Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные положения методики и анализ качества обеспечения



2020-02-04 164 Обсуждений (0)
Основные положения методики и анализ качества обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок




Согласно внутренней методике банка обязательства клиента оцениваются по следующим группам факторов:

1. качество обеспечения;

2. кредитная история;

3. обороты;

4. финансовое состояние клиента;

5. дополнительные объективные факторы оценки;

6. дополнительные субъективные факторы оценки.

В каждую группу факторов входит ряд показателей, формирующих оценку по данной группе. Каждый показатель оценивается по 100-балльной шкале и имеет свой собственный вес в группе.

Количество баллов, набранных клиентом по данной группе факторов, рассчитывается следующим образом:

–количество баллов, набранных по отдельному показателю, умножается на его вес в группе;

–полученное таким образом количество баллов по каждому из показателей в группе суммируется.

Каждая группа факторов имеет свой собственный вес, определяющий значимость данной группы в общей оценке.

Общее количество баллов, получаемое кредитным продуктом в результате анализа, определяется суммой произведений баллов, набранных по каждой группе факторов, на вес данной группы.

Кредитный рейтинг (группа риска) анализируемого кредитного продукта определяется по сумме набранных в результате анализа баллов по следующему правилу (таблица 3.1.1.).

При использовании настоящей методики следует иметь в виду обязательные требования Центрального Банка России по классификации ссуд по группам риска в соответствии с требованиями действующего Положения ЦБ № 254-П от 26.03.2004 г. «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности». В случае различных оценок группы риска по методике и по требованиям нормативных актов ЦБ безусловным приоритетом является оценка, соответствующая Положению ЦБ РФ.

                                                 Таблица 3.1.

Определение кредитного рейтинга

Количество баллов по продукту Группа риска
свыше 65 1
от 45 до 65 включительно 2
от 30 до 45 включительно 3
от 15 до 30 включительно 4
15 и менее 5

 

Первая группа факторов – качество обеспечения. Удельный вес данной группы – 0,25. Оценка качества обеспечения проводится отдельно по каждому кредитному продукту. При этом применяются залоговые дисконты и оценки качества обеспечения, представленные в Приложении 2.

При конкретной оценке стоимости залога специалист кредитного отдела может изменить значение дисконта в зависимости от качества предлагаемого обеспечения, его ликвидности, места расположения и т.д.

В качестве обеспечения могут приниматься и другие виды активов, не указанные выше. В этом случае специалист кредитного отдела определяет величину залогового дисконта и оценку исходя из привлекательности и ликвидности предлагаемых активов по сравнению с перечисленными выше активами.

При отнесении объектов недвижимости к тому или иному виду кредитный работник должен исходить из реальной возможности использования этого объекта по указанному назначению, а не руководствоваться формальным определением вида объекта в справке БТИ.

Если предложенное клиентом обеспечение относится к высоколиквидному виду, то величина обязательств банку понижается на сумму, равную произведению рыночной стоимости обеспечения на разницу между единицей и величиной залогового дисконта.

 Оценка видов обеспечения, не относящихся к высоколиквидным, производится по следующей формуле:

                                                                                                          (1.3.)

О=Б х Р х (1-Д)/К,   

 

                                            

где О – оценка обеспечения;

 Б – сумма баллов по соответствующему виду обеспечения;

 Р – рыночная стоимость обеспечения (сумма поручительства, гарантии);

 Д – залоговый дисконт;

К – сумма основного долга по кредитному продукту без учета высоколиквидного обеспечения.

В случае предоставления в залог по одному кредиту различных видов активов расчет производится суммированием баллов по каждому виду активов. Сумма баллов по группе “качество обеспечения” не может превышать 100 баллов.

Вторая группа факторов – «оценка оборотов клиента». Вес группы – 0,3. Оценка оборотов производится согласно таблице 3.2.

Третья группа факторов – «кредитная история». Вес группы - 0,1. Оценивается кредитная история сотрудничества с ОАО «Альфа-Банк».

Подсчет баллов по кредитной истории осуществляется следующим образом: к сумме баллов, набранных по пункту «Наличие погашенных кредитов», прибавляется 50 баллов и вычитается количество отрицательных баллов, набранных по пунктам «Допущенная просроченная задолженность» и «Общая длительность пролонгаций». При этом максимальная сумма баллов, набранная по данному разделу, не может превышать 100 баллов, а минимальная - не может быть ниже минус 50 баллов.

Таблица 3.2.

Оценка оборотов клиента

Наименование показателя Расшифровка коэффициента Значение Кол-во баллов Вес показателя  
1. Оборот по всем счетам анализируемого клиента (в млн. USD)     Среднемесячный очищенный кредитовый оборот по расчетным и текущим счетам анализируемого клиента (в пересчете в одну валюту по среднемесячному курсу) за последние 3 полных календарных месяца более 10 от 5 до 10 от 2 до 5 от 1 до 2 менее 1 100 80 60 40 20 0,1
2. Достаточность оборотов в Банке Отношение суммы оборотов по счетам в Банке к обязательствам перед Банком   2,0 и более 1,5 -2,0 1,0 - 1,5 0,6 – 1,0 0,3 – 0,6 0,01 – 0,3 0   100 90 70 55 30 10 0 0,5

Продолжение таблицы 3.2.

3. Достаточность оборотов по счетам Отношение среднемесячных оборотов по счетам клиента к сумме обязательств перед Банком и другими банками более 2,0 1,5 – 2,0 1,0 – 1,5 0,5 - 1,0 менее 0,5 100 90 60 30 10 0,4

 

Подсчет баллов по кредитной истории осуществляется следующим образом: к сумме баллов, набранных по пункту «Наличие погашенных кредитов», прибавляется 50 баллов и вычитается количество отрицательных баллов, набранных по пунктам «Допущенная просроченная задолженность» и «Общая длительность пролонгаций». При этом максимальная сумма баллов, набранная по данному разделу, не может превышать 100 баллов, а минимальная - не может быть ниже минус 50 баллов.

Наличие погашенных кредитов – если у клиента нет текущей просроченной задолженности, то за каждый предыдущий кредитный продукт без просрочки выплаты процентов и основного долга, по которому коэффициент величины погашенных кредитов находится в пределах от 0,5 до 1, клиент получает плюс 10 баллов, а если этот показатель выше 1, то плюс 20 баллов. Общая сумма баллов по этому показателю не может превышать 100.      

По овердрафтам, кредитным линиям и гарантиям, принятым в расчет, принимается плановая сумма утвержденного лимита задолженности/выдачи или максимальная сумма ответственности, по всем остальным продуктам в расчет принимается фактическая задолженность.

Допущенная просроченная задолженность – по действующим и погашенным кредитам банка в течение периода двух предыдущих лет относительно отчетного календарного года по дату расчета группы риска. Оценивается согласно таблице 3.3.

Таблица 3.3.

Оценка допущенной просроченной задолженности

Длительность допущенной просроченной задолженности Сумма баллов
до 5 дней 0
от 5 до 30 дней -20
от 31 до 60 дней -30
свыше 61 дня -40

За каждый следующий месяц просроченной задолженности заемщик получает минус 20 баллов. Берется каждый случай просроченной задолженности, имевшей место по всем погашенным и действующим кредитам анализируемого клиента. Баллы, набранные клиентом по каждому факту просроченной задолженности, корректируются на коэффициент, учитывающий долю просроченной задолженности в сумме кредитного продукта, по которому она возникла (таблица 3.4.).

 

Таблица 3.4.

Корректирующие коэффициенты при оценке просроченной  задолженности

Отношение просроченной задолженности к сумме продукта, по которому она возникла Корректирующий коэффициент
100% 1,0
75%-99% 0,8
50%-74% 0,6
25%-49% 0,4
менее 25% 0,2

 

Просроченная задолженность по процентам соотносится с суммой процентов, которые должен был выплатить заемщик по данному кредитному продукту на момент анализа. Просроченная задолженность по процентам учитывается только по действующим кредитным продуктам.

Общая длительность пролонгаций – определяется по действующим кредитным продуктам банка исходя из следующей таблицы 3.5.:

Таблица 3.5.

Оценка общей длительности пролонгаций

Общая длительность пролонгаций Сумма баллов
До 3 месяцев 0
от 3 до 6 месяцев -10
от 6 до 9 месяцев -20
от 9 до 12 месяцев -30
более 12 месяцев -40

 

Продление фактического срока действия кредитного продукта путем переоформления приравнивается к его пролонгации.

Если общая сумма баллов по данной группе факторов – отрицательная, то группа факторов “кредитная история” оценивается в 0 баллов.

Четвертая группа факторов – «финансовое состояние». Вес группы –0,25. Общая оценка финансового состояния заемщика строится на основе формализованного анализа его финансовых показателей, рассчитанных на отчетную дату, а также экспертного (неформализованного) анализа динамики изменения данных показателей. Показатели оценки финансового состояния заемщика приведены в Приложении 3.

Оценка динамики финансовых показателей заемщика осуществляется кредитным работником самостоятельно. Для проведения такого анализа ему, в первую очередь, необходимо оценить динамику изменения относительной структуры баланса: произошло ли изменение удельного веса какого-либо из разделов актива баланса более чем на 25%; либо аналогичное существенной снижение чистых активов заемщика по сравнению с их максимально достигнутым уровнем. В случае таких изменений необходимо выяснить, чем они вызваны.

Если предприятие вкладывает деньги в основные средства, то оправданы ли такие вложения; не будут ли они слишком обременительны для предприятия; не приведет ли уменьшение оборотных средств предприятия к падению производства и выручки от реализации продукции.

Если произошло увеличение оборотных средств, то необходимо выяснить, за счет каких источников это было профинансировано – собственных или заемных. Особое внимание следует уделить изменению структуры оборотных средств – произошел ли рост дебиторской задолженности и насколько изменилась ее оборачиваемость; является ли уровень запасов сырья достаточным для бесперебойной работы предприятия; нет ли затоваривания складов готовой продукцией.

Кредитный работник обязан составить прогноз развития ситуации с учетом возможного изменения финансового состояния заемщика на период до погашения ссуды.

По результатам анализа динамики финансовых показателей кредитный работник может добавить или отнять из оценки текущего состояния до 20 баллов.

Пятая группа факторов – «дополнительные объективные факторы оценки». Вес группы – 0,05. В данной группе учитываются территориальное расположение клиента, фактический срок действия клиента, возможность контроля текущей деятельности клиента, срок до погашения обязательства банку.

 Территориальное расположение клиента (по месту нахождения юридического адреса) оценивается по следующей таблице 3.6. с применением веса, равного 0,2.

Таблица 3.6.

Оценка территориального расположения заемщика

Расположение заемщика В зоне ответственности кредитующего подразделения Банка Вне зоны ответственности кредитующего подразделения Банка
В пределах РФ, но не на территории национальных республик РФ   100   75
В пределах РФ, на территории национальных республик РФ   75   50
На территориях, относящихся к повышенной группе риска   30   20
За пределами России: а) Бывшие республики СССР б) Другие страны   10 20   0 10

К территориям, имеющим повышенную группу риска, относятся: республики Северного Кавказа (в том числе национальные образования в составе Краснодарского и Ставропольского краев), Башкортостан, Татарстан, Калмыкия, Якутия, Бурятия; ЗАТО и внутренние оффшоры.

Фактический срок действия анализируемого клиента (от даты фактического создания предприятия до даты анализа - при условии, что в ходе последующих перерегистраций сохранялась правопреемственность) оценивается по следующей таблице 3.7. с применением веса, равного 0,2.                                                                                                        Таблица 3.7.

Оценка срока действия заемщика

Срок действия Баллы
свыше 10 лет 100
от 5 до 10 лет 75
от 1 до 5 лет 50
менее 1 года 10

 

Возможность контроля текущей деятельности клиента оценивается по следующей таблице 3.8. с применением веса, равного 0,1.

Таблица 3.8.

Оценка возможности контроля текущей деятельности клиента

Значение фактора Кол-во баллов

Доля банка или его дочерней компании в уставном капитале заемщика:

Более 50% 100
От 20% до 50% 75
от 1% до 20% 50
0% 0

Должность директора занимает сотрудник банка

Да 100
Нет 0

 

Срок до погашения обязательства банку – это количество месяцев, оставшееся от даты анализа до планового срока погашения клиентом оцениваемого обязательства (по запрашиваемому кредитному продукту - планируемый срок действия обязательства). Данный фактор оценивается по следующей таблице 3.9. с применением веса, равного 0,4.

Таблица 3.9.

Оценка возможности контроля текущей деятельности клиента

Срок до погашения Баллы
6 месяцев и менее 100
от 6 до 12 месяцев 50
от 12 до 18 месяцев 20
от 18 месяцев и более 10

Шестая группа факторов – «Субъективные факторы оценки». Вес группы – 0,05. В данном разделе анализируются факторы, влияющие на кредитные риски, но не поддающиеся формализации. Степень влияния этих факторов зависит от различных особенностей функционирования предприятия-клиента. Данная группа факторов оценивается начальником кредитующего подразделения в пределах от минус 100 до плюс 100 баллов.

Ниже приведен перечень факторов, на которых должна строиться субъективная оценка клиента и его кредитного продукта:

- степень концентрации поставщиков и покупателей - доля одного поставщика или покупателя в общем объеме продаж клиента; насколько данный фактор оказывает положительное или отрицательное влияние на оценку, зависит от степени платежеспособности покупателей и устойчивости поставок со стороны поставщиков;

- зависимость от государственных заказов - доля поставок и продаж государству (госпредприятиям или в счет госнужд) в общем объеме продаж анализируемого клиента; учитывая значительные задержки в оплате производимой по госзаказам продукции, данный фактор является отрицательным;

- возможность досрочного взыскания долга Банком на основании условий договора с клиентом (кредит “до востребования”, отзывная гарантия и т.д.) - фактор положительный;

- зависимость от государственных решений (отрицательный фактор) - подконтрольность решений высшего управленческого состава анализируемого клиента государственным органам контроля;

- подконтрольность антимонопольному комитету (отрицательный фактор) - входит ли анализируемый клиент в список предприятий-монополистов, утвержденный антимонопольным Комитетом;

- экологическая угроза (отрицательный фактор) - объем выбросов предприятия-анализируемого клиента превышает предельно допустимые нормы, что создает опасность высоких штрафов;

- вовлечение заемщика в судебные разбирательства (отрицательный фактор) - наличие судебных исков к данному клиенту и возможность наложения на него штрафных санкций;

- выполнение анализируемым клиентом обязательств по продуктам, имеющим кредитный риск, перед другими банками - оценка кредитной истории анализируемого клиента в других банках;

- высокий риск приватизации госпредприятий (в целом отрицательный фактор) - входит ли предприятие в план программы приватизации на период действия кредитного продукта;

- конкурентная позиция заемщика в секторе, где он осуществляет свою деятельность – доля рынка, занятого заемщиком; его устойчивость на этом рынке; конкурентность выпускаемой продукции;

- отраслевая и региональная принадлежность заемщика - перспективы развития отрасли и региона, к которым относится заемщик; принадлежность заемщика к отраслям, являющимся приоритетными согласно кредитной политике Банка;

- возможность поступления денежной выручки в Банк от заключенных заемщиком контрактов до момента погашения анализируемого кредитного продукта (положительный фактор);

- наличие сведений о заемщике не финансового характера, свидетельствующих о повышенном риске для Банка (отрицательный фактор) – выявление фактов предоставления Банку недостоверной и фальсифицированной отчетности и других данных, ожидаемые радикальные изменения в составе руководства компании и сведений криминального характера;

- наличие покупателей, готовых приобрести у Банка предоставленные заемщиком в залог активы после окончания срока действия кредитного продукта и прочие.

По мнению Филиппа Гальперина (главный директор по управлению рисками ОАО «Альфа Банк») в период кризиса необходимо пересмотреть политику выдачи кредитов, которая должна учитывать поправочные коэффициенты из-за снижения стоимости залога. Есть необходимость не только пересмотра кредитной организацией индустриальных заемщиков, но и рассмотрения того, насколько в нынешней ситуации хорошо обстоят дела у клиентов-заемщиков в отраслях, а также анализа типов финансирования. Такой подход необходим, если речь идет о краткосрочном кредите до появления основного финансирования (bridge loan), для того чтобы помочь определенному заемщику выйти из кризиса.

Кризис, по мнению Гальперина Ф., - не самое лучшее время, чтобы заниматься бридж-финансированием (bridge loan). Кредитные организации должны четко представлять всю цепочку, начиная от выдачи кредита до возможного судебного разбирательства в связи с его невозвратом. У банков обязательно должно быть понимание, в какой степени он полагается на залог, который подтверждает кредитоспособность клиента.

В Альфа-Банке существует многолетняя практика не полагаться на залоги. Любая организация, которая полагается на залог, а не на кредитоспособность клиента, - это безответственный банк, который ставит под угрозу средства, доверенные ему вкладчиками и иными партнерами.

Например, в инвестиционном банке по меньшей мере должен быть список контрагентов. В Америке существует террористическая угроза желтого, красного или зеленого уровня, и у любого банка должны быть такие же "флажки" в отношении своих клиентов и обязательно должны быть установлены лимиты.

Во время кризиса очень важно заниматься управлением рисками. Это очень важная деятельность на уровне инфраструктурных единиц. Президент компании (или генеральный директор) обязательно должен организовать вокруг себя сплоченную команду, которая будет контролировать все денежные потоки, как текущие, так и будущие. Речь идет о наличных средствах в кассе, в банкоматах кредитной организации, которые должны работать так, чтобы не вызывать паники среди заемщиков[12].



2020-02-04 164 Обсуждений (0)
Основные положения методики и анализ качества обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные положения методики и анализ качества обеспечения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)