Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика методических приемов



2020-02-04 198 Обсуждений (0)
Характеристика методических приемов 0.00 из 5.00 0 оценок




Выход за пределы. «Если учитель сможет гармонично вплести в ткань урока последние события, окружающую действительность, сюжет из популярного мультфильма, детского сериала - восторг и признательность ему обеспечены». [5]

Прием помогает соотносить характеры, привычки, действия героев сказок с бытовыми привычками людей, особенностями их психического склада для раскрытия сущности изучаемых процессов, явлений. Прием относится к группе субъект-субъектных методов, в основе которых лежит диалог учителя и учеников. [10]

Данный прием позволяет объединить образовательный материал с возможностью подключить в процессе занятий практически бесконечный спектр произвольно выбираемой информации (из СМИ, кино, интернета, книг).

Как правило, «выход за пределы» способствует переосмыслению школьниками своего опыта, прежде всего личностно - смыслового отношения к процессу учебной деятельности, помогает ученикам выявлять свои учебные возможности. Я чаще всего использую известные сказки, литературные произведения, мультфильмы. (Приложение 2) Знакомые сюжеты позволяют подвести учащихся к необходимым определениям и понятиям, а рассуждения от третьего лица - уверенно высказывать свои мысли. Анализ поступков и действий героев материала носит практикоориентированный характер, расширяет субъектный опыт учащихся, помогает формировать учебные умения и навыки. [8]

Актуальность данного приема - в возможности проводить нравственные беседы, что способствует формированию у учащихся гражданского самосознания, патриотизма, ответственной социальной позиции. [13]

Компонентами приема выступают анализ (разложение на части, т.е. выделение важных элементов в соответствии с учебной программой), и синтез (сборка из отдельных частей целого предмета, т.е. вывод).

Моя задача - коррекция процесса: направление учащихся с помощью вопросов, советов, построение обратной связи, поддержка поиска правильной оценки ситуации. Прием создает ситуацию успеха, повышает мотивацию учебной деятельности, способствует выработке учебных умений и навыков в нестандартной ситуации, усвоение инструментария урока идет значительно легче.

Использование элементов ролевой игры. Ролевая игра - это игровая и учебная деятельность одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях. Учебный характер игры ими часто не осознаётся. Ролевая игра обладает большими возможностями, способствует пониманию других людей. Учитель, принимающий на себя роль мастера игры, определяет цели введения ролевой игры в образовательный процесс, формулирует проблему, которую необходимо решить. Учитывая это, выбирается форма игры. [13]

Поскольку ролевая игра в полном объеме занимает слишком много времени и часто требует применение инвентаря, на своих уроках я использую только элементы ролевой игры как методический прием одного из этапов урока. Это позволяет одновременно проводить тренировочные упражнения для усвоения знаний и формирования жизненных ценностей, вырабатывать оптимальное, основанное на уверенности в себе поведение в той или иной жизненной ситуации (Приложение 4). [6]

Актуальность использования элементов ролевой игры: способствует оценке социальных явлений и процессов с применением усвоенных знаний (Приложение 5). Ценность элементов ролевой игры состоит и в том, что, обмениваясь ролями, можно увидеть ситуацию с другой точки зрения и еще больше обогатить свой опыт. [7]

Использование различных форм тестирования. «Осознание самого себя - это предпосылка для целенаправленного изменения самого себя». [7] Тесты носят развивающий характер, с педагогической психологией они не связаны. Для активизации текущей учебной деятельности применяются не тесты, а совокупности заданий в тестовой форме, которые, в отличие от тестовых заданий, тест не образуют. [3] Тест знакомит учащихся с фактами, общепринятой точкой зрения, нормами поведения. (Приложение 7)

Субъективный опыт учащихся, неупорядоченное множество впечатлений перестраиваются, переоцениваются, идет процесс согласования опыта учащихся с общественным опытом (Приложение 8). Школьник в этой ситуации меняет прежние представления, генерирует новые знания. [16]

Тестовые задания можно брать непосредственно из различных сборников тестов, которые сегодня достаточно широко представлены в педагогической и методической литературе. [9] [11] [12]

Перспективное домашнее задание. Задание массивом [5] при апробации трансформировалось в перспективное домашнее задание. На первом занятии каждой четверти, каждого раздела я нахожу время для подробного инструктажа о предстоящей работе для снятия тревожности у учащихся, преодоления мнения о сложности предмета (Приложение 1).

Прием соответствует индивидуальным потребностям личности, снимает напряженность у группы учащихся с повышенным беспокойством по поводу оценок, а разъяснение критериев придает уверенность, что дает дополнительную возможность учащимся самореализоваться, расширить кругозор. [14]

Дети получают задание массивом[5]: понятия, которые они должны усвоить, темы эссе и правила написания, критерии оценки всех творческих работ согласно нормативным документам, график поддерживающих занятий и критическую дату, после которой работы не принимаются и коррекция отметки невозможна (обычно это происходит за неделю до конца четверти).

Первые задания выполняются не всеми учащимися, а результат работ не всегда совпадает с уровнем притязаний. Анализ работ проходит в индивидуальном порядке на основании нормативных документов. Обсуждаем, что в работе не было учтено, что выполнено не совсем верно. Уровень притязаний учащихся к концу учебного года повышается.

Планирование структуры урока

обучение воспитательный урок

В методической литературе выделяются четыре уровня проблемного обучения, которые зависят от содержания учебного материала и степени подготовленности учащихся к такому виду деятельности. [15]

Используемые мной методические приемы применимы на втором (проблему создал учитель - совместно решили) и третьем (проблему создал учитель - учащиеся решили) уровнях проблемного обучения.

Задачи учителя при планировании урока:

. Руководствуясь объемом и сложностью усвоения материала для учащихся определить прием, его место в структуре урока, способ и форму использования материала. Прием должен актуализировать субъектный опыт учащихся, а не быть просто наглядностью.

. Представить, как будет идти мыслительный процесс учащихся: анализ, сравнение, абстрагирование, синтез известных нам фактов, предвидеть вероятные последствия - как положительные, так и отрицательные.

. Наметить себе отработку какого оптимального поведения или выводов должны сделать учащиеся, какие развивающие и воспитательные задачи должны решить.

. Продумать вопросы для подведения учащихся к выводу. Не забыть об эмоциональной окраске вопросов для формирования субъектного опыта учащихся и решения воспитательных задач урока.

. Корректировать деятельность учащихся в ходе урока, анализ результатов урока.

Наиболее плодотворно использование методических приемов на комбинированном уроке. Элементы (этапы) урока могут быть скомпилированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения большего круга учебно-воспитательных задач. На комбинированном уроке учитель может достичь нескольких целей и лучших результатов. [16]

При изложении нового материала периодически использую прием «лекция с паузами». [15] Учебный материал излагается «дозировано». После каждой смысловой части делаю остановку, обсуждаем проблемные вопросы: идет поиск коллективного ответа на вопрос, вместо обсуждения могу использовать методические приемы (элементы ролевой игры, выход за пределы - выполнение задания дает возможность выявить пробелы или неверные представления в знаниях и скорректировать их).

Прием «выход за пределы» используется для усвоения понятий, темы учебного предмета; чаще прием встраивается на этапе подготовки к усвоению новых знаний или первичного усвоения новых знаний. В учебную деятельность вводится элемент обыгрывания ситуации, который переводит дидактическую задачу в игровую; усвоение знаний идет от простого к сложному. Я чаще использую прием для освоения понятий, приобретения и коррекции новых знаний и умений. Прием обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний, связей в объекте изучения. (Приложение 3)

Использование элементов ролевой игры применимо на этапе проверки домашнего задания или при первичной проверке понимания усвоения нового материала. Прием помогает установить правильность, осознанность учебного материала, выявив пробелы в знаниях, неверные представления и произвести их коррекцию.

Задания в тестовой форме целесообразно использовать на этапе актуализации знаний, мотивации учебной деятельности как всего урока, так отдельного этапа урока. Тест помогает учащимся осознать практическую значимость получаемых знаний и умений, важность темы, цели и задачи урока.



2020-02-04 198 Обсуждений (0)
Характеристика методических приемов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика методических приемов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)