Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РОЛЬ СЕМЬИ В  СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ



2020-02-04 193 Обсуждений (0)
РОЛЬ СЕМЬИ В  СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




       Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, факторов социализации личности.

    В семье индивидуальный опыт не исчезает со смертью индивида, а входит в состав коллективного опыта. Семья в этом смысле выступает как взаимодействующая группа. «И так как эта группа, - от­мечает Аристова Н.Г., - со смертью данного поколения также не исчезает, а продолжает существовать, то коллективный опыт этого поколения также не ис­чезает, а передается следующему поколению, отцы передают свои знания де­тям, дети - своим детям и т. д., вместе с этим каждое поколение к полученной по наследству сумме знаний (опыта) прибавляет свою часть, приобретенную им в течение жизни, и сумма коллективного опыта (знания), таким образом, по­стоянно растет»  [4, 4].

Итак, первичную информацию об окру­жающем мире индивид получает в семье.

    Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой — социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также посредством особенного механизма социального научения, который получил название викарное научение. Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других  [12, 4].

Главным способом семейной социа­лизации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов се­мьи.

Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориен­тируется на неудачные, антисоциальные образцы поведения родителей, кото­рые приходят в противоречие с тем, что он видит в других семьях. Усваивае­мая в семье информация может отличаться от принятых в обществе ценностей и норм и даже противоречить им. Семья, как правило, формирует собствен­ную социально-ценностную направленность, которую и передает детям. В этой связи различают следующие типы семей:

ö с общественно-прогрессивной направленностью (единство взглядов, хорошие межличностные отношения);

ö с противоречивой направленностью (отсутствует единство взглядов,
            взаимоотношения на уровне борьбы одних тенденций с другими);

ö с антиобщественной направленностью (их ценностные ориентации
            противоречат идеалам общества).

Процесс формирования личности протекает бесконфликтно в том случае, когда семейные образцы поведения и общественные нормативы не вступают в противоречие. Семья в силу своего постоянного и концентрированного воздействия на индивида способна сформировать у него устойчивые ценностные ориентации. Поэтому господствующая общественная мораль сохраняла свою власть, только если ей удавалось взять под свой контроль семью. Так, христианская мораль господствует длительное время на огромной территории за счет того, что она начинается с семьи; семейные узы священны.

    Семья играет ведущую роль в экономической социализации детей, в основе которой лежит, прежде всего, ценностное освоение эконо­мической реальности, индивидуальное этическое наполнение экономических категорий, а не нейтральное приобретение соответствующих знаний и прак­тических навыков. Этот процесс во многом зависит от семьи. Исследования показали, что в рамках одной культуры лучше осведомлены о деньгах, ценах дети из семей с высоким экономическим статусом, но более сформированные экономические понятия имеют дети из небогатых семей  [8, 24].

Семья в ходе экономической социализации играет особую роль как психологическая структура, выполняющая, прежде всего, воспитательную функ­цию (забота о младших в семье, помощь больным, уход за животными).

    Отечественная наука рассматривает роль семьи в экономической социа­лизации и через формирование полезных навыков и привычек  [3, 31].

Мно­гие из них связаны с культурой поведения в быту: выключить свет, выходя из комнаты; брать вещи чистыми руками и класть их на место; не рисовать на стенах. Отношение детей к личной и общественной собст­венности формируется в детстве и закрепляется в подростковый период.

    Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес ученых, - это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя, либо наказывая. Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения.

    Изучению влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д.Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, но демократический, и попустительский.

    Авторитарный стиль («автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

    Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

    При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

    Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

    Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

    Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

    Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

    Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались. 

    Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания:

    Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

    При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

    Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

    При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

    Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

    Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости [11, 99].

    Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.

    Реан А.А. выделяет два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи – это нарушение ее структурной целостности (отсутствие одного из родителей). Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п.

    Существует достаточно много исследований, описывающих влияние фактора неполной семьи на личность ребенка. Так, установлено, что мальчики гораздо острее девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики более беспокойны, более агрессивны и задиристы. Особенно сильно заметна разница между мальчиками в семьях с отцами и без них в первые годы жизни детей. В одном из исследований было показано, что двухлетние дети, чьи отцы умерли еще до их рождения, живя с матерями-вдовами, были менее самостоятельны, проявляли тревожность и агрессивность в большей степени, чем дети, у которых были отцы. При изучении детей старшего возраста выяснилось, что поведение мальчиков, чье детство прошло без отцов, оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны оказалось, что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерями, мало чем отличается от тех, кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной деятельности обнаруживается разница  [12, 13].

    Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важнейшим фактором, ответственным за нарушение личностного развития ребенка. Это подтверждалось и статистическими данными, из которых следовало, что выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной направленности существенно отличаются между собой по критерию «полная-неполная семья». В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения  [12, 14].

    Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатических развитии на базе акцентуированных черт. Реан А.А. отмечает, что этом плане можно выделить несколько типов неправильного воспитания:

Ø гипопротекция — недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям ребенка;

Ø доминирующая гиперпротекция — чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга;

Ø  потворствующая гиперпротекция — недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у детей. Этим культивируются неустойчивые и истероидные черты;

Ø воспитание “в культе болезни” — болезнь ребенка, даже незначительное недомогание предоставляет ребенку особые права и ставит его в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм и рентные установки;

Ø эмоциональное отвержение — ребенок ощущает, что им тяготятся;

Ø  условия жестких взаимоотношений — срывание зла на подростке и душевная жестокость;

Ø условия повышенной эмоциональной ответственности — на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные ожидания;

Ø противоречивое воспитание — несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи  [12, 16-17].

    Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. И, тем не менее, хотя родители как центр ориентации отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами.

    Проблема взаимоотношений между родителями и детьми в семье, выступающая фактором построения ребенком картины социального мира, часто осложняется общей ситуацией, в которой оказывается семья. Так, при бурном темпе социального развития семья часто «не успевает» за его ходом. Родительская позиция при таких условиях быстро устаревает, нарушая процесс межпоколенных трансляций норм и представлений о жизни общества. В таких ситуациях родителям, которые хотят видеть своего взрослеющего ребенка успешным, зачастую уже недостаточно просто передать ему накопленный жизненный опыт — у них просто нет опыта жизни в новых условиях. В то же вре­мя очень сложно предположить, какие ценности и стандарты поведения будут адекватны завтрашнему дню, еще труднее передать ребенку те ценностно-нормативные модели, которым не следуешь сам и всегда можешь полностью принять. Нечеткость и расплывчатость образа нового, становящегося соци­ального мира, которая присуща родителям, естественно осложняет формирование адекватного представления об этом мире и у ребенка. Если же побежда­ет привязанность родителей к старому образу мира, и именно этот образ пы­таются передать ребенку, то такая услуга потом может значительно осложнить самостоятельность составления картины мира подросшему человеку. Его раз­лад в мире в данном случае будет более вероятен: построение собственного мира на основе складывающегося опыта приходит в разительное противоре­чие с уже построенным при помощи родителей старым образом. Отчасти, в этом - причина роста юношеской преступности, а также чисто поверхностно­го усвоения норм рыночной экономики: утрата интереса и мотивации к обра­зованию, вкуса к подлинной культуре, своеобразное понимание «красивой жизни»  [1, 328].

    Проблемы социализации в современном обществе связаны с тремя обстоятельствами:

    1) изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях;

    2) коренным и очень быстрым изменением социальной структуры общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить воспроизводство своих рядов.

    3) ослаблением системы формального и неформального социального контроля как фактора социализации.

Несмотря на то, что в условиях социальной нестабильности современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традици­онных обществах, ее значение в процессе социализации подрастающего поколения весьма важно.

В то же время в современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семей­ных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации ин­дивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролями, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а ино­гда и ведущее участие в решении семейных проблем. Это существенно изме­нило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствова­ло росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демо­графическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уро­вень смертности  [4, 15].

Итак, сегодня наиболее активный период социализации подрастающего поколения протекает в сложных условиях экономической и политической не­стабильности, ломке традиционных ценностей. И именно поэтому, в контек­сте социальных перемен семья призвана стать эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения. Семья остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности подростка, его социализации. В связи с этим тип семьи может выступать как фактор социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие макроизменений на развитие личности под­ростка.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Таким образом, в ходе нашего исследования было установлено, что социализация – процесс овладения человеком социальными ценностями и нормами, социальным опытом и знаниями, благодаря чему он становится полноправным членом общества.

    Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой — социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.

    Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.

    Хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте.

    Сегодня в нашей стране наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей. Но независимо от этого семья была и остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально-значимых ценностей и установок личности подростка, его социализации.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей. Хрестоматия: Семейная психотерапия. – СПб: Питер, 2000. – 410 с.

2. Андреева Г.М. Актуальные проблемы социальной психологии. – М.: Академия, 1995. – 285 с.

3. Андреева Г.М. Уровень социальной стабильности и особенности со­циализации в старшем школьном возрасте// Вестник МГУ. – 1997. - № 4. – С.30-35.

4. Аристова Н.Г. Влияние структуры семьи на успешность выполнения воспитательных функций. Семья как объект социальной политики. – М.: Новая школа, 1986. – 125 с.

5. Арутюнян М.Ю. О социальной обусловленности некоторых воспита­тельных проблем. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.

6. Гурко Т.А. Трансформация института семьи: постановка проблемы// Социологические исследования. – 1995. - № 10. – С.17-21.

7. Дружинин В.Н.Психология семьи. – М.: Новая школа, 1996. – 320 с.

8. Петриченко Н.Г. Проблемы экономической социализации личности ребенка// Педагогический вестник. – 2001. - № 1. – С.22-26.

9. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Просвещение, 1982. – 310 с.

10. Психологический словарь/ Под ред.Давыдова В.В., Запорожца Б.Ф. – М.: Просвещение, 1983. – 510 с.

11. Реан А.А. Подросток и семейное воспитание. – М.: АПКиПРО, 2000. – 196 с.

12. Реан А.А. Развитие и социализация личности в семье. – М.: АПКиПРО, 1998. – 180 с.

13. Реан А.А. Социализация личности. Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб: Питер, 2000. – 420 с.

14. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2002. – 576 с.

15. Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. – СПб: Питер, 2000. – 368 с.

16. Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. – М.: Педагогика, 2000. – 410 с.

17. Философский словарь/ Под ред.В.И.Щербинина. – М.: Академия, 2000. – 560 с.

18. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Педагогика, 2000. – 240 с.

 



2020-02-04 193 Обсуждений (0)
РОЛЬ СЕМЬИ В  СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РОЛЬ СЕМЬИ В  СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)