Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Журналистская деятельность



2020-02-04 186 Обсуждений (0)
Журналистская деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок




Журналистское творчество всегда отражает взгляды, образ жизни автора, дает возможность правильно оценить его позицию по отношению к событиям, участником иди современником, которых он был. Особенно это верно в отношении трудов Франклина.

Среди его многочисленных произведений были политические трактаты, эссе на философские темы и притчи, сатирические памфлеты и труды, касающиеся естественных наук, он собрал и опубликовал множество пословиц и поговорок.

Антирелигиозные взгляды Франклина нашли яркое отражение в его самой популярной работе – «Альманах «Бедного Ричарда». Жизненная мудрость «Бедного Ричарда» заставляла сделать вывод, что догматы религии – не лучшее средство для успешного решения житейских проблем: «Бог помогает тем, кто сам себе помогает», «Путь, указанный верой, закрывает глаза разума», «Усердие – мать удачи, а бог все дает трудолюбивым», «Служить богу – значит делать добро людям. Считают, что молитва – легкое средство услужения богу, и поэтому ее чаще всего используют», «Работай так, будто тебе еще жить 100 лет, молись так, будто тебе завтра умирать».

На мой взгляд, немаловажно, что в своих работах Франклин затронул тему женщины в современном обществе. Наиболее известен написанный им в 1745 году «Совет молодому человеку в выборе хозяйки дома»[17]. В этой работе, написанной в виде письма к другу, говорилось: «Быть женатым – самое естественное состояние человека, в котором вы наиболее вероятно найдете прочное счастье… Мужчина и женщина, соединившись, создают полное человеческое существо. Одинокий мужчина не представляет собой той ценности, в которую он превращается в состоянии союза с женщиной. В одиноком состоянии он несовершенное животное»[18].

Важный этап в творчестве Франклина начинается в предреволюционный период, когда рассмотрение проблем морали сменяется постановкой важнейших общенациональных политических вопросов. Обогащается и мастерство Франклина, который от сочного, близкого к народным истокам юмора переходит к сатире. Язвительной иронией пронизан, например, превосходный «Исторический очерк конституции и правительства Пенсильвании»[19] (1759), которому Франклин предпослал эпиграф: «Те, кто готов отказаться от основной свободы ради кратковременной безопасности, не заслуживают ни свободы, ни безопасности»[20]. По свидетельству историков, очерк был горячо встречен передовыми кругами английской столицы, которые в разгоравшемся столкновении выступили в поддержку колонистов. Однако сам Франклин в ту пору исходил из необходимости сохранения союза с метрополией, веря, что можно ликвидировать злоупотребления посредством разумных законодательных мер. С этих позиций был написан также и «Допрос доктора Бенджамина Франклина в английской Палате общин»[21] (1766). Однако его критика действий короны была столь сокрушительна, что даже не разделявший взглядов Франклина ярый противник всего просветительского учения Э. Берк был вынужден признать, что сам допрос напоминал попытку школьников атаковать своего учителя.

Убедившись в бесплодности попыток мирного урегулирования конфликта, Франклин обрушил на тиранов всю мощь своей сатиры. В таких произведениях, как «Эдикт прусского короля»[22] (1773) или «Руководство к тому, как из великой империи сделать малую»[23] (1773), он осыпает градом насмешек врагов американской свободы. Использовав в них одну из популярнейших в XVIII в. форм — форму просветительской притчи, Франклин беспощадно обнажает нелепость притязаний английской короны. Прибегнув к мистификации, он выступает в «Эдикте» от имени прусского монарха, требующего удовлетворения своих законных прав на Великобританию, а в «Руководстве», сохраняя усиливающую комический эффект невозмутимую серьезность тона, дает английскому королю советы, которые непременно должны привести к отторжению колоний, словно это и составляет предмет заветных желаний монарха. Перечисляя по сути дела реальные меры, которые предпринимала метрополия в отношении американских владений для укрепления своего господства, Франклин выставляет английских законодателей в смешном и жалком виде. От этих и других подобных им сатирических произведений Франклина тянется прямая нить к поздним памфлетам Марка Твена.

Не забывает он в это время и своих излюбленных тем: морали и воспитания. В разгар споров о судьбах Америки он пишет «Притчу против преследования» (1774), направленную против религиозной нетерпимости, которой особенно отличались пуритане. В конце 70-х и на протяжении 80-х годов XVIII столетия Франклин создает серию маленьких шедевров («Однодневка: символ человеческой жизни», 1778; «Свисток», 1779; «Диалог между Франклином и подагрой», 1780; «Искусство видеть приятные сны», «Нравственность игры в шахматы» — время написания последних не установлено), в которых с добродушным юмором, по-отечески наставляет в искусстве жить, довольствуясь скромными радостями и не отравляя существования ни бесплодной погоней за призрачным счастьем, ни упованием на потусторонний мир, призывает, несмотря на невзгоды и удары судьбы, твердо идти к намеченной цели.

Следует особо сказать о сочинениях Франклина, посвященных индейцам и неграм. Поборник просветительского учения о равенстве, он с поистине редкой для того времени широтой мышления утверждал принципы эгалитаризма в отношении всех рас. Непримиримый противник рабства, Франклин не раз призывал сограждан покончить с этим злом. Как и прежде, теоретические постулаты не остались простой декларацией, а нашли завершение в действии: видевший в рабстве «жестокое унижение человеческой природы» («Обращение к населению», 1789), Франклин основал первое в Соединенных Штатах аболиционистское общество и стал его первым председателем, положив тем самым начало движению, сыгравшему важную роль в общественной жизни страны.

Как никто другой, Франклин понимал, что освобождение рабов само по себе не решает вопроса. «При этих обстоятельствах, — справедливо замечал Франклин, — свобода для него может часто обернуться несчастьем, и это будет пагубно для общества»[24]. В наши дни обоснованность его опасений не вызывает сомнений. На пагубность последствий ссылались в качестве аргумента и сторонники рабства. В противовес им Франклин, не ограничиваясь требованием запрета рабовладения, разработал целую систему мер, целью которой было сделать негров полноправными гражданами республики («План улучшения условий существования свободных негров», 1775).

Своеобразным духовным завещанием Франклина прозвучал памфлет «О работорговле», опубликованный за 24 дня до смерти великого философа-просветителя. Вновь прибегнув к одному из излюбленных просветительских жанров — аллегорической восточной сказке, Франклин зло высмеял аргументацию сторонников рабства. Пародируя в сказке проходившие в 1789 г. дебаты в Конгрессе, когда он внес предложение о запрещении работорговли, Франклин ведет речь от лица восточного вельможи, члена дивана Алжира Сиди Магомета Ибрагима. Защищая институт рабства (особую остроту его разглагольствованиям придает то, что в роли рабов предстают «христианские собаки»), тот приводит доказательства, в сущности оставшиеся неизменными и поныне, начиная с того, что, если не иметь рабов, в жарком климате станет некому обрабатывать поля, и кончая тем, что христиане «только меняют одно рабство на другое, и я бы сказал, на лучшее, ибо их приводят в страну, где светит и сияет в полном блеске солнце Ислама. Здесь они имеют возможность познакомиться с единственно истинным вероучением и тем самым спасти свои бессмертные души»[25].

Достойным завершением жизненного и творческого пути Франклина стала его «Автобиография» (в подлиннике — «Мемуары»), признанная первым произведением американской классики. Франклин трудился над ней с большими перерывами с 1771 по 1789 г., доведя описание до 1757 г.Автобиография Франклина — это рассказ человека «третьего сословия» о том, как он, полагаясь только на свои силы, достиг знаний и славы. Многие эпизоды этого жизнеописания стали классическими, как, например, появление бесприютного юноши Франклина на улицах Филадельфии — города, который должен был стать ареной его возвышения, — с тремя краюхами хлеба, купленными на последние деньги. Без всякой рисовки Франклин повествует о своей жизни, комментирует свои удачи и критикует ошибки. Идеологическая схема автобиографии такова: сперва Франклин применяет выработанные им правила практической морали для достижения материальной независимости; затем он использует материальное благополучие для дальнейшего просвещения своего разума и для деятельности на пользу общества.

Пафос автобиографии, как это хорошо чувствовали современники, был в том, что герой, молодой буржуа, возвышался не путем отречения от своего класса и перехода к аристократии и не в качестве «плута», достигающего своей цели ценой обмана и унижений перед сильными мира сего, но в рамках повседневной жизненной практики буржуазии и как ее выдающийся представитель, которого не могут не признавать даже враги.

Друг Франклина Воган, прочитав первую часть «Автобиографии», писал Франклину (убеждая его опубликовать рукопись), что история его жизни может иметь большее значение, чем «все жизни Плутарха, взятые вместе»[26]. Воган намечает несколько важнейших (с точки зрения буржуазного Просвещения) воспитательных задач, которые призвана выполнить книга Франклина: она покажет, что человек не является по своей природе злобным животным и что его моральные качества зависят от условий воспитания; она покажет, сколь мало необходимо знатное происхождение для счастья, добродетели и величия. Наконец, она будет способствовать надлежащему взгляду на американскую революцию, показав высокие достоинства одного из ее виднейших вождей.

Этой оценке Франклина его современниками резко противоречит укоренившийся в XIX века и поддержанный в особенности романтиками взгляд на Франклина как на проповедника филистерской морали и грубого апологета буржуазно-собственнического идеала. Иногда Франклина называют «отцом всех янки», подразумевая под «янки» тип американского бессовестного буржуа-дельца, «философствующим квакером, набитом скаредными поучениями»[27].

Как видно, Франклин, как и многие другие философы, на протяжении всей своей жизни занимался вопросами нравственности и безнравственности, морали, политической беспомощности и злоупотребления полномочиями власти. Не раз своим творчеством он затрагивал тему женщины и её только зарождающейся в то время эмансипации. Его волновало образование, научные открытия и промышленный прогресс, реформаторство и развитие внешнеполитического сотрудничества. Словом, сложно припомнить хоть одну жизненно важную проблему, которую бы он обошёл стороной и не осветил в своих трудах.

Заключение

Бенджамин Франклин оставил после себя богатое творческое наследие. Среди его многочисленных произведений были политические трактаты, эссе на философские темы и притчи, сатирические памфлеты и труды, касающиеся естественных наук.

Бенджамин Франклин активно проповедовал идеи Просвещения, которые нашли отклик в душах наиболее продвинутых представителей общественности, в том числе и русской. Франклина ценили не только за его выступления, направленные на защиту интересов общественного прогресса. В нем видели великого дипломата и ученого, но самое главное, этот человек обладал высокими моральными и нравственными качествами, что добавляло ему уважения в глазах многих людей не только на его родине, но и в России.

По мнению шотландского философа Дэвида Хьюма, Франклина можно назвать «первым великим литератором» Америки, олицетворяющим собой идеал Просвещения - разумного начала в человеке[28]. Практик и при этом идеалист, неутомимый труженик и преуспевающий бизнесмен, Франклин рассказал о своей молодости в ставшей широко известной «Автобиографии». Писатель, печатник, издатель, ученый, филантроп и дипломат, он стал самой известной и уважаемой личностью своего времени. Франклин был первым в Америке человеком, выбившимся из низов, бедным демократом, родившимся в аристократический век, который помог сделать более свободным своим собственным примером.

Франклин никогда не руководствовался корыстными помыслами и помогал другим простым людям добиться успеха, делясь своими мыслями и положив начало сугубо американскому литературному жанру - книгам из серии «Помоги себе сам».

Подлинно исторический взгляд позволяет, не закрывая глаз на слабости первого американского просветителя, выделить в его наследии то, что неоспоримо способствовало духовному раскрепощению человечества.

Несмотря на свои богатство и славу, Франклин никогда не отступал от своего демократического мироощущения. Он играл важную роль не только в журналистике, но и в политике, к примеру: он принял активное участие в работе конвента 1787 г., на котором был разработан проект Конституции США. Позднее Франклин занял пост президента ассоциации по борьбе с рабством. Одним из последних этапов общественной деятельности этого человека стало содействие созданию национальной системы всеобщего образования.

Список использованной литературы:

1. Иванов, Р.Ф. Бенджамин Франклин [Текст] / Р.Ф. Иванов; http://marsexx.narod.ru/lit/franklin.html

2. Алентьева, Т.В. Из истории американской журналистики [Текст] / Т.В. Алентьева. - СПб., 1998.

3. Лучинский, Ю. Очерки истории зарубежной журналистики [Текст] / Ю. Лучинский; http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/luch/index.php.

4. Франклин, Б. Избранные произведения [Текст] /Б.Франклин. - М.: Политическая литература, - 1956 г.

5. Спэнкерен, К. Краткая история американской литературы [Текст]/Кэтрин Ванн Спэнкерен; http://www.skunksworks.net/sachkov/scientif/filology/literat/spankerk.php

6. История зарубежной журналистики - СМИ США [Текст]; http://www.ds4607.narod.ru/book/zhurnsoed.rar

7. Михайлов, С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки [Текст] / С.А.Михайлов; СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004 г.

8. Загладин, Н.В.История США [Текст] / Н.В. Загладин; М., 1996.

9. Карамзин, Н.М.Избранные произведения [Текст] / Н.М.Карамзин: М.,1987 г.

10. Хьюм, Д. «Моральные и политические эссе» [Текст] / Д.Хьюм: М, 1968 г.

11. Орлов, М.В. История США [Текст] / М.В.Орлов: М., 2004 г.


[1]         Под ред. Н.К. Мещеряковой, И. С Чернявской. Зарубежная литература для детей и юношества.-Москва.: «Просвещение», 1989.-с. 112-113.

[2]         Иванов, Р.Ф. Бенджамин Франклин [Текст] / Р.Ф. Иванов; http://marsexx.narod.ru/lit/franklin.html

 

[3]         Иванов, Р.Ф. Бенджамин Франклин [Текст] / Р.Ф. Иванов; http://marsexx.narod.ru/lit/franklin.html

[4]         Там же.

[5]         См.: Карамзин Н.М Избранные произведения. - М.,1987 год

[6]         Иванов, Р.Ф. Бенджамин Франклин [Текст] / Р.Ф. Иванов; http://marsexx.narod.ru/lit/franklin.html

 

[7]         Иванов, Р.Ф. Бенджамин Франклин [Текст] / Р.Ф. Иванов; http://marsexx.narod.ru/lit/franklin.html

[8]                 Загладин, Н.В.История США [Текст] / Н.В. Загладин; М., 1996

[9]      Иванов, Р.Ф. Бенджамин Франклин [Текст] / Р.Ф. Иванов; http://marsexx.narod.ru/lit/franklin.html

[10]        Там же.

[11]    Иванов, Р.Ф. Бенджамин Франклин [Текст] / Р.Ф. Иванов; http://marsexx.narod.ru/lit/franklin.html

[12]        Михайлов, С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки [Текст] / С.А.Михайлов; СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004 г

[13]        Орлов, М.В. История США [Текст] / М.В.Орлов: М., 2004 г

[14]       История зарубежной журналистики - СМИ США [Текст]; http://www.ds4607.narod.ru/book/zhurnsoed.rar

 

[15]        Лучинский, Ю. Очерки истории зарубежной журналистики [Текст] / Ю. Лучинский; http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/luch/index.php

[16]        Б.Франклин «Автобиография»// Политическая литература, - 1956.

[17]        Б.Франклин «Избранные произведения»// М: Политическая литература, - 1956.

[18]        Б.Франклин «Избранные произведения»// М: Политическая литература, - 1956.

[19]        Б.Франклин «Избранные произведения»// М: Политическая литература, - 1956.

[20]        Б.Франклин «Избранные произведения»// М: Политическая литература, - 1956.

[21]        Франклин, Б. Избранные произведения [Текст] /Б.Франклин. - М.: Политическая литература, - 1956

[22]        Там же.

[23]        Там же.

[24]        Михайлов, С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки [Текст] / С.А.Михайлов; СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004

[25]        Франклин, Б. Избранные произведения [Текст] /Б.Франклин. - М.: Политическая литература, - 1956

[26]        Франклин, Б. Избранные произведения [Текст] /Б.Франклин. - М.: Политическая литература, - 1956

[27]        Алентьева, Т.В. Из истории американской журналистики [Текст] / Т.В. Алентьева. - СПб., 1998

[28]       Хьюм, Д. «Моральные и политические эссе» [Текст] / Д.Хьюм: М, 1968 г.

 



2020-02-04 186 Обсуждений (0)
Журналистская деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Журналистская деятельность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)