Из опыта работы с родителями
Я попытались изучить и проанализировать опыт школы по работе школьных педагогов с родителями. И пришла к выводу, что из многообразия форм установления контактов педагогов и родителей мною будет представлено родительское собрание и деловая игра. Опыт школы по оптимизации взаимоотношений педагогов и родителей будет представлен на основе приведенных сценариев родительского собрания и деловой игры, которые, на мой взгляд, отражают данный опыт в динамике. Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями учащихся является родительское собрание. Главное его предназначение - согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся. . К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие: Выбор темы собрания. Определение целей родительского собрания. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников. Приглашение родителей и других участников собрания. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания. Родительское собрание можно условно разделить на три части — вступительную, основную и заключительную.Вступительная часть. При входе в классную комнату учитель встречает родителей и предлагает им ознакомиться с выставками литературы и творческих работ учащихся. Затем родители занимают специально оборудованные для них рабочие места. Родительское собрание открывает и ведет в дальнейшем, как правило, классный руководитель или председатель родительского комитета. Кто-то из них в своем вступительном слове объявляет повестку собрания, напоминает его цели и задачи, знакомит с порядком совместной работы его участников, представляет приглашенных на собрание, подчеркивает актуальность обсуждаемых вопросов. Важно, чтобы впервые минуты собрания родители уже были мобилизованы, заинтересованы и готовы к активному участию в нем.Основная часть. Этот период связан с реализацией главного замысла организаторов собрания. Именно в данный период излагается наиболее важная, информация, происходит коллективное ее обсуждение, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы. Организация деятельности участников собрания строится в соответствии с правилами и требованиями, присущими избранной форме родительского форума. Необходимо сделать все для того, чтобы на собрании царила атмосфера заинтересованности, доброжелательности, доверия, чтобы происходило обогащение теоретического и практического арсенала родителей, чтобы не допускалось публичное осуждение родителей, даже в виде мелких упреков, за неудачи их детей в учебе или нарушение ими правил поведения учащихся. Лучше обратить внимание мам и пап на эти недостатки в индивидуальной беседе или сделать им письменное сообщение.Заключительная часть. Эта часть собрания включает в себя такие важные моменты, как принятие решения и анализ происшедшего на собрании. В данный период дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания, и затем оно утверждается с внесенными в него поправками. Очень важно, чтобы заключительный этап собрания стал прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению проблем, выявленных в ходе обсуждения. Реальный педагогический опыт интересен тем, что всегда срабатывает на практике. И поэтому я далее представлю сценарий родительского собрания.Целесообразным является проведение анкетирования родителей перед проведением родительского собрания и других совместных мероприятий. Сценарий родительского собрания «Учимся общению». ПОДГОТОВКА 1. На классных часах: проводится анкетирование учащихся с целью изучения отношений «ребенок-родитель» с использованием метода незаконченных предложений. Например: Мои родители... Мне кажется, что наша семья... Я своих родителей люблю, потому что...; учащимся предлагается сделать рисунки «Семья за праздничным столом», «Семья на отдыхе»; учащимся предлагается графический тест: «С кем вы чаще всего общаетесь?» (на схеме должны быть отражены взаимоотношения с окружающими - расстояние между партнерами на схеме должно отражать интенсивность их общения). Например:
Результаты тестов обрабатываются психологом совместно с классным руководителем. Родителям предлагается следующее задание. В течение педели они записывают свои слова и фразы, обращенные к детям. Затем эти записи классный руководитель собирает и запечатывает в отдельные конверты. Школьники оформляют плакаты, рисунки па тему «Как мы общаемся». Готовится музыкальное оформление: Б. Окуджава «Давайте говорить друг другу комплименты», В. Шаинский «Улыбка». Запись на доске: Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать. (И. Лафатер) Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе. (Ф. Честерфилд) Примечание: предварительная работа проводится за 2-3 недели до начала собрания. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЯ 1. Вступление классного руководителя. Зачитывает эпиграф Ф. Честерфилда. Стихотворение:
Любим тебя без особых причин За то, что ты внук, За то, что ты сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на маму и папу похож: И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей.
В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общения, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро и зло, все, чем характерна его семья. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а родители, пытаясь заработать на хлеб насущный, домой приходят поздно, и на общение часто уже не способны. Растет стена непонимания, возникают конфликты. Как следствие - обращение к психологу, к сожалению, уже в момент кризиса, когда налицо развал отношений. 2.Выступление психолога о проблемах взаимоотношений между родителями и детьми. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром? По данным социологического опроса установлено, что за сутки родители уделяют своему ребенку всего 18 минут. Это ли не парадокс? Психолог знакомит родителей с итогами проведенного исследования (результаты анкет и тестов). 3.В группах родители обсуждают 3-4 ситуации общения «Родители -дети». Представители от группы высказывают мнение о том, как разрешить возникший конфликт. Психолог или классный руководитель делают обобщение и дают совет. Например: - Дочери разрешили гулять до 10 часов вечера, она пришла в 11 часов. Как реагируют отец, мать, старший брат? - Как одеваться? Родители требуют надеть одно, а ребенку хочется другое. Работа родителей с конвертом, содержащим их собственные записи. Классный руководитель предлагает родителям поразмышлять над тем, как, по каким вопросам, проблемам и в каком тоне происходит их общение с детьми. По вынутым запискам они определяют особенности стиля общения. Работа по проектированию оптимальных вариантов общения родителей с детьми и защита своих проектов. Упражнение в проявлении невербальных средств общения (изумление, радость, интерес, улыбка, огорчение, тревога и др.). Подведение итогов собрания-практикума: что было самым интересным и полезным; какие выводы сделали для себя; что не устроило, не удовлетворило вас; ваши предложения на будущее. Непосредственный интерес из педагогического опыта школы представляет деловая игра как метод оптимизации взаимодействия взаимоотношений между педагогами и родителями. Далее я вкратце расскажу о деловой игре и приведу сценарий деловой игры. Деловая игра - это разновидность массовых, групповых игр, представляющая собой информационно-деятельностную модель проблемной ситуации, в процессе работы над которой участникам игры необходимо выявить противоречие и на основе принятия решений найти оптимальный выход из проблемной ситуации. Деловая игра применяется также для обучения командному взаимодействию, навыкам совместной продуктивной деятельности, работы над отдельными проектными заданиями и, в некоторых случаях, с целью оценки свойств и потенциала личностей участников, их профессиональных качеств. Деловая игра характеризуется следующими основными признаками: Наличие проблемной ситуации, включающей в себя противоречия. Игрокам необходимо сформулировать цель разрешения проблемы и на её основе из совокупности альтернативных вариантов выбрать оптимальный. Наличие общих целей участников игры. Так, при решении задачи развития собственного производства общей целью может быть сохранение общего источника ресурсов. Наличие ролей и назначение на них участников деловой игры. Например, каждый слушатель, занятый в игре, может исполнять роль руководителя производства, или мастера, или начальника цеха и т.д. 4.Различие интересов участников и учёт условий неопределённости в игровой ситуации. Первое может иметь место из-за разного отношения участников к рассматриваемой проблеме, разного состояния ресурсов и субъективных оценок их важности, неодинаковой ответственности участников игры за решение проблемы. Принятие и реализация в процессе игры определённой последовательности решений, каждое из которых зависит от решения, принятого данным участником на предыдущем этапе (шаге), и от действий других участников. Кроме того, имеет место повторяемость шагов, причём на каждом шаге, как и в реальной действительности, возможно достаточно сложное сочетание различных вариантов принимаемых мер. Объективность оценки результатов игровой деятельности. Она обеспечивается чёткими критериями оценивания и количественными показателями по нескольким шкалам. Охарактеризованные признаки деловых игр дают возможность очертить область их наиболее эффективного применения. Очевидно, что таковыми являются организационно-управленческие процессы, требующие решений.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |