Условия формирования методических приемов
Приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках обществоведения
Введение обучение воспитательный урок Исходя из задач Программы развития общего среднего образования на 2007-2016 годы [1] школьное образование должно решать проблемы в сфере учебной деятельности, то есть научить учиться. Принципиально значимым при этом является усиление воспитательной функции в содержании образования, создание и применение технологий обучения и воспитания, обеспечивающих формирование у учащихся идейно-нравственных, гражданских, патриотических ценностей и убеждений, основанных на идеологии белорусского общества и государства. [2] В школе преподается много различных предметов, и все они займут определенное место в жизни будущего взрослого человека. Обществоведению в этом перечне принадлежит особая роль. Вкратце это можно представить следующим образом: будущая жизнь нашего ученика является проектом, который разрабатывает и реализует он сам. Как и в любом другом, в этом проекте огромную роль играет информация, особенно та, которая будет способствовать социализации ребенка, его адаптации в обществе. Именно обществоведение как предмет должно обеспечивать успешную социализацию школьников, выработку у них установок, убеждений и умений, необходимых для продолжения образования, включения в трудовую деятельность и общественную жизнь, решения проблем, связанных с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.). [1] Изучение «Обществоведения» начинается с 9 класса. Предмет для учащихся новый, отличающийся от других интегрированным характером обучения. С одной стороны, школьники должны усвоить содержание, сумму научных знаний (знаниевый подход), с другой - научиться реализовывать полученные знания (практическая направленность). Основным результатом обучения являются изменения в самом школьнике, его развитие: овладение учащимся новыми понятиями, представлениями, способами мышления, т.е. самосовершенствование. Моя же задача как учителя - показать на учебном занятии, как самостоятельно ориентироваться в потоках самой разнородной информации, в сложных процессах общественной жизни. Цель работы: на основе моего опыта показать механизм отбора и использования методических приемов актуализации субъектного опыта учащихся в учебном процессе и эффективность их применения для успешной социализации школьников. Условия формирования методических приемов
В ходе освоения содержания данного предмета, осуществляя дидактические принципы отбора и построения учебного материала, я столкнулась с определёнными сложностями в работе с учащимися. Ещё на вводном учебном занятии при знакомстве с содержанием предмета учащиеся заносят его в разряд сложных. Ребят обычно пугает количество новых понятий и определений, их формулировка, объём параграфов, поставленные задачи. Это снижает мотивацию изучения предмета. Причина понятна: в современном компьютерном мире школьники читают мало, высказывать свои мысли им сложно, собственные взгляды не сформировались. Не последнюю роль играет и специализация классов. Спортивные классы нашей школы имеют свой график тренировок, отсюда объективные пропуски уроков. Увеличивается количество школьников с преобладанием внешней мотивации к учебной деятельности, с нарушением системы отношений к себе и окружающим. Значительное количество информации учащиеся приобретают за пределами образовательного процесса, школы вообще, в социальных сетях и т.д.У них складывается неупорядоченное множество впечатлений, формируется личный опыт (не всегда позитивный), что осложняет формирование навыков социального поведения, осознанной гражданской позиции. У определенной группы учащихся существует тревога за балл аттестата, часто подогреваемая (провоцируемая) интересами родителей. Это выражается в обсуждении проблемы получения хорошей отметки за четверть. Обратите внимание: сами знания детей не очень интересуют. «Если тебе дали лимон, сделай из него лимонад», - Д. Карнеги. Лучший выход из ситуации - минусы обратить в плюсы. Создать условия для того, чтобы ученик испытывал удовлетворение и радость от самого процесса обучения, от преодоления посильных трудностей и от умения владеть собой. Учащимся на занятиях должно быть комфортно, учебные знания должны усваиваться практически естественным путем. [17] Для достижения цели оптимизировала условия проведения учебных занятий следующим образом: ▪ включила в содержание урока методические приемы, активизирующие самостоятельную деятельность учащихся, в результате процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков происходит естественным путем. ▪ использую личный опыт учащихся как фактор изучения программного материала. Оптимизация условий проведения учебных занятий повысила эффективность достижения поставленных целей, мотивацию учащихся, интерес к предмету, что способствует решению основной задачи предмета - социализации личности. Оптимизация структуры учебной деятельности дала две - три минуты для беседы с учениками, которая подчас бывает просто необходима. Методические приемы должны: быть несложными для учащихся; не зависеть от учебных навыков (внимание, дисциплина, умение слушать); не иметь возрастных границ; позволять всем учащимся чувствовать себя субъектами процесса; подключать все каналы восприятия информации (логику, эмоции, действия), не опираясь на одну лишь память и воспроизведение; сочетать теорию и практику; быть надёжными в усвоении знаний; способствовать сохранению здоровья учащихся; иметь интегративные варианты использования. Изменяя форму учебного сотрудничества нужно продумать и провести инструктаж по нормам поведения на уроке. Требуется подвести учащихся к идее, что: следует, не боясь ошибиться, высказываться непосредственно по теме; цель совместной деятельности заключается в возможности научиться анализировать те или иные ситуации, сформировать определенную «свою» точку зрения. Есть два пути поиска оптимальных методов и приемов по заданным критериям: изучение образовательных новинок и апробация подходящих на практике. Второй путь - заимствовать лучшие методики из разработок ведущих методистов, т.е. использовать своего рода педагогические шпаргалки. Именно шпаргалки, так как даже лучшие образцы чужого педагогического опыта нельзя применить в неизменном виде. Обществоведение - предмет особо приближенный к игровой форме, ведь обществоведческое образование предполагает не только усвоение знаний и понятий, но и тренировку навыков социального поведения. Использование игровых форм создает благоприятные условия для понимания и усвоения нравственных норм в естественных условиях. Поэтому шпаргалками для меня стали методические разработки Г.К. Селевко, [15] М.Г. Ермолаевой, [6], А.А. Гина, [5] В.П. Аникина, [4] Л.Д. Коротковой. [8] Для актуализации субъектного опыта учащихся лучше всего себя зарекомендовали следующие приемы: выход за пределы, тестирование, элементы ролевой игры, задание массивом.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (154)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |