Реализация условий формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и родителей
С целью повышения уровня культуры здоровья нами был поведён формирующий этап эксперимента. В формирующем эксперименте приняли участие только дети экспериментальной группы. В процессе формирующего эксперимента были реализованы следующие условия: включение детей и их родителей в специальные занятия по овладению знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье; использование активных методов обучения (мозгового штурма, эвристических и проблемно-поисковых бесед, ролевых игр и т.п.); широкое применение методов эмоционального воздействия. Занятия, направленные на овладение знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье, мы условно разделили на 3 блока: Блок 1. "Физическое здоровье". Блок 2. "Психическое здоровье". Блок 3. "Социально здоровье". Перечень тем занятий был представлен следующим образом: "Здоровый образ жизни", "Общение", "Чувства", "Защита чувств", "Управление гневом", "Здоровый выбор", "Личные границы", "Дружба", "Собственная уникальность". На занятиях на тему "Здоровый образ жизни" дети овладевали знаниями о здоровом образе жизни, о пользе физического (физические упражнения, здоровая пища, полноценный отдых, чистоплотность, безопасность), психического (возможность делиться своими чувствами, радоваться, узнавать что-то новое, сознавать свою ценность, одаренность), социального здоровья (внимательно относиться к выбору друзей, сотрудничать с другими, быть другому помощником и т.п.). Значительные трудности у исп.1,5,6 вызвали задания, требующие умения делиться своими чувствами, осознание своей ценности, умение давать положительную оценку. Работа по теме "Здоровый выбор" предполагала знакомство с правилами решения проблем (остановись, подумай, действуй, анализ), формирование умения обращаться за помощью сделать здоровый выбор к надежным людям. У исп.4,5,7 возникли трудности в применении правил решения проблем, проблемных. Научить детей пониманию того, что физически их тела принадлежат им, и они могут сами устанавливать свои собственные физические границы, определять разницу между приемлемыми и неприемлемыми прикосновениями и тому, что они имеют право контролировать прикосновения к себе, а также говорить "нет" когда к ним прикасаются недопустимым образом, позволили занятия на тему "Личные границы". Исп.1,5,7 были активны в оказании помощи Мише в рассказе "Тётя Оля". Физически-надежные друзья помогают жить здоровым образом, психически-здоровый образ жизни - выбирать надежных и заслуживающих доверие друзей, социально здоровый образ жизни - быть надежным другом - вот неполный перечень вопросов, которые обсуждались вместе с детьми в процессе работы над темой "Дружба". Исп.3, 4, 6, 7, 9 не только смогли ответить на вопросы и пересказать близко к тексту рассказ "Три товарища", но и выполнить упражнение "Кто такой настоящий друг". Обсуждение вопросов, связанных с физической уникальностью каждого человека, признанием уникальности других позволило всем испытуемым детям получить представления о том, что каждый имеет особенные качества и таланты и важно не только любить и уважать себя, но и признавать уникальность другого. Программа "Формирование культуры жизни и здоровья детей дошкольного и школьного возраста" доступна в усвоении и приобретении практических навыков. В процессе занятий решаются образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи, и рассчитана на усвоение детьми расширенных программных знаний с 4 лет жизни и проводятся на протяжении всего года. Основные направления программы "Формирование культуры жизни и здоровья детей дошкольного и школьного возраста": 1. Формирование культуры здоровья (Детям о здоровье) 2. Физическое здоровье человека 3. Психическое здоровье человека 4. Духовное здоровье человека 5. Природные условия здоровья 6. Социально-экономические условия здоровья 7. Этическая культура здоровья 8. Формирование культуры здоровья детей в семье "Я - здоровая семья" 9. Основы безопасности жизнедеятельности. Основные направления развивающего обучения проводятся в двух взаимодополняющих аспектах: теоретическом и практическом - группы "Здоровье". Каждый ребенок не повторим и поэтому, учитывая: возраст, знания, умения и возможности ребенка, а так же особенности его организма используется принцип индивидуализации. Целью теоретического аспекта является дополнение и расширение жизненных знаний ребенка. С помощью, которых он имеет возможность быть здоровым и иметь психическое равновесие, которое защищает и охраняет его как человека думающего, желающего восстанавливать свое состояние, осуществляя регулирующие и координирующие действия организма путем умения самостоятельно регулировать свои эмоции, желания, принимая правильное решение, понимая конечный результат своих действий, не допуская ошибок приводящих к сбою в работе организма. А так же дать возможность ребенку работать со своим внутренним и внешним миром. Дать знания мира и времени. Развить Человеческое Сознание как результат его собственных действий, которые возвращаются к нему. Дать знания глубокого анализа всех информационных импульсов, приводящих к восстановлению среды жизни, где живет человек. Практические занятия - проведение групп "Здоровье". Целью практического аспекта является восстановление функций организма, формирования здорового образа жизни, обучение жизнесберегающим технологиям, поддержание жизненного тонуса, формирование и укрепление мышечного корсета, предупреждение патологий осанки, предупреждение болезней, обучение детей принципам и методам профилактики заболеваний. В группы "Здоровье" включены формирование устойчивого гармоничного психофизиологического состояния ребенка При проведении программных занятий дети становятся дружнее, меняется общение между ними, меняются и отношения детей к родителям в диалоговую сторону, а так же происходят следующие положительные изменения: повышается умственная активность на занятиях; улучшается физическая активность и уменьшается утомляемость на занятиях по физической культуре; у детей, имеющих проблемы с аллергией и пищеварительной системой, отмечается устойчивая положительная динамика, позволяющая им более полно усваивать пищу; у детей с гипоавитаминозом происходит заполнение их организма недостающими витаминами; у детей, имеющих отклонения в физическом развитии, происходит более быстрая адаптация к действиям различных сред. дети и взрослые обучаются не сжигать и не расходовать необдуманно жизненные силы своего организма, а восстанавливать и сохранять их для создания добрых мыслей, слов и дел, которые помогают каждому думающему человеку быть здоровым. После обучения ребенок становиться любознательнее, приобретает навыки саморегуляции, может перерабатывать достаточно быстро новую информацию и работать с ней. Реально и мудро может сориентироваться в различных ситуациях, не вредя себе и другим, принимая верное решение. Работа с родителями. Родительское собрание на тему "Здоровье дошкольников" приведено в приложении 7. Проведение индивидуальных работ и лекций по темам: "Здоровые родители - здоровые дети", "Мир семьи", "Здоровье и развитие ребенка", "Мир здоровья - жизнь без лекарств", "Формирование культуры здоровья детей в семье", "Здоровье и этика родителей - здоровье детей" и др. При обучении родители получали представление о факторах риска (нарушении психологического и физического) здоровья у детей и о возможностях объединения их собственных усилий с работой воспитателей и педагогов. На формирующем этапе эксперимента нами были проведены также занятия в семейных клубах, которые предусматривают теоретическую и практическую части. Общая их продолжительность 60 минут. Так в первой, теоретической части занятий семейного клуба "Здоровье" родителям предлагается сообщение или беседа специалиста (врача, психолога, логопеда и т.д.) по теме данного занятия. Продолжительность 15-20 минут. Затем на второй, практической части подключаются дети. Это было совместное выполнение какого-либо комплекса лечебно-профилактических упражнений в спортивном, тренажерном залах. Продолжительность 35-40 минут. В третьей, заключительной части подводятся итоги занятия. Родителям выдаются разнообразные памятки, методическая литература, рекомендации. Занятия в семейных клубах значительно повышают как уровень развития физических качеств детей, так и скорость формирования жизненно важных двигательных навыков. Помощь родителей и их индивидуальный контроль за своим ребенком делают этот процесс весьма эффективным. Результаты диагностики, проведённой после всего цикла занятий, показали, что дети в достаточной степени овладели знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье, изменили своё отношение к физическому, психическому, социальному здоровью. У них появилась дружелюбность по отношению к взрослым и другим детям, коммуникабельность, готовность помочь и т.п. Результаты проведения констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группе. В экспериментальной группе: высокий уровень - 7 детей, что составляет 70%; средний уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%; низкий уровень - отсутствует, что составляет 0%. В контрольной группе: высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%; средний уровень - 5 детей, что составляет 50%; низкий уровень - 5 детей что составляет 50% (таблица 6).
Таблица 6
В экспериментальной группе: высокий уровень - 7 детей, что составляет 70%; средний уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%; низкий уровень - отсутствует, что составляет 0%. В контрольной группе: высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%; средний уровень - 6 детей, что составляет 60%; низкий уровень - 4 ребёнка, что составляет 40% (таблица 7).
Таблица 7
В экспериментальной группе: высокий уровень - 8 детей, что составляет 80%; средний уровень - 2 ребёнка, что составляет 20%; низкий уровень - отсутствует, что составляет 0%. В контрольной группе: высокий уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%; средний уровень - 4 ребёнка, что составляет 40%; низкий уровень - 3 ребёнка, что составляет 30% (таблица 8).
Таблица 8
В экспериментальной группе: высокий уровень - 7 детей, что составляет 70%; средний уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%; низкий уровень - отсутствует, что составляет 0%. В контрольной группе: высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%; средний уровень - 6 детей, что составляет 60%; низкий уровень - 4 ребёнка, что составляет 40% (таблица 9).
Таблица 9
Из таблицы видно, что у детей произошли заметные изменения в культуре здоровья. Наиболее значительные - отсутствие числа детей, которые в начале опытно-экспериментальной работы были отнесены к группе с низким уровнем культуры здоровья, увеличением числа детей со средним уровнем и появлением детей с высоким уровнем культуры здоровья. Таким образом, полученные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования. Заключение
Актуальность проблемы исследования обусловлена социальным заказом на формирование культуры здоровья у детей в период дошкольного детства; отношением к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности; а также возможностью совершенствования качества воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных условий в ДОУ. Исходя из определения понятий "здоровье" и "культура здоровья", мы определили содержание понятия "культура здоровья" как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья, как значимой функции организма, и результат этого процесса, выраженный в виде познавательного интереса или цели. Анализ программ помог нам прийти к выводу о том, что процесс формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, приобретение практики адекватного поведения. Таким образом, ребенку должна быть предоставлена возможность получать информацию о физическом, психическом и социальном здоровье, должен быть обеспечен процесс активного ее усвоения; следует помочь ребенку оценить события, явления, поступки и формировать отношение и создавать как можно больше возможностей для реального поведения, поступков, действий. Разработанная нами модель формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста представляет систему взаимосвязанных структурно-функциональных блоков, состоящих из совокупности элементов: целевой (цель, задачи, принципы); содержательный, отражающий смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу; процессуальный (педагогические условия, этапы, методы); оценочно-результативный (результат и критерии его оценки, уровни) и системообразующие связи между ними). Исходя из того, что объектом нашего исследования является процесс формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста, то основное внимание мы уделяем рассмотрению процессуального компонента, условиям формирование культуры здоровья в период дошкольного детства через сотрудничество педагогов и родителей. Исследование проводилось на базе ДОУ "Росинка" города Ноябрьска. Исследованием было охвачено 20 детей в возрасте 5-6 лет. Для выявления уровня сформированности культуры здоровья использовались следующие критерии и показатели: Критерий достаточности знаний (наличие знаний о физическом, психическом, социальном здоровье). Сформированность эмоциональных проявлений (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками). Критерий отношения (значимость здорового образа жизни, устойчивость интереса к физическому, психическому, социальному здоровью). Позитивные действия, как в реальной, так и вербальной ситуации (активность в решении проблемных ситуаций). Результаты констатирующего эксперимента позволили прийти к выводу о том, что большинство испытуемых находятся на среднем и низком уровне культуры здоровья. Для формирования культуры здоровья нами был проведён формирующий эксперимент, в процессе которого была реализована модель формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в процессе сотрудничество педагогов и родителей, через проведение родительских собраний, спортивных мероприятий с участием родителей и воспитанников. Результаты контрольного эксперимента показали повышение уровня культуры здоровья у детей экспериментальной группы. К значимым результатам исследования можно отнести: Описание модели формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста и возможностей её реализации. Разработку занятий под общим названием "Ключи жизни" (период дошкольного детства), соответствующей основной концепции программы Линды Сибли, Дэвида Сибли, Розмари Тиш, Джулии Скайл и др. (Био-психо-социо-духовное единство здорового образа жизни) по четырем уровням: физический, психический, социальный, духовный. Результаты исследования с позиций познавательного и личностно-творческого развития дошкольников: поиск детьми нового знания, новых познавательных ориентиров более высокого уровня сложности; изменение позиции дошкольников в процессе обучения (становятся более инициативными и самостоятельными); главный результат - овладение здоровыми жизненными навыками, изменение отношения к физическому, психическому, социальному здоровью (повышение жизнестойкости, дружелюбность по отношению к взрослым и другим детям, коммуникабельность, готовность помочь, дисциплинированность, уменьшение факторов риска употребления алкоголя, табака и наркотиков и отклоняющегося поведения у детей и т.п.), то есть ребёнок, способный к осознанию ценности своего здоровья; обладающий здоровыми жизненными навыками; способный к рефлексии, умеющий оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой; способный к пониманию, сочувствию, состраданию другому; способный получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливым. Если говорить об общих направлениях развития дошкольника (развития культуры познания, культуры чувств, волевой культуры, освоении различных сфер действительности и формировании отношения к ним - к природному и рукотворному миру, миру человеческих отношений - как это обозначено в "Концепции дошкольного воспитания"), то понятно, что все они могут быть реализованы через внедрение модели формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, на основе проведённой опытно - экспериментальной работы по формированию культуры здоровья можно сделать вывод, что выявленные нами и реализованные условия являются эффективными. Полученные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования. Список литературы
1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье.2-е изд. [Текст] / Н.М. Амосов. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 191с. 2. Амосов, Н. Здоровый образ жизни [Текст] /Н. Амосов // Воспитание школьника. - №2. - 1988. - С.72-77. 3. Антропова, М.В. Гигиена детей и подростков.6-е изд., перераб., и доп. [Текст] / Н. Амосов. - М.: Медицина, 1982. - 176с. 4. Атлас для начальной школы. Организм человека и охрана здоровья. СПб.: Издательский Дом Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.32с. 5. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие [Текст] /Т.М. Бабунова-. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 208 с. 6. Вохмянина, М.Н. Модель сохранения здоровья детей дошкольного возраста [Текст] / М.Н. Вохмянина // Управление ДОУ. - №1. - 2006. - С.71 - 75. 7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.5. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 382с. 8. Доронова, Т.Н. Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию развития и образования детей 6-7 лет в д/с [Текст] / Т.Н. Доронова // Т.Н. Доронова. - М.: Знание, 1997. - 224 с. 9. Дошкольное образование. Словарь терминов / сост. Виноградова Н.А. и др. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 400 с. 10. Если хочешь быть здоров: сборник/составитель Исаев А.А. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 352с. 11. Запорожченко, В.Г. К понятию здоровый образ жизни // Международная научная конференция Здоровый образ жизни (Ленинград, 12 - 14 декабря 1990г): Тезисы доклада. Часть 1 [Текст] /В.Г. Запорожченко. - Новгород, 1990. - с.26. 12. Запорожченко, В.Г. Образ жизни и вредные привычки [Текст] /В.Г. Запорожченко. - М.: Медицина, 1984. - 32с. 13. Здоровье народа - богатство страны. М.: Советская Россия, 1989.128с. 14. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми [Текст] /Ю.Ф. Змановский. - М.: Медицина, 1989. - 128с. 15. Змановский, Ю.Ф. К здоровью без лекарств [Текст] / Ю.Ф. Змановский. - М.: Советский спорт, 1990. - 64с. 16. Иванова, М.Г. Здоровье как предмет исследования в психологии [Текст] /М.Г. Иванова // Психологическая наука и образование. - №3. - 2006. - С.99 - 101. 17. Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни): Пер. с английского. М.: Медицина, 1990.240с. 18. Каневская, Л.Я. Питание школьника [Текст] / Л.Я. Каневская. - М.: Медицина, 1989. - 64с. 19. Климова, В.И. Человек и его здоровье [Текст] / В.И. Климова. - М.: Знание, 1985. - 192с. 20. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, П.М. Коджаспиров. - М.: ИКцп Март, Ростов-Н/Д, издат. центр Март, 2005. - 445 с. 21. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М: Издат. Центр Академия, 2004. - 416 с. 22. Колбанов, В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения [Текст] /В.В. Колбанов. - СПб.: ДЕАМ, 1998. - 232с. 23. Колесникова, Т. Воспитание у ребенка раннего возраста потребности быть здоровым [Текст] /Т. Колесникова // Дошкольное воспитание. - №1. - 2007. - С.83 - 87. 24. Колягин, А. Здоровый образ жизни и его сопоставляющие [Текст] / А. Колягин // ОБЖ. - №9. - 2005. - С.8 - 14. 25. Коршунова, Н.5 слагаемых здорового образа жизни [Текст] / Н. Коршунова // Здоровье 2000 2. с.5 - 8. 26. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.В. Краевский. - М.: Академия, 2003. - 256 с. 27. Кудрявцев, В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка [Текст] /В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - №1. - 2004. - С.51 - 55. 28. Куинджи, Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие [Текст] /Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139с. 29. Кулановский, О.А. Активные методы воспитания у школьников здорового образа жизни [Текст] / О.А. Кулановский // Образование в высшей школе. - №5. - 2005 - С.37 - 41. 30. Лазарев, М. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста (Теория валеологии) [Текст] /М. Лазарев // Начальная школа: Прил. к газ. "Первое сентября". - №3. - 1997. - С.5 - 12. 31. Лаптев, А.П. Коварные разрушители здоровья [Текст] /А.П. Лаптев, В.В. Горбунов. - М.: Советский спорт, 1990.45с. 32. Лебедева, Н.Т. Формирование здорового стиля жизни дошкольника [Текст] /Н.Т. Лебедева. - Минск: Народная асвета, 1996. - 144с. 33. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с. 34. Лямираль, С. Растите детей здоровыми. От 0 до 15 лет. Все, что должна знать мать, чтобы ее ребенок рос крепким и здоровым: Пер. с французского/ Предисловие Л. Казанцевой [Текст] / С. Лямираль, К. Ринго. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 142с. 35. Панкратьева, Н.В. и др. Здоровье - социальная ценность: Вопросы и ответы [Текст] /Н.В. Панкратьева. - М.: Мысль. 1989. - 236с. 36. Пароль в страну здоровья. М.: Физкультура и спорт, 1977. - 112с. 37. Паунова, С. Гигиенические навыки с малых лет в кругу семьи [Текст] /С. Паунова // Дошкольное воспитание. - №11. - 1993. - С.67 - 69. 38. Педагогика здоровья. - М.: Педагогика, 1990. - 288с. 39. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост.Е.С. Рапацевич - Мн.: "Сорем. Слово", 2005. - 720 с. 40. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей \ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: пед. общ. России, 2002. - 640 с. 41. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Под. ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608с. 42. Прищепа, С. Как продиагностировать физическую подготовленность детей дошкольного возраста [Текст] /С. Прищепа // Дошкольное воспитание. - №1. - С. - 37 - 45. 43. Российская педагогическая энциклопедия / Под. ред.А.М. Прохорова. - М.: Просвещение, 1993. - 250 с. 44. Ротенберг, Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/Пер. с английского [Текст] / Р. Ротенберг. - М.: Физкультура и спорт. 1991. - 592с. 45. Рубинштейн, С.Я. О воспитании привычек у детей. Учебное пособие для студентов [Текст] /С.Я. Рубинштейн. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 41с. 46. Семенова, И.И. Учусь быть здоровым или как стать небо [Текст] /И. И Семенова. - М.: Педагогика, 2001. - 176 с. 47. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластении, Г.И. Чижакова. - М.: Академия, 2003. - 192 с. 48. Студеникин, М.Я. Книга о здоровье детей.3-е издание, исправленное и дополненное [Текст] / М.Я. Студеникин. - М.: Медицина. 1982. - 240с. 49. Торохова, Е.И. Валеология: Словарь [Текст] /Е.И. Торохова. - М.: Флинта: Наука. 1999. - 248с. 50. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Академия, 2000. - 304с. 51. Фрумина, Н.А. Формирование основ здорового образа жизни [Текст] / Н.А. Фрумина // Управление ДОУ. - №1. - 2004. -с.75 - 79. 52. Чалкин, А.В. Сохранить здоровье смолоду [Текст] /А.В. Чалкин, И.Л. Милиевская-. М.: Педагогика, 1987. - 144с. 53. Щербак, А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении: Влияние физического воспитания на саморегуляцию поведения дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] /А.П. Щербак. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 1999.72с. 54. Яновская, Т.Ю. Как устроен человек? История для детей [Текст] / Т.Ю. Яновская. – Ростов-На-Дону: Феникс. 2000. - 224с. Приложения
Приложение 1
Критерии и показатели культуры здоровья личности
Приложение 2
Комплекс методов изучения уровней культуры здоровья личности
Приложение 3
Модель формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста
Приложение 4
Анкета Что ты знаешь о строении своего тела? Из чего оно состоит? Полезна ли нам боль? Боль помогает людям жить или мешает? Какая твёрдая, прочная конструкция находится внутри твоего тела и защищает твой организм от повреждений? Какие "силачи" находятся в твоём теле и заставляют двигаться твой скелет? Что могут делать мышцы? Какой неутомимый мастер стучит у тебя внутри? Смог бы ты жить, если бы твоё сердце захотело отдохнуть и перестало работать? Почему? Для чего человеческому организму нужна кровь? Зачем мы дышим? Что может случиться с человеком, если он перестанет, не сможет дышать? Почему? Куда попадает воздух после того, как ты вдохнул его носом? (Сделай глубокий вдох и задержи дыхание. Прислушайся к себе. Покажи то место, куда попал воздух). Для чего мы должны питаться? Куда попадает пища, и что с ней происходит после того, как ты взял её в рот? Для чего нам нужен мозг, как он помогает человеку? Как устроены все люди? Одинаково или каждый по-разному (по-своему)? Почему люди болеют, и что ты должен делать, чтобы быть здоровым и никогда не болеть? Приложение 5
Воспитательные ситуации Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: "Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку". Маша ответила… Что ответила Маша? Почему? Петя принёс в детский сад новую игрушку - самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошёл Серёжа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему? Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему? Таня и Оля играли в "дочки - матери". К ним подошёл маленький мальчик и попросил: "Я тоже хочу играть". - "Мы тебя не возьмём, ты ещё маленький", - ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему? Коля играл в "лошадки". Он бегал и кричал: "Но, но, но!" В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестрёнку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: "Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть". Коля ей ответил… Что ответил Коля? Почему? Таня и Миша рисовали. К ним подошёл воспитатель и сказал: "Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим". Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему? Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котёнка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему? Приложение 6
Описание диагностической методики "Кораблекрушение" Экспериментатор: Бурей нас выбросило на берег. Идёт сильный дождь, на море шторм. Как нам переждать бурю? Испытуемый № 3: Спрятаться в пещере. Испытуемый № 10: Укрыться под деревьями. Испытуемый № 6: Укрыться парусами от яхты, если их выбросило на берег. Экспериментатор: Буря кончилась. Выглянуло солнце. Посмотрите, где мы оказались. Со всех сторон нас окружает вода. Где мы? Испытуемый №7: На острове. Экспериментатор: Как позвать помощь? Испытуемый № 10: Громко покричать. Испытуемый №9: Зажечь на самом высоком месте костёр. Испытуемый №6: Поднять кусок яркой ткани на длинной палке. Испытуемый №5: Выложить на песке из камней, ракушек или веток большое слово - "спасите!" Испытуемый №2: Написать записку, положить в бутылку, закупорить её и бросить как можно дальше в море. Испытуемые №1,4,8 не дали ответа. Экспериментатор: Что нужно сделать, чтобы сохранить наше физическое здоровье на острове? Испытуемый №7: можно питаться вымытыми фруктами, знакомыми съедобными растениями, можно сварить рыбу в костре в воде или запечь в углях или песке, заварить чай, используя листья знакомых ягод и фруктов. Испытуемый №3: Изготовить посуду. Испытуемый №2: Оборудовать жилище. Экспериментатор: Морская вода не пригодится для питья, нужно поискать родниковую или озёрную воду. А если нет ни озера, ни ручья на острове, то какую воду можно использовать для питья и приготовления пищи? Испытуемый №10: Собрать дождевую воду или снег на вершине горы. Экспериментатор: Можно ли такую воду сразу пить? Испытуемый №6: Нет. Она грязная. Экспериментатор: Договоритесь, и выберите самое верное решение по разведению костра. Предложения детей по разведению костра: найденная зажигалка, спички - просушить, очки - линзами очков поймать солнечный луч и направить его на сухие травинки, высечь искры с помощью кремня, дерева - вращать палочку; собирать сухие ветки и растения для костра. Слышится звук самолёта. Дети привлекают его внимание, размахивая яркими косынками, рубашками и т.п. Самолёт сбрасывает записку о том, что помощь близка. Экспериментатор: Что мы будем делать дальше? Испытуемый №3: Изготовим плот. Испытуемый №9: Создадим свиток полезных советов для терпящих бедствие. Запечатаем его в банку и оставим на острове. Испытуемые №1,4,8 не дали ответа. Приложение 7
Родительское собрание на тему "Здоровье дошкольников" Цель: создание ситуации, позволяющие каждому родителю раскрыть содержание своего собственного опыта в воспитании ребенка. Задачи: ознакомить родителей с особенностями физического развития дошкольников; ознакомить родителей с результатами развития физических возможностей дошкольников на занятиях физической культуры. Оформление: на доске цитата Л. Кьюби: “Здоровье - это возможность возможностей. Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела Ваша жизнь". Вопросы обсуждения Что нужно знать родителям о физиологии дошкольников? Формирование убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности. Пути решения данной проблемы. Ход собрания Вступительное слово воспитателя. Что более ценным является для человека - богатство или слава, один из древних философов ответил, что ни богатство, ни слава не делает человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля. Самое драгоценное, что есть у человека - это здоровье. С этим трудно не согласиться. Но в последнее время состояние здоровья у детей вызывает большую тревогу. А ведь хорошее самочувствие у ребёнка - важное условие успешного усвоения им школьной программы. Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируется в результате целенаправленного воздействия со стороны детского сада и семьи. Тема нашего родительского собрания важна и актуальна. Мы живем в 21 веке, который уже назвали веком максимальных скоростей и нагрузок. И это высказывание нельзя подвергать сомнению. Новый век, технический и научный прогресс требуют от любого человека колоссальных нагрузок и усилий. Как с этим можно справиться? Только при помощи ежедневной и постоянной работы над собой. Родители должны помнить о том, что возраст 5-6 лет
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |