Формирование технического задания на разработку ИС и ее моделирование
Техническое задание по ГОСТ 34.602-89
Сформируем техническое задание на создание информационной системы для фитнес-центра: 1) Общие сведения Полное наименование системы: ИС «Учет клиентов для фитнес-центра». Наименование предприятия разработчика и заказчика системы и их реквизиты: Заказчик: Разработчик: Документы, на основании которых создается информационная система: Методология SADT (метод IDEF0, метод IDEF1X, метод IDEF3, нотация в терминах DFD), ГОСТ 34.602-89. Плановые сроки начала и окончания проекта по созданию системы: Начало: 14.01.2014 г. Окончание: 03.06.2014 г. 2) Назначение и цели создания системы Назначение системы: разрабатываемая ИС предназначена для обеспечения эффективной работы фитнес-центра на основе новых технологий и оборудования, отвечающих современным требованиям, действующим нормативным документам и техническим требованиям. Управляемый процесс является бизнес-процессом, направленным на получение максимальной прибыли от деятельности центра, оказывающего спортивно-оздоровительные услуги. Объект автоматизации - фитнес-центр. Автоматизации подлежит система учета клиентов. Цель создания системы: проектирование системы учета клиентов для фитнес-центра, приводящее к более эффективной работе. Критерием оценки достижения цели создания системы является улучшение качества обслуживания клиентов. 3) Характеристика объектов автоматизации представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Характеристика объектов автоматизации
) Требования к системе ) Требования к системе в целом ) Требования к структуре и функционированию В системе можно выделить информационное хранилище - базу данных (Microsoft Access 2010). Система должна обеспечивать работу пользователей в режиме 12 часов в день, 7 дней в неделю. ) Требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы Конечный пользователь системы должен обладать навыками работы на компьютере (Microsoft Office), а также знаниями соответствующей предметной области. ) Требования к функциям Система учета клиентов имеет функцию формирования данных о клиентах с последующей корректировкой, удалением, а также добавлением новых данных о новых клиентах. ) Требования к видам обеспечения СУБД Access (версия не ниже 2007) ) Состав и содержание работ по созданию системы Создание информационной системы учета клиентов. Начало этапа: 14.01.2014 г., конец этапа: 30.05.2014 г. ) Источники разработки ГОСТ 34.602-89 - «Техническое задание на создание автоматизированной системы»; ГОСТ 34.601-90 - «Автоматизированные системы. Стадии создания»; Методология SADT (IDEF-методы, DFD); Унифицированный язык моделирования UML.
Моделирование системы
Для отражения последовательности процессов регистрации клиента и продажи клубной карты построим диаграмму потоков работ IDEF3. Данная диаграмма позволяет увидеть подробно ситуацию, когда процессы выполняются в определенной последовательности. На диаграмме видно, что первым действием является обработка анкеты здоровья клиента. Это действие необходимо для того, чтобы выяснить, какими заболеваниями, возможно, страдает клиент, есть ли у него вредные привычки, а также прочую информацию, позволяющую понять, какой абонемент на какой вид занятий противопоказан данному клиенту, а какой, наоборот, можно рекомендовать. Обработка анкеты здоровья осуществляется сотрудником фитнес-центра в произвольной форме. Далее происходит проверка данного клиента в базе данных. Если клиент уже посещал фитнес-центр и остался базе, то можно скорректировать уже имеющиеся данные, например, изменить номер телефона, электронную почту и т.д. В противном случае клиент заносится в базу данных. После этого клиенту в индивидуальном порядке предлагается тот или иной вид тренировок и происходит непосредственно продажа абонемента, причем во время продажи клиент также подписывает договор на оказание спортивно-оздоровительных услуг. В итоге клиент получает клубную карту, с тем абонементом, который он приобрел, а также чек об оплате. Одним из главных блоков разрабатываемой системы является информационное хранилище - база данных. Для разработки базы данных «Работа с клиентами» использовался расширенный метод IDEF1X. Сущности: Клиенты, Учет, Абонемент, Тренеры, Залы, Скидки. Сущность Клиенты содержит атрибуты: Фамилия, Имя, Отчество, Телефон, Дата_рождения, Место_жительства, Эл_почта. Таким образом, в базу данных вносится основные данные клиента. Сущность Учет содержит атрибуты: Начало_действия, Конец_действия - это сроки действия клубной карты, которую приобретает клиент, также Сумма, которую он должен оплатить и атрибут Оплачено, который в дальнейшем будет отображать наличие оплаты либо ее отсутствие. Сущность Абонемент содержит атрибуты: Наименование (описание занятия, на которое выдается абонемент), Цена этого абонемента (за месяц). Сущность Тренеры содержит атрибуты: Фамилия, Имя, Отчество и Должность. Это также основные данные тренера. Сущность Залы содержит атрибуты: Название (залом также называется бассейн, теннисный корт и т.д.), Площадь этого зала. У сущности Скидки один атрибут - Сумма (в%). Преобразовав типы данных, получаем физическую модель. Согласно физической модели, каждому атрибуту присвоен соответствующий ему тип данных. Описание физической модели данных представлено в таблице 2.
Таблица 2 - Описание сущностей физической модели
Таким образом, получили ER-модель фитнес-центра. В дальнейшем она позволит реализовать конечную базу данных в среде Microsoft Access. Для того чтобы можно было представить осмысленные модели всех процессов, воспользуемся методом объектно-ориентированного проектирования UML. С его помощью разработаем визуальные модели бизнес-процессов. Построим диаграмму классов, описывающую структуру системы, а также демонстрирующую классы, их атрибуты и отношения между друг другом. Опишем более подробно каждый из классов. Спецификация класса Клиент приведена в таблице 3.
Таблица 3 - Класс Клиент
Спецификация класса Клубная карта приведена в таблице 4.
Таблица 4 - Класс Клубная_карта
Этот класс представляет собой карты клиентов фитнес-центра, на которых записана информация о тех абонементах, которые приобрел клиент. Спецификация класса Абонемент приведена в таблице 5.
Таблица 5 - Класс Абонемент
Между приведенными выше классами существуют отношения, которые показывают взаимодействие этих классов между собой. Класс Клиент и Клубная_карта - отношение ассоциации, поскольку данные два класса просто связаны друг с другом и никакие другие типы связей здесь применить нельзя. Один клиент может приобрести несколько клубных карт, но каждая карта принадлежит только одному клиенту, поэтому кратность связи со стороны класса Клиент - 1, со стороны Клубная_карта - 1..n. Класс Клубная_карта и Абонемент - отношение композиции, поскольку абонементы записаны на клубную карту, и без них карта существовать не может. На одной карте может быть записано несколько абонементов, а абонемент записан в одной карте, поэтому кратность связи со стороны Клубной_карты - 1, со стороны Абонемента - 1..n. Также необходимо создать граничный класс Параметры_карты - класс, обеспечивающий механизм работы с картой. И граничный класс Добавить_новую_карту, который будет служить для создания новых карт. Отношение между этими классами - агрегация, поскольку в данном случае класс Добавить_новую_картурассматривается как часть класса Параметры_карты, частями которого также будут классы для просмотра, редактирования и удаления клубных карт. Кратность связи 1 к 1, поскольку в состав класса Параметры_картывходит только один класс Добавить_новую_карту. Добавим управляющий класс Управление_картами, который обеспечивает работу с клубными картами клиентов. Данный класс будет связан с классами Добавить_новую_картуи Клубная_карта. Отношение между классами Добавить_новую_картуиПараметры_карты- однонаправленная ассоциация с кратностью связи 1 к 1, поскольку один экземпляр класса Добавить_новую_картувзаимодействует только с одним экземпляром класса Параметры_карты. Отношение между классами Управление_картамии Клубная_карта - однонаправленная ассоциация с кратностью связи 1 к 1..n, поскольку один класс Параметры_карты может взаимодействовать с несколькими классами Клубная_карта. Для того чтобы продемонстрировать особенности взаимодействия между объектами системы, построим диаграмму последовательности, которая является имитационной моделью системы и показывает процесс взаимодействия элементов между собой во времени. Диаграмма последовательности является одной из разновидностей диаграмм взаимодействия и предназначена для моделирования взаимодействия объектов системы во времени, а также обмена сообщениями между ними. Подробное описание всех компонентов диаграммы последовательности информационной системы представлено в таблице 6. Таблица 6 - Спецификация диаграммы последовательности
Рассмотрим поведение системы с точки зрения внешнего наблюдателя. Для этого построим диаграмму прецедентов. Диаграмма прецедентов(USE CASE вариантов использования) является исходной концептуальной моделью системы в процессе ее проектирования и разработки. Разработка диаграммы прецедентов преследует цели: . Сформулировать общие требования к функциональному поведению проектируемой системы. . Разработать исходную концептуальную модель системы для ее последующей детализации в форме логических и физических моделей. . Подготовить исходную документацию для взаимодействия разработчиков системы с ее заказчиками и пользователями. Таким образом, на рисунке 10 видно, что основными субъектами системы являются клиенты и сотрудники. Также существуют прецеденты - целостные наборы тех функций, которые имеют ценность для рассматриваемого субъекта. Наиболее значимыми в системе являются следующие прецеденты: проверка наличия клиента в базе данных, а также оформление продажи клубной карты клиенту. Эти прецеденты, в свою очередь, связаны с такими прецедентами, как: внесение клиента в базу данных, согласование условий оплаты с клиентом, подбор занятий по интересам клиента, обеспечение клиента необходимой информацией, подбор тренера и предложение того или иного абонемента. Между субъектами и прецедентами, являющимися основными компонентами диаграммы, существуют различные отношения, которые описывают взаимодействие экземпляров одних субъектов и прецедентов с экземплярами других субъектов и прецедентов. В данном случае используется два типа отношений - отношение ассоциаций, которое показывает наличие каналов связей и отношение включения, указывающее на то, что некоторое заданное поведение для одного прецедента включает в качестве составного компонента поведение другого прецедента. Рассмотрим диаграмму коопераций. Понятие кооперации (collaboration) является одним из фундаментальных понятий в языке UML. Оно служит для обозначения множества взаимодействующих с определенной целью объектов в общем контексте моделируемой системы. Кооперaция может быть предстaвленa нa двух уровнях: ) нa уровне спецификaции - покaзывaет роли клaссификaторов и роли aссоциaций в рaссмaтривaемом взaимодействии; 2) нa уровне примеров - укaзывaет экземпляры и связи, обрaзующие отдельные роли в кооперaции. Диаграмма кооперации уровня примера информационной системы учета клиентов демонстрирует процедуру продажи клубной карты клиенту. Исполнителями являются клиент, желающий приобрести абонемент, и сотрудник, управляющий этим процессом. Клиент, приходя в фитнес-центр, заполняет анкету здоровья, и на основании ее, а также пожеланий самого клиента, происходит процесс продажи. Таким образом, построение моделей информационной системы учета клиентов для фитнес-центра, позволило представить бизнес-процессы, происходящие на предприятии с помощью визуального моделирования, а также обеспечить независимость от конкретных языков программирования и процессов разработки.
Заключение имитационный информационный модель В ходе курсовой работы сформировано техническое задание на проектирование системы учета клиентов для целей и задач фитнес-центра, осуществляющего деятельность в сфере предоставления различных спортивно-оздоровительных услуг. При построении модели деятельности «AS-IS» («как есть») на диаграмме просматривается основная деятельность центра, где видно, что на сотрудников возлагается рутинный и, главное, неэффективный процесс регистрации клиентов в журнале. Особенно неудобным и нерациональным этот процесс становится при возрастающем потоке клиентов. Это усложняет работу не только отдельного сотрудника, но и всего центра. Рассмотрев модель деятельности «TO-BE» («как должно быть»), видно, что в результате оптимизации всего одного пункта, происходит кардинальное изменение всего процесса работы. Существенно сокращается время регистрации клиента, появляется возможность быстрого поиска клиентов по различным параметрам, а также корректировка данных уже существующих клиентов. Кроме того, система позволяет реализовать лояльность по отношению к клиентам - это начисление скидок. Полностью исключается возможность ошибки, так как с помощью системы влияние человеческого фактора сводится к минимуму. В ходе курсовой работы были выполнены следующие задачи: 1) изучена предметная область фитнес-центра; ) проведено обследование предприятия; ) разработана информационная система. Поставленная цель - проектирование системы учета клиентов для фитнес-центра, приводящее к более эффективной работе, в процессе выполнения курсовой работы, достигнута.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |