Результаты контрольного исследования и их обсуждение
После коррекционно-логопедической работы по формированию понимания антонимов у детей дошкольного возраста было проведено повторное исследование. Основной целью контрольного эксперимента являлась оценка эффективности формирующего этапа.Результаты исследования отражены в таблицах 3, 4, 5, 6 и 7. Данные таблиц свидетельствуют о том, что уровень понимания антонимов у детей с общим недоразвитием речи III уровня после проведения формирующего эксперимента существенно повысился. Однако для детей экспериментальной группы по-прежнему очень сложными оказались 3 и 6 задания, которые выполнены на наиболее низком уровне (12,6 и 12,8 баллов соответственно – низкий уровень развития). Таблица 3 Результаты исследования понимания антонимов у детей экспериментальной группы (контрольный этап)
В процентном соотношении уровни развития детей с общим недоразвитием речи III уровня до и после формирующего эксперимента представлено в таблице 4. Из таблицы видно, что разница в группе значительная, уровень понимания антонимов после проведения формирующей работы на 50% выше. Наглядно это представлено в виде диаграммы (диаграмма 2).
Таблица 4 Сравнительный анализ результатов исследования понимания антонимов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на контрольном этапе
Диаграмма 2 Уровни развития речевых умений у детей с общим недоразвитием речи III уровня
Нами также проведен анализ изменения понимания антонимов в контрольной группе. Результаты констатирующего эксперимента представлены в таблице 5.
Таблица 5 Результаты исследования понимания антонимов у детей контрольной группы (констатирующий этап)
На котрольном этапе иисследования результаты детей существенно изменились (смотри таблицы 6 и 7).
Таблица 6 Результаты исследования понимания антонимов у детей контрольной группы (констатирующий этап)
Данные таблиц свидетельствуют о том, что уровень понимания антонимов у детей с нормой речевого развития на контрольном этапе эксперимента существенно повысился. В процентном соотношении уровни развития детей с нормой речевого развития на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлено в таблице 7. Из таблицы видно, что разница в группе значительная, понимание антонимов детьми контрольной группы находится на высоком уровне. Наглядно это представлено в виде диаграммы (диаграмма 3).
Таблица 4 Сравнительный анализ результатов исследования понимания антонимов у детей дошкольного возраста с нормой речевого развития на контрольном этапе
Диаграмма 3 Уровни развития речевых умений у детей с нормой речевого развития
Анализ эффективности проведенной формирующей работы проводился с помощью критерия для независимых выборок U-Манна-Уитни. Для применения U-критерия Манна — Уитни нужно произвести следующие операции. Составить единый ранжированный ряд из обеих сопоставляемых выборок, расставив их элементы по степени нарастания признака и приписав меньшему значению меньший ранг. Общее количество рангов получится равным:
N = n1 + n2,
где n1 — количество единиц в первой выборке, а n2 — количество единиц во второй выборке. Разделить единый ранжированный ряд на два, состоящие соответственно из единиц первой и второй выборок. Подсчитать отдельно сумму рангов, пришедшихся на долю элементов первой выборки, и отдельно — на долю элементов второй выборки. Определить большую из двух ранговых сумм (Tx), соответствующую выборке с nx единиц. Определить значение U-критерия Манна — Уитни по формуле:
По таблице для избранного уровня статистической значимости определить критическое значение критерия для данных n1 и n2. Если полученное значение U меньше табличного или равно ему, то признается наличие существенного различия между уровнем признака в рассматриваемых выборках (принимается альтернативная гипотеза). Если же полученное значение U больше табличного, принимается нулевая гипотеза. Достоверность различий тем выше, чем меньше значение U. Математический анализ результатов по U-критерия Манна — Уитни показал значимые статистические различия (таблица 6).
Таблица 6 Статистический анализ результатов детей с общим недоразвитием речи III уровня до и после эксперимента
Результат: UЭмп = 6 Критические значения UКр
Полученное эмпирическое значение Uэмп(6) находится в зоне значимости. Результаты критерия для независимых выборок U-Манна-Уитни свидетельствуют о том, что существуют различия между результатами до и после эксперимента. То есть у детей после проведения логопедической работы повысился уровень понимания антонимов и оперирования ими в речи. Таким образом, анализ результатов показал, что проведенная нами формирующая работа способствует развитию у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня способности оперировать антонимами в речи. Можно утверждать, что если в коррекционном обучении дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня использовать формы фольклорного жанра, то овладение навыками использования антонимов в речи будет более успешным, что полностью подтверждает выдвинутую гипотезу. Выводы по главе 3
1. Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику изучаемых показателей речи у детей, участвующих в эмпирическом исследовании. 2. У детей экспериментальной группы увеличился показатель общего бала за выполнение всех заданий повторного исследования до 93,7 баллов (средний показатель по группе), что на 29,5 баллов выше, чем в констатирующем эксперименте. 3. Из 10 детей экспериментальной группы у 1 при контрольном эксперименте наблюдался высокий уровень исследуемых показателей (на констатирующем этапе– 0), у 8 детей – средний уровень (на констатирующем этапе – 7). У 1 ребенка (Валя М.) в контрольном исследовании показатель остался на низком уровне, однако общее количество балов при повторном эксперименте у этого ребенка значительно повысился до 60 баллов (в контрольном эксперименте – 34 балла). 4. Проведенная в ходе формирующего эксперимента коррекционно-логопедическая работа значительно улучшила состояние исследуемых показателей у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Заключение
Наша работа была ориентирована на выявление оптимальных условий речевого развития детей старшего дошкольного возраста в области антинимии средствами малых форм фольклора. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической и логопедической науке, проанализированы особенности развития понимания и применения в речи детей с общим недоразвитием речи III уровня антонимов и влияние малых форм фольклора на развитие этой способности. Нами были исследованы понятие лексических антонимов, особенности речи детей с общим недоразвитием речи III уровня, проанализированы особенности усвоения лексики дошкольниками с нормальным речевым развитием и дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня, выявлены возможности использования малых форм фольклора при работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. В данной работе доказано, что малые формы фольклора представляют собой совокупность непрофессионально созданных народом произведений, с помощью которых можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Во второй главе рассмотрены известные методики работы по использованию малых форм фольклора, приемы и формы работы, которые предлагались Ю.Г. Илларионовой, Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, С.С. Бухвостовой, О.С. Ушаковой, А.П. Усовой, А.Я Мацкевич, В.В. Шевченко и др. Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе ПГТ Погар, Брянской области МДОУ № 3 "Солнышко", по использованию малых форм фольклора в процессе развития способности понимания антонимов и оперирования ими в речи. Проследили динамику изменения уровня речевого развития в процессе экспериментальной работы. На начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей с общим недоразвитием речи III уровня намного ниже уровня детей с нормой речевого развития. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на 50%. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось. В процессе работы были замечены такие изменения: - у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок. - у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл. Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное освещение выдвинутой проблемы, так как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики работы с малыми формами фольклора переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях дошкольного учреждения. Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах: - во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала; - во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры); - в-третьих, активного включения детей; - в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально. Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику изучаемых показателей речи у детей, участвующих в эмпирическом исследовании. У детей экспериментальной группы увеличился показатель общего бала за выполнение всех заданий повторного исследования до 93,7 баллов (средний показатель по группе), что на 29,5 баллов выше, чем в констатирующем эксперименте. Из 10 детей экспериментальной группы у 1 при контрольном эксперименте наблюдался высокий уровень исследуемых показателей (на констатирующем этапе– 0), у 8 детей – средний уровень (на констатирующем этапе – 7). У 1 ребенка (Валя М.) в контрольном исследовании показатель остался на низком уровне, однако общее количество балов при повторном эксперименте у этого ребенка значительно повысился до 60 баллов (в контрольном эксперименте – 34 балла). Проведенная в ходе формирующего эксперимента коррекционно-логопедическая работа значительно улучшила состояние исследуемых показателей у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Анализ результатов проведенной эмпирической работы позволяет сказать, что гипотеза нашей работы подтвердилась – если в коррекционном обучении дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня использовать формы фольклорного жанра, то овладение навыками использования антонимов в речи будет более успешным. Список литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000 – 400с 2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957 – 240с 3. Антипова Ж. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. – 1995. – №9. – с. 36–38 4. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось-89, 2007 – 182с 5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.-270 с. 6. Белорыбкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Худ. Г.В.Соколов, В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития, Академия Ко, 1998 – 240с 7. Бельтюков В.И. Пути исследования механизма развития речи // Дефектология. – 1984. – №3. – с. 24–32 8. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Дошкол. педагогика и психология".— 2-е изд.— М.: Просвещение, 1981 – 255с 9. Бугровский Л. А. Введение в языкознание – СПб: Питер, 2001 – 172с 10. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976 – 178с 11. Введенская Л.А. и др. Современный русский литературный язык – М.: Наука, 2008 – 256с 12. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с. 13. Волина В.В. Русский язык. Переиздание – Екатеринбург: Арго, 1996 – 496с 14. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Просвещение, 1999 – 125с 15. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Носковой. – М.: АПН СССР, 1982 – 99с 16. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996 - 416с 17. Галкина Е.М. Современный русский язык: Лексика – М.: МГУ, 2009 – 203с 18. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984 – 175с 19. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4–6 лет. – М.: Просвещение, 1987 – 208с 20. Гвоздев А. Н., Вопросы изучения детской речи - М.: АПН РСФСР, 1961 – 40с 21. Голуб И.Б. Дидактические материалы по русскому языку. Для 1-4 классов: Путешествие в страну слов. – М.: Владос, 1997 – 48с 22. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: Сфера, 2003 – 176с 23. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1981 – 112с 24. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи III уровня у дошкольников. – Екатеринбург: Литур, 2006 – 320с 25. Жукова Н.С. Формирование устной речи. – М.: Соц.-полит. журн., 1994 – 96с 26. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой – М: Просвещение, 1993. – 271 с. 27. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. – М: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 79 с. 28. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1975 – 96с 29. Иваненко А.П. Словарная работа в детском саду. – Запорожье: Просвещение, 1975 – 125с 30. Иванова Н.П. Лексические упражнения в детском саду // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1980 – с. 17-28 31. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение, 1976 – 127с 32. Исаева Т.И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях // Школьный логопед. – 2006. – №4. – с. 17–30 33. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М: Учпедгиз, 1985. – 132 с. 34. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М.: Сов. Россия, 1979 – 160с 35. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли.- М.: Владос,2003 – 224с 36. Колесников Н. П. Словарь паронимов и антонимов - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995 – 512с 37. Коменский Я. А. Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет // Коменский Я. А. Антология гуманной педагогики. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996 – 224с 38. Лаврентьева А. Формирование семантической стороны речи // Дошкольное воспитание. – 2006. – №8. – с. 3 39. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи III уровня у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999 – 160с 40. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М: Просвещение, 1980.-32 с. 41. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968 – 367с 42. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 1999 – с. 49-52 43. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому// Составители М. В. Богуславский, Г.Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори) – М.: Карапуз, 2000 – 109с 44. Народная педагогика и воспитание /Авт. -сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. - Барнаул: БГПУ, 1996 – 49с 45. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. –М.: Педагогическое общество России, 2000 – 256с 46. Реформатский А. А. Введение в языкознание – М.: Аспект Пресс, 2007 – 536с 47. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач. Часть I. Методика развития речи младших школьников. – М.: Линка – Пресс, 1994 – 256с 48. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1966 – 176с 49. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников – М., 2005 – 224с 50. Тарасова Т. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.-С.59-62 51. Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1972 – 159с 52. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001 – 256с 53. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника - М.: Сфера, 2008 – 240с 54. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи, - М.: Книжный дом, 2003. – 344с. 55. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. М.: Мысль, 1994 – 234с 56. Флерина Е. А. Рассказывание в дошкольной практике // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 1999 – 127с 57. Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа //Интеграция общего и дополнительного образования /Материалы научно-практической конференции /Сост.: Л.В. Волобуева. - Барнаул: Графикс, 1998 – с. 43-50 58. Худенко Е., С.Шаховская, Т.Ткаченко. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей. М., Руссико, 1995 – 323с 59. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. Изд.3, перераб. – М.: ЛКИ, 2007 – 301с 60. Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика – М.: Комкнига, 2005 – 336с Приложение 1 "Антонимы". Групповое занятие с детьми Цель: · дать детям понятие об антонимах; · активизировать и расширять словарный запас детей за счет адекватного использования антонимов в самостоятельной речи; · развивать внимание, мышление, способность контролировать действия. Оборудование: · доска, мел, · наглядно-иллюстративный материал, · авторучки, тетради. План занятий: 1. Организационный момент и установка на правильную речь. 2. Работа по теме: 3. а) Сообщение темы занятия. 4. б) Объяснение нового материала 5. в) Тренировочные упражнения. 6. Домашнее задание. 7. Подведение итогов занятия. Ход занятия 1. Организационный момент. – Сели правильно, красиво. Улыбнулись. Установка на правильную речь: – Дети, какое основное правило речи мы знаем? Дети хором отвечают: а) Прежде, чем говорить, подумай. б) Говори достаточно громко, четко и выразительно, чтобы твоя речь была понятна всем. Речевая гимнастика: Произнести слоги: Ша, Шо, Шу, Ши, Ше. а) в средней тональности; б) повышая голос; в) понижая голос Работа над дикцией: Повторите скороговорку: Шесть мышат в шалаше шуршат. а) про себя; б) вслух громко; в) Кто быстрее отвечает? 2. Целевая установка. Сегодня мы с вами отправимся в страну " Волшебницы Речи". А пропуском в эту страну послужит вот это задание (про 5 человечков). – Перед вами 5 человечков. У человечка посередине надпись "ДРУГ". Подберите человечкам справа 2 слова с тем же значением -синонима (товарищ, приятель) – А теперь человечкам слева, которые вниз головой, 2 слова с противоположным значением (враг, недруг). На сегодняшнем занятии мы будем говорить о словах с противоположным значением (показываются перевернутые человечки). – Для того, чтобы начать наш путь, давайте ознакомимся с картой нашего путешествия: – На станции "Противоположные слова" нас поджидают котенок и лев. – Давайте опишем их. – Какие они по размеру? – Какая у них шерстка? -Сравните животных по характеру. На доске запись:
– Прочитайте хором пары. – Какие это слова, близкие или противоположные по значению? (противоположные). – Слова с противоположным значением называются – АНТОНИМЫ (повторить хором). – А теперь потренируемся в подборе антонимов – Подскажите мне недостающее слово с противоположным значением: а) – Скажу я слово: ВЫСОКО, А ты ответишь: (НИЗКО) – Скажу я слово: ДАЛЕКО, А ты ответишь: (БЛИЗКО) – Скажу тебе я слово: ТРУС, Ответишь ты: (ХРАБРЕЦ) – Теперь НАЧАЛО я скажу, А ты скажи (КОНЕЦ). б) – А теперь найдите в русских народных пословицах слова, противоположные по смыслу. 1. Кто захочет многознать, тому надо мало спать. 2. Знай больше, говорименьше. 3. За малымпогнался, а большоепотерял. Объяснить смысл пословиц: 4. Другспорит, а враг поддакивает. 5. Трудкормит, а леньпортит. Физкультминутка. – Переходим на станцию "Загадки" – В загадках мало слов, но много народной мудрости. В них часто используются слова-антонимы. Отгадайте загадки, найдите в загадке антоним. · Её всегда в лесу найдёшь – Пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем. · С буквой Д вперёд шагаю От зари и до зари. С П торчу, зачем – не знаю. С Т я людям помогаю Даже в самый сильный зной. С Л всегда и всем мешаю, Не дружите вы со мной. · Ходит взад и вперёд, Никогда не устаёт. – И вот мы прибыли на последнюю станцию, где нас поджидает "Волшебница Речь". Она приготовила нам последнее задание. Нам надо вспомнить сказки, в которых есть герои с противоположенными чертами характера. Например, умный бедняк и глупый богач. 3. Вот и закончилось наше путешествие. – О каких словах мы с вами говорили? – Что такое антонимы? – Антонимы часто употребляются в нашей речи, встречаются в пословицах, загадках, поговорках. – На следующем занятии, мы продолжим работу с антонимами. – Подойдите к "Волшебнице Речи" и выберите себе листочки, которые у нее в кармашке: желтые листочки означают, что вам понравилось на занятии, зеленые – не очень понравилось, красные – не понравилось. – Занятие окончено. Спасибо.
Приложение 2 Логопедическое занятие "Антонимы"
Цели: · расширить представление детей об антонимах, научить самостоятельно подбирать антонимы к данным словам и по картинкам, выделять антонимы в тексте; · активизация словаря учащихся, развитие внимания, памяти, коррекция недостатков произношения; · воспитывать интерес к учебному процессу, чувство ответственности при выполнении заданий. Ход занятия 1. Организационный момент. 2. Артикуляционная гимнастика. 3. Сообщение темы, повторение пройденного. 4. Работа по теме занятия 5. Подведение итогов. – Здравствуйте, ребята. Сядьте ровненько. Проверяю порядок на партах, а вы приготовьтесь внимательно слушать, правильно отвечать и активно работать. – Я вижу, вы готовы к занятию. А готовы ли ваши язычки? Проверим, как вы умеете выполнять упражнения: 1) губы "трубочкой" 2) "улыбка" 3) язычок высунуть наружу, спрятать внутрь 4) поднять язык кверху, опустить 5) кончиком языка двигать влево, вправо – Молодцы! Когда вы делали гимнастику, я называла слова с противоположным значением. Какие? (наружу-внутрь, поднять-опустить) – А как называются эти слова? – Правильно! Слова, противоположные по смыслу называются антонимы. – А теперь послушайте стихотворение Г. Сапгира "Яблоко". У прохожих на видуВисело яблоко в саду.Hу кому какое дело?Просто яблоко висело.Только Конь сказал, что низко.А мышонок - высоко.Воробей сказал, что близко,А Улитка - далеко.А Теленок озабоченТем, что яблоко мало.А Цыпленок - тем,Что очень велико и тяжело.А Котенку все равно:- Кислое - зачем оно?- Что вы? - шепчет Червячок,- Сладкий у него бочок. А нам помогут вот эти животные (на доске картинки яблока, коня, мышонка, воробья, улитки, телёнка, цыплёнка, котёнка, червячка) – Отлично! Теперь назовите пары слов противоположных по смыслу, которые встретились в стихотворении. (низко-высоко, близко-далеко, мало-велико, кислое-сладкое) -Скажите, а где мы увидели яблоко, о котором спорили животные? (В саду) – Верно, мы с вами попали в волшебный сад слов-антонимов. Мы будем собирать яблоки. – Давайте сорвем с веточки яблоко. Тут написана загадка, попробуйте её отгадать: Расходится детина – удержу нет, Уляжется – не видать, не слыхать. – Правильно! Это волшебный ветер, он залетел в наш сад и сорвал, разбросал листья-антонимы из своей загадки. Вспомните загадку и соберите листья. – Следующее яблоко. Здесь пословицы. Проказник-ветер сдул последние слова. Придется нам закончить каждую пословицу. "Знай больше, а говори ..." "Маленькое дело лучше ... безделья" " Лучшая вещь новая – лучший друг ..." " Корень учения горек, а плод его ..." Объясните, как вы понимаете смысл пословиц. Третье яблоко. Здесь сказка "Репка". Нужно ее рассказать наоборот, используя слова – антонимы. Я буду вам читать сказку по предложениям, а вы будете в них изменять слова на антонимы, чтобы получилась новая сказка. Пример: Посадил дед репку и говорит Мы заменим на: выкопала бабка репку и молчит. – Молодцы! Кладём яблоко в корзину. - Что это за гостья? Это ворона Анютка залетела в наш волшебный сад. (Детям демонстрируется картинка вороны, которая постоянно сопровождает физминутки) Прилетела к нам Анютка, Начинаем физминутку: 1. Моем руки 2. Стряхиваем воду с рук 3. Вытираем руки Пальчиковая гимнастика: Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда! Брызги – вправо, брызги – влево ! Мокрым стало наше тело Полотенчиком пушистым Вытрем ручки очень быстро! – Мы отдохнули, и я беру четвертое яблоко. Вот, что нам нужно сделать. Я буду читать сказку, а вы подбирать к ней рисунки-антонимы.
Приложение 3 СКАЗКА ГУСИ-ЛЕБЕДИ
Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький. "Дочка, дочка! — говорила мать. — Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора". Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали, посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках. Пришла девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, — братец не откликнулся! Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом. Гуси - лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли её братца, бросилась их догонять. Бежала, бежала, стоит печка. "Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?" — "Съешь моего ржаного пирожка, скажу". — "О, у моего батюшки пшеничные не едятся!" Печь не сказала. Побежала дальше, стоит яблонь. "Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели?" — "Съешь моего лесного яблока, скажу". — "О, у моего батюшки и садовые не едятся!" Побежала дальше, стоит молочная речка, кисельные берега. "Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели?" — "Съешь моего простого киселика с молоком, скажу". — "О, у моего батюшки и сливочки не едятся!" И долго бы ей бегать по полям да бродить по лесу, да, к счастью, попался ёж; хотела она его толкнуть, побоялась наколоться и спрашивает: "Ёжик, ёжик, не видал ли, куда гуси полетели?" — "Вот туда-то!" — указал. Побежала — стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла; а гуси за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться? Бежит молочная речка, кисельные берега. "Речка-матушка, спрячь меня!" — "Съешь моего киселика!" Нечего делать, съела. Речка её посадила под бережок, гуси пролетели. Вышла она, сказала: "Спасибо!" и опять бежит с братцем; а гуси воротились, летят навстречу. Что делать? Беда! Стоит яблонь. "Яблонь, яблонь-матушка, спрячь меня!" — "Съешь моё лесное яблочко!" Поско
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |