Специализация и кооперирование предприятий: понятие, виды, формы, показатели уровня
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предприятие в системе общественной организации производства Специализация и кооперирование предприятий: понятие, виды, формы, показатели уровня Концентрация производства. Обоснование оптимального размера предприятий Комбинирование производства. Эффект диверсификации производства . ЗАДАЧА . СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Предприятие в системе общественной организации производства
Специализация и кооперирование предприятий: понятие, виды, формы, показатели уровня
В системе форм общественной организации производства большое значение имеет специализация, т. е. процесс обособления отдельных отраслей и производств, изготовляющих определенные виды изделий или осуществляющих определенные стадии производственного процесса по изготовлению продукта. Специализация производства в промышленности осуществляется в трех основных формах: предметной, подетальной, технологической. [5, c.35]. Предметная специализация означает сосредоточение производства определенных видов продукции конечного потребления. Предметом такой специализации могут быть станко-инструментальный или автомобильный завод, швейная фабрика, выпускающие определенные виды и сорта изделий. Подетальная специализация - сосредоточение производства определенных деталей и агрегатов, заготовок и полуфабрикатов, а также выполнение отдельных технологических процессов. В отдельных отраслях она может иметь конкретные разновидности, например, в машиностроении - подетальную, агрегатную, узловую. Пример подетальной специализации - шарикоподшипниковый завод, завод поршней и т.д. Превращение отдельных фаз производства или операций в самостоятельные производства - технологическая специализация (или стадийная). Например, литейный завод; центролиты, выпускающие заготовки для машиностроительных заводов; прядильная фабрика, изготовляющая пряжу для ткацких фабрик; отделочная фабрика. Имеются предприятия, специализированные на определенных вспомогательных функциях, например, ремонтные заводы, обслуживающие другие предприятия. Предпосылками повышения уровня специализации являются стандартизация, унификация, конструктивная преемственность и типизация процессов. Показатели уровня специализации должны отвечать следующим объективным требованиям: • давать однозначную оценку уровня специализации, которая позволяет сравнивать специализацию предприятий и производств; • показывать относительный уровень экономической эффективности специализации; • реагировать на изменения технического уровня производства; • отличаться простотой расчета, планирования и учета; • обладать универсальностью применения. Наиболее соответствует указанным требованиям показатель уровня специализации, основанный на оптимальном размере производства изделия (полуфабриката или выполнения группы однотипных операций)
где K - уровень (коэффициент) специализации изделия (полуфабриката или выполнения группы однородных операций);- объем выпуска изделия (или выполнения комплекса однородных операций) в объединении (предприятии, цехе, участке); Qo - минимально допустимый или оптимальный размер производства изделия (или выполнения комплекса однородных операций). Применение оптимального размера производства в качестве базы для определения уровня специализации устраняет множественность показателей. Предлагаемый показатель учитывает особенности каждого изделия. Для предприятия, выпускающего несколько изделий, уровень специализации определяется коэффициентами специализации по всем изделиям и удельным весом каждого из них в программе предприятия по объему продукции. Так же определяется и уровень специализации производства по отрасли. Кроме перечисленных, используются и другие показатели, например: удельный вес специализированной отрасли в общем выпуске данного вида продукции; удельный вес основной (профилирующей) продукции в общем выпуске отрасли или предприятия; удельный вес узкоспециализированных предприятий и производств оптимальных размеров в изготовлении определенных изделий и полуфабрикатов; количество конструктивно и технологически однородных групп, видов и типов изделий, изготовляемых на предприятиях; удельный вес покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов в общем объеме изготовляемой продукции на предприятии и др. В практике промышленности под кооперированием понимают производственные связи предприятий по совместному производству конечной продукции. Производственное кооперирование непосредственно вытекает из специализации отраслей и предприятий на изготовление отдельных заготовок, деталей и агрегатов для машин, оборудования, других изделий и продуктов. Процессы кооперирования - это поставки комплектующих полуфабрикатов и выполнение работ для потребностей определенного производства; связь поставщика с определенными покупателями данного вида продукции; работа поставщиков на определенных потребителей, изготовляющих готовую продукцию или же продолжающих формировать полуфабрикат. Поставщик должен выполнять определенные требования данного потребителя. Различают кооперирование по отраслевому и территориальному принципам. Кооперирование по отраслевому принципу делится на внутриотраслевое и межотраслевое, а по территориальному - на внутрирайонное и межрайонное. Внутрирайонное кооперирование способствует комплексному развитию хозяйства в отдельных районах и является важным условием лучшего использования местных ресурсов и производственных возможностей. Однако по многим изделиям промышленности кооперирование в рамках одного экономического района не всегда позволяет рационально использовать производственные мощности предприятий. В этих случаях целесообразно организовать межрайонное кооперирование. Наиболее широко распространено кооперирование в машиностроении, пищевой, легкой, деревообрабатывающей промышленности. Уровень кооперирования определяется следующими основными показателями: • удельным весом в себестоимости выпускаемой предприятием продукции, комплектующих изделий и полуфабрикатов, получаемых по кооперированию; • удельным весом полуфабрикатов, изготовляемых предприятием на сторону, в общем их выпуске и в выпуске всей продукции; • количеством предприятий, кооперирующихся с данным предприятием [5 c. 62].
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |