Тема 15. Человек в информационно–техническом мире
Понятие информационно-технического мира. Техника как элемент информационно-технической системы общества. Философия техники, ее предмет и проблематика. Техника как вид деятельности человека. Техника в контексте человеческой культуры. Техника в социальном и аксиологическом измерениях: техника как производительная сила общества (К. Маркс), «политическая интенциональность» техники (Г. Маркузе), «техника как идеология» (Ю. Хабермас), человек в технической цивилизации (Х. Шельский). Техническое знание, его специфика и роль в обществе. Проблема информации в современном обществе. Информация как объект философского и конкретно-научного исследования. Содержание информационного процесса. Сознание, отражение, информация. Идеальное и информация. Проблема объективности информации. Виды информации. Социальная информация. Информация и научная картина мира. Человечество на пути к информационному обществу. Информация и знание. Научное знание. Критерии, эталоны и идеалы научности. Формы реализации научного знания: научный факт, закон, теория, гипотеза. Методы научного познания. Наука как система знания, деятельности и социальный институт. Социокультурные детерминанты развития науки. Исторические этапы становления и развития науки. Рациональность — сущностная характеристика научного знания. Оппозиции «рациональное-эмпирическое», «рациональное-иррациональное» в истории философии и современной философской мысли. Модели научной рациональности: индуктивистская (Р. Карнап), дедуктивистская (К. Поппер), эволюционистская (С. Тулмин). Типы рациональности. Рациональность и обыденное сознание. Рациональность: знание и реальность. Онтологический и гносеологический аспекты рациональности. Рациональность и социальное познание. Рациональность и гуманитарное познание. Рациональность и социальные ценности. Рациональность как принцип западной цивилизации. Традиционная и рациональная культуры. Теория «формальной рациональности» (М. Вебер). Виды рационального действия. Рационалистическая личность и ее социальные ориентации и установки. Возможность рационально организованного общества (концепции неоконсерватизма, либерализма, марксизма). Тема 16. Кризис техногенной цивилизации и глобальные Проблемы современности Философский подход к изучению глобальных проблем. Философия глобальных проблем как особая философская дисциплина, ее проблематика и предмет. Понятие и типология глобальных проблем. Философия и глобалистика. Современные глобалистские концепции и теории (А. Печчеи, Д. Медоуз, Д. Форрестер, Н. Н. Моисеев). Глобальное единство человечества и пути его достижения — основная проблема философии глобальных проблем. Варианты решения этой проблемы: создание транснациональных политических и экономических структур, мирового правительства, создание экологически сбалансированной экономической системы, становление глобального сознания, глобальной культуры нового типа, формирование нового миропорядка. Методология познания и решения глобальных проблем. Философия и футурология. Утопия и антиутопия как способы осознания современных проблем (О. Хольме, Д. Оруэлл). Глобальное моделирование и глобальное прогнозирование. Модели мира и прогнозирование перспектив общественного развития. Сценарии глобальных катастроф, их последствий и возможности предотвращения (Н. Н. Моисеев). Стратегия выживания человечества в современных условиях. Концепции устойчивого общества и устойчивого развития. Экологическая проблема. Экосоциальный анализ системы «общество-природа». Природа как объект и как ценность. Формирование экологического сознания. Экология как форма самосознания цивилизации. Экологизация научной картины мира. Экологический кризис, модели и сценарии выхода из него. Концепции экологического гуманизма, экологического социализма, экологического материализма (К. Амери). Теоретическое содержание идеи ноосферы (П. Тейяр де Шарден, В. И. Вернадский). Проблема разума в философии русского космизма (К. Э. Циолковский, Н. Ф. Федоров). Проблема термоядерной катастрофы человечества. Вероятность возникновения термоядерной катастрофы. Теория ограниченной ядерной войны. Возможные причины возникновения ядерной войны: концепция врожденной агрессивности человека, концепция агрессивности современного империализма и «красной угрозы», концепция случайного возникновения войны. Варианты и версии предотвращения термоядерной катастрофы (Г. Кан, Н. Фридмэн). Необходимость нового политического мышления. Философия и этика ненасилия. Тема 17. Общественный прогресс и проблема Социального идеала Возникновение и основные этапы развития идеи общественного прогресса в европейской философии. Идеалистическое и материалистическое понимание исторического прогресса. Взаимосвязь «идеи прогресса» и «идеи свободы». Идея прогресса и «стрела времени». Прогрессистские и антипрогрессистские концепции в западной философии ХХ века (П. А. Сорокин, М. Вебер, У. Ростоу, Р. Арон). Индустриальное и постиндустриальное общество как стадии исторического прогресса (Д. Белл, Д. Гэлбрейт, К. Боулдинг) Футурологические теории О. Тоффлера и Г. Кана. Проблема критериев общественного прогресса. Структурный и функциональный критерии прогресса. Аксиологические критерии общественного прогресса. Историческое развитие как восходящий процесс. Накопление потенциала развития в истории общества. Марксистская теория общественно-экономической формации как теория прогресса. Производительность труда – критерий общественного прогресса. Типы исторического прогресса. Кризис прогрессистского сознания. Глобальные проблемы современности – выражение противоречивости общественного прогресса. Гуманистическая теория прогресса. Общественный прогресс как развитие личности. Удовлетворение потребностей – функциональный инвариант жизни. Иерархия ценностей как аксиологический коррелят системы потребностей. Развитие системы потребностей – показатель расширения духовной свободы субъекта. Универсализация системы потребностей личности как критерий общественного прогресса. Социальное предвидение и «социальная инженерия». Феномен «самооправдывающегося предсказания». Проблема социального идеала. Природная и социокультурная обусловленность социального идеала. Ценностное осмысление истории как предпосылка выработки социального идеала. Социальный идеал как фактор общественного прогресса.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |