарные проблемы, создавая комфорт и заботясь об условиях труда
Инвестиционный фонд Инвестирование капитала в отрасль, работающую прибыльно и имеющую потенциал дальнейшего роста

 


Заключение

 

Миссия и стратегическое видение - важный аспект в стратегическом управлении компании. Их разработка является одним из основных этапов стратегического планирования.

Одной из главных причин повышенного внимания к вопросам разработки миссии и стратегического видения компании в наше время стало усиление конкуренции и необходимости повышения профессионализма в управлении.

Формирование миссии и стратегического видения компании предполагает глубокий анализ факторов, влияющих на деятельность компании, учет особенностей менеджмента и специфику предоставляемых товаров и услуг и пр. Тем самым, возникает необходимость сочетания специфики того или иного метода научного познания.

На сегодняшний день практически все фирмы, являющиеся успешными как на российском, так и на зарубежных рынках, подготавливают свою миссию как программное заявление. Но следует заметить, что миссия не является единственным гарантом успеха, а должна разрабатываться в комплексе мероприятий в области менеджмента, маркетинга и др.

Миссия компании должна учитывать не только интересы руководства, но и других стейкхолдеров, потребляющих продукт или услугу компании, непосредственно участвующих в ее деятельности.

Процедура формирования миссии и стратегического видения компании включает сбор информации, анализ сильных и слабых сторон, особенностей, учета индивидуальности предприятия.

Основными компонентами миссии являются: ценности компании, перечень продукции и услуг, описание рынка, на который будет выходить компания, используемые технологии, обозначается политика роста и финансирование.

По примеру крупных зарубежных корпораций (IBM, Procter&Gamble, Polaroid, Xerox и др.) российские компании перенимают основные техники и методики создания своей миссии и стратегического видения. Но, к сожалению, в большинстве случаев отсутствует определенная концепция, данный процесс воспринимается как часть реализации маркетинговой деятельности, а не стратегического управления (в данном случае - стратегического планирования).

Разработка миссии и стратегического видения компании требует тщательного анализа, продуманных действий.

Используя знания в области стратегического управления и применяя комплексно инструменты объективной оценки своей деятельности, топ-менеджмент компании способен значительно повысить шансы компании стать успешной на высоко конкурентном рынке.

 

 


Список литературы

1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. - СПб.: Питер,2009. - 342 с.

. Боймен К. Основы стратегического менеджмента. - М.: ЮНИТИ, 1997

. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб.: Питер, 1999

. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Основы менеджмента.- М.: Дело, 2000.-704 с.

. Тесакова Н.В. Миссия и Корпоративный кодекс.- М.: РИП-холдинг,2003 - 188 с.

. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент.- М.: ЮНИТИ, 1998. - 576 с.

. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Экономистъ, 2005

. Баумгартен Л.В. Стратегический менеджмент в туризме: Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2007

. Крюкова Е. Лозунги как квинтэссенция миссии фирмы // [Электронный ресурс]

. Степанов А. Метод разработки миссии предприятия // [Электронный ресурс]

. Петухов В.Д. Стратегический менеджмент// Учебный курс [Электронный ресурс]

12. Marks and Spencer Group plc. How We Do Business Report 2009 [Электронный ресурс]

13. Официальный сайт консалтинговой группы MD [Электронный ресурс]

. Официальный сайт компании Mark&Spencer [Электронный ресурс]

. Информационный портал консалтинга и тренингов [Электронный ресурс]

. Информационный портал по менеджменту качества [Электронный ресурс]

. Информационный портал по стратегическому менеджменту [Электронный ресурс]

. Информационный портал по менеджменту [Электронный ресурс]



2020-02-04 234 Обсуждений (0)
Исследование современных подходов компаний к формированию миссии и стратегического видения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исследование современных подходов компаний к формированию миссии и стратегического видения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)