Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.



2020-02-04 203 Обсуждений (0)
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальная мобильность – изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре.

Особенности видов социальной мобильности

Вертикальная – социальные перемещения, приводящие к понижению или повышению социального статуса.

Восходящая – это социальный подъём, повышение статуса.

Нисходящая – социальное падение, понижение статуса.

Горизонтальная – перемещение социальных общностей и групп, не приводящее к изменению социального статуса.

Территориальная (географическая) — изменение места жительства, туризм. Если перемещение перерастает в миграцию, то это будет вертикальная мобильность.

Профессиональная – смена профессии.

Региональная.

Семейная.

Правовая – изменение гражданства

Политическая и др.

Миграция — это территориальное перемещение населения, сопровождающееся изменением места жительства.

Виды миграции:

По характеру — трудовая и по политическим мотивам.

По продолжительности — временная (сезонная) и постоянная.

По территории — внутренняя и международная.

По статусу — легальная(законная) и нелегальная.

 

Возведение социальных барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе называется социальной клаузулой.

Типы обществ по социальной мобильности:

закрытое

открытое

промежуточного типа (феодальное общество с сословиями).

Каналы социальной мобильности («социальные лифты»):

школа

образование в целом

семья

профессиональные организации

армия

политические партии и организации

церковь.

Под маргинальностью понимается промежуточное, «пограничное» состояние социального субъекта.

Маргинал (от лат. marginalis — находящийся на краю) при переходе из одной социальной группы в другую сохраняет прежнюю систему ценностей, связей, привычек и не может усвоить новые (мигранты, безработные). Маргиналы как бы утрачивают свою социальную идентичность и потому испытывают большое психологическое напряжение.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Социальная среда – совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности.

макросреда (характер общественного разделения труда, социальная структура общества, система образования и др.)

микросреда (семья, школа и др.)

Социализация – процесс усвоения человеком социального опыта, обучение социальным ролям и образцам поведения, приобретение качеств, позволяющих индивиду жить, трудиться в обществе, становление личности.

Социализация – длительный процесс, включающий в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Этапы социализации:

Младенчество. 0-1 год. Удовлетворение естественных потребностей, элементарные социальные роли (сын)

Детство. 1-13 лет. В данный период на 70% формируется личность. Освоение элементарных социальных статусов и ролей. Экономическая несамостоятельность. Главный вид деятельности — игра.

Подростковый период, юность. 13-19 лет. Половая зрелость, способность к необдуманному риску, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности, склонность к творчеству и непризнание авторитетов. Поиск нравственных ориентиров. Максимализм. Несовпадение высокого уровня притязаний и низкого социального статуса, заданного возрастом. Высокий уровень мобильности. Активный поиск места в жизни. Свобода от стереотипов и предрассудков. Склонность к творчеству. Объединение в неформальные группы. Конфликты с родителями. Зависимость от мнения сверстников. Экономическая несамостоятельность. Недостаток жизненного опыта, который приводит к качественным ошибкам. Низкий уровень толерантности. Освоение новых социальных ролей, связанных с изменением статуса (студент, семьянин).Эпатаж — шокирующее поведение, противоречащее принятым в обществе нормам.

Молодость.19-30. Самостоятельность, профессиональный рост, создание семьи, повышение статуса.

Зрелость.30-55. Преодолевается ролевой конфликт. Расцвет человеческой личности. Собирательный этап, который может включать в себя несколько циклов (овладение профессией, создание семьи и т.д.). Усвоение социальных ролей в реальной ситуации. Уравнивание прав и обязанностей. Активный производитель материальных благ. Большая ответственность.

Критерии отношения к зрелому возрасту:

самостоятельное обеспечение себя средствами существования

распоряжение деньгами независимо от других

самостоятельность в выборе образа жизни

проживание независимо от родителей

способность отвечать перед законом

брак

голосование

Старость. 55-смерть. Потребитель социальных благ. Беззащитен как ребенок. Избыток свободного времени. Старение организма. Пассивный образ жизни. Чувство социальной униженности. Отсутствие жизненного плана.

Уровни социализации

Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности.

Вторичная социализация – процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии.

 

Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

Виды агентов:

Агенты первичной социализации – непосредственное окружение, тесные личные отношениями родители, родственники, друзья, учителя, тренеры).

Агенты вторичной социализации – формальное окружение (администрация школы, вуза, предприятия, армия, полиция, церковь, лидеры партии, государство, работники СМИ).

 

СЕМЬЯ.

Семья – это сложное социальное образование, основанное на системе взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, это малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Функции семьи:

репродуктивная – биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода

воспитательная — духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспи­тательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;

социально-статусная – передача социального статуса, положения в обществе

хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;

экономическая – поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособ­ных

эмоциональная – любовь , поддержка

социализирующая – в семье происходит формирование человека как личности

функция социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ори­ентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

рекреационная ( проведение досуга) – поддержание семьи как цело­стной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов

Типы семей по количеству членов:

нуклеарные(родители и дети),

расширенные (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.),

неполная семья – состоит из детей и только одного родителя или из брачной пары без детей,

полная – есть оба из родителей.

 Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

матриархат— власть в семье принадлежит женщине;

патриархат – во главе стоит мужчина;

эгалитарная, или демократическая – семья , в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время)

По характеру взаимоотношений между членами:

традиционная (патриархальная) – главенствующее положение у мужа. Жена занимается домашним хозяйство и воспитанием детей

партнёрская (демократическая) – совместное выполнение домашних обязанностей, нет лидерства по половому признаку.

По количеству детей:

инфертильные, бездетные семьи;

однодетные семьи;

малодетные семьи – количество детей недостаточно для обеспечения естественного прироста, не более 2 детей;

среднедетные семьи – достаточное количество для прироста и возникновения динамики, 3-4 ребенка;

многодетные семьи – намного больше, чем требуется для обеспечения естественного прироста, 5 и более детей.

Виды приемных семей

Усыновление– прием ребенка в семью на правах родного по крови. В этом случае ребенок делается полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями.

Опека– прием ребенка в семью с целью воспитания и образования, а также для защиты его интересов. Ребенок сохраняет свою фамилию, его кровные родители не получают освобождение от обязанностей по его содержанию. Опекунство устанавливается для детей до 14 лет, а с 14 до 18 лет оформляется попечительство.

Патронат– воспитание ребенка в профессионально замещающей семье на основе трехстороннего договора между органами опеки, патронатной семьей и учреждением для детей-сирот.

Приемная семья – воспитание ребенка на дому у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в семью.

Брак –союз мужчины и женщины, закреплённый в органах ЗАГСа в соответствии с установленными законами с целью создания семьи, порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.



2020-02-04 203 Обсуждений (0)
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)