Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, методы и модели прогнозирования.



2020-02-04 175 Обсуждений (0)
Понятие, методы и модели прогнозирования. 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение.

 

Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, бизнес-планов.

Планирование — это субъективная деятельность людей, которая на основе изучения закономерностей, каких либо явлений и процессов (сторон общественной жизни), определяют их развитие (состояние движения) в ближайшие и отдаленные периоды времени.

Планирование на уровне хозяйствующих субъектов — это процесс планирования поступлений и использования финансовых ресурсов, установление оптимальных соотношений в распределении доходов предприятий. В рыночной экономике совершенствование планирования на микроуровне осуществляется непрерывно; оно в условиях рыночной экономики имеет качественно более существенное значение по сравнению с директивно-плановой экономикой. Без этого не может быть достигнут тот уровень управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, который обеспечивает ему успех на рынке, постоянное усовершенствование материальной базы, социальное развитие коллектива.

В данной курсовой работе рассмотрена тема “Основные методы и модели планирования и прогнозирования в условиях рынка”. Были изучены следующие теоретические вопросы: содержание, методы и модели прогнозирования, понятие и модели планирования в рыночных условиях. А также в практической части был составлен бизнес – план деятельности предприятия ООО «Лилия» с 2008 г. по 2010 г.

Целью выполнения курсовой работы является закрепление полученных теоретических знаний, сопоставление теории с практикой. Основной задачей является - выработка навыков работы с учебной и научной литературой, знакомство с основными методами планирования и прогнозирования в экономической деятельности предприятий, приобретение опыта по разработке и составлению бизнес – планов.

Глава 1.Основные методы планирования и прогнозирования в условиях рынка

Понятие, методы и модели прогнозирования.

 

Научное познание и использование законов развития общества тесно связано с прогнозами. Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, альтернативных путях и сроках их осуществления.

Исследованием закономерностей разработки прогнозов занимается научная дисциплина прогностика. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.

В прогнозировании большое значение имеет выбранный метод. Метод прогнозирования – это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогноза. Совокупность специальных правил, приемов и методов составляет методику прогнозирования.

К наиболее распространенным методам прогнозирования относятся: экстраполяция, экспертные оценки, математическое моделирование, аналогия, нормативные расчеты, в том числе интерполяция.

Экстраполяция – это метод, при котором прогнозируемые показатели рассчитываются как продолжение динамического ряда на будущее по выявленной закономерности развития. По сути экстраполяция является переносом закономерностей и тенденций прошлого на будущее на основе взаимосвязей и показателей одного ряда. Метод позволяет найти уровень ряда за его пределами, в будущем. Экстраполяция эффективна для краткосрочных прогнозов.

Если предполагается сохранение прошлых и настоящих тенденций развития на будущее, то говорят о формальной экстраполяции. Если же фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике процесса развития с учетом физической и логической сущности, то говорят о прогнозной экстраполяции. Прогнозная экстраполяция может быть в виде тренда, огибающих кривых, корреляционных и регрессионных зависимостей, может быть основана на факторном анализе и др. Экстраполяция сложного порядка может перерасти в моделирование. Для такого вида экстраполяции, как трэнд, характерно нахождение плавной линии, отражающей закономерности развития во времени.

При нормативном методе прогнозирования  определяются пути и сроки достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели. Речь идет о прогнозировании достижения желательных состояний явления на основе заранее заданных норм, стимулов, целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями можно достичь желаемого?

Нормативный метод чаще применяется для программных или целевых прогнозов. Используются как количественное выражение норматива, так и определенная шкала возможностей оценочной функции. В случае использования количественного выражения, например физиологических и рациональных норм потребления отдельных товаров разработанных для различных групп населения, можно определить уровень потребления этих товаров на годы, предшествующие достижению указанной нормы. Такие расчеты называются интерполяцией. Интерполяция – это способ вычисления показателей, недостающих в динамическом ряду явления, на основе установленной взаимосвязи. Принимая фактическое значение показателя и значение его нормативов за крайние члены динамического ряда, можно определить величины значений внутри этого ряда. Поэтому интерполяцию считают нормативным методом.

В случае использования в нормативном методе шкалы возможностей оценочной функции, указывают примерно следующую градацию: нежелательно – менее желательно – более желательно – наиболее желательно – оптимально (норматив).

Нормативный метод прогнозирования помогает выработать рекомендации по повышению уровня объективности, следовательно, эффективности решений.

Метод экспертных оценок используется преимущественно в долго-срочных прогнозах. Прогнозирование осуществляется на основе суждения эксперта относительно поставленной задачи. Экспертом выступает квалифицированный специалист по конкретной проблеме, который может сделать достоверный вывод об объекте прогнозирования. Метод экспертных оценок чаще используется в тех случаях, когда трудно количественно оценить прогнозный фон, и специалисты делают это на основе своего понимания вопроса.

Метод экспертных оценок имеет несколько видов:

· индивидуальная экспертная оценка;

· коллективная экспертная оценка;

· метод психоинтеллектуальной генерации идей;

· аналитический метод;

· метод интервью;

· метод экспертных комиссий;

· метод коллективной генерации идей и др.

Метод аналогии предполагает перенос знаний об одном предмете на другой. Такой перенос верен с определенной долей вероятности, так как сходство между явлениями редко бывают полным.

Различают аналогию историческую и математическую. Метод исторической аналогии основан на установлении и использовании аналогии объекта прогнозирования с одинаковыми по природе объектами, которые опережают прогнозируемые в своем развитии. Метод математической аналогии основан на установлении аналогии математических описаний процессов развития различных по природе объектов с последующим использованием более изученного и более точного математического описания одного из них для разработки прогнозов другого. Этот метод используется в экономико–математическом моделировании и при экспериментальном подходе к изучению экономики, когда знание о признаках одного предмета возникает на основании его сходства с другими предметами.

Моделирование и эксперимент обязательно используют метод аналогии.

Моделирование, пожалуй, самый сложный метод прогнозирования. Математическое моделирование означает описание экономического явления посредством математических формул, уравнений и неравенств. Термин «модель» образован от латинского слова modelus, что означает «мера». Моделирование правильнее было бы считать не методом прогнозирования, а методом изучения аналогичного явления на модели.

В широком смысле моделями называются заместители объекта исследования, находящиеся с ним в таком сходстве, которое позволяет получить новое знание об объекте. Модель следует рассматривать как математическое описание объекта. В этом случае модель определяется как явление (предмет), которое находится в некотором соответствии с изучаемым объектом и может его замещать в процессе исследования, представляя информацию об объекте.

При более узком понимании модели она рассматривается как объект прогнозирования, ее исследование позволяет получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и путях достижения этих состояний. В этом случае целью прогнозной модели является получение информации не об объекте вообще, а только о его будущих состояниях.

Модели могут быть материальными и идеальными. В экономике используются идеальные модели. Наиболее совершенной идеальной моделью количественного описания социально – экономического явления является математическая модель, использующая числа, формулы, уравнения, алгоритмы или графическое представление.

С помощью экономических моделей определяют:

· зависимость между различными экономическими показателями;

· различного рода ограничения, накладываемые на показатели;

· критерии, позволяющие оптимизировать процесс.

Разработка математической модели во многом зависит от представления прогнозиста о сущности моделируемого процесса. На основе своих предста -

влений он выдвигает рабочую гипотезу, с помощью которой создается аналитическая запись модели в виде формул, уравнений и неравенств. В результате решения системы уравнений получают конкретные параметры функции, которыми описывается изменение искомых переменных величин во времени.

В экономическом прогнозировании различают: макромоделирование, т.е. укрупненное моделирование показателей экономики страны в целом, и микромоделирование, т.е. построение моделей для отдельного объекта.

Из существующего множества моделей в экономике активно используются: прогностические, плановые и производственные модели.

Прогностические и плановые модели позволяют оптимизировать разрабатываемые экономические показатели для достижения выбранных целей деятельности. Эти модели призваны обеспечить количественную оценку различных вариантов экономического показателя в соответствии с заложенным в модель критерием оптимальности. Производственные модели предназначены для управления производством фирмы или отрасли, в том числе экономическими средствами.

Возможности использования экономико – математического моделирова-ния весьма широки – от анализа до выработки управленческого решения. Однако нельзя переоценивать значение моделирования. Обычно его рекомендуется использовать как «консультирующее средство», но окончательное решение всегда должно оставаться за специалистом.

Методы прогнозирования не исчерпываются указанными. В специальной литературе можно найти описание иных методов: морфологический анализ, прогнозный сценарий, прогнозный граф и «дерево целей», корреляционный и регрессионный анализ, метод группового учета аргументов, факторный анализ, вариационные исчисления и другие.

1.2. Понятие и методы планирования.

Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, бизнес-планов.

Планирование — это субъективная деятельность людей, которая на основе изучения закономерностей, каких либо явлений и процессов (сторон общественной жизни), определяют их развитие (состояние движения) в ближайшие и отдаленные периоды времени.

Процесс планирования осуществляется по своим внутренним законам согласно логике обоснования показателя, т.е. в соответствии с методологией планирования. Методология планирования – это учение о совокупности основных принципов, методов, о системе применяемых показателей, мер, необходимых для выполнения плана.

К основным методам планирования относят:

· балансовый

· опытно – статистический

· нормативный

· экономико – математический.

Каждый из указанных методов включает десятки, а то и сотни разновидностей, приемов и способов расчетов.

Балансовый метод – характеризуется установлением материально – вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Метод предполагает использование взаимно уравновешивающихся расчетов (таблиц), в одной части которых указываются ресурсы, а в другой – направления их использования. Правильное определение ресурсов будет означать обоснованное направление их использования согласно имеющимся потребностям. В планировании часто применяются такие балансы, как:

· натуральный (материальный)

· стоимостной

· трудовой

· межотраслевой и др.

Так план товарооборота фирмы обязательно требует расчета плана его товарного обеспечения, что осуществляется посредством балансового метода, а баланс денежных доходов и расходов населения региона – определения источников получения ими средств и направлений их расходования, что также выполняется посредством балансового метода.

Опытно – статистический метод планирования характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Такой метод планирования является достаточно простым, но он имеет существенные недостатки: плановый показатель, рассчитанный таким образом, отражает сложившийся уровень работы с его недоиспользованными резервами и погрешностями в прошлом.

Нормативный метод планирования (или метод технико – экономических расчетов) использует нормативы и нормы. В экономике различают понятия «норматив» и «норма». Норматив – это научно обоснованная величина затрат, разработанная в централизованном порядке специальными научными учреждениями отрасли или государства. Норма – это обоснованная величина затрат, разработанная фирмой. Считается, что более обоснованными являются нормативы, применение которых повышает точность и объективность планового показателя. Однако они не всегда учитывают особенности конкретного региона или фирмы. В планировании часто используются следующие нормативы и нормы: сырья, материалов, топлива, электроэнергии, труда, удельных капиталовложений, финансовых затрат на единицу продукции, амортизации, транспортных тарифов, ставок арендной платы, ставок процентов по займам, естественной убыли, тарифов на электроэнергию, обеспечение торговой и складской площадью, обеспеченности населения больничными койками, классной площади на ученика, количества зрительных мест на 1000 жителей и др.

Группа экономико – математических методов планирования характеризу-ется возможностями оптимизации плановых решений. Эти методы идентичны применяемых в прогнозировании. Однако в процессе планирования они еще предусматривают эффект от определенных действий работников по достижению цели, в том числе:

· расчеты на отдельную трудовую операцию работника, что приведет к дополнительному изменению показателя под воздействием применяемых усилий;

· экстраполяцию результатов прошлых действий работников и др.

Сущность экономико – математических методов планирования состоит в том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально – экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях. Так, можно определить оптимальную зависимость между:

· партией поставки товаров и издержками на их транспортировку и хранение;

· объемом деятельности и издержками с учетом необходимой прибыли;

· объемом капиталовложений и прибылью.

По сути, любой показатель может быть запланирован посредством экономико – математического метода. Применение этой группы методов способствует устранению субъективизма в планировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако применение этих методов требует точного математического описания экономической задачи и обязательной экспертной оценки полученных данных.

 

 

Глава 2. Бизнес - план ООО «Лилия».

Резюме.

Цели данного бизнес-плана заключаются в:

· обосновании рентабельности выбранного вида деятельности 

· прогнозировании продаж готовой продукции при наращивании мощностей производства.

Основная задача бизнес-плана – предоставить информацию о том, насколько бизнес является привлекательным с точки зрения доходности, окупаемости, конкуренции на рынке, целевой аудитории и т.д.  

Наименование предприятия – ООО «Лилия». Юридический адрес – Россия, г. Сочи, р-н Адлер, ул.Первомайская 13.   

Предметом деятельности предприятия является производство постельного белья, с последующей его реализацией. ООО «Лилия», организованно в 2004 году и как производитель в настоящее время занимает достойную позицию на рынке постельного белья г. Сочи. Производимая продукция характеризуется достаточно высоким уровнем качества, при среднем уровне цен.

Продукция является востребованной на рынке, конкурентоспособной.

Основные риски, с которыми может столкнуться предприятие, это риски связанные с повышением процента инфляции, в связи с неустойчивым экономическим положением в стране, и риск неустойчивости спроса.

  



2020-02-04 175 Обсуждений (0)
Понятие, методы и модели прогнозирования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, методы и модели прогнозирования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)