Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава II. Подбор методик по обследованию моторного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью



2020-02-04 409 Обсуждений (0)
Глава II. Подбор методик по обследованию моторного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью 0.00 из 5.00 0 оценок




 

.Диагностика уровня сформированности тонких движений пальцев рук при помощи монометрического теста Озерецкого « Вырезание круга».

Возраст: 6-7 лет.

Материал: тест Озерецкого «Вырезание круга».

Ход работы. Испытуемый получает карточку из тонкого картона или плотного ватмана, на которой изображен круг с нанесенными на него линиями. Ребенку дают острые, но не тугие ножницы и объясняют, что ему нужно вырезать круг по середине утолщенной линии. Время начала вырезания круга фиксируется. За одну минуту должно быть вырезано не менее 8/9 круга. Отклонения от утолщенной линии разрешаются максимум 2 раза, если ребенок в процессе работы перерезал одну из тонких линий, или 1 раз, если он перерезал 2 тонких линии. Разрешается сделать 2 попытки.

Оценка результата: тест считается невыполненным при превышении отведенного времени(1 мин) и при большом количестве ошибок. Выполнение теста обозначается знаком «плюс» (+), невыполнение - знаком «минус» (-).

.Тест на скорость движения правой и левой рук.

Возраст: 6-7 лет ( можно обследовать детей и более раннего возраста при условии снижения соответствующих эталонов).

Материал: катушка с ниткой.

Ход работы: ребенку предлагается намотать нитку на катушку. Для этого с катушки отматывается 2 метра нитки. Левой рукой испытуемый берет катушку, указательным и большим пальцем правой руки берет нитку и по сигналу экспериментатора начинает наматывать нитку на катушку, увеличивая скорость вращения. Тест повторяется для левой руки. Во время выполнения задания следят за тем, чтобы рука, в которой зажата катушка, не делала вращательных движений.

Оценка результата: фиксируется время выполнения теста отдельно для правой и левой рук. Эталонное время - 15 с для правой руки и 20 с - для левой.

.Обследование общей произвольной моторики.[19]

Материал: мяч диаметром 8 см, цель - квадратная доска 25 х 25 см на стене, на уровне груди обследуемого, веревка, протянутая на высоте 20 см от пола, катушка с ниткой, перкуссионный молоток, стол.

Ход: тесты мотометрической шкалы Озерецкого - Гельнитца. Проводятся в игровой форме.

. Стояние с открытыми глазами в течение 10 с попеременно на правой и левой ноге. Одна нога согнута под прямым углом в коленном суставе, руки вытянуты по швам. Задание считается невыполненным, если обследуемый опустил приподнятую ногу, коснулся пола подогнутой ногой, сошел с места. Учитывается и приподнимание подогнутой ноги, балансирование, подпрыгивание.

. Попадание мячом в цель с расстояния 1 м. Ребенок кидает мяч с "развернутого плеча" сначала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным, если из 3 метаний правой рукой мальчики 2 раза попадут в цель (девочки - 2 раза из 4 метаний). В протоколе указывается, для какой руки задание не выполнено. Можно повторить задание.

. Перепрыгнуть с места без разбега через веревку. При прыжке необходимо сгибать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из трех проб испытуемый должен 2 раза перепрыгнуть веревку, не задев ее. Задание считается невыполненным при касании руками пола, падении.

. Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Маршируя, он должен взять катушку в левую руку, сматывать с нее нитку и наматывать ее на указательный палец правой руки в течение 15с. После перерыва (5-10 с) предлагают взять катушку в правую руку. Задание считается невыполненным, если обследуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал задание разновременно (отмечается, для какой руки выполнение не удалось). Допускается повторение 2 раза.

. Ребенку предлагается взять в руки перкуссионный молоток и несколько раз сильно ударить им по столу. Следят за тем, чтобы не было лишних движений.

Оценка результатов:

- полноценное, четкое выполнение всех заданий;

- чёткое выполнение 4-х заданий, незначительное изменение объема, силы и точности движений;

- чёткое выполнение 3-х заданий, частичное нечёткое выполнение;

- чёткое выполнение 2-х заданий, выраженные изменения силы, точности, объема движений;

- невыполнение 4-х и более заданий.

.Обследование тонких движений пальцев рук.[19]

Ход: проводится в игровой форме.

. Сжать пальцы в кулак;

. Большой палец обеих рук отогнут и направлен в сторону. Согнуть четыре плотно прижатые друг к другу пальца на каждой руке до начала ладони - разогнуть, Повторить 2 - 3 раза.

. Ладони раскрыты. Согнуть - разогнуть большой палец каждой руки. Повторить 2 - 3 раза.

. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке ("Пальчики прячутся");

. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой ("Пальчики здороваются"),

Оценка результатов:

- полноценное, четкое выполнение всех заданий;

- чёткое выполнение 4-х заданий, незначительное изменение объема, силы и точности движений;

- чёткое выполнение 3-х заданий, частичное нечёткое выполнение;

- чёткое выполнение 2-х заданий, выраженные изменения силы, точности, объема движений;

- невыполнение 4-х и более заданий.

Вывод по II главе:

 

Таким образом, олигофренопсихология накопила большой материал, раскрывающий особенности моторного развития умственно отсталых детей. У этих детей имеют место замедленный темп развития локомоторных функций, нарушение формирования основных двигательных навыков, их скоростно-силовых характеристик, а также координации и согласованности, недоразвитие мелкой и общей моторики, нарушение моторных компонентов речи. Именно эти проявления создают дополнительные трудности в обучении.


Заключение

 

Всем, кто наблюдал детей, больных олигофренией, знакома общая характеристика их психомоторики. За такими детьми закрепился термин «моторно неловкий», термин, который охватывает в целом их облик - с нарушенной осанкой, отсутствием пластичности, эмоциональной выразительности, несоразмерными, плохо координированными движениями. Все, кто пытался обучить этих детей каким-либо навыкам, знают, насколько труден, длителен, а часто и безрезультатен этот процесс. Иногда не удается научить ребенка правильно держать ложку, прыгать через веревку, но вдруг этот же ребенок поражает способностью к сложным ритмическим танцам или ловкостью в бросании мяча. Картина двигательных нарушений больных олигофренией сложна, мозаична и очень разнообразна. Порой ее проявления выглядят парадоксально. Движения умственно отсталых дошкольников отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. В дошкольном возрасте многие умственно отсталые дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправлен­ная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и растегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Эти умения обычно специально отрабатываются в учебных учреждениях с использованием тренажеров. Слабое развитие моторики сказывается на всех видах деятельности умственно отсталых детей. В школьные годы недостатки моторики умственно отсталых детей существенно сглаживаются под влиянием коррекционно-воспитательной работы, систематически осуществляемой на всех уроках и во внеурочное время. Движения учеников постепенно приобретают четкость, координированность и плавность.


Список использованной литературы:

 

1. Т.В Башаева. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника.-Ярославль.: «Академия развития»,2006

. Вайзман, Н.П. Психомоторика детей-олигофренов / Н.П. Вайзман. - Москва : Педагогика, 1976. - 104 с.

. Вайнерман С.М, Большов А.С, Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.-М.:Владос,2001.

. Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. - М.: Просвещение, 1985. - 254 с

. Журба, Л.Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова. - М.: Педагогика, 1981. - 356 с.

. Исаев, Д.Н. Психическое недоразвитие детей / Д.Н. Исаев. - Ленинград, 1982. - 436 с.

. А.А.Катаева, Е.А. Стребелева. Дошкольная олигофренопедагогика.-М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001

. Л.В Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. Основы специальной психологии. Под ред. Л.В.Кузнецовой.-5-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2008

. И.Ю Левченко, С.Д.Забрамная,Т.А.Добровольская и др. Психолого-педагогическая диагностика. Под ред.И.Ю Левченко, С.Д Забрамной.-3-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», Издательский центр «Академия»,2006.

. Назарова Н.М. Специальная педагогика. / Под редакцией Назаровой Н.М. -- М.: "AKADEMA", 2000.

. К.Л. Печора. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении.-М.:Просвещение,2006

. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста.-М.:Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС,2010

. Гуревич М.О. и Озерецкий Н.И. Психомоторика, ч. 1-2, М. - Л., 1930

. www.wikipedia.org

. www.razvitie.-detey.ru

. www.prodetey.su

. www.insai.ru

. www.licman.narod.ru

. www.baby.ru



2020-02-04 409 Обсуждений (0)
Глава II. Подбор методик по обследованию моторного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава II. Подбор методик по обследованию моторного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (409)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)