Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Теоретические основы анализа кредитоспособности заемщиков коммерческого банка.



2020-02-03 495 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические основы анализа кредитоспособности заемщиков коммерческого банка. 0.00 из 5.00 0 оценок




Центр дистанционного образования

Специальность «Финансы и кредит»

Курсовая работа

По дисциплине «Экономический анализ»

Студентки  Романько Татьяны

Группы ФК-08

Тема: Анализ кредитоспособности организации (заемщика) на примере Сберегательного банка.

                                               2010

Содержание.

Введение………………………………………………………………………….3                                                                                             

Глава 1. Теоретические основы анализа кредитоспособности заемщиков коммерческого банка…………………………………………………………..5                                                                      

1.1 Понятие, критерии и способы оценки кредитоспособности заемщика…5

1.2 Общие подходы к организации анализа кредитоспособности заемщика в коммерческом банке………………………………………………………………..12

1.3 Методики анализа кредитоспособности заемщиков, используемые банками экономически развитых стран……………………………………….18

 Глава 2. Анализ кредитоспособности заемщика в Сберегательном банке………………………………………………………………………….29

2.1 Характеристика деятельности Сберегательного банка………………….29

2.2 Оценка кредитоспособности заемщика по методике Сберегательного банка…………………………………………………………………………………….32

2.3 Рекомендации по совершенствованию анализа кредитоспособности   заемщика в сберегательном банке………………………………………………..40

Заключение…………………………………………………………………….47

Список литературы…………………………………………………………...49

Приложения……………………………………………………………………51

Введение.

В настоящее время банковский кредит в развитых странах имеет чрезвычайно большое значение в развитии реального сектора экономики,  привлечение предприятиями кредитов на развитие производства (при рациональном использовании привлечённых средств) приводит к повышению рентабельности собственных средств. Поэтому отношения, складывающиеся между банками и предприятиями по поводу кредитования, строго регламентированы системой законодательных норм и положений ведомственных актов. На их основании в практике западных банков разработаны надёжные схемы предоставления и возврата кредита.

Актуальность указанной темы обуславливается тем, что на определённых этапах производственного процесса почти все предприятия испытывают недостаток средств для осуществления тех или иных хозяйственных операций, то есть возникает необходимость в привлечении средств извне. В такой ситуации самый, казалось бы, логичный выход — получение банковского кредита, однако на практике такая задача оказывается для предприятий зачастую непосильной. Причина кроется в том, что российские предприятия в основной своей массе не соответствуют критериям кредитоспособности, одним из них является показатель рентабельности производства, который должен превышать ставку процента. Для принятия банками решения о выдаче кредита, они разрабатывают методики основанные на определении кредитоспособности предприятия нуждающегося в краткосрочном кредитовании.

Целью настоящей курсовой работы является изучение теоретических основ и методических подходов к анализу кредитоспособности заемщиков на примере Сберегательного банка.

 Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и критерии кредитоспособности заемщика;

- определить информационную базу анализа кредитоспособности;

- рассмотреть кредитные риски и методы управления ими;

- изучить методики оценки кредитоспособности заемщиков, используемые банками экономически развитых стран;

- провести анализ кредитоспособности заемщика по методике Сберегательного банка;

- разработать рекомендации по совершенствованию анализа кредитоспособности заемщиков Сберегательного банка.

Объектом исследования является анализ методов и практических вопросов проведения оценки кредитоспособности клиента. Предмет исследования - оценка кредитоспособности заемщика.

Глава 1. Теоретические основы анализа кредитоспособности заемщиков коммерческого банка.

1.1Понятие, критерии и способы оценки кредитоспособности заемщика.

В советской экономической литературе практически отсутствовало понятие «кредитоспособность». Такое положение объяснялось ограничением использования товарно-денежных отношений в течение длительного времени, а также тем, что для кредитных отношений, которые преимущественно развивались в форме прямого банковского кредита, были характерные не экономические, а административные методы управления, отличающиеся высокой степенью централизации права принятия окончательных решений. Это исключало необходимость оценки кредитоспособности заемщиков при решении вопросов о выдаче ссуд. Кроме того, структурные сдвиги в финансовом положении предприятий, вызванные чрезмерными темпами индустриализации, привели к тому, что большинство предприятий с конца двадцатых годов оказались не кредитоспособными. Длительное время кредитный механизм ориентировался на кредитоемкость предприятий, что отражало общий уровень развития кредитного механизма страны в целом. Произошедшие в современной экономике изменения привлекли внимание к необходимости выяснения кредитоспособности клиента банка.

Кредитоспособность клиента коммерческого банка – способность клиента полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам).

Кредитоспособность заемщика в отличие от его платежеспособности не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-либо дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу. Степень неплатежеспособности в прошлом является одним из формальных показателей, на которые опираются при оценке кредитоспособности клиента. Если заемщик имеет просроченную задолженность, а баланс ликвиден и достаточен размер собственного капитала, то разовая задержка платежей банку в прошлом не является основанием для заключения о некредитоспособности клиента. Кредитоспособные клиенты не допускают длительных неплатежей банку, поставщикам, бюджету.

Уровень кредитоспособности клиента свидетельствует о степени индивидуального (частного) риска банка, связанного с выдачей конкретной ссуды конкретному заемщику.

Мировая и отечественная банковская практика позволяет выделить следующие критерии кредитоспособности заемщика: характер клиента, способность заимствовать средства, способность заработать средства в ходе текущей деятельности для погашения долга (финансовые возможности), капитал, обеспечение кредита, условия, в которых совершается кредитная сделка, контроль (законодательная основа деятельности заемщика).

Под характером клиента понимается его репутация как юридического лица и репутация менеджеров, степень ответственности клиента за погашение долга, четкость его представления о цели кредита, соответствие ее кредитной политике банка. Репутация клиента как юридического лица складывается из длительности его функционирования в данной сфере, соответствия экономических показателей среднеотраслевым, из его кредитной истории, репутации в деловом мире его партнеров.

Репутация менеджеров оценивается на основе их профессионализма (образование, опыт работы), моральных качеств, личного финансового и семейного положения, результатов взаимоотношений руководимых ими структур с банком. Даже при четком понимании клиентом цели испрашиваемой ссуды, выдача ее является рисковой, если она противоречит утвержденной кредитной политике (например, нарушаются утвержденные лимиты отдельных сегментов кредитного портфеля).

Способность заимствовать средства означает наличие у клиента права наподачу заявки на кредит, подписи кредитного договора или ведения переговоров, то есть наличие определенных полномочий у представителя предприятия или фирмы. Подписание договора неуполномоченным лицом означает большую вероятность потерь для банка.

Один из основных критериев кредитоспособности клиента является способность заработать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности. Известна и другая позиция, изложенная в экономической литературе, когда кредитоспособность связывается со степенью вложения капитала в недвижимость. Последнее и является формой защиты от риска обесценения средств в условиях инфляции, это не может являться основным признаком кредитоспособности заемщика. Дело в том, что для высвобождения денежных средств из недвижимости требуется время. Вложение средств в недвижимость связано с риском обесценения активов. Поэтому целесообразно ориентироваться на ликвидность баланса, эффективность (прибыльность) деятельности заемщика, его денежные потоки.

Капитал клиента является не менее важным критерием кредитоспособности клиента. При этом важны следующие два аспекта его оценки: 1) его достаточность, которая анализируется на основе требований Центрального банка к минимальному уровню уставного фонда и коэффициентов финансового левеража; 2) степень вложения собственного капитала в кредитуемую операцию, что свидетельствует о распределении риска между банком и заемщиком. Чем больше вложения собственного капитала, тем больше и заинтересованность заемщика в тщательном отслеживании факторов кредитного риска.

Под обеспечением кредита понимается стоимость активов заемщика и конкретный вторичный источник погашения долга (залог, гарантия и т.д.), предусмотренный в кредитном договоре.

Если соотношение стоимости активов и долговых обязательств имеет значение для погашения ссуды банка в случае объявления заемщика банкротом, то качество конкретного вторичного источника гарантирует выполнение им своих обязательств в срок при финансовых затруднениях.

Качество залога, надежность гаранта особенно важны при недостаточном денежном потоке у клиента банка.

К условиям, в которых совершается кредитная операция, относятся текущая или прогнозируемая экономическая ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы. Эти условия определяют степень внешнего риска банка и учитываются при решении вопроса о стандартах банка для оценки денежного потока, ликвидности баланса, достаточности капитала, уровня менеджмента заемщика.

Контроль за законодательными основами деятельности заемщика и соответствием его стандартам банка нацеливает банкира на получение ответов на следующие вопросы: имеется ли законодательная и нормативная основа для функционирования заемщика и осуществления кредитуемого мероприятия, как повлияет на результаты деятельности заемщика ожидаемое изменение законодательства (например, налогового).

Изложенные критерии оценки кредитоспособности клиента банка определяют содержание способов ее оценки. К числу этих способов относятся:

– оценка делового риска;

– оценка менеджмента;

– оценка финансовой устойчивости клиента;

– оценка финансового коэффициента;

– анализ денежного потока;

– сбор информации о клиенте;

– наблюдение за работой клиента путем выхода на место.

Раскрывая интересы банка в оценке кредитоспособности заемщика, следует подчеркнуть целесообразность и последовательность его действий в отношении будущего клиента. Предполагаемую последовательность действий можно сгруппировать в четыре этапа.

На первом этапе устанавливаются предварительные контакты с клиентом по двум направлениям: либо специалисты банка организуют определенную работу по маркетингу и рекламе с целью привлечения клиентуры для получения кредита, либо клиент сам обращается в банк, располагая хотя бы некоторыми данными о его репутации и приемлемых условиях кредитования. Любое кредитное учреждение, прежде всего, должна интересовать следующая информация о клиенте: юридический адрес, организационно – правовая форма хозяйствования, величина уставного капитала, наличие просроченной задолженности по кредитам и займам перед другими организациями, положение хозяйствующего субъекта в отрасли и его конкурентоспособность, сведения в прессе о его деловой активности и репутации и др.

На втором этапе оценивается содержание кредитной заявки клиента преимущественно на данных комплексного анализа кредитоспособности заемщика и расчете вероятности выполнения организацией своих финансовых обязательств. Как принято в сфере банковской деятельности, показатель оценки кредитного риска складывается из двух составляющих: с одной стороны, уровня бизнес – риска, а с другой стороны, уровня финансового риска. Таким образом, на третьем этапе, выявляются количественные и качественные показатели для оценки бизнес-риска и финансового риска, как со стороны кредитодателя, так и со стороны кредитозаемщика.

Показатели оценки банком бизнес – риска при взаимодействии с заемщиком можно объединить в четыре группы: показатели оценки внешней среды функционирования, показатели качества управления, показатели взаимоотношения с клиентом (кредитной истории), показатели оценки кредитной заявки.

Оценка внешней среды функционирования клиента должна базироваться на исчерпывающей информации о сферах его деятельности, секторах рынка, географическом положении, видах продукции, спросе на нее и её конкурентоспособности, объеме продаж, доходности активов и, наконец, о его поставщиках и подрядчиках.

Для оценки качества управления возможно использовать показатели, характеризующие: знания, опыт и профессионализм руководства клиента в области производства и финансов, возрастной состав и потенциальную преемственность работников управления, способность их реагировать на изменяющиеся условия и факторы хозяйственной деятельности, действующий уровень внутреннего и внешнего финансового контроля, состав учредителей.

Показателями оценки и анализа кредитной истории клиента являются: длительность взаимного сотрудничества, характер и интенсивность отношений банка с клиентом, движение денежных средств с расчетного счета в банке по кредитным ресурсам.

Оценка кредитной заявки клиента проводится по совокупности показателей, характеризующих: назначение кредита и его сумму, вид кредита и срок его погашения, порядок выдачи, проценты за обслуживание кредита, оценку риска банка, залоговое обеспечение. При этом следует обратить внимание на документальное подтверждение залогового обеспечения.

Оценив бизнес – риск, связанный с клиентом, и получив достаточно полное представление о внешней среде функционирования коммерческой организации, ее управления и конкурентоспособности, о содержании кредитной заявки, следует переходить к четвертому этапу – финансовому анализу деятельности хозяйствующего субъекта по данным формам бухгалтерской отчетности.

Анализ бухгалтерской отчетности необходим как на стадии предоставления банком кредита, так и в процессе контроля за его использованием. Для банка представляют интерес не только данные всех форм бухгалтерской отчетности за предшествующий период, но и развернутая характеристика отдельных статей отчетности, которая дается в пояснительной записке к годовому отчету. Кроме того, достоверность данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках должна быть подтверждена аудиторской организацией в форме составления положительного заключения. С отметкой налогового инспектора о своевременной сдаче бухгалтерской отчетности, вместе с кредитной заявкой все эти документы передаются в кредитный отдел банка.

Оценка кредитоспособности юридических лиц основана на фактических данных баланса, отчета о прибылях и убытках, кредитной заявке, другой информации. Для средних и крупных предприятий в качестве способов оценки кредитоспособности используются: оценка финансовых коэффициентов, анализ денежного потока, оценка делового риска, оценка менеджмента.

Класс кредитоспособности может определяться по уровню бальной шкалы. Для расчета баллов используется класс показателя, который определяется путем сопоставления фактического значения с нормативом, а также значимость рейтинг показателя.

Рейтинг, или значимость показателя, определяется индивидуально для каждой группы заемщиков в зависимости от политики банка, особенностей клиента, ликвидности их баланса.

Одинаковый уровень показателей и рейтинг в баллах могут быть обеспечены за счет разных факторов, одни из которых связаны с позитивными процессами, а другие с негативными. Поэтому для определения класса большое значение имеет факторный анализ коэффициентов кредитоспособности, анализ баланса, изучение положения дел в отрасли или регионе.

 

1.2 Общие подходы к организации анализа кредитоспособности заемщиков в коммерческом банке.

Для оценки кредитоспособности банк требует у потенциального заемщика отчетную документацию за предшествующий период (отчет, бухгалтерский баланс приложениями – за квартал и год), а при необходимости более точной проверки показателей – первичную бухгалтерскую документацию и, возможно, за больший период. Для этого он должен вести хозяйство так, чтобы к нужному моменту накопить из получаемой прибыли сумму, достаточную для возвращения кредита и процентов по нему.

Точно предусмотреть заранее риск некредитоспособности бывает непросто, так как к необходимому моменту у заемщика или в целом в его отрасли на рынке могут возникнуть неожиданные финансовые трудности. Эти трудности могут быть порождены не неумелостью самого заемщика, а ошибками и проблемами его поставщиков, покупателей и другими внешними для него причинами. Поэтому кредитные операции банка всегда связаны с риском не возврата кредита. Для снижения такого риска банк и оценивает кредитоспособность будущего заемщика по его фактическому прошлому финансовому положению, пытаясь заранее выявить при этом неблагоприятные тенденции, уловить зарождение будущих финансовых проблем клиента.

Частично это позволяет сделать анализ баланса и отчетности потенциального заемщика – юридического лица. Обычно коммерческий банк сравнивает разные статьи баланса, оценивает их соотношения, направление и скорость изменения, например, динамику прибыли, ее соотношение с издержками (прибыль может увеличиваться медленнее, чем издержки), изменение уставного фонда, соотношение собственных и заемных средств, сколько прибыли они приносят, динамику кредиторской задолженности и своевременность ее погашения и т.д.

При этом банк рассчитывает финансовые коэффициенты. В Российской практике обычно принимают во внимание коэффициент ликвидности, коэффициент покрытия, коэффициент собственных средств, коэффициент заемных средств, коэффициенты оборачиваемости собственных и заемных средств, коэффициенты оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, коэффициенты рентабельности.

Банки рассчитывают и другие финансовые коэффициенты, выражающие различные пропорции между разделами и статьями баланса клиента. Банки устанавливают нормативные допустимые значения этих коэффициентов, с которыми затем сравнивают их фактические величины и по результатам сравнения оценивают уровень кредитоспособности клиента. Нормативные значения коэффициентов могут различаться для предприятий разных видов, различных отраслей, регионов и т.п. (так, оборачиваемость средств в торговле выше, чем в сельском хозяйстве). Для большей реальности таких оценок банк должен формировать собственную информационно – статистическую базу, отслеживая изменения финансового положения своих клиентов, выявляя конкретные тенденции, циклы, закономерности за большой промежуток времени.

Банк может применять бальную (рейтинговую) оценку кредитоспособности, когда каждому коэффициенту присваивается удельный вес в баллах (в зависимости от его близости к нормативу), а затем по сумме набранных баллов клиента относят к группе с высокой, средней или низкой кредитоспособностью. В зависимости от того, в какую группу по рейтингу попал клиент, банк предъявляет более или менее жесткие требования и условия кредита (по сумме, сроку, проценту за кредит), вплоть до отказа от выдачи кредита ненадежному клиенту.

Наряду с такой оценкой финансового состояния заемщика банк стремится узнать его экономическое положение, процессы снабжения, производства, сбыта продукции, взаимоотношения с поставщиками и покупателями, отношения между владельцами предприятия и наемными работниками, между руководителями и подчиненными. Банк также изучает применяемые технологии, оборудование, их новизну и конкурентоспособность, оценивает перспективы завоевания (или потери) рынков сбыта и т.п. При этом наряду с анализом документов целесообразно и посещение работниками банка клиента на месте, личное ознакомление с порядком и организацией работы заемщика.

В последнее время (особенно в экономически развитых странах) большое значение приобретает оценка морально – этических качеств заемщиков банка (их репутация, порядочность, точность выполнения обещаний и обязательств, участие в сомнительных финансовых операциях и т.п.). Создаются методики и тесты, позволяющие достаточно точно оценить такие качества.

Одним из таких тестов является «Система красных сигналов». Она, как показывает опыт зарубежных банков, позволяет выявить потенциально ненадежных клиентов. Ее основу составляют пять разделов, отражающие информацию о заемщике:

1. «Сигналы» из истории заемщика

– недавняя финансовая несостоятельность заемщика;

– расхождения и противоречия в информации о заемщике.

2. «Сигналы», касающиеся руководства и управления заемщика

– заемщик ищет партнера, на чьи средства можно рассчитывать;

– невысокие моральные качества руководителя;

– борьба за власть в руководстве среди партнеров, между членами семьи – владельцами компании;

– частые смены в руководстве;

– строптивый, неуравновешенный характер руководителя;

– стремление руководства заемщика ускорить кредитный процесс,

оказать давление на банковского работника.

3. «Сигналы», отражающие производственную деятельность заемщика

– круг поставщиков и покупателей у заемщика не диверсифицирован;

– ослаблен контроль заемщика за своими дебиторами;

– заемщик относится к той отрасли, которая в данный момент

испытывает проблему;

– упрощенное ведение баланса, т.е. активы и пассивы не детализируются

по статьям;

4. «Сигналы», относящиеся к организации кредитования

– заемщик не представляет четко цель, на которую испрашивается кредит

– у заемщика нет ясной программы погашения ссуды;

– отсутствие резервных источников погашения кредита;

– заемщик не имеет материального обеспечения своей цели;

– кредитная заявка заемщика плохо обоснована;

– заемщик испрашивает кредит под обеспечение своего акционерного

капитала и одновременно изыскивает возможности для получения ссуды под обеспечение активов;

– кредит направлен главным образом в сферу обращения, а не производства где непосредственно создается стоимость;

– недостаточно обоснован срок погашения кредита;

5. «Сигналы», фиксирующие отклонения от установленных норм

– нарушения в периодичности предоставления заемщиком отчетных данных о своей хозяйственной деятельности;

– отклонения от нормы порядка ведения банковских счетов (нарушения в системе овердрафта и т.п.);

– пересмотр условия кредитования, изменения в схеме погашения кредита просьба о пролонгации ссуды

– отклонения показателей хозяйственно – финансовой деятельности от плановых;

– отклонения в системе учета и контроля заемщика.

Эти сигналы настораживают банк и помогают предотвратить просрочку кредитов либо выявить их возникновение.

Практически во всех коммерческих банках существует лист – вопросник для проведения предварительного собеседования с клиентом. Ответы на вопросы помогают банку принять предварительное решение о предоставлении кредита. При анализе кредитоспособности банк проверяет и экономическую эффективность использования кредита. Для этого рассматриваются документы, контракты, подтверждающие цели использования кредита заемщиком. Банк оценивает достоверность и реальность целей заемщика, их соответствие складывающимся условиям и конъюнктуре рынка (по параметрам спроса и предложения, количества и качества, цены, противодействия конкурентов). При этом банк сопоставляет издержки и доходы по операциям, под которые заемщик просит предоставить кредит. Банк должен убедиться в том, что в результате использования кредита заемщик покроет свои издержки и получит прибыль, достаточную для него и для возвращения долга банку. На основании таких оценок банк принимает решение о выдаче кредита или об отказе. Параметры кредитной сделки согласовываются с заемщиком и окончательно устанавливаются и закрепляются в кредитном договоре.

Существующая практика кредитования индивидуальных клиентов различными банками в России имеет ряд особенностей. Так, к числу основных факторов, влияющих на выбор формы кредитного договора и условия кредитования, можно отнести макроэкономические факторы (общая экономическая и политическая нестабильность, уровень официальной ставки рефинансирования ЦБ РФ, инфляционные ожидания населения, стабильность рубля, уровень развития валютного и фондового рынков, конъюнктура рынка ссудных капиталов и пр.) и микроэкономические факторы, действующие на уровне банка и его клиента (конкурентоспособность банка, испытываемые им и его клиентом риски, платежеспособность клиента, качество обеспечения ссуды, является ли клиент постоянным клиентом банка, имеет ли он постоянные источники доходов и т.д.).

Анализ кредитоспособности клиента позволяет выявить факторы риска, способные привести к непогашению выданной ссуды в обусловленный срок и оценить вероятность своевременного возврата ссуды. Определение кредитоспособности заемщика является неотъемлемой частью работы банка по определению возможности выдачи ссуды. Под анализом кредитоспособности заемщика понимается оценка банком заемщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ссуд, определения вероятности их своевременного возврата в соответствии с кредитным договором.

Оценка кредитоспособности клиента проводится в кредитном отделе банка на основе информации, характеризующей способность клиента получать доход, достаточный для своевременного погашения ссуды, наличие у заемщика имущества, которое при необходимости может служить обеспечением выданной ссуды. Кроме того, банковский работник обязан анализировать рыночную конъюнктуру, тенденции ее изменения, риски, которые испытывает банк и его клиент и прочие факторы.

После положительной оценки кредитоспособности клиента банк и заемщик приступают к согласованию условий кредитного договора.

Таким образом, общие подходы к организации анализа кредитоспособности заемщиков в коммерческих банках более или менее одинаковы. Это обусловлено объективными причинами становления и развития практики банковского кредитования заемщиков. Основу оценки кредитоспособности составляет анализ финансовой деятельности заемщика, система сбора и обработки информации о его хозяйственно – финансовом положении. Тем не менее, каждый банк кредитует в основном определенные отрасли производства или несколько отраслей, каждая из которых имеет ряд специфических особенностей. Эти факторы требуют адаптации финансового анализа к учету условий рынка, выражающейся в увеличения и уточнения числа необходимых показателей, что в свою очередь накладывает отпечаток на методику анализа кредитоспособности заемщиков банка. Многие банки заинтересованы в создании и совершенствовании методики оценки кредитоспособности, учитывающей особенности функционирования различных отраслей промышленности и сельского хозяйства, а при кредитовании физических лиц – особенности экономического положения граждан России, проживающих в больших городах и сельской местности. Совершенствование анализа кредитоспособности заемщиков в современных условиях предполагает более глубокий учет особенностей деятельности заемщиков – отраслевых, региональных, временных и т.д.

 

1.3 Методики анализа кредитоспособности заемщиков, используемые банками экономически развитых стран.

Существует множество различных методик анализа финансового положения клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения долга банку. В практике банков США применяются “ Правила шести “Си”, в которых критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися буквами “Си”.

Шесть основных принципов кредитования (правила шести “Си”):

1. Характер заемщика. Кредитный инспектор должен быть убежден в том, что клиент может достаточно точно указать цель получения кредита, и имеет серьезные намерения погасить его.

2. Способность заимствовать средства. Кредитный инспектор должен быть уверен в том, что клиент, испрашивающий кредит, имеет юридическое право подавать кредитную заявку и подписывать кредитный договор.

3. Денежные средства. Ключевой момент любой кредитной заявки состоит в определении возможностей заемщика погасить кредит.

4. Обеспечение. При оценке обеспечения по кредитной заявке кредитный инспектор должен получить ответ на вопрос: располагает ли заемщик достаточным капиталом или качественными активами для предоставления необходимого обеспечения по кредиту

5. Условия. Кредитный инспектор должен знать, как идут дела у заемщика или положение, складывающееся в соответствующей отрасли, а также то, как изменение экономических и других условий может повлиять на процесс погашения кредита.

6. Контроль. Последним фактором оценки кредитоспособности заемщика выступает контроль, который сводиться к получению ответов на такие вопросы, как: насколько изменение законодательства, правовой, экономической и политической обстановки может негативно повлиять на деятельность заемщика и его кредитоспособность?

Американские коммерческие банки используют четыре группы основных финансовых показателей для оценки кредитоспособности заемщика: ликвидности фирмы, оборачиваемости капитала, привлечения средств и прибыльности.

1) К первой группе относятся коэффициент ликвидности (Кл) и покрытия (Кпок). Коэффициент ликвидности - соотношение наиболее ликвидных средств и краткосрочных долговых обязательств.

     Коэффициент ликвидности прогнозирует способность клиента оперативно и в срок погасить долг банку в ближайшей перспективе на основе оценки структуры оборотного капитала. Достаточное значение коэффициента ликвидности 1,5. Чем он выше, тем выше кредитоспособность.

Коэффициент покрытия - соотношение оборотного капитала и краткосрочных долговых обязательств.

   Коэффициент покрытия показывает предел кредитования, достаточность всех видов средств клиента, чтобы погасить долг. Если коэффициент покрытия менее 1, то границы кредитования нарушены, заемщику больше нельзя предоставлять кредит: он является некредитоспособным.

2) Показатели оборачиваемости капитала, относящиеся ко второй группе, отражают качество оборотных активов и могут использоваться для оценки роста коэффициента покрытия. Например, при увеличении значения этого коэффициента за счет роста запасов и одновременном замедлении их оборачиваемости нельзя делать вывод о повышении кредитоспособности заемщика.

    3) Коэффициент привлечения (Кпривл.) образуют третью группу оценочных показателей. Они рассчитывается как отношения всех долговых обязательств к общей сумме активов.

    Значение данного коэффициента не должно превышать 0,5

Показывает зависимость фирмы от заемных средств. Чем выше коэффициент привлечения, тем хуже кредитоспособность заемщика.

4) С третьей группой показателей тесно связаны показатели четвертой группы, характеризующие прибыльность фирмы. К ним относятся норма доходности, доля прибыли в доходах (отношение чистой прибыли к доходам), норма прибыли на активы ), норма прибыли на акцию. Если растет зависимость фирмы от заемных средств, то снижение кредитоспособности, оцениваемой на основе коэффициента привлечения, может компенсироваться ростом прибыльности.

     Таким образом, все названные показатели взаимосвязаны и образуют единую систему. Кроме основных показателей для оценки кредитоспособности фирмы могут использовать дополнительные. Например, показатели обеспеченности собственным капиталом, рентабельность.

В процессе принятия решения о выдаче кредита помимо рейтинговой оценки целесообразно дать прогноз возможного прогноза банкротства предприятия-заемщика. “Z-счет” Альтмана является одним из самых распространенных методов прогнозирования банкротства. Цель “Z-анализа” - отнести изучаемый объект к одной из двух групп: либо к предприятиям-банкротам, либо к успешно действующим предприятиям.

Показатель Альтмана (Z-счет, индекс кредитоспособности) применяется банками для оценки кредитоспособности заемщика, финансовой устойчивости и вероятности банкротства

Таким образом банки США при принятии решения о выдаче кредита основываются на оценке количественных показателях и качественных характеристиках, сочетая формализированные и неформализированные методы оценки.

Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческими банками включает три блока:

1) оценка предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности

2) оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческими банками

3) использование для оценки кредитоспособности данных картотеки Банка Франции.

При оценке предприятия банк интересуется следующими фактами:

1) Характером деятельности предприятия и длительностью его функционирования;

2) Факторами производства, среди которых выделяют производственные и трудовые ресурсы (производственные ресурсы - это соотношение амортизации и амортизируемых средств, уровень инвестиций; трудовые ресурсы - это образование, компетентность и возраст руководителя, наличие у него преемников, частота передвижения управленцев по рабочим местам, структура персонала, показатели простоя, соотношение оплаты труда и добавленной стоимости);

3) Финансовыми ресурсами;

4) Экономической средой, т.е. на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция, является ли предприятие монопольным производителем, условия конкуренции, стадия развития рынка основной продукции предприятия, коммерческая политика фирмы, степень освоения приемов и способов маркетинга.

Учитываются также и данные картотеки Банка Франции. Эта картотека имеет четыре раздела.

 В первом предприятия разделяются на 10 групп в зависимости от размера актива баланса. Каждой группе присваивается определенная буква, литер (от А до К).

Второй раздел является разделом кредитной котировки, выражающий доверие, которое может быть допущено в отношении предприятий. Эта картотека основывается на изучении финансовой ситуации и рентабельности, а также на оценке руководителей, держателей капиталов и предприятий, с которым клиент имеет тесные коммерческие связи. Кредитная котировка делит предприятия на 7 групп, которым присваиваются шифры от 0 до 6.

Третий раздел классифицирует предприятия по их платежеспособности. Банк Франции фиксирует все случаи неплатежей и в зависимости от этого разделяет клие



2020-02-03 495 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические основы анализа кредитоспособности заемщиков коммерческого банка. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Теоретические основы анализа кредитоспособности заемщиков коммерческого банка.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (495)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)