Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика работы



2020-02-04 280 Обсуждений (0)
Общая характеристика работы 0.00 из 5.00 0 оценок




На правах рукописи

 

 

ЛАГУТИНА АНАСТАСИЯ ВЛАДИМИРОВНА

 

 

Логопедическая работа

По формированию функционального базиса чтения

У детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи

Специальность 13.00.03 – коррекционная педагогика

(логопедия)

 

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

 

Москва - 2007


Работа выполнена в Государственном научном учреждении «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»

Научный руководитель:  доктор педагогических наук, профессор
Чиркина Галина Васильевна

                                        

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

                                         Лалаева Раиса Ивановна

                                         кандидат педагогических наук, доцент

                                         Русецкая Маргарита Николаевна

 

Ведущая организация:     Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

Защита состоится 15 марта 2007г. в 15-30 на заседании диссертационного совета Д 008.005.01 при ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» по адресу: 119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»

 

Автореферат разослан «___» февраля 2007г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат психологических наук                                Алле А.Х.

 

Общая характеристика работы

Актуальность исследования

Ведущей тенденцией современного этапа образования является интеграция детей с отклонениями в развитии в систему массовой школы. Ранняя комплексная коррекция открывает возможности включения значительной части дошкольников с речевыми нарушениями в общеобразовательный поток школы. Для того чтобы обучение в школе стало стартовой точкой нового этапа психического развития ребенка, оно должно быть основано на знании уровня готовности каждого школьника к усвоению общеобразовательных предметов. Современные требования к эффективности обучения грамоте становятся выше из года в год. Это обусловлено постоянно возрастающей в современных условиях ролью чтения как особого вида деятельности, который необходим для общеобразовательной подготовки человека и стимулирует развитие его интеллектуальной сферы, совершенствует личность.

В рамках модернизации системы специальной помощи детям с отклонениями в развитии в Институте коррекционной педагогики РАО разрабатываются принципиально новые подходы к формированию речевой деятельности детей с разными формами нарушений (А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина), в частности к обучению чтению детей со сложной структурой дефекта (Е.Л. Гончарова).

Проблема формирования первоначальных навыков чтения у детей с нарушениями речи является предметом исследования известных специалистов в области логопедии. Значительный вклад в проблему обучения грамоте детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи внесли работы Р.Е. Левиной, О.Л. Жильцовой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой. Психологическое содержание различных этапов усвоения навыка чтения для детей с нарушением зрительного восприятия и зрительно-моторных функций разработано О.Б. Иншаковой, М.Н. Русецкой; с задержкой психического развития – А.Н. Корневым, Н.А. Цыпиной; с умственной отсталостью – Р.И. Лалаевой.

Проблема преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений достаточно исследована (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), однако значительное число учащихся общеобразовательных школ (4,8% по данным А.Н. Корнева, 2003) и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи (90,8% по данным Т.А. Алтуховой, 1995) испытывают трудности в усвоении навыков чтения.

Особую актуальность в связи с этим приобретает разработка методов раннего прогнозирования трудностей овладения чтением.

Несмотря на возросший в последние годы интерес исследователей в области психологии, общей и коррекционной педагогики к проблеме профилактики дислексий, на сегодняшний день не выделены основные параметры функционального базиса чтения детей пятого года жизни с нарушениями речи, позволяющие определить уровень готовности к раннему обучению чтению.

В настоящее время активно развивается особая область превентивного воздействия, интенсивно используются методики, позволяющие своевременно выявить и скорректировать ранние признаки отклонения психического развития у детей (Е.Л. Гончарова, О.Е. Громова, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева).

Вопрос об оптимальных сроках начала обучения чтению детей с нарушением речи, а также о возможности использования элементов техники чтения для стимуляции речевого развития в раннем возрасте слабо освещен в научных публикациях и является дискуссионным. Имеются отдельные сведения об использовании глобального чтения в качестве одного из средств формирования речи у детей с нарушениями слуха – М.Е. Хватцев; у детей младшего возраста с заиканием – Т.С. Резниченко; у старших дошкольников с моторной алалией – Л.П. Голубева. В работах Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной основными критериями для определения начала обучения чтению детей с различными нарушениями речи аналитико-синтетическим методом стали не возрастные показатели, а структура речевого недоразвития и сформированность психических процессов, обеспечивающих функциональный базис чтения. Повысился интерес к чтению как возможному средству коррекции речевых отклонений. Все чаще возникает вопрос о создании оптимальных условий для раннего обучения чтению и специальных методических пособий для детей среднего дошкольного возраста.

Таким образом, для теории и практики дошкольной логопедии является актуальной проблема обеспечения дифференцированного подхода в процессе обучения чтению детей пятого года жизни, а также выделения категории дошкольников среднего возраста с общим недоразвитием речи, для которых оно может быть доступным и оказать стимулирующее воздействие на развитие речи.

Цель исследования: разработать содержание и методы обучения начальным навыкам чтения детей с разной степенью речевой и психологической готовности в системе логопедической работы.

Объект исследования: процесс усвоения навыков чтения детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) с различной сформированностью функционального базиса чтения.

Предмет исследования: обучение начальным навыкам чтения детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи в зависимости от сформированности функционального базиса чтения.

Гипотеза исследования основывается на предположении, что нарушения всех компонентов речевой системы детей с ОНР пятого года жизни и своеобразие их психического развития в целом влияют на сформированность функционального базиса чтения. Раннее обучение чтению детей с ОНР может стать одним из средств активизации речевого развития, минимизировать отклонения в развитии неречевых психических функций и процессов. Эффективность обучения чтению детей с ОНР определяется реальным уровнем готовности к усвоению навыка чтения, применением дифференцированного подхода на основе оценки состояния компонентов функционального базиса чтения.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

- проанализировать современные подходы к проблеме исследования, раскрыть своеобразие процесса усвоения навыка чтения с точки зрения психологии, психолингвистики и логопедии;

- выделить методы, определяющие состояние функционального базиса чтения детей среднего дошкольного возраста с ОНР;

- определить готовность к обучению чтению детей среднего дошкольного возраста и выявить категорию дошкольников, для которых раннее обучение начальным навыкам чтения является актуальным;

- разработать, апробировать и оценить эффективность системы методических приемов, направленных на формирование начальных навыков чтения.

Методологической основой исследования являлись: теория развития высших психических функций Л.С. Выготского; теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений, многоаспектные исследования и теоретическое обоснование общего недоразвития речи детей Р.Е. Левиной; система обучения начальному чтению Д.Б. Эльконина.

Для решения поставленных задач и достижения намеченной цели использовались следующие методы:

- обзорно-аналитическое изучение специальной литературы по теме исследования; метод изучения психолого-педагогической и медицинской документации; метод индивидуального комплексного обследования дошкольников; констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты; статистический анализ результатов, количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов.

На защиту выносятся следующие положения:

- в основу создания методики обучения навыкам чтения и разработки содержания дифференцированного коррекционного обучения должны быть положены данные о состоянии функционального базиса чтения, которые необходимы для определения готовности к обучению чтению;

- выявление уровня готовности к раннему обучению чтению детей 4-х лет требует внесения изменений в традиционную методику обследования детей с ОНР, обусловленных необходимостью специального исследования психофизиологических функций и процессов, лежащих в основе функционального базиса чтения;

- методика дифференцированного обучения чтению на основе диагностики состояния функционального базиса чтения оказывает существенное влияние на развитие фонематических процессов, позволяет осуществить пропедевтику нарушений процесса чтения.

Научная новизна исследования определяется тем, что обоснована целесообразность создания двухкомпонентной модели обследования состояния речевых и неречевых предпосылок к овладению первоначальными навыками чтения дошкольников пятого года жизни с ОНР. Определены особенности функционального базиса чтения у дошкольников 4-х лет с ОНР. На основании анализа особенностей функционального базиса чтения дошкольников пятого года жизни с ОНР выделены уровни их готовности к обучению чтению. Разработана теоретическая модель обучения чтению детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с учетом изученных стартовых возможностей дошкольников.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: поставлена и исследована проблема определения готовности к обучению чтению дошкольников пятого года жизни с ОНР с учетом современного понимания психофизиологических механизмов чтения. Полученные в ходе исследования результаты расширяют представление об образовательных возможностях процесса обучения чтению для коррекции речевого недоразвития, а также гармонизации всего психического развития дошкольников пятого года жизни с ОНР.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: разработана и реализована на практике целостная система обследования функционального базиса чтения; подтверждена эффективность уровневой системы оценки готовности к обучению чтению дошкольников пятого года жизни с общим недоразвитием речи; создана и апробирована методическая система логопедического воздействия на этапе обучения первоначальным навыкам чтения.

Разработанная методика формирования начальных навыков чтения может быть рекомендована к использованию в логопедических группах для детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи как средство эффективного воздействия на неречевые и речевые процессы, составляющие функциональный базис чтения.

База исследования: исследование проводилось с 2003 по 2006 гг. на базе ДОУ компенсирующего вида №931 ЮВАО и №815 ЗАО г. Москвы, ДОУ №2097 ЗАО г. Москвы. Всего в констатирующем эксперименте принимало участие 52 ребенка среднего дошкольного возраста (30 дошкольников 4-х лет с ОНР и 22 - с нормальным речевым развитием); в обучающем эксперименте участвовали 20 дошкольников пятого года жизни с ОНР (II уровень речевого развития).

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования докладывались: на заседании лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушениями речи ГНУ «ИКП РАО» (2004, 2005, 2006 гг.); на Симпозиуме с международным участием «Логопедия XXI века» (СПб, 20-21 апреля 2006 г.); на курсах повышения квалификации учителей-логопедов ИКП РАО (2005, 2006 гг.); на 15-ой ежегодной Конференции польской Ассоциации дислексии с международным участием «Dyslexia as a life span problem» (Гданьск, 15-16 сентября 2006г.). Основные результаты исследования внедрены в практику логопедической работы с детьми среднего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи (II уровень) в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида №931 ЮВАО и №815 ЗАО г. Москвы.

Структура и объем диссертации соответствуют логике исследования. Работа включает введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения. В основном тексте используются 6 схем, 1 рисунок, 17 таблиц, 8 диаграмм. Библиографический список включает 210 наименований, из них 18 работ на иностранных языках. Результаты исследования изложены в 6 публикациях.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется объект, предмет, цель исследования. Формулируются гипотеза, задачи исследования. Раскрываются новизна, теоретическая и практическая значимость работы. Сформулированы положения, выносимые на защиту, представлена структура работы.

В первой главе «Научно-теоретические основы изучения готовности к обучению чтению детей пятого года жизни с нарушениями речи» рассматривается состояние данной проблемы в современных психолого-педагогических исследованиях. Проанализированы научные представления: о психологии чтения (В.Г. Горецкий, Т.Г. Егоров, И.А. Зимняя, З.И. Клычникова, А.Н. Корнев, А.А. Леонтьев, М.И. Оморокова, Л.С. Цветкова, Д.Б. Эльконин, J.M. Fletcher, D.M. Scanlon, M.J. Snowling, F.R. Vellutino); о психофизиологических основах процесса чтения (П.К. Анохин, Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, У. Пенфилд, Л. Робертс, Э.Г. Симерницкая, Л.С. Цветкова); о прогнозировании готовности к овладению навыком чтения в дошкольном возрасте (Г.А. Каше, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, J.M. Carroll, H.S. Scarborough, L.S. Siegel, M.J. Snowling). Систематизированы педагогические методики обучения чтению дошкольников.

Современная нейропсихология рассматривает в качестве мозговой основы реализации процесса чтения совместную работу нескольких участков мозга (заднелобных, нижнетеменных, височных, затылочных отделов коры левого полушария), каждый из которых вносит свой специфический вклад. Для осуществления процесса чтения необходимы сохранность и взаимодействие зрительного, акустического и кинестетического анализаторов, совместная работа которых и является психофизиологической основой процесса чтения.

Проанализированы различные модели дислексии, объясняющие возникновение трудностей в становлении навыка чтения. Модель «основного фонологического дефицита» наиболее широко представлена в отечественной литературе работами Р.Е. Левиной, Г.А Каше, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой. Научной школой Р.Е. Левиной и ее последователями на основании экспериментального обучения была изучена проблема формирования готовности ребенка к усвоению письма и чтения как результата системного взаимодействия фонетической, фонематической и лексико – грамматической сторон речи. Было обращено внимание на необходимость тщательного изучения соотношения дефектов речи, чтения и письма в каждом отдельном случае, так как не всегда можно отметить равномерное нарушение всех трех упомянутых процессов. Было также доказано, что индикатором дислексии являются не только недоразвитие устной речи, но и несформированность психических процессов, обеспечивающих готовность к усвоению навыка чтения, в частности таких как зрительный анализ и синтез, пространственные представления и ряд других.

Значение результатов данной серии исследований для дошкольной логопедии состояло в том, что было пересмотрено содержание логопедической помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями, обосновано направление и содержание формирования готовности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к усвоению грамоты.

Сторонники теории «фонологического дефицита» за рубежом (J.M. Carroll, M.J. Snowling, K.E. Stanovich, L.S. Siegel) также считают первопричиной возникновения дислексии – нарушение фонологического декодирования, это приводит к трудностям овладения фонологическим осознанием, неспособности идентифицировать слово и невозможности развить читательские способности.

Одной из причин возникновения дислексии может быть «семантический и синтаксический дефицит». Лексические, морфологические и синтаксические трудности нередко наслаиваются и дополняют друг друга, что приводит к значительным нарушениям чтения (Т.А. Алтухова, И.К. Колповская, Л.Ф. Спирова). В зарубежных исследованиях H.S. Scarborough, M.J. Snowling показано, что задержка речевого развития у детей может быть одним из первых маркеров, указывающих на возможные нарушения в последующем языковом развитии, чтении и орфографии.

В последнее время теория «зрительного дефицита» становится все более популярной. Это обусловлено появлением новых объективных исследований, связанных с изучением влияния на процесс чтения зрительно – моторного (oculomotor) дефицита, визуального маскирующего эффекта (visual masking effects) и дефицита магноцеллюлярной системы (О.В. Левашов, B.G. Breitmeyer, W. Lovegrove, F. Martin, W. Slaghuis, J. Stein). Тщательное изучение состояния зрительной функции у учащихся с дислексией позволило выделить группы детей с различными вариантами сочетаний нарушений устной речи и зрительной функции (О.Б. Иншакова, О.В. Левашов, М.Н. Русецкая). Показано, что, хотя большинство учащихся имели изолированное нарушение устной речи, у определенной группы учеников отмечались нарушения только зрительной функции или сочетание нарушений речи и зрительных функций. Таким образом, нарушение зрительной функции также может быть в ряде случаев индикатором возникновения дислексии.

Успешность и скорость продвижения ребенка в чтении зависят от сформированности психических функций, которые лежат в основе функционального базиса чтения.

Таким образом, анализ литературных источников позволил нам выделить компоненты функционального базиса чтения, от состояния которых в наибольшей степени зависит готовность к овладению начальными навыками чтения: словарный запас, грамматический строй речи, произношение звуков и слов сложного слогового состава, фонематические процессы, зрительное и акустическое восприятие, слухо-речевая и зрительно-предметная память, конструктивный и динамический праксис, внимание. Методики логопедического обследования детей дошкольного возраста с нарушениями речи (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) включают развернутый речевой блок, однако блок исследования невербальных психических функций ограничивается обследованием внимания и памяти и представлен фрагментарно.

Таким образом, можно заключить, что для определения готовности детей с ОНР к обучению чтению традиционно используемая на практике методика обследования должна быть дополнена соответствующими разделами. Подобный пробел в процедуре обследования может быть восполнен методикой нейропсихологического обследования, которая предоставляет логопедам широкие возможности для анализа недостаточности речевой и других форм психических функций у детей (Т.В. Ахутина, Н.К. Корсакова, И.Ф. Марковская, Ю.В. Микадзе, Э.Г. Симерницкая, Л.С. Цветкова).

Проанализировав существующие методики обучения чтению дошкольников, мы выделили несколько направлений: обучение детей 6-7 лет с нормальным речевым развитием аналитико-синтетическому способу чтения (А.И. Воскресенская, В.Г. Горецкий, Л.Е. Журова, С.П. Редозубов, Д.Б. Эльконин); обучение чтению дошкольников с ОНР 6-7 лет с использованием аналитико-синтетического способа (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина); обучение чтению детей с различными нарушениями развития глобальным методом (Л.П. Голубева, Т.С. Резниченко, М.Е. Хватцев). Анализ литературных источников выявил недостаточную разработанность проблемы обучения чтению дошкольников 4-х лет как с нормальным, так и с нарушенным речевым развитием. Отсутствуют исследования, которые подтверждают целесообразность раннего использования элементов чтения в детском саду в качестве предупреждения дислексии на более продвинутых этапах обучения. Остается открытым вопрос о эффективности раннего обучения чтению в период, когда интенсивно осуществляется логопедическая работа по устранению нарушений устной речи.

Во второй главе «Изучение состояния готовности к обучению чтению детей с общим недоразвитием речи пятого года жизни» рассматриваются методы и организация экспериментального исследования функционального базиса чтения. Для его реализации были поставлены следующие задачи:

- апробировать методику обследования функционального базиса чтения детей 4-5 лет с ОНР и с нормальным речевым развитием;

- выявить среди детей среднего дошкольного возраста с речевой патологией группы однородные по сформированности функционального базиса чтения;

- на основе полученных данных определить уровни различной готовности детей с ОНР пятого года жизни к началу обучения чтению.

Для решения поставленных задач в 2003-2005 гг. нами было проведено изучение 30 дошкольников 4-5 лет с ОНР (II уровень), составивших экспериментальную группу (ЭГ-1) и 22 дошкольников 4-5 лет с нормальным речевым развитием, составивших контрольную группу (КГ-1). Такое сравнение позволило четко выделить особенности состояния функционального базиса чтения у детей пятого года жизни.

Изучение общих сведений и анамнестических данных о детях ЭГ-1 показало, что у 80% испытуемых в анамнезе отмечалась перинатальная энцефалопатия ЦНС, синдром мышечной дистонии, гипер или гипотонус конечностей, 26% детей отставали от сверстников в раннем психомоторном развитии. В раннем речевом развитии ЭГ-1 также была выявлена задержка (48%). Большинство детей ЭГ-1 не посещали дошкольные образовательные учреждения (60%). Дошкольники КГ-1 не имели речевой патологии, обучались по типовой программе в средней группе общеобразовательного ДОУ, не посещали занятий с логопедом. Все участвующие в эксперименте дети ранее не получали логопедической помощи, русский язык для них являлся родным, социо-культурные условия - без особенностей.

Для статистической обработки полученных данных использовались: параметрический метод проверки гипотезы о различиях данных (t-критерий) и непараметрические методы проверки (хи-квадрат, критерий Колмогорова-Смирнова), а также корреляционный анализ Кенделла. Обработка материала велась с помощью программного обеспечения Excel и SPSS.

Разработанная схема обследования включала 12 параметров обследования и состояла из двух блоков. Логопедическая часть методики обследования функционального базиса чтения у дошкольников пятого года жизни (с 1 по 6 параметр) включала такие составляющие функционального базиса чтения, как: связная речь; лексикон; грамматический строй речи; фонематическое восприятие; звукопроизношение; слоговая структура слова. Нейропсихологическая часть методики (с 7 по 12 параметр) включала: зрительный гнозис; слуховой гнозис; рече-слуховая память; зрительно-предметная память; праксис; внимание. Оба блока представляли собой единый диагностический комплекс, хотя в реализации программы обследования принимал участие детский психолог.

Результаты оценивались качественно и количественно. Качественная оценка представляла собой выявление, анализ и подробное описание особенностей выполнения ребенком каждого задания. Количественная оценка предполагала использование порядковой шкалы оценивания (от 0 до 3 баллов). При сопоставлении результатов обследования отдельных компонентов составлялся общий «профиль» развития ребенка, определялось направление и содержание формирования функционального базиса чтения.

Анализ полученных данных свидетельствовал о том, что состояние функционального базиса чтения дошкольников с общим недоразвитием речи существенно отличалось от показателей нормы.

Речевое развитие детей ЭГ-1 характеризовалось: грубым нарушением звукопроизношения и слоговой структуры слова; активная речь ограничивалась небольшим словарем, в пределах обиходной лексики, перемежающейся со звукоподражаниями, неполными словами; в речи отмечается ярко выраженный аграмматизм. По уровню развития речи дошкольников ЭГ-1 можно охарактеризовать как детей со II уровнем развития речи (по классификации Р.Е. Левиной). Таким образом, о невыраженных внутригрупповых различиях по речевым параметрам (1-6) в ЭГ-1 свидетельствует однородность балльных оценок при логопедическом обследовании.

Результаты статистического анализа данных логопедического обследования (1-6 параметр) ЭГ-1 и КГ-1 на основе критерия Колмогорова-Смирнова показали, что дошкольники ЭГ-1 достоверно отличались по уровню развития речи от КГ-1 (разность между кумулятивными частотами обеих выборок составила 4,012, что при р=0 является значимым), что свидетельствует о выраженных межгрупповых различиях по речевым параметрам.

Выраженные внутригрупповые различия по неречевым параметрам (7-12) в ЭГ-1 демонстрирует значительный разброс балльных оценок при нейропсихологическом обследовании.

Отмечается тенденция к ухудшению психического развития детей ЭГ-1 (разница кумулятивных частот составила 1,775 при р=0,004, что ниже допустимого уровня значимости), что показывает нерезко выраженные межгрупповые различия по неречевым параметрам.

Сравнение результатов нейропсихологического обследования с помощью t-критерия Стьюдента на равенство средних оценок показал преимущественные нарушения у дошкольников с ОНР пятого года жизни: речеслуховой памяти (среднее=1,4); слухового гнозиса (среднее=1,16); внимания (среднее = 1,7). Наиболее сохранны: зрительно-предметная память (среднее=2); зрительный гнозис (среднее = 1,96); праксис (среднее = 1,96). Таким образом, несмотря на вовлечение в патологический процесс всех компонентов функционального базиса чтения, выявлен значительный разброс балльных оценок по результатам обследования сформированности неречевых компонентов (7-12 параметр).

На этом основании можно заключить, что при очевидной однородности состава детей пятого года жизни по уровню речевого развития, данная категория дошкольников гетерогенна по уровню психического развития.

В процессе исследования выявлена корреляция (критерий Кенделла) между отдельными составляющими функционального базиса чтения (1-12 параметр) у группы дошкольников с ОНР. Получены наиболее значимые зависимости, определяющие варианты структуры нарушения, которые могут быть учтены при определении индивидуальной коррекционной программы:

- показатели по переменной «связная речь» коррелируют с показателями по «лексикону» (r=0,864; p=0), «грамматическому строю речи» (r=0,864; p=0), «фонематическое восприятие» (r=0,9 p=0), «слуховому гнозису» (r=0,727; p=0) и «праксису» (r=0,609; p=0);

- показатели по переменной «лексикон» коррелируют с показателями по «развитию слоговой структуры»(r=0,859; p=0) и «слуховой гнозис» (r=0,676; p=0);

- показатели по переменной «фонематическое восприятие» коррелируют с показателями по «развитию слоговой структуры»(r=0,787; p=0), «слуховой гнозис» (r=0,714; p=0) и «внимание» (r=0,554; p=0).

Выявленные особенности состояния функционального базиса чтения позволили распределить детей с ОНР по степени выраженности вторичного дефекта.

1. Дети с общим недоразвитием речи, которые показали высокий уровень сформированности невербальных психических функций (см. рис. 1).

По уровню развития речи детей данной группы можно отнести, по классификации Р.Е. Левиной, к II уровню речевого развития.

Из 6 серий заданий нейропсихологического блока дети первой группы успешно справились с тремя. Дошкольники, которые получили при нейропсихологическом обследовании нулевой балл, в группу не включались. Суммарная оценка по результатам нейропсихологического обследования у детей первой подгруппы составила от 18 до 15 баллов.

Для данной категории детей типично:

-высокий уровень сформированности таких составляющих функционального базиса чтения, как зрительное восприятие и зрительно-предметная память (23,3%), отсутствие грубых нарушений слухо-речевой памяти (16,6% в ЭГ-1 получили по 3 балла за выполнение заданий на сформированность слухо-речевой памяти);

-средний уровень сформированности акустического восприятия, конструктивного и динамического праксиса, внимания; трудности в выполнении заданий преодолевались в результате оказания испытуемым специальной помощи (уменьшение объема задания и скорости его выполнения, эмоциональная стимуляция).

Рисунок 1. Профиль ребенка с ОНР 1 группы.

Таким образом, можно констатировать определенный дисбаланс функционального базиса чтения, при котором показатели нейропсихологического обследования близки к норме, в то время как логопедические показатели свидетельствуют о грубом речевом недоразвитии. Высокий уровень сформированности таких составляющих функционального базиса чтения как зрительно-предметная и речевая память, динамический и конструктивный праксис позволяет оценить уровень готовности к обучению чтению детей 1 группы как достаточный.

Всего детей первой группы - 26,6% в ЭГ-1, 50% в КГ-1.

2. Дети, у которых общее недоразвитие речи сочетается с средним уровнем развития невербальных психических функций, входящих в функциональный базис чтения (см. рис. 2).

Речевое развитие детей второй группы соответствовало II уровню (по Р.Е.Левиной).

Из 6-ти серий нейропсихологического блока дети получили оценку «2 балла» и «1 балл» не менее 3-х раз, нулевого уровня выполнения заданий зарегистрировано не было. Суммарная оценка по результатам нейропсихологического обследования составила от 14 до 10 баллов.

Для данной категории детей типично:

-средний уровень сформированности зрительной памяти (нарушение непосредственного воспроизведения, связанные с сужением объема зрительной памяти, наиболее частотны замены эталонных изображений близкими по семантическим характеристикам, реже встречаются замены изображений по оптическому сходству); речеслуховой памяти (снижение объема и прочности, а также замедленность запоминания с тенденцией к снижению количества ошибок в процессе заучивания), зрительного восприятия (трудности в опознании предметов в условиях наложения, зашумления); внимания (замедленность темпа выполнения задания, увеличение ошибок к концу работы);

- низкий уровень сформированности акустического гнозиса (преобладание ошибок при воспроизведении сложного ритма); речеслуховой памяти (неравномерность воспроизведения с тенденцией к уменьшению количества слов, наиболее частотны ошибки соскальзывания на побочные ассоциации, реже встречается наличие посторонних слов).

Среди КГ-1 были выявлены дошкольники, которые показали средний уровень сформированности неречевых психических функций функционального базиса чтения в 3 сериях из 6-ти, что говорит о недостаточном уровне готовности к обучению чтению. У детей при обследовании речи были выявлены нарушения артикуляции звуков, нестойкие замены, низкий уровень фонематического восприятия, что свидетельствует о вероятности фонетико-фонематического недоразвития после завершения периода «физиологического косноязычия».

Рисунок 2 Профиль ребенка с ОНР 2 группы.

Дисбаланс в речевом и психическом развитии у детей второй группы менее ярко выражен, поскольку грубое недоразвитие речи в данном случае сопровождается нерезко выраженной несформированностью ряда психических функций. Это свидетельствует о том, что патологическим процессом охвачены все компоненты функционального базиса чтения, позволило нам говорить о потенциальной готовности к началу обучения чтения.

Всего детей второй группы - 50% в ЭГ-1, 50% в КГ-1.

3. Дети, у которых общее недоразвитие речи сочетается с низким уровнем развития невербальных психических функций.

По уровню развития речи детей данной группы можно отнести к началу II уровня речевого развития по классификации Р.Е. Левиной.

Выполнение одного или нескольких заданий нейропсихологического блока детей третьей группы оценивались «0 баллов». Суммарная оценка по результатам нейропсихологического обследования составила менее 10 баллов. 

Для данной категории детей типично:

-низкий уровень сформированности: акустического восприятия (недоступно воспроизведение даже простых ритмов, полная дезорганизация ритма); слухо-речевой памяти (невозможность воспроизведения полного объема слов и удержания в памяти заданного порядка слов, отказ от выполнения задания после влияния интерференции); внимания (хаотичное отыскивание эталона, при оказании помощи качество выполнения задания не улучшается).

Подобное состояние функционального базиса чтения говорит об отсутствии готовности к началу обучения чтению.

Среди дошкольников с нормальным речевым развитием детей с отсутствием готовности к обучению чтению выявлено не было. Всего число детей первой группы в ЭГ-1 - 23,4%.

Таким образом, нами были получены новые данные о соотношении речевого и психического развития в структуре нарушения дошкольников пятого года жизни с общим недоразвитием речи.

Данные экспериментального изучения позволили определить основные типы сформированности функционального базиса чтения у дошкольников с ОНР пятого года жизни. Сбалансированность в речевом и психическом развитии была основным критерием при выделении уровня готовности детей среднего дошкольного возраста к обучению чтению:

- достаточная готовность к началу обучения чтению. Данный уровень готовности был характерен для детей первой группы с ярко выраженным дисбалансом в речевом и психическом развитии. Высокий уровень развития психических функций позволяет детям широко использовать компенсаторные возможности в области наиболее сформированных неречевых психических процессов;

- потенциальная готовность к началу обучения чтению. Данный уровень готовности был характерен для детей второй группы с более равномерным соотношением речевых и неречевых психических процессов, что значительно ограничивает возможность использования компенсации речевого дефекта через сохранные неречевые психические процессы;

- отсутствие готовности к началу обучения чтению характерно для детей третьей группы, у которых общее недоразвитие речи сочетается с низким уровнем развития невербальных психических функций.

Таким образом, знание типологических особенностей состояния функционального базиса чтения ребенка пятого года жизни с ОНР позволяет наметить необходимые приемы и способы индивидуального подхода, т.е. тактику обучения, а уровень готовности к обучению чтению определяет содержание и методы, т.е. стратегию обучения.

В третьей главе «Дифференцированное обучение начальным навыкам чтения детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи» раскрыто эксп<



2020-02-04 280 Обсуждений (0)
Общая характеристика работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (280)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.039 сек.)