Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности слуха, влияющие на развитие речи детей с синдромом Дауна



2020-02-04 221 Обсуждений (0)
Особенности слуха, влияющие на развитие речи детей с синдромом Дауна 0.00 из 5.00 0 оценок




Обычно дети учатся понимать речь и говорить, слушая то, что происходит вокруг них. К сожалению, у большинства детей с синдромом Дауна слух в той или иной степени ослаблен, по крайней мере какую-то часть времени. Это не может не влиять на развитие речи. Возникает необходимость для развития речи использовать зрительные «подсказки» - жесты, карточки с картинками, чтение. Кроме того, детям с синдромом Дауна зачастую трудно выделять то, что им говорят, на фоне шума, всего звукового фона, который они слышат в этот момент, особенно в классной комнате.

Многие дети с синдромом Дауна испытывают некоторый недостаток слуха, особенно в первые годы жизни. До 20% детей могут иметь сенсоневральную потерю слуха, вызванную дефектами развития уха и слухового нерва. Уровень слухового восприятия может меняться в течение дня.

У детей с синдромом Дауна могут наблюдаться несколько видов тугоухости:

. От 65 до 80% детей с синдромом Дауна страдают от звукопроводящей тугоухости. Это означает, что жидкость либо последствия инфекции внутри уха мешают ребенку воспринимать звук. Как правило, это происходит в результате отита. У некоторых детей скапливается жидкость за барабанной перепонкой, даже если у них не было ушной инфекции. Это может произойти из-за врожденной краткости и/или узости слухового канала у детей с синдромом Дауна либо врожденной деформации евстахиевой трубы.

Если ребенок не слышит звуков окружающей среды, то он не научится обращать на них внимание и выделять среди шума значащие звуки (дверной звонок, например). Разумеется, ему будет намного труднее научиться понимать речь на слух. Обычно в случае со скапливанием жидкости ребенок иногда слышит лучше, даже тихие звуки, а иногда - хуже, плохо распознает слова на слух, таким образом, он может думать, что услышал одно слово, когда было произнесено совсем другое, похожее по звуковому облику, и в результате не понять всю фразу. Попросите такого ребенка подать книжку, которая лежит у него под носом, - он обернется, поищет мышку (шишку…), не найдет и скажет, что ее тут нет. На самом же деле существует чисто физическое препятствие, мешающее ему распознавать звуки и слова.

Было установлено, что дети, которых кормили грудью, реже страдают от ушных инфекций. Видимо, это связано с тем, что во время кормления грудью младенец находится в другой позиции, нежели младенец, сосущий бутылочку. Дети, лежащие на спине во время кормления, более подвержены риску ушных инфекций, так как молоко может затечь внутрь евстахиевой трубы и так попасть в среднее ухо.

. Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость - более постоянный тип тугоухости, связанный с повреждением среднего уха и (или) слухового нерва. Дети с таким типом тугоухости не слышат звуки определенной высоты, и им обычно помогает использование слухового аппарата.

Согласно некоторым исследованиям, шум в классной комнате во время занятий достигает 60 децибел, тогда как учительский голос звучит на уровне 62-64 децибел. Разумеется, ребенку с любой степенью потери слуха, ребенку с синдромом Дауна достаточно трудно вычленить то, что говорит учитель, на уровне общего беспорядочного шума, производимого детьми. В этом случае также может помочь слуховой аппарат, увеличивающий амплитуду только звуковых колебаний, производимых голосом учителя.

Таким образом, поскольку слух имеет решающее значение для овладения речью, нужно заботиться о том, чтобы ребенка регулярно осматривали отоларинголог и специалист по тестированию слуха - аудиолог. Возможно, ребенку с синдромом Дауна понадобится слуховой аппарат. (Известен драматический случай американки с синдромом Дауна, перенесшей в детстве отит и оглохшей, чего долгое время никто из ее окружения не замечал. Ее неспособность реагировать на то, что ей говорят, списывали на глубокую умственную отсталость, присущую некоторым людям с синдромом Дауна.) В США сейчас приняты рекомендации, согласно которым слух ребенка с синдромом Дауна проверяют сразу после рождения, затем каждые шесть месяцев до трехлетнего возраста, затем каждый год вплоть до совершеннолетия.

Таким образом, у большинства детей с синдромом Дауна слух ослаблен и это не может не влиять на развитие речи таких детей. А поскольку слух имеет очень важное значение в процессе овладения речью, необходимо заботиться о том, чтобы ребенка осматривали отоларинголог и аудиолог.


 

Заключение

 

Детям с синдромом Дауна обычно труднее учиться из-за задержки в развитии. В освоении речи это проявляется особенно ярко, ведь с речью в первую очередь связаны такие мыслительные процессы, как логика, понимание, память. Эти проблемы зачастую мешают ребенку, но над ними можно работать всю жизнь, постоянно улучшая результат. Нужно стараться давать ребенку возможность использовать знакомые слова во всех новых ситуациях, создавать для него различные ситуации общения.

Перечень биологических факторов риска для нарушений речи достаточно обширен и во многом сходен с причинами, вызывающими нарушения мышления. Это связано с тем, что в развитии человечества речь является самой «молодой» и ранимой психической функцией, которая страдает даже под влиянием минимальных патологических факторов, когда другие системы детского организма не затронуты. Благополучное развитие речи в раннем возрасте в значительной мере определяется такими социальными факторами, как наличие вокруг ребёнка нормальной языковой среды, эмоционально близких отношений с матерью, отсутствие психологических стрессов и тяжёлых социально-бытовых условий в семье. Логопедическое воздействие на ранних этапах становления речевой функции опирается на взаимосвязанное рассмотрение вопросов речевого, познавательного, социально-эмоционального развития с учётом специфики овладения основными функциями речи в данном возрасте. Логопедическая диагностика и коррекция, имеющая целью раннее распознавание и исправление средствами образования отклонений речевого развития, должно начинаться с первых месяцев жизни ребёнка, что предполагает использование специальных методов обследования и дифференциальной диагностики в сочетании с тщательным анализом данных медицинского анамнеза и психолого-педагогическим наблюдением за ребёнком.

К.С. Аксаков писал: "Слово - есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира". Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку сформировать правильную речь.


 

Список литературы

1. Архипенко Г.А. Развитие речи младших дошкольников с недостатками зрения // Дошкольное воспитание. 2005. №5.

.   Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоении устной речи. - М., 1977.

.   Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. - М., 1994 - часть 1.

.   Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 1974г.

.   Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. - М., 1996.

.   Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений - М., 1982. - Т. 2.

.   Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.

.   Епифанцева Т.Б., Кисиленко Т.Е, Могилева И.А., Соловьева И.Г., Титкова Т.В. Настольная книга педагога-дефектолога // Серия «Сердце отдаю детям», Ростов-на-Дону., 2005.

.   Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1990.

.   Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

.   Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М., 1993.

.   Зееман М. Растройство речи в детском возрасте. / Пер. с чешского; Под ред. и с предесловием В.К. Трутнева и С.С. Ляпидевского. - М., 1962.

.   Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - Л., 1982.

.   Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М., 1985 г.

.   Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.

.   Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). - М., 1978.

.   Развитие мышления и речи у аномальных детей : ученые записки, т.256 / отв.ред. М.Е. Хватцев. - Л., 1963

.   Сековец, Разумова, Дюнина, Ситникова. Коррекция нарушений речи у дошкольников. - М., 1999.

.   Серия статей в журнале "Дефектология" за 1985 - 1986 гг. Т.Б. Филичивой и Г.В. Чиркиной.

.   Статья Слух, речь и воспаление уха на сайте "Даунсайд Ап".

.   Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987.

.   Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.

.   Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.

.   Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1959.



2020-02-04 221 Обсуждений (0)
Особенности слуха, влияющие на развитие речи детей с синдромом Дауна 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности слуха, влияющие на развитие речи детей с синдромом Дауна

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)