Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, виды издержек. Прибыль предприятия



2020-02-04 290 Обсуждений (0)
Понятие, виды издержек. Прибыль предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Для производства конкурентоспособной продукции предприятие вкладывает средства в производственные факторы. При приобретении предприятием оборудования, инструмента, материалов и т.п. денежные средства на покупки составляют расходы или затраты предприятия.

Таким образом, следует различать такие понятия как «затраты» (inputs) и «издержки» (costs), что связано с различием соответственно расходуемых на производство ресурсов (материальных, природных, энергетических, трудовых, информационных и др.) и их стоимостной оценки. Поэтому издержки – это не просто затраты, а затраты ресурсов, принявшие на рынке стоимостную форму. [1, 342с.]

Издержками называют денежное выражение использования производственных ресурсов, в результате которого осуществляется производство и реализация продукции.

Следует различать два вида издержек:

бухгалтерские (явные) издержки – это затраты предприятия, которые имеют явный характер и находят отражение на счетах бухгалтерского учета: стоимость сырья, полуфабрикатов, топлива, амортизация оборудования, зарплата со всеми начислениями по социальному страхованию, административные расходы;

экономические издержки – это затраты предприятия, которые включают все бухгалтерские, или «явные», издержки и все «неявные» издержки, или издержки упущенных возможностей.

Неявные (имплицитные или вмененные, или издержки упущенных возможностей) – это те доходы, которые могли бы быть получены на собственные ресурсы, если бы их предоставить за плату, установленную рынком, другим пользователям (процент на собственный капитал, арендная плата, плата за менеджерскую работу самого руководителя).

Исчисляют и невозвратные издержки. Они представляют собой ранее произведенные и невозместимые расходы. Если вмененные издержки часто носят скрытый характер, но их всегда надо брать в расчет при принятии экономических решений, то совершенно иная картина наблюдается с невозвратными издержками. Они, как правило, на виду, но их всегда игнорируют, когда принимают экономические решения. Например, предприятие осуществило покупку специального оборудования, сконструированного по его заказу. Оборудование может использоваться только для тех целей, для которых оно первоначально предназначалось, и не может быть реконструировано для альтернативного применения. Не может быть оно продано и другому предприятию. Расходы на такое оборудование являются невозвратными издержками. Данное оборудование не имеет альтернативного применения, поэтому вмененные издержки равны нулю. 

Предприятие несет и так называемые трансакционные издержки. Они связаны с тем, что предприятие постоянно заключает контракты, осуществляет сделки с партнерами. К ним относятся затраты и издержки: на поиск информации о ценах, о контрагентах, о рынках сбыта и т.п.; на ведение переговоров, заключение контрактов и оформление сделок; по изменению качества товаров, разработке стандартов, охране фирменных знаков и торговых марок; по определению и защите прав собственности, всего правового режима с помощью юридической системы; от потерь от оппортунистического поведения контрагентов. Предприятие выделяет в своей деятельности внешние и внутренние издержки.

Внешние издержки – это денежные расходы, которые предприятие осуществляет, оплачивая оказываемые и предоставляемые ему поставщиками трудовые услуги, сырье, топливо, транспортные услуги, энергию, то есть все, что оно не производит само для создания своей продукции.

Внутренние издержки – это затраты на собственные и самостоятельно используемые ресурсы предприятия. Внутренние издержки иррациональны по своему содержанию и по отношению к внешним издержкам. Владелец собственной фирмы (предприятия) не платит самому себе зарплату. Она является его внутренними издержками. Предприятие не получает арендной платы за здание, в котором оно занимается производством продукции. Это его внутренние издержки.

Наибольшее практическое значение имеет деление издержек на постоянные (ПОИ) и переменные (ПИ). [2, 352с.]

Постоянные издержки (FC – fixed costs) – это издержки, величина которых на данный момент времени не зависит от величины и структуры производства и реализации продукции: страховые взносы; арендная плата; ежемесячные амортизационные отчисления; расходы на жалование специалистам и менеджерам, которых не увольняют даже в том случае, если временно прекращается выпуск продукции; налоги на недвижимость и так далее.

Графическим изображением ПОИ будет прямая FC, параллельная оси абсцисс. ПОИ могут быть разделены на две группы: стартовые и остаточные.

К остаточным издержкам относится та часть ПОИ, которую продолжает нести предприятие, несмотря на то, что производство и реализация на какое-то время полностью остановлены. К стартовым издержкам относится та часть ПОИ, которые возникают с возобновлением производства и реализации.

Переменные издержки (VC – variable costs) – это те издержки, общая величина которых на данный момент времени находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации продукции: затраты на зарплату, сырье, топливо, энергию, транспортные услуги и др.

Рассмотрим динамику ПИ при изменении объемов производства и реализации. Здесь возможны три случая:

пропорциональными ПИ называются тогда, когда их относительное изменение равно относительному изменению объема производства (рис. 4а);

если относительный рост ПИ меньше, чем относительное увеличение объема производства, то говорят о дигрессивных ПИ (рис. 4б);

прогрессивные ПИ имеют место тогда, когда относительное увеличение ПИ больше, чем объема производства (4в).

Рисунок 4.

 

Валовые издержки (ТС – total costs) – это сумма ПОИ и ПИ. Их величина меняется, как правило, по мере изменения переменных издержек производства. Предприятию важно знать величину издержек производства в расчете на единицу продукции. В связи с этим рассчитываются средние издержки (АС – average costs) производства. Выделяют три вида средних издержек:

средние постоянные издержки (AFC) – постоянные издержки, деленные на объем выпускаемой продукции. Так как ПОИ не изменяются, то средние постоянные издержки снижаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции:

средние переменные издержки (AVC) – переменные издержки, деленные на объем выпускаемой продукции:

средние валовые издержки (ATC) – валовые издержки, деленные на объем выпускаемой продукции. Средние валовые издержки есть издержки производства единицы продукции:

или ATC = AFC +AVC

Из графика видно, что с ростом объема производства доля ПОИ в единице продукта уменьшается, а доля ПИ и валовых издержек в единице продукта сначала снижается, а потом возрастает, что объясняется законом убывающей производительности факторов производства, то есть с определенного момента времени использование ресурсов будет настолько полным и интенсивным, что каждая добавочная единица переменных ресурсов будет увеличивать объем производства на меньшую величину.

Сравнивая средние валовые издержки с ценой продукта, определяют уровень доходности в каждый данный период времени:

если цена > ATC, то предприятие получает экономическую прибыль;

если цена < АТС – убытки;

если цена = АТС – предприятие находится в состоянии равновесия, не получает ни прибыли, ни убытков, его выручка равна общим издержкам.

Предельные / маржинальные (МС – marginal costs) издержки – это дополнительные издержки, необходимые для производства дополнительной единицы продукции. Предельные издержки не зависят от постоянных издержек и исчисляются как соотношение прироста ТС (VC) и прироста производимой продукции:

       

Форма этих кривых объясняется эффектом масштаба производства. Если существует положительный эффект масштаба (сопровождается снижением затрат на единицу продукции по мере увеличения масштабов производства и размеров предприятия), то кривые средних и предельных издержек снижаются; при постоянном эффекте масштаба - эти кривые стабилизируются; при отрицательном эффекте (вызывает повышение издержек производства на единицу продукции в условиях увеличения объема выпуска продукции: снижение эффективности взаимодействия подразделений предприятия, разрастается аппарат управления, увеличивается объем информации, затрудняется контроль за выполнением решений и др.) – круто идут вверх, возрастают.

2. Прибыль как важнейший показатель деятельности предприятия

В условиях рыночной экономики прибыл (П) составляет основу экономического развития предприятия; создает финансовую базу для самофинансирования, расширения и модернизации производства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов.

Прибыль – это та форма и та часть валового дохода, которая формируется в системе коммерческого расчета в процессе кругооборота капитала и количественно выступает как разность между выручкой от реализации продукции и валовыми издержками. [3, 425с.]

Экономическая прибыль – это разность между выручкой от реализации и экономическими издержками, которые объединяют в себе издержки явные и неявные.

Бухгалтерская прибыль – это разность между выручкой от реализации и бухгалтерскими, или явными, издержками.

При этом различают валовую, или общую, прибыль; балансовую прибыль; прибыль к налогообложению; чистую прибыль, а также среднюю прибыль – это частное от деления валовой прибыли на объем продаж, а также предельную прибыль – прирост прибыли в расчете на единицу прироста дополнительной продукции.

Таким образом, прибыль – это разница между выручкой и затратами.

Виды и методы расчета прибыли:

Общая прибыль = валовой доход – издержки производства

Экономическая = валовой доход – экономические издержки

Бухгалтерская прибыль = валовой доход – явные издержки

Чистая экономическая = бухгалтерская прибыль – неявные издержки

Чистая прибыль = общая прибыль – налоги, обязательные платежи

Хозяйственная прибыль = нормальная прибыль + экономическая

Предельная прибыль = предельный доход – предельные издержки

Рисунок 5 – Алгоритм расчета прибыли Прибыль как основной мотив предпринимательской деятельности побуждает предприятие искать способы максимизации прибыли.

Прибыль как цель предпринимательской деятельности реализуется в ее функциях:

Сущность учетной функции состоит в том, что прибыль является формой учета эффективности предпринимательской деятельности фирмы. Эта функция реализуется в целой системе показателей: абсолютная величина прибыли, норма прибыли как отношение к издержкам, норма прибыли как отношение к капиталу, к объему продаж и т.д.

Сущность стимулирующей функции состоит в том, что прибыль в условиях коммерческого расчета при прочих равных условиях побуждает фирму увеличивать объем продаж, снижать издержки, ускорять оборот оборотных средств, повышать производительность труда и т.п.

Сущность распределительной функции заключается в том, что прибыль в процессе ее использования является источником формирования двух фондов – фонда потребления и фонда накопления.

Существует два основных способа максимизации прибыли.

Первый способствует получению большей массы прибыли, второй – увеличению темпов прироста прибыли. В основе первого способа лежит принцип сопоставления предельных издержек с предельными доходами, в основе второго способа – учет влияния ПОИ и ПИ на темпы прироста прибыли.

Предельный доход – это дополнительный доход от продажи одной дополнительной единицы продукции. Это разность между объемом продаж в данный период и объемом продаж в предыдущий период, если за этот период объем продаж увеличился на единицу продукта: MR = TR n – TR n-1.

При первом способе максимальную прибыль фирма получает при достижении равенства предельного дохода и предельных издержек, т.е. при условии MR = MC. Это равенство свидетельствует об экономическом равновесии фирмы на рынке.

Следовательно, поведение фирмы определяется сопоставлением величин MR и MC, при этом возможны три классические ситуации:

предельный доход выше предельных издержек – фирма расширяет свое производство, увеличивая объем продаж на данном рынке;

предельный доход равен предельным издержкам – прибыль максимальна, выпуск продукции становится стабильным;

предельный доход меньше предельных издержек – производство становится невыгодным, его надо сворачивать или модернизировать на новой научно-технической основе.

Второй способ максимизации прибыли основан на сопоставлении объема продаж с валовыми, переменными и постоянными издержками (эффект производственного рычага: любое изменение объема продаж порождает еще большие изменения прибыли, т.е. всякая фирма весьма экономно и расчетливо относится к уровню и динамике ПОИ, ПИ и валовых издержек. Кроме того, экономия издержек дает повышенный эффект лишь в том случае, когда фирма неуклонно увеличивает объем продаж. И напротив, экономия издержек не дает динамичного прироста прибыли, если объем продаж сокращается. В этом и заключается эффект производственного рычага).

Льготы: прибыль, направляемая на перевооружение производства, природоохранные мероприятия, взносы на благотворительные цели и др.

Другие внереализационные доходы и расходы: убытки в связи со стихийными бедствиями, авариями, доходы от поступления долгов, которые ранее были списаны как безнадежные; штрафы, пени, неустойки и другие санкции за нарушение договоров; убытки от списания безнадежных долгов; прибыль (убыток) от списания кредиторской и дебиторской задолженностей и др.

 



2020-02-04 290 Обсуждений (0)
Понятие, виды издержек. Прибыль предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, виды издержек. Прибыль предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (290)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)