Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Показатель Вес показателя



2020-02-03 161 Обсуждений (0)
Показатель Вес показателя 0.00 из 5.00 0 оценок




К1                                  0,11

К2                                  0,05

К3                                  0,42

К4                0,21

К5                                       0,21

ИТОГО              1

 

Формула расчета суммы баллов S имеет вид:

S = 0,11* Категория К1 + 0,05* Категория К2 + 0,42* Категория К3 +           +0,21* Категория К4 + 0,21* Категория К5.

Значение S наряду с другими факторами используется для определения рейтинга заемщика.

Для остальных показателей третьей группы (оборачиваемость и рентабельность) не устанавливаются оптимальные или критические значения ввиду большой зависимости этих значений от специфики предприятия, отраслевой принадлежности и других конкретных условий. Оценка результатов расчетов этих показателей основана, главным образом, на сравнении их значений в динамике.

Качественный анализ основан на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. Для проведения такого анализа используются сведения, представленные заемщиком, подразделением безопасности банка и информация базы данных (кредитных историй клиентов). На этом этапе оцениваются риски:

§ Отраслевые

1. состояние рынка в отрасли;

2. тенденции в развитии конкуренции;

3. уровень государственной поддержки;

4. значимость предприятия в масштабах региона;

5. риск недобросовестной конкуренции со стороны других банков.

§ Акционерные

1. риск передела акционерного капитала;

2. согласованность позиций крупных акционеров.

§ Регулирования деятельности предприятия

1. подчиненность (внешняя финансовая структура);

2. формальное и неформальное регулирование деятельности;

3. лицензирование деятельности;

4. льготы и риски их отмены;

5. риски штрафов и санкций;

6. правоприменительные риски (возможность изменения в законодательной и нормативной базе).

§ Производственные и управленческие

1. технологический уровень производства;

2. риски снабженческой инфраструктуры (изменение цен поставщиков, срыв поставок и т.д.);

3. риски, связанные с банками, в которых открыты счета;

4. деловая репутация (аккуратность в выполнении обязательств, кредитная история, участие в крупных проектах, качество товаров и услуг и т.д.);

5. качество управления (квалификация, устойчивость положения руководства, адаптивность к новым методам управления и технологиям, влиятельность в деловых и финансовых кругах).

Заключительным этапом оценки кредитоспособности является определение рейтинга или класса заемщика. Устанавливается 3 класса заемщиков:

§ первоклассные - кредитование которых не вызывает сомнений;

§ второго класса - кредитование требует взвешенного подхода;

§ третьего класса - кредитование связано с повышенным риском.

Рейтинг определяется на основе суммы баллов по пяти основным показателям, оценки остальных показателей третьей группы и качественного анализа рисков.

Сумма баллов S влияет на рейтинг заемщика следующим образом:

§ S = 1 или S = 0,5 - соответствует первому классу кредитоспособности;

§ S больше 1,05, но меньше 2,42 - соответствует второму классу;

§ S равно или больше 2,42 - соответствует третьему классу.

Далее определенный таким образом предварительный рейтинг корректируется с учетом других показателей третьей группы и качественной оценки заемщика. При отрицательном влиянии этих факторов рейтинг может быть снижен на один класс.

Данная методика отражает общую схему оценки кредитоспособности заемщика. В ней приводится количественный анализ (расчет основных финансовых коэффициентов) и качественный анализ, где оцениваются риски, связанные с деятельностью предприятия.

 

2.3 Рекомендации по совершенствованию анализа кредитоспособности   заемщика в сберегательном банке.

 

Количественные изменения во взаимоотношениях банковского и реального секторов экономики постепенно должны трансформироваться в качественные. Основным направлением изменения должен быть переход от практики кредитования экономических субъектов, когда фактически единственным условием кредита является ликвидный залог и предприятие выступает для банка только в качестве должника, на позиции взаимовыгодного партнерства и долгосрочного сотрудничества.

При выдаче кредита на короткий срок банк, как правило, меньше обращает внимание на динамику финансовых результатов заемщика. Его больше интересует наличие на сегодняшний момент свободных оборотных средств для погашения кредита. Поэтому при выдаче краткосрочных кредитов анализ фокусируется на рассмотрении индикаторов текущей платежеспособности заемщика (ликвидности и финансовой маневренности).

При выдаче долгосрочных кредитов акценты смещаются, так как в долгосрочной перспективе финансовые результаты фирмы являются ключевым фактором, определяющим ее платежеспособность. Поэтому при рассмотрении заявок по долгосрочным кредитам особое внимание необходимо уделять рассмотрению динамики статей отчета о финансовых результатах, прогнозу воздействия процентных выплат на прибыль фирмы (то есть финансовым рычагам) и показателей общей платежеспособности (структуры пассивов фирмы - заемщика).

Как уже отмечалось, одним из классических способов минимизации кредитных рисков является внесение заемщиком залога. Между кредитом и залогом существуют прямые и обратные связи. При этом залог трактуется максимально широко - как нечто, определяющее кредитоспособность должника независимо от того, передается оно в действительности в залог или нет. В качестве залога может выступать либо собственность, либо ожидаемый в будущем приток дохода, то есть то, что заимодавец считает обладающим ценностью. Однако такой путь, особенно при кредитовании на длительный период, не гарантирует успеха кредитной политики банка. Следует отметить, что при долгосрочном кредитовании необходимо учитывать некоторые особенности залога.

Основная сложность при определении истинной стоимости залога заключается в том, что его рыночная цена является плавающей величиной. Во-первых, для адекватной оценки стоимости залога необходимо учитывать будущую динамику рыночной конъюнктуры, то есть принятие текущих решений зависит от макроэкономической ситуации. Это предопределяет необходимость проведения кредитными институтами экономических прогнозов для разработки эффективной кредитной политики.

Так, выдача кредита на пике кредитного цикла под залог, оцениваемый по цене этого периода, и его погашение посредством реализации залога в период снижения его рыночной стоимости приводит к финансовым потерям кредитного института. При подобных систематических ошибках в отношении платежеспособности своих клиентов банк может понести катастрофические для себя убытки даже при незначительных конъюнктурных спадах.

В этой связи возникает довольно сложная задача по определению кредитором срока, на который целесообразно выдавать кредит. Данный период должен быть выбран так, чтобы цена залога на момент погашения кредита не была слишком низкой, в противном случае риск невозврата кредита резко возрастает. Проблема определения оптимального срока кредитования особенно обостряется в условиях высокой инфляции, так как сильный незапланированный рост цен может полностью покрыть процент за кредит, что равносильно финансовым потерям банка.

Однако даже при осознании необходимости учета колебания рыночной конъюнктуры в цепочке "кредит - залог" полностью устранить финансовые риски при кредитовании не удается. Это связано со следующими проблемами, с которыми сталкиваются банковские аналитики:

§ сложностью прогнозирования цены залога, так как для этого необходимо идеальное знание развития соответствующего товарного рынка (ели в качестве залога может использоваться портфель ценных бумаг, что предполагает работу банковских аналитиков на фондовом рынке для изучения и прогнозирования динамики котировок соответствующих акций);

§ невозможностью точного прогнозирования периодичности цикла (в ряде случаев не удается идентифицировать даже характер текущей фазы рыночной динамики);

§ неопределенностью инфляционной динамики, которая зависит от мер системы государственного регулирования денежно-кредитной сферы.

Решение проблемы неопределенности цены залога путем откровенного завышения его текущей величины над суммой выдаваемого кредита по принципу "дорогостоящий залог под малый кредит" хоть и кажется естественным, однако на практике слабо реализуется, так как в этом случае падает спрос на сами кредиты, что равносильно сокращению кредитного рынка и подрыву финансовых позиций банка.

Для улучшения качества оценки кредитоспособности методики банков должны содержать анализ структуры задолженности, т.е. определение типа финансовой политики руководителей предприятия по структуре полученных займов). Это представляет значительный интерес, так как дает возможность посмотреть, какой вид обязательств предпочитает руководство предприятия. Следовательно, является ли обращение в банк традиционной формой управленческой политики или это нетрадиционная мера, а в последнем случае используется ли она впервые или же руководство пошло на такой шаг в условиях, когда другие пути уже перекрыты.

Размер и структура задолженности предприятия - заемщика, особенно краткосрочной, играет важную роль в поддержании ликвидности баланса предприятия. Этот фактор учитывается комплексно, в составе базовых финансовых коэффициентов, однако зачастую из-за искажений отчетности либо из-за недостатков методик анализа кредитоспособности заемщика роль его снижается и не позволяет выявить объективную картину финансового состояния заемщика с точки зрения текущей ликвидности.

В определении кредитоспособности заемщика и количественных параметров кредитного договора (суммы кредита, срока кредитования, процентной ставки) также большую роль играет анализ денежных потоков заемщика в динамике и прогнозирование его доходов на основе настоящих и будущих тенденций развития бизнеса.

Анализ и прогнозирование денежных потоков позволяет просчитывать последствия принимаемых решений в краткосрочном периоде в части достаточности средств для обеспечения текущей деятельности (текущей платежеспособности) предприятия. Как показывает практика, многие российские фирмы были ликвидированы из-за банкротства не потому, что получали недостаточно прибыли, а по причине нехватки денежной наличности тогда, когда она требовалась. Прибыль и денежная наличность не являются синонимами, и внимание должно уделяться обеим характеристикам деятельности предприятия. Кризис ликвидности возникает, когда наличных денежных средств не достаточно для погашения задолженности компании и ее краткосрочных обязательств. Обычными причинами такой ситуации в отечественной практике являются: плохое финансовое планирование, неадекватный менеджмент, недостаток информации. Анализ движения денежных средств дает возможность получить более достоверную информацию о состоянии бизнеса, чем отчет о прибыли и убытках.

Создание единой нормативной базы для определения финансового состояния предприятий (при содействии Минэкономразвития России, Банка России, Ассоциации российских банков) и системы периодически публикуемых рейтингов надежности и кредитоспособности предприятий могли бы решить для коммерческих банков проблему определения кредитоспособности предприятий и минимизировать риски в банковской деятельности.

Вместе с тем необходимо совершенствование показателей кредитоспособности с целью создания действенной методики для расчетов интегрального показателя кредитоспособности заемщика на основе формализованных критериев. В систему показателей кредитоспособности должны входить не только величины, сравнительно легко рассчитываемые с помощью количественных данных, но и такие, которые могут быть описаны с помощью оценочных суждений (например, характер или репутация заемщика, показатели контроля).

Важное значение имеют разработка и реализация системного контроля со стороны банка за хозяйственной деятельностью клиентов. Системы контроля за клиентурой позволяют банку четко и своевременно оценивать складывающуюся ситуацию и предпринимать необходимые меры. Так, например, банки, не применяющие достаточно отлаженные системы контроля, могут продолжительное время обслуживать группы клиентов, не приносящие достаточной отдачи, или предлагать клиентуре сверхзатратные и малодоходные услуги.

Система контроля дает возможность количественной оценки продвижения к достижению стратегических целей. Приоритеты системы контроля определяются в зависимости от избранной банком стратегии. Различные банки в зависимости от избранной стратегии выбирают разные объекты контроля. Например, банк, ориентирующийся в основном на обслуживание розничной клиентуры (частных и лиц и клиентов - представителей малого бизнеса), во главу угла при определении объектов контроля ставит оценку доходности отдельных филиалов, отдельных предоставляемых розничных услуг.

Среди важных объектов контроля у такого банка можно выделить оценку риска предоставления кредитов, поскольку в условиях рыночной экономики физические лица пользуются этим видом услуг очень часто, а предоставление ссуд гражданам всегда сопряжено с повышенным уровнем риска.

В настоящее время в России идет процесс создания кредитных бюро. В отношении Федерального закона «О бюро кредитных историй» все специалисты, работающие на рынке недвижимости, сходятся во мнении, что кредитные бюро, аккумулирующие информацию по кредитным историям граждан, необходимы.

Мировой опыт показывает, что в большинстве стран мира различные категории кредиторов: будь то банки, компании-эмитенты кредитных карт, инвестиционные компании, телекоммуникационные компании и пр., — используют кредитные бюро для обмена информацией о платежеспособности и добросовестности своих заемщиков. Это составляет очень важную функцию кредитных бюро, так как сам кредитор обычно не в состоянии адекватно оценить будущие доходы и риски проектов, под которые хочет взять ссуду заемщик, а также контролировать его действия после получения ссуды. В результате устанавливаются одинаковые для всех высокие процентные ставки кредитования, что сказывается в первую очередь на добросовестных заемщиках.

1. Повышается уровень осведомленности банков о потенциальных заемщиках, и появляется возможность более точного прогнозирования возврата ссуд, что позволяет кредиторам эффективно определять их направление и цену.

2. Уменьшается плата за поиск информации, которую банки сейчас вынуждены перекладывать на своих клиентов, что ведет к установлению конкурентных цен на кредитные ресурсы с более низкими процентными ставками.

3. Формируется действенный дисциплинирующий механизм для заемщиков, поскольку в случае невыполнения обязательств их репутация в глазах кредиторов может рухнуть, лишив возможности получения заемных средств либо делая их намного дороже.

Все это способствует общему снижению кредитных рисков и повышению эффективности работы кредитной системы.

Кредитное бюро будет выступать в качестве независимого информационного посредника, получающего прибыль от своей деятельности. Кредиторы снабжают кредитное бюро данными о своих клиентах. Кредитное бюро сопоставляет эти данные с информацией, полученной из других источников, и формирует картотеку на каждого заемщика. В свою очередь кредиторы могут получать из кредитного бюро отчеты о кредитных историях потенциальных заемщиков.

Идея организации кредитных бюро при всей своей общей позитивности в значительной степени противоречит принципу невмешательства в частную жизнь граждан. Поэтому необходимо наличие достаточно серьезных аргументов, которые подтвердили бы необходимость бюро не только для обожающего все контролировать государства, не только для отдельных коммерческих банков, но и для всего общества в целом.

 

 

Заключение.

В курсовой работе проанализированы различные методические подходы к анализу кредитоспособности заемщиков, рассмотрена процедура оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков, применявшаяся в различных коммерческих банках. Детально рассмотрена методика Сбербанка России.

Систематизация существующих теоретических и практических исследований отечественных и зарубежных авторов даёт основание сделать вывод о том, что, методики, применяемые в различных банках, имеют общий методологический стержень. В Сбербанке России разработаны подходы к количественному и качественному анализу рисков кредитования. Использование упрощенных методик ускоряет процедуру оформления и выдачи кредита, что является привлекательным для клиента, при прочих равных условиях (максимальные лимиты ссудной задолженности, процентные ставки, формы обеспечения ссуды), однако при этом возрастает риск невозврата ссуды.

Практика показывает, что перед банками особенно остро стоит проблема возврата денежных средств, предоставленных заемщикам, и чем тщательней был проведен анализ финансового состояния и ликвидности предоставляемого обеспечения, тем выше вероятность расчета по выданным кредитам.

Качественный анализ кредитоспособности кредитным работником не возможен без предоставления полного пакета документов потенциальным заемщиком в банк. Поэтому задача специалистов кредитующих подразделений - произвести сбор необходимых документов для последующего анализа.

Анализ финансового состояния заемщика необходимо проводить и после выдачи кредита - на каждую отчетную дату, чтобы убедиться в текущем положении предприятия, а также наличии и состоянии залога.

Изучение кредитоспособности клиента является одним из наиболее важных методов снижения кредитного риска и успешной реализации кредитной политики, поскольку позволяет избежать необоснованного риска еще на этапе рассмотрения заявки на предоставление кредита. Под кредитоспособностью банковских клиентов следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора.

Сегодня все больше просматривается тенденция усиления роли таких факторов кредитоспособности, как положительная кредитная история, деловая репутация заемщика, его финансовые потоки. Это свидетельствует о накопленном опыте кредитования российскими коммерческими банками. Также должна возрасти роль оценки качества менеджмента компании, поскольку на современном этапе управленческие ошибки очень часто являются ключевыми в банкротстве предприятий. Мониторинг кредитного риска и обусловливающих его факторов не должен сводиться к наблюдениям за действиями (или бездействиями) самого предприятия - заемщика.

 

Список литературы.

1. Питер С. Роуз Банковский менеджмент: учебник. - М.: Дело, 2006. – 486 с.

2. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. – 424 с.

3. Дадашев А.З. Финансовая система России – М.: ИНФРА-М, 2007. – 346 с.

4. Банковское дело: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и специальности 060400 «Финансы и кредит» / Под ред. Е.Ф. Жукова, Н.Д. Ариашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2007. – 575 с.

5. Банковское дело: учебник для вузов 2-е изд. / Под ред. Г. Белоглазовой, Л. Кроливецкой. – СПб.: Питер, 2006. – 400 с.

6. Банковское дело: учебник / О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева [и др.]; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. Наук, проф О.И. Лаврушина. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006. – 768 с.

7. . Басовский Л.Е. Теория экономического анализа М.: Инфра-М, 2008. - 224 с.

8. Герасимов Б.И., Иода Ю.В. Введение в экономику: Основы экономического анализа. Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004. - 140 с.

9. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий [Текст]: учеб. пособие для вузов / С.М. Пястолов. - М.: Академический Проект, 2002. - 572 с.

10.   Мазурова И.И., Ярмахова Т.А., Быкова М.Б., Калинина А.П., Войтоловский Н.В. Экономический анализ. Учебник: Изд-во Высшее образование 2008 . - 513 стр.

11.  Бородулин. Кузнецов, Мельник. Теория экономического анализа. Уч. пос. Тверь ТГТУ 2006 -148с.

12.  Пивоваров К. В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций. Учебник: Изд-во Дашков и К, 2007. – 212 с.

13.  Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций: 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 208 с.

14.  Шеремет А.Д. Теория экономического анализа Учебник 2-е изд., доп. (Серия "Классический университетский учебник"), (ГРИФ) 2005.

15.  Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Изд. 2-е, перераб. и доп.: Учебник для вузов. Изд-во: — М.: Логос, 2007. – 368 с.

16.  Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебник: 2008. - 320с.

17.  Мельник М.В., Герасимова Е.Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие: 2008. - 192с.

18.  Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник: 2009. - 536с.

19.   Бердникова Т.Б Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Уч. пос., 2007.- 215с.  

20.  А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий. МОСКВА «ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА», 2008. – 672 с.

 



2020-02-03 161 Обсуждений (0)
Показатель Вес показателя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Показатель Вес показателя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)