Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «СЕМЬЯ», ТИПОЛОГИЯ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ



2020-02-04 206 Обсуждений (0)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «СЕМЬЯ», ТИПОЛОГИЯ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ 0.00 из 5.00 0 оценок




    Существует великое множество определений понятия «семья». Например, са­мое простое определение: семья – это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков, либо проживающих вместе  [5, 15].

    По мнению Гурко Т.А., семья – совокупность лиц, проживающих совместно, связанных родством и общим бюджетом  [6, 18].

    Однако такие определения не раскрывают всех сторон данного феномена. Более подробное определение предлагает «Философский словарь»: «Семья - вид социальной общности, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и род­ственных связях, то есть на многосторонних отношениях между мужем и же­ной, родителями и детьми, братьями и сестрами, живущими вместе и ведущи­ми общее хозяйство» [17, 349].

    Обобщая все предложенные характерные особенности семьи, на наш взгляд, можно дать следующее определение данному понятию: семья – это основанная на единой общесемейной деятель­ности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родст­ва, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемствен­ность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Таким образом, лишь наличие триединого отношения супружество - родительство - родство позволяет говорить о конст­руировании семьи как таковой в её строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьей (взросление и отделение детей, распад семьи из-за болезней, смерти её членов, развода и других видов социальной дезор­ганизации семьи), либо не ставших еще семьей (молодожены, не имеющие де­тей).

    Для всех фрагментарных, «осколочных» форм семьи (родители без супружества, брак без детей) лучше подходит термин «семейная группа», под ко­торой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединенных только родством, родительством или супружеством [7, 273].

Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно разнообразен. Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения. Наиболее полной и конкретной представляется классификация типов семей Торохтия В.С. Он отмеча­ет, что современные семьи отличаются между собой по следующим призна­кам:

Ø по количеству детей: бездетная, или инфертильная, семья, однодетная, малодетная, многодетная;

Ø по составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная,
сложная (семья нескольких поколений), большая семья, материнская
семья, семья повторного брака;

Ø по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним
из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более
брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;

Ø по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;

Ø по семейному быту, укладу: семья — «отдушина»; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

Ø по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;

Ø по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая
ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;

Ø по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

Ø по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);

Ø по типу потребительского поведения: семьи с «физиологическим»
или «наивно-потребительским» типом потребления (преимуществен­но с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом
потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т.д., семьи с промежуточным типом потребления;

Ø по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная семья»;

Ø по характеру проведения досуга: открытые или закрытые;

Ø по социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи;

Ø по степени кооперации совместной деятельности: традиционные,
коллективистские и индивидуалистические;

Ø по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья  [16, 342].

Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивиду­ально-психологические потребности ее членов.

Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией. Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет.

Основные функ­ции семьи:

ž   репродуктивная, т.е. биологиче­ское воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации;

ž   экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают как одна команда, способствует формированию крепких эконо­мических связей между ними;

ž  сфера первичного социального контроля - моральная регламентация
поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также рег­ламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

ž  социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и формируя образ жизни;

ž  эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной
поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;       

ž  защитная - во всех обществах институт семьи осуществляет в разной
степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов;

ž  досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов. Часто в семье существует какое-либо хобби, любимое дело, объединяющее ее членов;

ž  воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание
культурного воспроизводства общества, о чем более подробно будет рассказано ниже  [18, 129].

    Структура и состав современной се­мьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, много­детная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей, а, следовательно, влияют на процесс социализации детей. Испокон веков считалось, что полная семья, в которой заботу о потомстве, о его разностороннем развитии несут и мать и отец, - залог успешного воспитания ребенка. И, наоборот, в неполной семье хорошо воспитать ребенка весьма проблематично. В любом случае каждая семья, независимо от своего состава и количе­ства детей обладает воспитательным потенциалом, и именно семье отводится ведущее место в процессе становления личности ребенка, его социализации.

 



2020-02-04 206 Обсуждений (0)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «СЕМЬЯ», ТИПОЛОГИЯ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «СЕМЬЯ», ТИПОЛОГИЯ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)