Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Физика и методы научного познания



2020-02-04 202 Обсуждений (0)
Физика и методы научного познания 0.00 из 5.00 0 оценок




Н.Н. Тулькибаева

А.Э.Пушкарев

Методические рекомендации к учебникам

Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского

«Физика. 10 класс» и «Физика. 11 класс»

 

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве

методических рекомендаций по использованию учебников для 10 и 11 классов при

организации изучения предмета на базовом и профильном уровнях

 

Москва

«Просвещение»

2004

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

     
Введение……………………………………………………………. ………... 2
Тематическое планирование (базовый уровень стандарта) …….. )………... 6
Тематическое планирование (профильный уровень стандарта) ... ………... 13
Литература………………………………………………………….. ……….. 28

 

Введение

 

 

Цель методических рекомендаций определяется необходимостью предъявления для учителя физики рекомендательного тематического планирования курса физики старших классов средней школы.

Особенностью данных рекомендаций является выделение базового и профильного содержания курсов физики старших классов средней школы. Структура базового и профильного курсов физики задана стандартом того и другого содержания, а реализуется использованием учебников Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева и Н.Н. Сотского (Физика. Учебники для 10 и 11 класса).

    Единая структура содержания обязательного минимума и изучение физики по одному учебнику в базовом и профильном курсах создает особое образовательное пространство, обеспечивающее естественным путем расширение, при необходимости, знаний учащихся при самостоятельном изучении курса физики в объеме профильного курса.

    Эти возможности взаимосвязи курсов базового и профильного содержания, единого представления курсов всем учащимся в средней школе показаны в табл. 2. Здесь представлено тематическое планирование курсов. При этом выделено определенное количество резервных часов и для организации повторения всего курса. Резервные часы в профильном курсе (10 ч. +10 ч.) могут быть использованы для проведения работ физического практикума.

Таблицы 3 и 4 имеют единую структуру, но одна (табл. 3) отражает почасовое планирование содержания базового курса, другая (табл. 4) – профильного курса. Основой для определения содержания учебных занятий послужил обязательный минимум. При этом все вопросы обязательного минимума вошли в темы конкретных учебных занятий. Если сравнить два курса, то профильный курс физики построен методом «сложения», уточнения и расширения содержания базового курса.

Базовый курс физики включает в основном вопросы методологии науки физики и раскрытие на понятийном уровне. Физические законы, теории и гипотезы в большей части вошли в содержание профильного курса.

Содержание конкретных учебных занятий соответствует обязательному минимуму. Форма проведения занятий (урок, лекция, конференция, семинар и др.) планируется учителем. Термин «решение задач» в планировании определяет вид деятельности. В предложенном планировании предусматривается учебное время на проведение самостоятельных и контрольных работ.

В представленном планировании выделены параграфы учебника, которые отражают физическое содержание учебного занятия. Если в профильном курсе физики спланировано изучение всех параграфов, то сложнее решить какие параграфы остаются вне учебных занятий в базовом курсе физики.

Процесс систематизации знаний учащихся за базовый курс носит наряду с объясняющей функцией и предсказательную, так как и тот и другой курс должны сформировать у учащихся научную картину мира.

Методы обучения физике так же определяет учитель, который включает учащихся в процесс самообразования. У учителя появляется возможность управления процессом самообразования учащихся в рамках образовательного пространства, которое создается в основном единым учебником, обеспечивающим базовый и профильный уровень стандарта. Учебный процесс при этом выступает ориентиром в освоении методов познания, конкретных видов деятельности и действий, интеграции всего в конкретные компетенции.

В своей работе мы использовали сокращения и ссылки. Например:

Таблица 4 (профильный уровень):

Раздел: Основы молекулярно-кинетической теории.

Учебное занятие № 5. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел.

Теория: [8, §61,§62] – Учебник физики 10 кл. Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. (номер по списку литературы стр. 29) и соответствующие параграфы по учебнику.

Практика: [4, с.43] – Тестовые задания для подготовки к Единому государственному экзамену 10-11 классы и соответствующая страница.

[6,№№546-553] – Сборник задач по физике 10-11 кл. Степанова Г.Н. и соответствующие номера задач.

 

Таблица 1

Профили и соответствующие уровни реализации стандарта

по физике

 

Профили

Физика

Базовый уровень стандарта*   Профильный уровень стандарта**
1.

Физико-математический

  +

2.

Естественнонаучный

область физики   +
область химии   +
область биологии +  
область географии +  
3.

Социально-экономический

   
4.

Гуманитарный

   
5.

Филологический

   

6.

Технологический

Информационно-технологический +  
Индустриально-технологический +  
Агро-технологический    
7.

Художественно-эстетический

   
8.

Универсальный

+  

 

* На изучение курса физики для обеспечения базового уровня стандарта отводится 68 часов за учебный год (2 ч в неделю).

**На изучение курса физики для обеспечения профильного уровня стандарта отводится 170 часов за учебный год (5 ч в неделю).

 

 

Таблица 2

Тематическое планирование базового и профильного уровня стандарта

по физике

 

РАЗДЕЛЫ КУРСА ФИЗИКИ 10 – 11 КЛАСС

Кол-во часов

(базовый уровень стандарта)

Кол-во часов

(профильный уровень стандарта)

Класс

Физика и методы научного познания

1

2

Механика

23

66

Кинематика

9

22

Кинематика точки

9

18

Кинематика твердого тела

0

4

Динамика

7

24

Законы механики Ньютона

4

9

Силы в механике

3

15

Законы сохранения в механике

7

15  

Закон сохранения импульса

2

4

Закон сохранения энергии

5

11

Статика

 

5

Равновесие абсолютно твердых тел

0

5



2020-02-04 202 Обсуждений (0)
Физика и методы научного познания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Физика и методы научного познания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)