Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реализация условий формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и родителей



2020-02-03 235 Обсуждений (0)
Реализация условий формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и родителей 0.00 из 5.00 0 оценок




 

С целью повышения уровня культуры здоровья нами был поведён формирующий этап эксперимента. В формирующем эксперименте приняли участие только дети экспериментальной группы.

В процессе формирующего эксперимента были реализованы следующие условия:

включение детей и их родителей в специальные занятия по овладению знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье;

использование активных методов обучения (мозгового штурма, эвристических и проблемно-поисковых бесед, ролевых игр и т.п.);

широкое применение методов эмоционального воздействия.

Занятия, направленные на овладение знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье, мы условно разделили на 3 блока:

Блок 1. "Физическое здоровье".

Блок 2. "Психическое здоровье".

Блок 3. "Социально здоровье".

Перечень тем занятий был представлен следующим образом:

"Здоровый образ жизни", "Общение", "Чувства", "Защита чувств", "Управление гневом", "Здоровый выбор", "Личные границы", "Дружба", "Собственная уникальность".

На занятиях на тему "Здоровый образ жизни" дети овладевали знаниями о здоровом образе жизни, о пользе физического (физические упражнения, здоровая пища, полноценный отдых, чистоплотность, безопасность), психического (возможность делиться своими чувствами, радоваться, узнавать что-то новое, сознавать свою ценность, одаренность), социального здоровья (внимательно относиться к выбору друзей, сотрудничать с другими, быть другому помощником и т.п.).

Значительные трудности у исп.1,5,6 вызвали задания, требующие умения делиться своими чувствами, осознание своей ценности, умение давать положительную оценку.

Работа по теме "Здоровый выбор" предполагала знакомство с правилами решения проблем (остановись, подумай, действуй, анализ), формирование умения обращаться за помощью сделать здоровый выбор к надежным людям. У исп.4,5,7 возникли трудности в применении правил решения проблем, проблемных.

Научить детей пониманию того, что физически их тела принадлежат им, и они могут сами устанавливать свои собственные физические границы, определять разницу между приемлемыми и неприемлемыми прикосновениями и тому, что они имеют право контролировать прикосновения к себе, а также говорить "нет" когда к ним прикасаются недопустимым образом, позволили занятия на тему "Личные границы". Исп.1,5,7 были активны в оказании помощи Мише в рассказе "Тётя Оля".

Физически-надежные друзья помогают жить здоровым образом, психически-здоровый образ жизни - выбирать надежных и заслуживающих доверие друзей, социально здоровый образ жизни - быть надежным другом - вот неполный перечень вопросов, которые обсуждались вместе с детьми в процессе работы над темой "Дружба".

Исп.3, 4, 6, 7, 9 не только смогли ответить на вопросы и пересказать близко к тексту рассказ "Три товарища", но и выполнить упражнение "Кто такой настоящий друг".

Обсуждение вопросов, связанных с физической уникальностью каждого человека, признанием уникальности других позволило всем испытуемым детям получить представления о том, что каждый имеет особенные качества и таланты и важно не только любить и уважать себя, но и признавать уникальность другого.

Программа "Формирование культуры жизни и здоровья детей дошкольного и школьного возраста" доступна в усвоении и приобретении практических навыков. В процессе занятий решаются образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи, и рассчитана на усвоение детьми расширенных программных знаний с 4 лет жизни и проводятся на протяжении всего года.

Основные направления программы "Формирование культуры жизни и здоровья детей дошкольного и школьного возраста":

1. Формирование культуры здоровья (Детям о здоровье)

2. Физическое здоровье человека

3. Психическое здоровье человека

4. Духовное здоровье человека

5. Природные условия здоровья

6. Социально-экономические условия здоровья

7. Этическая культура здоровья

8. Формирование культуры здоровья детей в семье "Я - здоровая семья"

9. Основы безопасности жизнедеятельности.

Основные направления развивающего обучения проводятся в двух взаимодополняющих аспектах: теоретическом и практическом - группы "Здоровье".

Каждый ребенок не повторим и поэтому, учитывая: возраст, знания, умения и возможности ребенка, а так же особенности его организма используется принцип индивидуализации.

Целью теоретического аспекта является дополнение и расширение жизненных знаний ребенка. С помощью, которых он имеет возможность быть здоровым и иметь психическое равновесие, которое защищает и охраняет его как человека думающего, желающего восстанавливать свое состояние, осуществляя регулирующие и координирующие действия организма путем умения самостоятельно регулировать свои эмоции, желания, принимая правильное решение, понимая конечный результат своих действий, не допуская ошибок приводящих к сбою в работе организма.

А так же дать возможность ребенку работать со своим внутренним и внешним миром. Дать знания мира и времени. Развить Человеческое Сознание как результат его собственных действий, которые возвращаются к нему. Дать знания глубокого анализа всех информационных импульсов, приводящих к восстановлению среды жизни, где живет человек.

Практические занятия - проведение групп "Здоровье".

Целью практического аспекта является восстановление функций организма, формирования здорового образа жизни, обучение жизнесберегающим технологиям, поддержание жизненного тонуса, формирование и укрепление мышечного корсета, предупреждение патологий осанки, предупреждение болезней, обучение детей принципам и методам профилактики заболеваний.

В группы "Здоровье" включены формирование устойчивого гармоничного психофизиологического состояния ребенка

При проведении программных занятий дети становятся дружнее, меняется общение между ними, меняются и отношения детей к родителям в диалоговую сторону, а так же происходят следующие положительные изменения:

повышается умственная активность на занятиях;

улучшается физическая активность и уменьшается утомляемость на занятиях по физической культуре;

у детей, имеющих проблемы с аллергией и пищеварительной системой, отмечается устойчивая положительная динамика, позволяющая им более полно усваивать пищу;

у детей с гипоавитаминозом происходит заполнение их организма недостающими витаминами;

у детей, имеющих отклонения в физическом развитии, происходит более быстрая адаптация к действиям различных сред.

дети и взрослые обучаются не сжигать и не расходовать необдуманно жизненные силы своего организма, а восстанавливать и сохранять их для создания добрых мыслей, слов и дел, которые помогают каждому думающему человеку быть здоровым.

После обучения ребенок становиться любознательнее, приобретает навыки саморегуляции, может перерабатывать достаточно быстро новую информацию и работать с ней. Реально и мудро может сориентироваться в различных ситуациях, не вредя себе и другим, принимая верное решение.

Работа с родителями. Родительское собрание на тему "Здоровье дошкольников" приведено в приложении 7.

Проведение индивидуальных работ и лекций по темам: "Здоровые родители - здоровые дети", "Мир семьи", "Здоровье и развитие ребенка", "Мир здоровья - жизнь без лекарств", "Формирование культуры здоровья детей в семье", "Здоровье и этика родителей - здоровье детей" и др.

При обучении родители получали представление о факторах риска (нарушении психологического и физического) здоровья у детей и о возможностях объединения их собственных усилий с работой воспитателей и педагогов.

На формирующем этапе эксперимента нами были проведены также занятия в семейных клубах, которые предусматривают теоретическую и практическую части. Общая их продолжительность 60 минут. Так в первой, теоретической части занятий семейного клуба "Здоровье" родителям предлагается сообщение или беседа специалиста (врача, психолога, логопеда и т.д.) по теме данного занятия.

Продолжительность 15-20 минут.

Затем на второй, практической части подключаются дети. Это было совместное выполнение какого-либо комплекса лечебно-профилактических упражнений в спортивном, тренажерном залах.

Продолжительность 35-40 минут.

В третьей, заключительной части подводятся итоги занятия.

Родителям выдаются разнообразные памятки, методическая литература, рекомендации.

Занятия в семейных клубах значительно повышают как уровень развития физических качеств детей, так и скорость формирования жизненно важных двигательных навыков. Помощь родителей и их индивидуальный контроль за своим ребенком делают этот процесс весьма эффективным.

Результаты диагностики, проведённой после всего цикла занятий, показали, что дети в достаточной степени овладели знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье, изменили своё отношение к физическому, психическому, социальному здоровью. У них появилась дружелюбность по отношению к взрослым и другим детям, коммуникабельность, готовность помочь и т.п.

Результаты проведения констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группе.

В экспериментальной группе:

высокий уровень - 7 детей, что составляет 70%;

средний уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%;

низкий уровень - отсутствует, что составляет 0%.

В контрольной группе:

высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;

средний уровень - 5 детей, что составляет 50%;

низкий уровень - 5 детей что составляет 50% (таблица 6).

 

Таблица 6

Группы Всего чел.

"Уровни знаний о человеческом организме"

    В С Н
Экспериментальная 10 70% 30% 0%
Контрольная 10 0% 50% 50%

 

В экспериментальной группе:

высокий уровень - 7 детей, что составляет 70%;

средний уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%;

низкий уровень - отсутствует, что составляет 0%.

В контрольной группе:

высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;

средний уровень - 6 детей, что составляет 60%;

низкий уровень - 4 ребёнка, что составляет 40% (таблица 7).

 

Таблица 7

Группы Всего чел.

"Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений"

    В С Н
Экспериментальная 10 70% 30% 0%
Контрольная 10 0% 60% 40%

 

В экспериментальной группе:

высокий уровень - 8 детей, что составляет 80%;

средний уровень - 2 ребёнка, что составляет 20%;

низкий уровень - отсутствует, что составляет 0%.

В контрольной группе:

высокий уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%;

средний уровень - 4 ребёнка, что составляет 40%;

низкий уровень - 3 ребёнка, что составляет 30% (таблица 8).

 

Таблица 8

Группы Всего чел.

"Изучение социальных эмоций"

    В С Н
Экспериментальная 10 80% 20% 0%
Контрольная 10 30% 40% 30%

 

В экспериментальной группе:

высокий уровень - 7 детей, что составляет 70%;

средний уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%;

низкий уровень - отсутствует, что составляет 0%.

В контрольной группе:

высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;

средний уровень - 6 детей, что составляет 60%;

низкий уровень - 4 ребёнка, что составляет 40% (таблица 9).

 

Таблица 9

Группы Всего чел.

Активность в решении проблемных ситуаций

    В С Н
Экспериментальная 10 70% 30% 0%
Контрольная 10 0% 60% 40%

 

Из таблицы видно, что у детей произошли заметные изменения в культуре здоровья. Наиболее значительные - отсутствие числа детей, которые в начале опытно-экспериментальной работы были отнесены к группе с низким уровнем культуры здоровья, увеличением числа детей со средним уровнем и появлением детей с высоким уровнем культуры здоровья.

Таким образом, полученные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования.


Заключение

 

Актуальность проблемы исследования обусловлена социальным заказом на формирование культуры здоровья у детей в период дошкольного детства; отношением к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности; а также возможностью совершенствования качества воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных условий в ДОУ.

Исходя из определения понятий "здоровье" и "культура здоровья", мы определили содержание понятия "культура здоровья" как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья, как значимой функции организма, и результат этого процесса, выраженный в виде познавательного интереса или цели.

Анализ программ помог нам прийти к выводу о том, что процесс формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, приобретение практики адекватного поведения.

Таким образом, ребенку должна быть предоставлена возможность получать информацию о физическом, психическом и социальном здоровье, должен быть обеспечен процесс активного ее усвоения; следует помочь ребенку оценить события, явления, поступки и формировать отношение и создавать как можно больше возможностей для реального поведения, поступков, действий.

Разработанная нами модель формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста представляет систему взаимосвязанных структурно-функциональных блоков, состоящих из совокупности элементов: целевой (цель, задачи, принципы); содержательный, отражающий смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу; процессуальный (педагогические условия, этапы, методы); оценочно-результативный (результат и критерии его оценки, уровни) и системообразующие связи между ними).

Исходя из того, что объектом нашего исследования является процесс формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста, то основное внимание мы уделяем рассмотрению процессуального компонента, условиям формирование культуры здоровья в период дошкольного детства через сотрудничество педагогов и родителей.

Исследование проводилось на базе ДОУ "Росинка" города Ноябрьска. Исследованием было охвачено 20 детей в возрасте 5-6 лет.

Для выявления уровня сформированности культуры здоровья использовались следующие критерии и показатели:

Критерий достаточности знаний (наличие знаний о физическом, психическом, социальном здоровье).

Сформированность эмоциональных проявлений (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками).

Критерий отношения (значимость здорового образа жизни, устойчивость интереса к физическому, психическому, социальному здоровью).

Позитивные действия, как в реальной, так и вербальной ситуации (активность в решении проблемных ситуаций).

Результаты констатирующего эксперимента позволили прийти к выводу о том, что большинство испытуемых находятся на среднем и низком уровне культуры здоровья.

Для формирования культуры здоровья нами был проведён формирующий эксперимент, в процессе которого была реализована модель формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в процессе сотрудничество педагогов и родителей, через проведение родительских собраний, спортивных мероприятий с участием родителей и воспитанников. Результаты контрольного эксперимента показали повышение уровня культуры здоровья у детей экспериментальной группы.

К значимым результатам исследования можно отнести:

Описание модели формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста и возможностей её реализации.

Разработку занятий под общим названием "Ключи жизни" (период дошкольного детства), соответствующей основной концепции программы Линды Сибли, Дэвида Сибли, Розмари Тиш, Джулии Скайл и др. (Био-психо-социо-духовное единство здорового образа жизни) по четырем уровням: физический, психический, социальный, духовный.

Результаты исследования с позиций познавательного и личностно-творческого развития дошкольников:

поиск детьми нового знания, новых познавательных ориентиров более высокого уровня сложности;

изменение позиции дошкольников в процессе обучения (становятся более инициативными и самостоятельными);

главный результат - овладение здоровыми жизненными навыками, изменение отношения к физическому, психическому, социальному здоровью (повышение жизнестойкости, дружелюбность по отношению к взрослым и другим детям, коммуникабельность, готовность помочь, дисциплинированность, уменьшение факторов риска употребления алкоголя, табака и наркотиков и отклоняющегося поведения у детей и т.п.), то есть ребёнок, способный к осознанию ценности своего здоровья; обладающий здоровыми жизненными навыками; способный к рефлексии, умеющий оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой; способный к пониманию, сочувствию, состраданию другому; способный получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливым.

Если говорить об общих направлениях развития дошкольника (развития культуры познания, культуры чувств, волевой культуры, освоении различных сфер действительности и формировании отношения к ним - к природному и рукотворному миру, миру человеческих отношений - как это обозначено в "Концепции дошкольного воспитания"), то понятно, что все они могут быть реализованы через внедрение модели формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, на основе проведённой опытно - экспериментальной работы по формированию культуры здоровья можно сделать вывод, что выявленные нами и реализованные условия являются эффективными. Полученные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования.


Список литературы

 

1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье.2-е изд. [Текст] / Н.М. Амосов. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 191с.

2. Амосов, Н. Здоровый образ жизни [Текст] /Н. Амосов // Воспитание школьника. - №2. - 1988. - С.72-77.

3. Антропова, М.В. Гигиена детей и подростков.6-е изд., перераб., и доп. [Текст] / Н. Амосов. - М.: Медицина, 1982. - 176с.

4. Атлас для начальной школы. Организм человека и охрана здоровья. СПб.: Издательский Дом Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.32с.

5. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие [Текст] /Т.М. Бабунова-. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 208 с.

6. Вохмянина, М.Н. Модель сохранения здоровья детей дошкольного возраста [Текст] / М.Н. Вохмянина // Управление ДОУ. - №1. - 2006. - С.71 - 75.

7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.5. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 382с.

8. Доронова, Т.Н. Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию развития и образования детей 6-7 лет в д/с [Текст] / Т.Н. Доронова // Т.Н. Доронова. - М.: Знание, 1997. - 224 с.

9. Дошкольное образование. Словарь терминов / сост. Виноградова Н.А. и др. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 400 с.

10. Если хочешь быть здоров: сборник/составитель Исаев А.А. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 352с.

11. Запорожченко, В.Г. К понятию здоровый образ жизни // Международная научная конференция Здоровый образ жизни (Ленинград, 12 - 14 декабря 1990г): Тезисы доклада. Часть 1 [Текст] /В.Г. Запорожченко. - Новгород, 1990. - с.26.

12. Запорожченко, В.Г. Образ жизни и вредные привычки [Текст] /В.Г. Запорожченко. - М.: Медицина, 1984. - 32с.

13. Здоровье народа - богатство страны. М.: Советская Россия, 1989.128с.

14. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми [Текст] /Ю.Ф. Змановский. - М.: Медицина, 1989. - 128с.

15. Змановский, Ю.Ф. К здоровью без лекарств [Текст] / Ю.Ф. Змановский. - М.: Советский спорт, 1990. - 64с.

16. Иванова, М.Г. Здоровье как предмет исследования в психологии [Текст] /М.Г. Иванова // Психологическая наука и образование. - №3. - 2006. - С.99 - 101.

17. Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни): Пер. с английского. М.: Медицина, 1990.240с.

18. Каневская, Л.Я. Питание школьника [Текст] / Л.Я. Каневская. - М.: Медицина, 1989. - 64с.

19. Климова, В.И. Человек и его здоровье [Текст] / В.И. Климова. - М.: Знание, 1985. - 192с.

20. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, П.М. Коджаспиров. - М.: ИКцп Март, Ростов-Н/Д, издат. центр Март, 2005. - 445 с.

21. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М: Издат. Центр Академия, 2004. - 416 с.

22. Колбанов, В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения [Текст] /В.В. Колбанов. - СПб.: ДЕАМ, 1998. - 232с.

23. Колесникова, Т. Воспитание у ребенка раннего возраста потребности быть здоровым [Текст] /Т. Колесникова // Дошкольное воспитание. - №1. - 2007. - С.83 - 87.

24. Колягин, А. Здоровый образ жизни и его сопоставляющие [Текст] / А. Колягин // ОБЖ. - №9. - 2005. - С.8 - 14.

25. Коршунова, Н.5 слагаемых здорового образа жизни [Текст] / Н. Коршунова // Здоровье 2000 2. с.5 - 8.

26. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.В. Краевский. - М.: Академия, 2003. - 256 с.

27. Кудрявцев, В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка [Текст] /В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - №1. - 2004. - С.51 - 55.

28. Куинджи, Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие [Текст] /Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139с.

29. Кулановский, О.А. Активные методы воспитания у школьников здорового образа жизни [Текст] / О.А. Кулановский // Образование в высшей школе. - №5. - 2005 - С.37 - 41.

30. Лазарев, М. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста (Теория валеологии) [Текст] /М. Лазарев // Начальная школа: Прил. к газ. "Первое сентября". - №3. - 1997. - С.5 - 12.

31. Лаптев, А.П. Коварные разрушители здоровья [Текст] /А.П. Лаптев, В.В. Горбунов. - М.: Советский спорт, 1990.45с.

32. Лебедева, Н.Т. Формирование здорового стиля жизни дошкольника [Текст] /Н.Т. Лебедева. - Минск: Народная асвета, 1996. - 144с.

33. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

34. Лямираль, С. Растите детей здоровыми. От 0 до 15 лет. Все, что должна знать мать, чтобы ее ребенок рос крепким и здоровым: Пер. с французского/ Предисловие Л. Казанцевой [Текст] / С. Лямираль, К. Ринго. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 142с.

35. Панкратьева, Н.В. и др. Здоровье - социальная ценность: Вопросы и ответы [Текст] /Н.В. Панкратьева. - М.: Мысль. 1989. - 236с.

36. Пароль в страну здоровья. М.: Физкультура и спорт, 1977. - 112с.

37. Паунова, С. Гигиенические навыки с малых лет в кругу семьи [Текст] /С. Паунова // Дошкольное воспитание. - №11. - 1993. - С.67 - 69.

38. Педагогика здоровья. - М.: Педагогика, 1990. - 288с.

39. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост.Е.С. Рапацевич - Мн.: "Сорем. Слово", 2005. - 720 с.

40. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей \ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: пед. общ. России, 2002. - 640 с.

41. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Под. ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608с.

42. Прищепа, С. Как продиагностировать физическую подготовленность детей дошкольного возраста [Текст] /С. Прищепа // Дошкольное воспитание. - №1. - С. - 37 - 45.

43. Российская педагогическая энциклопедия / Под. ред.А.М. Прохорова. - М.: Просвещение, 1993. - 250 с.

44. Ротенберг, Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/Пер. с английского [Текст] / Р. Ротенберг. - М.: Физкультура и спорт. 1991. - 592с.

45. Рубинштейн, С.Я. О воспитании привычек у детей. Учебное пособие для студентов [Текст] /С.Я. Рубинштейн. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 41с.

46. Семенова, И.И. Учусь быть здоровым или как стать небо [Текст] /И. И Семенова. - М.: Педагогика, 2001. - 176 с.

47. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластении, Г.И. Чижакова. - М.: Академия, 2003. - 192 с.

48. Студеникин, М.Я. Книга о здоровье детей.3-е издание, исправленное и дополненное [Текст] / М.Я. Студеникин. - М.: Медицина. 1982. - 240с.

49. Торохова, Е.И. Валеология: Словарь [Текст] /Е.И. Торохова. - М.: Флинта: Наука. 1999. - 248с.

50. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Академия, 2000. - 304с.

51. Фрумина, Н.А. Формирование основ здорового образа жизни [Текст] / Н.А. Фрумина // Управление ДОУ. - №1. - 2004. -с.75 - 79.

52. Чалкин, А.В. Сохранить здоровье смолоду [Текст] /А.В. Чалкин, И.Л. Милиевская-. М.: Педагогика, 1987. - 144с.

53. Щербак, А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении: Влияние физического воспитания на саморегуляцию поведения дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] /А.П. Щербак. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 1999.72с.

54. Яновская, Т.Ю. Как устроен человек? История для детей [Текст] / Т.Ю. Яновская. – Ростов-На-Дону: Феникс. 2000. - 224с.


Приложения

 

Приложение 1

 

Критерии и показатели культуры здоровья личности

Структурные компоненты Критерии Показатели
Когнитивно-мотивационный Когнитивный 1. Понимание сущности культуры здоровья. 2. Пополнение объема знаний о духовном, психофизическом и социальном здоровье личности. 3. Осознание здоровья и культуры как общечеловеческих ценностей
  Мотивационный 1. Осознанное проектирование жизненных устремлений, определяющих modus Vivendi - образ жизни. 2. Валеологическое поведение обуславливающее здоровый образ жизни
Эмоциональный Эмоциональный 1. Эмоциональная устойчивость. 2. Преодоление трудностей и психических состояний на эмоционально-положительном фоне
Когнитивно-волевой Коммуникативно-деятельностный 1. Наличие и объем знаний по культуре общения. 2. Проявление коммуникативной толерантности. 3. Поисковая активность. 4. Удовлетворение оптимального двигательного режима
  Волевой 1. Стремление к саморазвитию, самосовершенствованию и самовоспитанию. 2. Волевая регуляция поведения, преодоление трудностей в достижении поставленных целей

 


Приложение 2

 

Комплекс методов изучения уровней культуры здоровья личности

Компоненты культуры здоровья Цель изучения Методы изучения
Когнитивно-Мотивационный 1. Установление понимания сущности культуры здоровья 2. Определение положения здоровья и культуры в иерархии жизненных ценностей. 3. Установление личностного отношения студентов к здоровому образу жизни Беседа. Анкетирование. Ранжирование. Анкетирование
Эмоциональный Определение эмоционального фона жизни личности Тестирование. Метод экспертных оценок
Конативно-волевой 1. Определение уровня общей коммуникативной толерантности личности. 2. Определение развитости волевых качеств личности необходимых для сознательного преодоления возникающих трудностей Тестирование. Самооценка. Педагогическое наблюдение

 


Приложение 3

 

Модель формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста

 

Результат: ребёнок, способный к осознанию ценности своего здоровья; обладающий здоровыми жизненными навыками; способный к рефлексии, умеющий оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой; способный к пониманию, сочувствию, состраданию другому; способный получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливым.


Приложение 4

 

Анкета

Что ты знаешь о строении своего тела? Из чего оно состоит?

Полезна ли нам боль? Боль помогает людям жить или мешает?

Какая твёрдая, прочная конструкция находится внутри твоего тела и защищает твой организм от повреждений?

Какие "силачи" находятся в твоём теле и заставляют двигаться твой скелет? Что могут делать мышцы?

Какой неутомимый мастер стучит у тебя внутри?

Смог бы ты жить, если бы твоё сердце захотело отдохнуть и перестало работать? Почему?

Для чего человеческому организму нужна кровь?

Зачем мы дышим?

Что может случиться с человеком, если он перестанет, не сможет дышать? Почему?

Куда попадает воздух после того, как ты вдохнул его носом? (Сделай глубокий вдох и задержи дыхание. Прислушайся к себе. Покажи то место, куда попал воздух).

Для чего мы должны питаться?

Куда попадает пища, и что с ней происходит после того, как ты взял её в рот?

Для чего нам нужен мозг, как он помогает человеку?

Как устроены все люди? Одинаково или каждый по-разному (по-своему)?

Почему люди болеют, и что ты должен делать, чтобы быть здоровым и никогда не болеть?


Приложение 5

 

Воспитательные ситуации

Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: "Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку". Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?

Петя принёс в детский сад новую игрушку - самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошёл Серёжа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?

Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?

Таня и Оля играли в "дочки - матери". К ним подошёл маленький мальчик и попросил: "Я тоже хочу играть". - "Мы тебя не возьмём, ты ещё маленький", - ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?

Коля играл в "лошадки". Он бегал и кричал: "Но, но, но!" В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестрёнку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: "Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть". Коля ей ответил… Что ответил Коля? Почему?

Таня и Миша рисовали. К ним подошёл воспитатель и сказал: "Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим". Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?

Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котёнка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?


Приложение 6

 

Описание диагностической методики "Кораблекрушение"

Экспериментатор: Бурей нас выбросило на берег. Идёт сильный дождь, на море шторм. Как нам переждать бурю?

Испытуемый № 3: Спрятаться в пещере.

Испытуемый № 10: Укрыться под деревьями.

Испытуемый № 6: Укрыться парусами от яхты, если их выбросило на берег.

Экспериментатор: Буря кончилась. Выглянуло солнце. Посмотрите, где мы оказались. Со всех сторон нас окружает вода. Где мы?

Испытуемый №7: На острове.

Экспериментатор: Как позвать помощь?

Испытуемый № 10: Громко покричать.

Испытуемый №9: Зажечь на самом высоком месте костёр.

Испытуемый №6: Поднять кусок яркой ткани на длинной палке.

Испытуемый №5: Выложить на песке из камней, ракушек или веток большое слово - "спасите!"

Испытуемый №2: Написать записку, положить в бутылку, закупорить её и бросить как можно дальше в море.

Испытуемые №1,4,8 не дали ответа.

Экспериментатор: Что нужно сделать, чтобы сохранить наше физическое здоровье на острове?

Испытуемый №7: можно питаться вымытыми фруктами, знакомыми съедобными растениями, можно сварить рыбу в костре в воде или запечь в углях или песке, заварить чай, используя листья знакомых ягод и фруктов.

Испытуемый №3: Изготовить посуду.

Испытуемый №2: Оборудовать жилище.

Экспериментатор: Морская вода не пригодится для питья, нужно поискать родниковую или озёрную воду. А если нет ни озера, ни ручья на острове, то какую воду можно использовать для питья и приготовления пищи?

Испытуемый №10: Собрать дождевую воду или снег на вершине горы.

Экспериментатор: Можно ли такую воду сразу пить?

Испытуемый №6: Нет. Она грязная.

Экспериментатор: Договоритесь, и выберите самое верное решение по разведению костра.

Предложения детей по разведению костра: найденная зажигалка, спички - просушить, очки - линзами очков поймать солнечный луч и направить его на сухие травинки, высечь искры с помощью кремня, дерева - вращать палочку; собирать сухие ветки и растения для костра.

Слышится звук самолёта. Дети привлекают его внимание, размахивая яркими косынками, рубашками и т.п. Самолёт сбрасывает записку о том, что помощь близка.

Экспериментатор: Что мы будем делать дальше?

Испытуемый №3: Изготовим плот.

Испытуемый №9: Создадим свиток полезных советов для терпящих бедствие. Запечатаем его в банку и оставим на острове.

Испытуемые №1,4,8 не дали ответа.


Приложение 7

 

Родительское собрание на тему "Здоровье дошкольников"

Цель: создание ситуации, позволяющие каждому родителю раскрыть содержание своего собственного опыта в воспитании ребенка.

Задачи:

ознакомить родителей с особенностями физического развития дошкольников;

ознакомить родителей с результатами развития физических возможностей дошкольников на занятиях физической культуры.

Оформление:

на доске цитата Л. Кьюби: “Здоровье - это возможность возможностей. Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела Ваша жизнь".

Вопросы обсуждения

Что нужно знать родителям о физиологии дошкольников?

Формирование убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности.

Пути решения данной проблемы.

Ход собрания

Вступительное слово воспитателя.

Что более ценным является для человека - богатство или слава, один из древних философов ответил, что ни богатство, ни слава не делает человека счастливым.

Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля.

Самое драгоценное, что есть у человека - это здоровье. С этим трудно не согласиться. Но в последнее время состояние здоровья у детей вызывает большую тревогу. А ведь хорошее самочувствие у ребёнка - важное условие успешного усвоения им школьной программы. Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируется в результате целенаправленного воздействия со стороны детского сада и семьи.

Тема нашего родительского собрания важна и актуальна. Мы живем в 21 веке, который уже назвали веком максимальных скоростей и нагрузок.

И это высказывание нельзя подвергать сомнению. Новый век, технический и научный прогресс требуют от любого человека колоссальных нагрузок и усилий. Как с этим можно справиться? Только при помощи ежедневной и постоянной работы над собой.

Родители должны помнить о том, что возраст 5-6 лет



2020-02-03 235 Обсуждений (0)
Реализация условий формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и родителей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реализация условий формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и родителей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)