Характеристика структурных компонентов речи в норме
В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен (2 г. 6 месяцев - 5 лет), специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Такой анализ и оценку речевой деятельности маленького ребенка не возможно провести, если не иметь конкретных данных о формировании детской речи в норме. Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: крики - гуление - лепет - слова - словосочетания - предложения - связный рассказ. При этом в соответствии с возрастной шкалой специалисты придерживаются следующих характеристик: .Крики - возникают самостоятельно - с рождения до 2-х месяцев; .Гуление - стихийно не возникает, его появление обусловлено общением ребенка со взрослым - с 2 до 5-7 месяцев; .Лепет - его длительность от 16-20 до 30 недель (4-7,5 месяцев); .Слова - переход к пользованию словами осуществляется на фоне продолжающегося лепета - с 11-12 месяцев; .Словосочетания - после усвоения двухсложных и трехсложных слов - с 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев; .Предложения - конструирует в условиях наглядной ситуации с 2 лет, с 2 лет 6 месяцев появляются вопросы "где? куда?", с 3 лет - "почему? когда?" .Связный рассказ - появляется с воспроизведением коротких рассказов, стихов, потешек с 3 лет, постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушках - с 4 лет, овладение элементами контекстной речи с 5 лет. Таким образом, при нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Остановимся подробней на характеристике структурных компонентов речи детей пяти лет: . Фразовая речь характеризуется простыми распространенными предложениями. Так же употребляют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов. . Понимание речи характеризуется осознанием смысла обращенной речи; есть устойчивость внимания к речи окружающих; способностью выслушивать ответы, указания взрослых; пониманием смысла учебных и практических задач; слушанием, замечанием и исправлением ошибок в речи товарищей и своей; пониманием и изменением слов с помощью приставок, суффиксов и флексий; пониманием оттенков значений однокоренных и многозначных слов, особенностей логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения. . Словарный запас характеризуется объемом до 3000 слов; появлением обобщающих понятий (посуда, одежда, мебель и т.д.); частым использованием прилагательных - признаков и качеств предметов; появлением притяжательных прилагательных (лисий хвост и т.д.), широким использованием наречий и местоимений, сложных предлогов (из-под, из-за и др.); владением словообразованием: образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова, относительные прилагательные (дерево - деревянный, снег - снежный) и т. д. Ярко проявляется словотворчество. . Грамматический строй речи характеризуется согласованием прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, существительных с числительными; изменением слов по числам, родам, лицам; правильным употреблением предлогов в речи. Увеличивается количество грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных; неправильно согласовываются глаголы с существительными, нарушается структура предложений. . Звукопроизношение. Заканчивается процесс овладения звуками; речь в целом чистая и отчетливая; возрастает интерес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм. . Фонематическое восприятие характеризуется достаточно хорошим развитием фонематического слуха: дети дифференцируют слова типа коза - коса, поток - потек; устанавливают наличие заданного звука в слове, выделяют первый и последний звук в слове, подбирают слово на заданный звук; различают темп речи, тембр и громкость голоса. Но более высокие формы анализа и синтеза слов без специального обучения не развиваются. . Связная речь характеризуется тем, что дети пересказывают знакомую сказку, короткий текст (дважды прочитанный), выразительно читают стихотворения; составляют рассказ по картине и серии сюжетных картин; довольно подробно рассказывают об увиденном или услышанном; спорят, рассуждают, мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей. Приведенные выше данные могут использоваться в работе логопеда как условный эталон возрастной нормы детской речи. Основное назначение условного эталона - " соотнести состояние речи, выявленное на обследовании, с данными условного эталона нормы, что позволит установить фазу (стадию) развития аномальной детской речи и оценить степень сформированности в ней различных компонентов языка". Таким образом, при работе с детьми специалист должен уметь разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Это дает право на правильное распределение времени работы с ребенком и на верное направление коррекционной работы.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |