Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Некоторые основные права и обязанности участников реализации ООП НОО



2020-02-04 214 Обсуждений (0)
Некоторые основные права и обязанности участников реализации ООП НОО 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические рекомендации по разработке

Основной образовательной программы (ООП)

Начального общего образования (НОО)

 

Содержание

       Введение……………………………………………………………………с. 1-4

1. Некоторые основные права и обязанности участников реализации ООП НОО………………………………………………………………………….с.4-5

       2. Цели начального общего образования………………………………с.5-7

3. Задачи младших школьников, решаемые в разных видах деятельности…………………………………………………………………………с.7

4. Задачи педагогов, решаемые в ходе реализации данной программы…………………………………………………………………………с. 7-8

5. Этапы реализации ООП НОО. Основные фазы учебного года..с.8-9

6. Основные принципы разработки современной ООП НОО. Учебный план НОО………………………………………………………………………….с.9-17

7. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО………………………………………………………………………………..с.17-19

8. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени НОО………………………………………………..с.19-22

9. Программы отдельных предметов, курсов………………………..с.22-24

10. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Программа воспитательной работы……………………………………………………………………………..с.24-25

11. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО…………………………………………………………………………с.25-30

12. Создание информационно-образовательной среды начальной школы, ориентированной на достижение новых образовательных результатов………………………………………………………………………с.30-35

 

13. Приложения……………………………………………………………с.35-43

   

13. 1. Кадровые условия реализации ООП НОО

13. 2. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП НОО

13. 3. Нормативно-правовое обеспечение ООП НОО

13. 4. Примерная структура ООП НОО

13. 5. ООП и программа развития образовательного учреждения: в чем их различие?

 

В в е д е н и е

Одним из важных компонентов современных Федеральных государственных образовательных стандартов стала Основная образовательная программа ступени школьного образования (ОУ) . До сих пор образовательные учреждения не использовали такой вид образовательной программы. В ОУ, как правило, разрабатывались Образовательная программа образовательного учреждения, использовались или разрабатывались авторские рабочие учебные программы по отдельным учебным предметам, курсам и дисциплинам.

    Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) – новый вид ОП для образовательного учреждения. Она объект проектирования, участие в котором принимает весь педагогический коллектив, администрация, родительская общественность, а не только педагоги начальной школы.

      Пункт 14 ФГОСа НОО разъясняет Требования к структуре ООП НОО: «Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».

      ООП должна стать программой действий всех субъектов образовательного процесса определенной ступени школьного образования по достижению качественных результатов современного образования.

Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения.

ООП начального общего образования должна содержать следующие разделы (согласно пункту 16 ФГОСа НОО);

1) пояснительная записка;

2) планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО;

3) учебный план НОО;

4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени НОО;

5) программы отдельных предметов, курсов;

6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО;

7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

8) программа коррекционной работы;

9) система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.

ОУ самостоятельно разрабатывает и утверждает ООП НОО в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и с учетом потребностей и запросов детей, их родителей (законных представителей) на основе примерной ООП НОО (п.5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании»).

Перед началом разработки программы ОУ должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей социального окружения ОУ, конкретизировать конечные результаты обучения в виде предметных знаний и умений, метапредметных умений (ключевых компетентностей) и социального опыта (личностных результатов).

При формировании ООП образовательное учреждение:

· имеет право использовать время, отведенное на вариативную часть ООП, увеличивая объем часов для учебных курсов обязательной части, либо вводя дополнительные учебные, интегративные курсы и образовательные модули в соответствии с потребностями детей и их родителей, а также спецификой деятельности образовательного учреждения;

· в рамках внеучебной образовательной деятельности имеет право определять для обучающихся набор клубов, секций, студий и кружков, а также общественно-полезной, социальной практики и др.;

· обязано ежегодно обновлять ООП НОО (в части состава учебных, развивающих курсов, образовательных модулей и внеучебной образовательной деятельности, установленных ОУ в учебном плане, и (или) содержания рабочих учебных программ, развивающих курсов и образовательных модулей, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующих образовательных технологий) с учетом запросов детей и их родителей, а также с учетом особенностей развития региона в рамках, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом;

· обязано в рабочих учебных программах курсов и образовательных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: предметным знаниям и умениям, метапредметным умениям (ключевым компетентностям) и социальному опыту (личностному развитию);

· обязано обеспечить эффективную самостоятельную работу (индивидуальную учебную деятельность) обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны педагогов;

· обязано обеспечить обучающимся и их родителям возможность участвовать в формировании индивидуальных образовательных программ обучающихся;

· обязано сформировать образовательную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития младших школьников, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие общественного управления и участие обучающихся в различных формах внеурочной образовательной деятельности;

· в целях реализации компетентностного подхода должно предусматривать использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, ролевых игр, тренингов, групповых дискуссий и т.п.) в сочетании с внеурочной работой для формирования современного качества образования;

· обязано создать условия для получения начального общего образования детьми, имеющими отклонения в физическом и соматическом здоровье и вынужденными обучаться по индивидуальным программам или на дому.

 ОУ самостоятельно определяет способы и механизмы разработки и утвержденияООП НОО с учетом своей специфики. В ОУ должны быть созданы условия, обеспечивающие участие в процессе разработки и утверждения данной программы родительской общественности, педагогов других ступеней школьного образования, администрации ОУ, исходя из целей и задач образовательного учреждения.

Разработанная программа рассматривается и обсуждается
на педагогическом совете ОУ, проходит внешнюю экспертизу с привлечением общественных и иных экспертов и утверждается коллегиальным органом государственно-общественного управления ОУ.

ООП НОО разрабатывается на четыре года и является объектом экспертной оценки при лицензировании и аккредитации ОУ в соответствии с общероссийской системой оценки качества образования (ОСОКО).

Мониторинг реализации программы осуществляется по решению органа самоуправления образовательного учреждения (Совет ОУ, Попечительский совет) или его учредителя.

Промежуточные итоги реализации и результаты мониторинга ООП должны отражаться в публичном докладе директора ОУ перед органом самоуправления ОУ и в публичном докладе перед общественностью.

Наряду с правами и обязанностями, установленными законодательными и другими нормативными актами, участники реализации ООП имеют следующие права и обязанности, которые закрепляются в Уставе и локальных нормативных актах ОУ.

Некоторые основные права и обязанности участников реализации ООП НОО

Категория участников Основные права и обязанности
Учитель начальной школы – участвует в разработке и обсуждении отдельных содержательных разделов ООП (учебного плана, рабочих учебных программ курсов, модулей); – участвует в разработке контрольно-измерительных материалов по отдельным учебным курсам; – участвует в оценке выполнения и коррекции программы.
Методическое объединение (кафедра) учителей начальной школы) – разрабатывает основное содержание ООП НОО: формирует учебный план, разрабатывает и обсуждает рабочие программы учебных, развивающих курсов и образовательных модулей; – участвует в мониторинге реализации программы, обсуждает его итоги, вносит коррективы в программу на очередной учебный год; – обеспечивает разработку учебно-методической документации, проектов локальных нормативных актов; – разрабатывает и обсуждает контрольно-измерительные материалы в соответствии с планируемыми результатами начального образования.
Учителя других ступеней школьного образования – выступают внутренними экспертами по содержанию отдельных разделов ООП; – участвуют в обсуждении программы; – проводят консультации и экспертную оценку результатов ее освоения.
Методический совет ОУ – утверждает рабочие учебные программы курсов, образовательных модулей и программы внеучебной образовательной деятельности.
Педагогический совет – рассматривает и обсуждает основные положения и разделы ООП НОО; – выносит текст программы на рассмотрение и утверждение высшим управляющим органом образовательного учреждения; – определяет условия перезачета курсов и модулей, освоенных в разных формах и образовательных учреждениях.
Администрация ОУ – организует всю процедуру формирования, обсуждения и утверждения ООП; – участвует в разработке и обсуждении программы; – осуществляет контроль над выполнением программы и производят оценку достижений отдельных результатов ее выполнения; – организует проведения итоговой аттестации обучающихся по итогам выполнения ООП; – обеспечивает условия для реализации программы.
Родители (законные представители) обучающихся – формулируют запрос педагогическому коллективу на расширение состава развивающих курсов, образовательных модулей и состава внеурочной образовательной деятельности и их соотношение; – принимают участие в обсуждении и реализации ООП; – участвуют в оценке выполнения программы.
Обучающийся – при формировании своей индивидуальной образовательной программы (траектории) имеет право на перезачет соответствующих курсов и образовательных модулей, освоенных в других формах образования и других ОУ, освобождающий обучающегося от необходимости их повторного изучения; – обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП.
Коллегиальный орган государственно-общественного управления ОУ (Совет ОУ) – утверждает ООП НОО, заслушивает директора ОУ и (или) его заместителя о ходе выполнения программы; – помогает администрации ОУ в обеспечении условий для реализации ООП НОО.

2. Цели начального общего образования , заложенные во ФГОС НОО:

· Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие.

· Развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальности каждого ребенка.

· Сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; дать им опыт осуществления различных видов деятельности.

· Создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику.

· Помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической).

· Дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.

Однако с учетом местных особенностей ОУ целесообразно к заданным целям добавить и цели, которые реализуют Программу развития «Столичное образование – 5». Цели ООП разрабатываются рабочей группой по созданию программы на основе социального местного заказа и проходят общественное обсуждение в общешкольном коллективе до начала проектирования ООП, т.к. от определения целей будет зависеть содержание ООП.

Задачи рассматриваются как условия достижения конкретных целей разными субъектами образовательного процесса. Фактически через задачи ООП НОО должна быть направлена на системные изменения уклада конкретного ОУ, а не на частные задачи в преподавании отдельных учебных дисциплин.

Задавая цели начального образования, формулируя условия их достижения, необходимо сохранить свободу выбора вариативных путей достижения этих целей как детям, так и педагогам. Целесообразно для формулировки задач реализации ООП изучить условия и возможности конкретного учреждения, определить место и роль каждого субъекта в данной программе действий.

Для изучения факторов, оказывающих важнейшее влияние на образовательный процесс ОУ, используются такие методики, как PEST-анализ. Для проведения оценки непосредственно образовательной среды школы и ближайшего социума используется технология SWOT-анализа – анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Именно по результатам PEST- и SWOT-анализов разработчики программы школы могут ответить на главные вопросы: какие сильные стороны образовательного процесса школы должны быть усилены еще больше за проектируемый период; какие слабые стороны надо преодолеть, компенсировать; что нужно сделать для сохранения и усиления внешних возможностей; как противостоять внешним угрозам.



2020-02-04 214 Обсуждений (0)
Некоторые основные права и обязанности участников реализации ООП НОО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Некоторые основные права и обязанности участников реализации ООП НОО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)