Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Значения межкультурной компетентности для специалиста социальной антропологии



2020-02-04 168 Обсуждений (0)
Значения межкультурной компетентности для специалиста социальной антропологии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Под профессиональной компетентностью социального антрополога мы понимаем интегративное качество личности, полученное в процессе формирования, развития компетенции и проявляющееся в деятельности субъекта как определенное состояние, возникающее при решении профессиональных задач и в основе которого лежат обще-профессиональные, узкопрофессиональные, общекультурные, социально-коммуникативные и личностные компетенции.

Возникнув в рамках теории межкультурной коммуникации, понятие межкультурной компетенции подразумевает способность человека жить и успешно осуществлять профессиональную деятельность в межкультурном контексте, в поликультурном мире, в условиях другой культуры.

В данном исследовании под межкультурной компетенцией мы понимаем способность к взаимодействию, умение ориентироваться и оценивать ситуацию, умение учитывать нормы и ценности в культурах на основе наличия определенных знаний, умений и навыков, личностных качеств, сформированных в процессе приобретения практического опыта в ситуациях межкультурных контактов. Межкультурная компетенция формируется в процессе особого вида коммуникации, межкультурной коммуникации.

Отличительными признаками коммуникации являются: два или более субъекта (вплоть до общества в целом); передаваемого объекта, который может иметь материальную форму (книга, речь, жест и т. д.) или не иметь ее. Например, коммуникант может неосознанно воздействовать на реципиента, внушая ему доверие, симпатию, антипатию, любовь, также коммуникации свойственна целесообразность или функциональность, адресованность и обратная связь. Цель взаимодействующих субъектов заключается в сообщении друг другу смыслов, обладающих идеальной природой. Носителями смыслов являются знаки, символы, тексты, имеющие внешнюю, чувственно воспринимаемую форму и внутреннее, постигаемое умозрительно содержание.

Коммуникативная компетентность как свойство личности понимается как способность на практике осуществлять общение, т. е. передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, применительно к различным сферам, ситуациям общения, с учетом адресата, стиля.

Коммуникация в межкультурном контексте имеет ряд особенностей, делающих её особым видом коммуникации, таких, как принадлежность отправителя и получателя информации к разным культурам; осознание участниками коммуникации культурных отличий друг друга. Этот вид коммуникации основан на процессе символического взаимодействия между индивидами и группами, культурные различия которых можно распознать. Межкультурная коммуникация понимается нами как специфическое функционально обусловленное взаимодействие представителей разных культур, которое подразумевает взаимное влияние, вызывающее определенные изменения в состоянии участников коммуникации, ведущее к взаимопониманию, на основе которого происходит выработка нового, единого значения как результата коммуникации, при условии осознания культурных различий и понимания «инаковости», «чужеродности» партнера.

В ситуации, когда в контакт вступают представители разных культур, процесс коммуникации осложнен такими коммуникативными факторами, как язык, контекст (ситуация), стиль коммуникации, невербальное поведение; психологическими факторами - восприятие, оценка, атрибуция, стереотипизации, идентификация, эмпатия и рефлексия. А также культурными факторами - нормы и ценности, базовые представления, опыт, лежащие в основе психологических процессов коммуникации. Ценности регулируют действия человека в любой ситуации, влияют на восприятие действительности, построение взаимоотношений и образ мышления. Ценности и ценностные ориентации представляют собой основу культуры и обуславливают определенное восприятие и отношение к миру. Знание и учет специфики ценностных ориентаций партнера по общению позволяют обеспечить успех коммуникации.

В процессе межкультурной коммуникации зачастую и происходит конфликт ценностей в результате, которого каждый из участников не только узнает об особенностях другой культуры, но и осознает особенности своей, тем самым культурно идентифицируя себя. Также в ситуации межкультурного контакта её участники испытывают стресс из-за неспособности предугадать, спрогнозировать дальнейший ход коммуникации, возникает состояние неопределенности, характеризующееся как стресс. Сформированная межкультурная компетенция позволяет снизить уровень неопределенности.

Анализ литературы в области проблем обучения межкультурной коммуникации и изучения межкультурной коммуникации в целом показал, что многие авторы сходятся во мнении, что обучение межкультурной коммуникации и, следовательно, формирование межкультурной компетенции возможны только в случае непосредственного межкультурного контакта или в процессе межличностной межкультурной коммуникации, что, на наш взгляд, ссужает понятие «коммуникация» до понятия «общение». В современной литературе существуют попытки сопоставить эти два понятия и определить их понятийные рамки, но на данном этапе говорить об их полном разграничении мы не можем. Поэтому под коммуникацией мы будем понимать все формы и способы передачи, восприятия и переработки информации, а под общением устные и письменные формы индивидуального и группового общения. В нашем исследовании мы понимаем «коммуникацию» шире, чем понятие «общение».

Рассматривая ситуации межкультурных контактов, в которых может формироваться межкультурная компетенция, необходимо выделить их определенные виды.

В зависимости от условий и вида контакта различаются типы межкультурной коммуникации. П.Н. Донец выделяет следующие виды межкультурной коммуникации:

межкультурная трансференция или межкультурное заимствование, при котором культура х заимствует из культуры у определенное явление; межкультурное сосуществование, в случае если носитель культуры х живет и действует в условиях культуры у;

межкультурная деятельность, в процессе которой носитель культуры х и носитель культуры у сотрудничают в процессе осуществления той или иной деятельности (производство, коммерция, обучение и т. д.);

межпоколенная коммуникация, когда носитель культуры х взаимодействует с текстом культуры х другого исторического периода;

межсубкультурная коммуникация, при которой носитель субкультуры а национальной культуры х общается с носителем субкультуры b той же культуры х;

межсупракультурная коммуникация, когда носитель супранациональной культуры х (выделяемой по принадлежности к тому или иному суперэтносу, той или иной конфессии, социально-экономической системе и т. д.) общается с носителем супранациональной культуры у;

(национально-) культурная инвестигация и (национально-) культурная когниция - в процессе познания и анализа носителем культуры с целью выявления сущностных и специфических черт;

достижение межкультурного взаимопонимания, межкультурное обучение, в процессе которого носители культурых и носители культуры у освобождаются от взаимных предрассудков и стереотипов, проникаются доверием друг к другу и т. п.;

вторичная МКК - ситуация взаимодействия носителя культуры х с текстом (фильмом и т. п.) о культуре у; межкультурная трансляция, при которой носитель культуры х (или также культуры у) модифицирует текст культуры у с целью его использования в культуре х;

опосредованная (двуязычная) МКК комунникация с помощью переводчика;

межкультурный (межъязыковой) дискурс, возникающий при устном общении носителя культуры х с носителем культуры у (на языке у);

дистантная (межъязыковая) МКК, при которой носитель культуры х взаимодействует с письменным текстом культуры у (на языке у).

В повседневной жизни человек сталкивается с различными видами описанных выше ситуаций межкультурной коммуникации. На наш взгляд, такое подробное выделение видов межкультурной коммуникации позволяет обнаружить большее количество ситуаций межкультурной коммуникации как внутри своей культуры, так и на межкультурном уровне, которые необходимо применять в процессе формирования межкультурной компетенции будущего специалиста.

 




2020-02-04 168 Обсуждений (0)
Значения межкультурной компетентности для специалиста социальной антропологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Значения межкультурной компетентности для специалиста социальной антропологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)