Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Показатели расчета экономической эффективности от внедрения ООРМ.



2020-02-04 183 Обсуждений (0)
Показатели расчета экономической эффективности от внедрения ООРМ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Функции обслуживания.

 

Существуют следующие функции обслуживания: производственно-подготовительная, транспортная, инструментальная, наладочная, ремонтная, энергетическая, контрольная, складская, ремонтно-строительная, хозяйственно-бытовая.

 

Необходимость в той или иной функции определяется характеристикой РМ, родом работ, технологией производства и оснащенностью рабочего места.

 

                                                                                                                      Схема 2

 

                                 Функции обслуживания

Производственно-подготовительная функция

Имеет важное значение в обеспечении ритмичной, высокопроизводительной работы всего цеха, предприятия. Служба подготовки и контроля производства является главным координирующим центром предприятия. Оперативное руководство всеми подразделениями по данным производственно-подготовительной службы и при непосредственном ее участии.

Подготовка, текущее планирование и оперативное руководство производством возлагается на планово-диспетчерское бюро (ПДБ), которое осуществляет:

 

- планирование и распределение работ по участкам, рабочим местам;

- оперативное руководство производством;

- комплектование и обеспечение цеха материалами, заготовками, полуфабрикатами, деталями и узлами;

- руководство транспортными подразделениями;

- обеспечение производственных связей с другими цехами и службами завода.

 

В серийном производстве бюро работает в соответствии с планом производства, производственно-диспетчерскими графиками и комплексной технологией, а в индивидуальном и мелкосерийном производстве – в соответствии с графиками работы, заданиями и маршрутно-технологическими картами.

Регламент обслуживания состоит в определении способов и последовательности выполнения работ производственно-подготовительными службами и увязывается с регламентом основного производства. Регламент обслуживания обеспечивается составлением графиков выпуска на планируемый период (смену, сутки, неделю и т.д.) и соответствующих графиков обслуживания на основании предварительных расчетов потребности рабочих мест и участков в предметах труда, транспорте, наладке и др. видах обслуживания.

 

Транспортная функция.

Рациональная организация основного производства и четкость работы вспомогательных служб в значительной мере зависят от того, насколько правильно решена задача внутрицехового транспорта. Поэтому при разработке системы обслуживания транспортной функции должно быть уделено особое внимание.

Транспортные службы осуществляют: доставку предметов труда, сырья, материалов в соответствующие цехи или к рабочим местам; вывоз готовой продукции; вывоз отходов; погрузочно-разгрузочные работы.

Характерной особенностью транспортного обслуживания является передвижной тип рабочего места обслуживающего персонала при большой зоне обслуживания.

Организация обслуживания транспортом может быть:

- централизованной как внутри цеха, так и в заводском масштабе;

- централизованной внутри цеха и децентрализованной в масштабе предприятия (Межцеховую транспортировку осуществляет цеховой персонал цеховыми транспортными средствами. Такая организация, как правило, менее предпочтительна;

- децентрализованная как внутри цеха, так и в целом по предприятию. Такая организация имеет самую низкую эффективность и поэтому не может быть рекомендована.

 

Существуют 2 формы транспортного обслуживания: дежурная – в условиях единичного и мелкосерийного производства (по вызовам при условии предварительного комплектования грузов, а к началу смены – по заданию без вызова); в условиях серийного производства – планово-предупредительная по заранее разработанным графикам или по оперативным суточным планам.

Регламентация обслуживания РМ транспортом заключается в определении способов и последовательности выполнения работ согласно установленным маршрутам и графикам. Регламентация обслуживания РМ транспортом заключается в определении способов и последовательности выполнения работ согласно установленным маршрутам и графикам. Регламент обслуживания предусматривает согласованность времени переработки партии предметов труда и времени, необходимого для возобновления запасов. Он обеспечивается:

а) проведением предварительных расчетов ежедневной и недельной потребности в предметах труда по РМ и участкам в соответствии с заданной программой с учетом запасов на производственных переходах;

б) составлением комплексной технологии с разработкой транспортно-технологической схемы, а также схем механизированной грузопереработки, предусматривающих кратчайшие расстояния перемещения грузов, выпрямление грузопотоков, уменьшение количества погрузок, целевую доставку грузов к рабочим местам и т.д.;

в) составлением графика обслуживания.

Внедрение транспортно-технологической схемы позволяет обеспечить:

- сокращение перевалок, перегрузок и пересчета сырья, материалов, полуфабрикатов, деталей в результате применения стандартной тары, поддонов, контейнеров, этажерок и др. устройств;

- возможность ликвидации или сокращения промежуточного складирования;

- транспортировку как внутри цеха, так и между цехами по кольцевым маршрутам;

- централизованное выполнение транспортных операций бригадами, специализированными по видам работ, грузов, маршрутов.

 

При совершенствовании транспортно-технологической схемы предприятия следует учитывать направление и величину основных грузопотоков. По возможности рекомендуется применять кольцевые трассы, т.е. совмещать начало и конец цеховых грузопотоков. Это упрощает работку заводского транспорта: транспортные средства после их разгрузки могут загружаться без холостых пробегов.

Применение конвейеров и других транспортных средств возможно, когда это экономически оправдано (например, при стабильном грузопотоке и коротких расстояниях. Вопрос о целесообразности конвейерного (в особенности приводного) транспорта должен решаться на основе технико-экономического анализа.

На величину затрат рабочего времени на транспортное обслуживание оказывают влияние следующие факторы:

- уровень механизации и автоматизации транспортных средств;

- величина грузооборота;

- номенклатура и вес обрабатываемых изделий;

- протяженность грузопотоков;

- характер организации транспортной функции (централизованная или децентрализованная);

- принятая организация производства на участках и в цехах;

- сменность работы.

 

Инструментальная функция.

От организации инструментального хозяйства цеха, от того, насколько планомерно и качественно обеспечиваются рабочие инструментом, оснасткой и т.д. во многом зависят ритмичность работы, качество изготовляемой продукции и производительность труда работников основного производства.

При организации инструментального обслуживания рассчитывается профессиональный состав и количество работников, с учетом масштаба и характера производства. Для каждой профессии определяется содержание труда, составляется должностная инструкция с указанием обязанностей, прав и ответственности.

Регламент обслуживания предусматривает согласованность и увязку графиков подачи инструмента и приспособлений с работой основного производства. Для регламентации обслуживания проводится предварительный расчет ежедневной потребности в инструменте и приспособлениях в соответствии с производственной программой.

Пример должностной инструкции кладовщика секции приемки и сортировки отработанного инструмента:

Кладовщик секции приемки и сортировки отработанного инструмента инструментально-раздаточной кладовой выполняет все работы, связанные с приемкой инструментария, поступающего с производства, и его сортировкой. Кладовщик непосредственно подчиняется заведующему кладовой.

Обязанности: принимать и проверять поступающий инструментарий и определять его пригодность для дальнейшей эксплуатации:

подготовлять и отправлять инструментарий на заточку;

предъявлять техническому надзору поломанный или имеющий повышенный износ инструмент для принятия мер по упорядочению эксплуатации.

Права: требовать от мастера производственного участка своевременного оформления акта на поломанный инструмент.

Ответственность: за хранение, правильность сортировки, отправление инструмента в заточку.

 

Наладочная функция.

Обслуживание, связанное с наладочной функцией, в зависимости от типа и характера производства может быть:

- централизованным – в серийном и массовом производстве (наладка выделяется в самостоятельную функцию и осуществляется наладчиками).

- децентрализованным – в единичном и мелкосерийном производстве (наладка и подналадка самим работником основного производства).

 

Выделение наладки в самостоятельную функцию допустимо лишь при экономической ее целесообразности.

Регламент обслуживания предусматривает согласование времени наладки со временем работы оборудования. Он обеспечивается: подчинением регламента работы наладчиков задачам основного производства; графиком обслуживания; выполнением (по мере возможности) наладки оборудования в межсменные и внутрисменные перерывы; устойчивостью наладки, точностью регулировки; своевременным устранением возможных дефектов в наладке оборудования.

В условиях серийного и массового производства прогрессивной является система регламентированной активной наладки оборудования, предусматривающая принудительную замену рабочих инструментов и органов в соответствии с заранее разработанным графиком. Принудительная замена инструмента предупреждает его поломку, сокращает время наладки.

Наладчик руководства следующей технологической и инструктивной документацией:

производственным заданием на смену или более продолжительный период времени (неделю, декаду, месяц);

технологической картой наладки обслуживаемого оборудования;

чертежами деталей и технологическими процессами их обработки;

графиками наладки и замены инструмента;

производственными инструкциями, инструкциями по технике безопасности.

Кроме того, рекомендуются специальные инструктивные карты, в которых должен указываться состав трудового процесса (виды работ, комплекс приемов и последовательность их выполнения) и конкретные примеры наиболее рационального выполнения наладки, регулировки оборудования, разработанные в соответствии с рекомендациями, с учетом опыта передовых наладчиков.

Формы организации труда наладчиков в зависимости от характера производства и уровня автоматизации могут быть различными. При индивидуальной форме за наладчиком закрепляется определенное количество оборудования, а при объединении наладчиков в бригаду за ней закрепляется весь участок или определенная группа оборудования. При смешанной форме организации труда наладка и переналадка оборудования производится наладчиком, а подналадка в процессе работы – рабочим основного производства.

Для наладчиков наиболее характерны маршрутные рабочие места. Передвижное рабочее место наладчика должно включать легкий портативный ящик с набором необходимого режущего, мерительного и слесарно-монтажного инструмента; передвижной столик (или механизированную технику), на котором находятся инструменты, наладочные приспособления и техническая документация.

Наладчик должен иметь также и стационарное рабочее место. Его располагают по возможности ближе к группе закрепленных за ним станков. Стационарное рабочее место должно быть оснащено необходимой организационной и технологической оснасткой.

Рабочее место наладчика должно иметь связь с рабочими местами станочников основного производства

 

Ремонтная функция.

Основной задачей ремонтной службы, обслуживающей рабочие места, является межремонтное и ремонтное обслуживание оборудования. Правильная организация межремонтного обслуживания обеспечивает устойчивую работу оборудования, увеличивает продолжительность межремонтного цикла и удешевляет ремонт.

Межремонтное обслуживание предусматривает:

наблюдение за выполнением станочниками правил эксплуатации оборудования, их инструктаж;

осмотры, проверку состояния и устранение обнаруженных неисправностей всех видов технологического оборудования, различных соединений, крепежа, аппаратуры, приборов, электрооборудования;

текущий (мелкий) ремонт оборудования с восстановлением и заменой изношенных деталей, узлов, крепежа, регулировки;

проверку оборудования на технологическую точность;

систематическую смазку оборудования.

 

Межремонтное обслуживание оборудования производится заводскими ремонтными службами механика и электрика (энергетика), т.е. централизованно.

Содержание труда рабочих, занятых ремонтным обслуживанием, вытекает из основных положений межремонтного обслуживания оборудования.

При неполной загрузке рабочих, а также в целях более рационального использования рабочего времени и повышения интереса к работе рекомендуется применять совмещение профессий. Например, возможны следующие варианты совмещения:

 

 

Регламент ремонтного обслуживания предусматривает полную согласованность процесса обслуживания с основным производственным процессом в цехе. Регламент обеспечивается:

годовыми, квартальными, месячными планами планово-предупредительного ремонта, определяющими объемы и сроки выполняемых работ;

маршрутами и перечнем работ по межремонтному обслуживанию (при осмотрах, проверках, испытаниях и т.п.);

четким распределением обязанностей между работниками по функции.

 

Основным документом, регламентирующим профилактическое обслуживание оборудования, является календарный график осмотров.

Работы по ремонту производятся в строго определенное время, в основном в период регламентированных перерывов и нерабочих смен.

Для того чтобы профилактические осмотры не нарушали производственного процесса, следует предусматривать смещение обеденных перерывов (а иногда и начала смены) ремонтников относительно перерывов в работе рабочих основного производства.

Система планово-предупредительного ремонта (система регламентированных по времени и интенсивности эксплуатации отдельных видов оборудования видов ремонта (текущих, средних и капитальных), а также профилактических технических осмотров) широко применяется в промышленности как средство профилактики для достижения безостановочной и безотказной работы оборудования, хотя и имеет массу недостатков, основным из которых является закрепление существующей децентрализации ремонтных работ.

 

Энергетическая, контрольная, складская, ремонтно-строительная, хозяйственно-бытовая функции.

Обслуживание рабочих мест по этим функциям заключается прежде всего в обеспечении:

- бесперебойного снабжения всеми видами энергии;

- минимальных потерь времени на сдачу изготовленной продукции;

- своевременных мер по профилактике брака;

- оптимальных санитарно-гигиенических условий труда на рабочем месте, а также в служебных и бытовых помещениях.

 

Обслуживание по энергетической функции заключается в обеспечении рабочего места энергией всех видов (электричеством, теплом, газом, сжатым воздухом, паром и др.), а также в межремонтном профилактическом осмотре оборудования, осветительных сетей, сантехнических устройств, вентиляционных систем и т.д.

Профилактическое обслуживание энергетических систем производится по соответствующим календарным планам-графикам, согласованным с регламентом основного производства, с указанием ответственных исполнителей.

Энергоснабжение планируется на основании предварительных расчетов по укрупненным удельным нормам расхода различных видов энергии на единицу выпускаемой продукции.

Контрольный персонал, обслуживая рабочие места, выполняет следующие виды работ: производит выборочный контроль изделий; инструктирует работников с целью предупреждения брака; проверяет пригодность инструмента; производит приемку изготовленных деталей.

Перечисленные работы осуществляются по сменным заданиям, графикам или по предъявлению. Приемы и последовательность контрольных операций определяются регламентом, согласованным с графиком основного производства.

В соответствии с комплексным технологическим процессом контрольный персонал производит выборочный контроль как на промежуточных операциях, так и в конце производственного цикла.

Совершенная организация складских работ существенно снижает затраты рабочего времени на переборку и перевалку деталей на рабочих местах. Без четкой работы складов невозможно стабильное обслуживание по производственно-подготовительной, транспортной и другим функциям.

На склады возлагаются функции по приемке, взвешиванию, сортировке, комплектованию, маркировке, складированию, хранению, учету и выдаче материальных ценностей.

Регламент обслуживания на складах заключается в предварительной комплектовке грузов по графику или сменному заданию и отправке их по вызову или дежурной форме обслуживания или по заранее разработанному плану-графику при планово-предупредительной.

Независимо от принятой формы обслуживания склады должны обеспечивать хранение предметов труда в надлежащем порядке. Местоположение любого груза при необходимости должно быть быстро определено. Доставка груза с места складирования на комплектовку должна производиться в минимальные сроки без применения тяжелого физического труда. Помещения и оборудование складов должны соответствовать применяемым подъемным и транспортным средствам и производственной таре, обеспечивающим в свою очередь бесперебойное снабжение рабочих мест.

Основными мероприятиями по улучшению складской работы являются: увеличение емкости складов по возможности без увеличения их площади; механизация складских работ; введение четкого и постоянного учета хранящихся материалов, деталей и т.д.; передача функций получения или складирования грузов в контейнерах транспортному персоналу под руководством кладовщиков или комплектовщиков.

В содержание ремонтно-строительной функции входят ремонт и поддержание в рабочем состоянии зданий и сооружений, а также выполнение текущих строительных работ, в том числе связанных с перепланировкой оборудования и производственных помещений. Указанные работы производятся общезаводскими службами в централизованном порядке или с привлечением внешних строительных, отделочных и др. фирм. Все работы производятся в соответствии с календарными планами, а при особо важным и срочным работам – по специальным графикам. Графики ремонтно-строительных работ согласуются с регламентом основного производства.

По функции хозяйственно-бытового и культурного обслуживания выполняются следующие работы:

поддержание чистоты и порядка на рабочих местах, в производственных, конторских, бытовых помещениях и на территории предприятий;

обеспечение работающих питьевой водой и спецпродуктами (спецжирами, молоком и т.д.), организация пунктов питания (столовых) и т.д.;

обеспечение стирки, чистки и ремонта спецодежды и спецобуви и выдача ее рабочим;

обеспечение другими видами бытового обслуживания (душами, раздевалками, предметами гигиены, аптечками для оказания первой медицинской помощи и т.д.);

передача информационных сообщений и музыки (по особой программе).

Обслуживание по регламенту предусматривает выполнение определенных видов работ в заданной последовательности по графикам, в которых указываются дни и часы работы. Четкая регламентация хозяйственно-бытового обслуживания также необходима для обеспечения нормальной работы производственных подразделений, как и регламентация обслуживания по другим функциям. Например, поддержание в рабочем состоянии санитарно-технических устройств и обеспечение предметами личной гигиены на предприятиях пищевой промышленности, где происходит или хотя бы возможен непосредственный контакт с производимой продукцией.

 

Показатели расчета экономической эффективности от внедрения ООРМ.

 

Важным этапом в разработке и внедрении системы организации обслуживания рабочих мест является определение ее экономической эффективности.

Для расчета эффективности применения системы централизованного обслуживания рабочих мест используются следующие показатели:

1) сокращение численности вспомогательных рабочих и экономия по фонду заработной платы;

2) увеличение объема производства за счет устранения потерь рабочего времени станочников и экономия на условно-постоянной части накладных расходов;

3) повышение коэффициентов использования оборудования по времени и мощности;

4) повышение производительности труда основных рабочих.

 

Основным критерием правильности системы является устранение потерь времени в процессе работы и сокращение их при смене объектов труда.

 

Расчеты производятся по следующим формулам:

 

1. Прирост производительности труда в результате экономии численности работников:

 

 

где          - относительная экономия (высвобождение) численности рабочих после внедрения отдельных мероприятий

 

где      - численность работающих до внедрения мероприятий,         - потери рабочего времени до и после внедрения мероприятия, %;           - расчетная численность работающих по участку, цеху, предприятию, исчисленная на объем производства планируемого периода по выработке базисного периода, чел.

2. Прирост объема производства:

 

где           - годовой объем производства до внедрения мероприятия, нормо-час, человеко-час, в натуральном или стоимостном выражении;        - снижение трудоемкости в течение года, нормо-час, человеко-час, при         выраженном в тех же единицах измерения;          - экономия рабочего времени в течение года в связи с ликвидацией или уменьшением потерь и непроизводительных затрат времени, нормо-час, человеко-час.                               где         - годовой фонд рабочего времени одного рабочего, дней,   - сокращение потерь и непроизводительных затрат времени на одного рабочего в течение смены, ч,     - численность рабочих, у которых сокращаются потери и непроизводительные затраты времени, чел.

                                                              где            - годовой объем производства до и после внедрения мероприятия, нормо-час, человеко-час, в натуральном или стоимостном выражении.

3. Экономия на условно-постоянных расходах, руб.

 

 

где          - условно-постоянные расходы на ед. продукции.

4. Экономия от снижения удельных капиталовложений, руб. в результате лучшего использования оборудования:

 

где       - балансовая стоимость оборудования, на котором увеличился выпуск продукции в результате внедрения мероприятий по НОТ,           - нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности.

5. Годовой экономический эффект, руб.

 

где      - коэффициент годового использования (определяется как

 

6. Экономия по фонду заработной платы, руб.:

 

где            - сумма зарплаты до и после внедрения мероприятий по НОТ;

7. Экономия по отчислениям на соц.страхование, руб.:

где           - сумма отчислений в фонды социального страхования до и после внедрения мероприятий.

8. Полный годовой экономический эффект, руб.

 

где          - себестоимость единицы продукции до и после внедрения мероприятия (текущие затраты), руб.,         - единовременные затраты.

Нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности  мероприятий по НОТ устанавливается предприятием самостоятельно. Ранее он составлял     

нормативный срок окупаемости        = 6,7 года.

При определении годового экономического эффекта, экономия по себестоимости продукции                                                может быть рассчитана непосредственно по элементам с/с (з/п, материалы, амортизация и др.). С учетом деления текущих (эксплуатационных) затрат на условно-переменные и условно-постоянные формулы (8) принимает вид:

 

где         - удельные текущие затраты по статьям условно-переменных расходов в с/с продукции до и после внедрения мероприятий, руб;          - годовая сумма условно-постоянных расходов в с/с продукции базисного периода, руб.

При определении экономической целесообразности мероприятия необходимо учитывать время, за которое окупаются затраты на его внедрение. Мероприятие считается экономически эффективным, если срок окупаемости единовременных затрат не выше нормативного. При выборе из нескольких вариантов проведения мероприятия (его улучшения), предпочтение отдается обеспечивающим безопасность, ослабление отрицательного воздействия на человека.

 

 

                                                       

 

 



2020-02-04 183 Обсуждений (0)
Показатели расчета экономической эффективности от внедрения ООРМ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Показатели расчета экономической эффективности от внедрения ООРМ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)